Внеклассное мероприятие "Есть у меня особый мир-поэзия моя..."
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поселковая средняя общеобразовательная школа»
Воробьевского района Воронежской области
Внеклассное мероприятие
для 7-11 классов
Тема: «Есть у меня особый мир –
поэзия моя…»
Подготовила учитель русского языка и литературы Бондарева Светлана Ивановна
|
2012
Название работы: «Есть у меня особый мир - поэзия моя…»
Автор: С.И. Бондарева.
Место работы: МКОУ «Поселковая СОШ» Воробьевского района воронежской области.
Предмет: литература, внеклассное мероприятие.
Продолжительность: 1 час
Класс:7-11 классы
Цель данного внеклассного мероприятия.
Развивать и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Расширять и обогащать знания школьников о родных местах, прививать им любовь и уважение к истории культуры родного края, помочь полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Задачи:
1. Обучающие:
1) познакомить учащихся с культурой родного края;
2) углубить имеющиеся знания о творчестве местных поэтов.
2. Развивающие:
1) развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
2) развивать умение логически мыслить;
3) развивать умение работать в команде.
3. Воспитательные:
1) воспитывать интерес к своей малой родине;
2) воспитывать бережное отношение к слову;
3) воспитывать информационную культуру учащихся.
Введение.
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и обучении молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины.
Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.
Знакомство с жизнью и творчеством поэта помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы, что связано с проблемами воспитания чувства бережного отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране.
Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.
Основным местом организации и проведения литературно-краеведческой работы с учащимися является школа, а организатором ее - преподаватель русского языка и литературы. Этого требуют и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой.
Литературно-краеведческая работа близка и понятна учащимся, с которыми я работаю. Так как местный языковой материал мы используем как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе. Ведь живое слово земляков и о земляках воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о её истории и сегодняшнем дне.
Одним из источников изучения литературно-краеведческого материала является использование художественных произведений местных писателей и поэтов.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию творческий проект под названием «Есть у меня особый мир - поэзия моя».
«Есть у меня особый мир –
Поэзия моя.
Она - мой спутник,
Мой кумир,
Моё второе я»
Так начинается одно из стихотворений уроженки села Никольское нашего района Людмилы Уваровой, написанное ею в 1999 году.
Имя Людмилы Сергеевны Уваровой хорошо знакомо всем учащимся нашей школы, так как ещё с 1993 года была налажена тесная переписка учащихся под руководством классного руководителя с нашей землячкой.
В своих письмах к нам Людмила Сергеевна рассказала о себе подробно: когда появились первые стихи и почему поэзия, что называется «всецело овладела ею».
А стихи, которые Людмила Сергеевна присылала в письмах, ребята записывали в альбом, который можно считать своеобразным сборником стихов.
Постепенно наша краеведческая работа расширялась. Мы стали уделять внимание и другим авторам, стихи которых читали в районной газете «Восход». А теперь у нас есть сборники стихов: «Босые души», авторами которых являются Нуйкин Владимир Егорович, Соляников Борис Алексеевич, Скулов Андрей Фёдорович.
Мы попытаемся провести вас в «особый мир» каждого автора и познакомить с их творчеством.
Людмила Сергеевна Маликова (Уварова) родилась 1 августа 1949 года в селе 3-е Никольское. С 1956 г. по 1965 г. училась в 3-е Никольской школе, а затем 4 года в Россошанском педагогическом училище.
У каждого человека в жизни есть какое-то своё увлечение, которому он посвящает всё своё свободное время. Для Людмилы Сергеевны единственным и самым важным увлечением стала потребность писать стихи.
Стихотворение «В родной деревушке»
Ветер стелется, льнёт к буеракам.
За околицей - глазу простор.
Вдоль обочин - дорожные знаки.
Впереди - тёмным кружевом бор.
Я скупыми словами рисую
Сад... Калитку… И старый овин...
Скоро в сердце своём увезу я
Облик милых неброских картин.
Работала учителем и одновременно училась в Воронежском государственном университете на филологическом факультете. В 1969 г. впервые отправила свои стихи в редакцию газеты «Ленинский путь» города Калача. Стихи напечатали, это придало уверенность, и она регулярно стала посылать туда свои стихи.
Стихотворение «Весна»
Дарит людям радость
Звонкая весна,
Солнце так чарующе смеётся,
И опять кому-то будет не до сна,
Сердце растревожено забьется.
Расплетая кудри трепетных берез,
Ветер первой зеленью играет,
И веснушек брызги на курносый нос,
С солнечного облака слетают.
«И опять кому-то будет не до сна»...
Как в знакомой песенке поется,
И в сердцах влюбленных юная весна
Трелью соловьиной отзовется.
Стихотворение «Весна»
Как откровения начало,
Как первый гром над головой-
Весна к нам в сердце постучала,
Умыла окна синевой,
И распахнула настежь двери-
Восторгу, радости, любви.
Поют синицами капели,
Звенят бубенчики-ручьи.
Так много нежности и света
Весна приносит в каждый дом!
Улыбкой мартовской согрета,
Стоит березка под окном.
Все сразу вдруг помолодели-
Всем в юность выдали ключи,
А солнца яркие качели
Нам шлют весенние ключи.
Стихотворение «Весенний снег».
Весенний снег как дымка зыбкий,
Сияет неба бирюза.
У марта — девичья улыбка
И, как подснежники, глаза.
Стряхнув последние снежинки,
Притопнув резвою ногой,
Спешит весна торить тропинки,
Всех увлекая за собой.
Развеселился луч-проказник,
Всем подмигнуть ему не лень.
Нам март приносит светлый праздник-
Международный женский день.
Все в этот день для женщин милых-
Улыбки, радости, цветы-
Чтоб солнце ярче вам светило
И все исполнились мечты.
В 1972 году Людмила Сергеевна вышла замуж за своего земляка и уехала вместе с ним в Москву, где и живет вот уже более 40 лет.
В стихах Людмилы Сергеевны более всего преобладает осенняя тематика, так как осень - ее любимое время года. «Природа в эти дни, - пишет она, - особенно привлекает наше внимание, никого не оставляет равнодушным: столько красок, столько оттенков разных цветов - каждый день, как подарок. Словно невидимый художник всякий раз выставляет за окна новые картины: то легкой желтизной скользнет по краешкам листьев, то слегка зарумянит их, как в печке пирожки, и вот уже пунцовые букеты боярышника радуют наш взор. Настоящий праздник осенних красок! И вот постепенно, по капелькам уходит осень, волнуя солнце, пока последний листок прощально затрепещет на голой ветке и звонкие зеркала лужиц покроет тонкий ледок. А как прекрасна осень в наших краях, вы знаете сами. Я всегда представляю себе нашу, деревенскую осень - мне так не хватает ее здесь, среди столичного асфальта и гула машин. Так что осень, как в жизни, так и в стихах, занимает особое место».
«Осенние мотивы».
Ах, эта солнечная осень!
Сверкает, красками маня.
В воспоминания уносит
От суетной прохлады дня.
Она волнует и чарует,
Сусальным золотом звеня,
А ветер с листьями танцует
В лучах волшебного огня.
***
Подвинься, лето, на краешек скамейки:
Крадется осень, чтобы властно взять права,
И гамма чувств, и гамма красок светлых
Нахлынут вдруг, как главные слова.
Быть может, осень, ты не виновата,
Что неизбежность постигает нас.
А он в глаза мои взглянул холодновато
И распрощался, как в последний раз.
***
Кораблики листьев сквозь осень плывут,
Оранжевым звоном деревья поют.
Вот платья примерить в аллею сошлись,
И, за руки взявшись, по кругу пошли.
Кружит каруселью их пестрый наряд,
А в небе - осенние птицы летят.
***
Листвой заплачет грустно осень,
И побледнеет неба лик.
И вдруг прорвется, словно озимь,
Щемящий журавлиный крик.
Его, услышав, каждый вспомнит
В судьбе своей прощальный миг,
И сразу смыслом жизнь наполнит
Щемящий журавлиный крик.
То, что она родилась и выросла в деревне, очень помогает ей в творчестве. С детства вошли в нее все краски нашего удивительного Воронежского края. Она гордится тем, что в памяти живет ее милое деревенское детство — ее малая Родина - село Никольское.
Стихотворение «Долгожданная встреча».
Все мило мне: и этот санный след,
И снежный холм, и ветер леденящий,
На встречу белой птицею летящий,
И лай собак, и роща вдалеке,
И наш возок, бегущий налегке-
По снегу белым лебедем скользящий,
И холодок от встречи предстоящей,
И радостно, и так тревожно мне...
Но вот мой дом. По снегу, напрямик,
Бегу, как девочка, к крыльцу родному-
Все тот же он — ни тесен, ни велик —
Как много лет уж не была я дома.
И вот навстречу распахнулась дверь,
И слезы радости смешались воедино...
Какое это счастье - быть любимой,
И счастие - родителей иметь!
О, боже! Ведь отец - совсем старик,
И лишь глаза такие ж молодые.
У мамы тоже волосы седые -
Их взгляд такими видеть не привык.
Но время так летит неумолимо,
А встречи так бывают коротки,
Как будто фотографию с руки
Относит ветром прочь, неудержимо...
Ну что грустить?! Мы радость встречи пьем,
Как чай душистый - не спеша, со вкусом,
Сидим за старым столиком втроем
И по-житейски изливаем душу.
И незаметно окна потемнеют,
И мягкий свет от лампы побежит –
Так лишь одни родители умеют –
Понять, и пожалеть нас, и простить.
Когда ж обратно возвращусь в столицу,
Мне будут долго сердце согревать –
Мой дом родной и дорогие лица —
Родители мои - отец и мать.
Наша районная газета «Восход» - это лишь малая частичка того мира, в котором обитают поэтические строки Людмилы Уваровой. Более двадцати лет она поддерживает связь с газетой, а через нее с родным краем, со своей малой Родиной. Ее стихи глубоко лиричны, а поэтому проникновенны и музыкальны.
В ноябре 1998 г. Л. С. Уварова стала членом Союза писателей России и Международного Сообщества писательских союзов. Она — автор поэтических сборников «Цветы в росе» (1994 г.), «Рябиновый вечер» (1996 г.), «Смеющийся ветер» (1998 г.), «Цвет мечты» (1999 г.), «Аллеи жизни. Избранное» (2001 г.),
«Сиреневая даль» (2003 г.), «Свет любви» (2007 г.)
Стихотворение «Есть у меня особый мир».
Есть у меня особый мир - поэзия моя.
Она - мой спутник, мой кумир, мое второе «я».
Дано мне видеть цвет мечты, феерию огней.
Внимать урокам доброты в калейдоскопе дней.
Во все случайности вникать, в суть жизненных основ.
И в лепестках лучей искать протуберанцы слов.
И открывать лучом зари загадки бытия.
... Есть у меня особый мир — поэзия моя.
Нуйкин Владимир Егорович родился 14 июля 1952 г. в семье веннослужащего в Читинской области. В 1976 г. окончил Пензенский политехнический институт. С августа 1977 г. живет в Воробьевке и работает в районной газете «Восход», на страницах которой и публикуются некоторые из его стихов. А писать стихи он начал еще в 7 классе. В 1993 г. в одном из российских журналов была напечатана его сказка в стихах для взрослых «Дюймовочка». В том же году в Воронеже вышла его брошюра (в соавторстве) «Все возрасты покорны», а двумя годами раньше - фантастическая повесть - «Эрония».
Стихотворение «Осень»
Как много желтизны в осенних этих днях,
И холода, и злой тоски о невозвратном!
Уходит лето, прожитым дразня,
Которого уже и не понять нам.
Весной грустим о том, чему не быть,
А осенью - о том, что не случилось,
И прошлое надеемся забыть,
Надеясь лишь на будущего милость.
.. .Бреду по полю. Даль глуха, слепа,
Лишь гонит ветер туч косые тени.
И, к высохшей груди земли припав,
Сливаюсь с ней в задумчивом забвеньи.
Чем будущее может обогреть?
Рвет осень листья, ветви обнажая.
Полыни серой высохшая плеть,
Уж не тебе ли в жизни подражал я?
Скулов Андрей Федорович родился 11 октября 1936 г. в селе Краснополье. В 1953 г. закончил школу. По комсомольской путевке год работал и учился в «Сталинградгидрострое». Служил в армии, там же начал писать стихи. Дважды публиковался в газете «Красная звезда». После увольнения в запас работал в селе Березовка председателем исполкома Березовского сельского совета, директором Березовского сырзавода, председателем профкома колхоза имени Свердлова, преподавателем трудового обучения Березовской средней школы. Награжден медалями: «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «Ветеран труда». Много лет публикуется в районной газете «Восход».
Стихотворение «Малая Родина»
Нам малой родины нельзя забыть.
Ее в себя мы с молоком впитали.
Она нас научила жить, творить,
Любовь земную мы на ней узнали.
Нам малой Родины нельзя забыть,
Она присутствует в сознанье нашем
И заставляет нас дерзать, любить
Простор родных лесов, лугов и пашен.
И мы - ее родные сыновья -
Хотим достичь больших высот познанья.
Чтобы в стране жить, как одна семья,
Поняв секрет взаимопониманья.
Стихотворение «О Краснополъе, Родина моя!»
Я помню Краснополье, лес Широкий,
А в том лесу, в Песках в пещеры вход.
Там, говорят, монахи в век далекий,
Молились за людской наш грешный род.
По тем пещерам я с отцом когда-то
Ходил, свечу держа над головой.
Я помню, как бывало жутковато,
Когда из мрака слышал волчий вой.
Всесильным, всемогущим мне казался,
Родной отец, хоть ростом был и мал.
Я с ним ничуть, ни капли не боялся
И смело в мир неведомый шагал.
Топорик он сжимал рукою правой,
Засечки стрелкой делал на стене.
Не за богатством шел и не за славой,
А чтобы показать все это мне.
Мы в неизвестность шли, как будто в вечность,
Где не бывает ночи или дня.
И отступала жизни быстротечность,
Минувшее входило здесь в меня.
А годы шли.. .Десятилетья мчались.
И прошлое сегодня - как во сне.
Пусть в жизни дни мне разные встречались,
Но не забыть тех лет далеких мне.
Где детство, юность? Где тот, прежний, я?
О Краснополье, родина моя!
Соляников Борис Алексеевич (1937-2012). После окончания семилетки работал в колхозе «1 Мая» и учился в вечерней средней школе. В 1967 году окончил Воронежский государственный педагогический институт и был направлен в Красноярский край, где был назначен директором школы. В 1980 году вернулся на родину и продолжил работу в прежней должности - директором нашей, Поселковой средней школы. Несколько лет работал инспектором РОНО. Стихи начал писать с 20 лет, а печататься — в 25.
Стихотворение «Осень была на исходе».
Осень была на исходе,
Холод гулял по избе.
Мечтал я о теплой погоде
И думал в те дни о тебе.
С тобою мне было теплее:
В морозы звенела весна,
И ночи казались светлее,
И ярче светила луна.
Но лопнуло счастья основа,
Разрушив благие мечты.
И жизнь на нас смотрит сурово,
Но в сердце, как прежде, лишь ты.
Стихотворение «Ты».
Мне казалось: ты из сказки
На часок зашла ко мне.
Дверь прикрыв, ты по-хозяйски
Поселилась вся во мне.
Как вошла — очаровала.
Чем? Не знаю до сих пор.
Как рабом, мной обладала.
Я был рад, ловил твой взор.
Мы любовь свою друг к другу
Сберегали, как могли,
Но слушок ходил по кругу –
Нас на взглядах стерегли.
Вдруг вспорхнула ты жар-птицей –
Опустел любимый дом.
Ты была моей царицей,
Это понял я потом.
Сколько лет прошло — не знаю.
Разве счет играет роль?
Я тебя лишь вспоминаю,
А в душе - тоска и боль.
Стихотворение «Воробьевка».
Воробьевка - село небольшое.
Пораскинулось в пойме реки.
В нем прошло мое детство босое,
Век прожили мои старики.
По-над речкой лесок зеленеет,
На просторах - поля без конца,
Золотая пшеница там зреет,
Ждет она хлебороба - жнеца.
Кто-то скажет: «Да что Воробьевка?
Сел таких по России не счесть.
Есть получше деревня Козловка
И не хуже Березовка есть».
Ну, а мне Воробьевка дороже:
В ней я встретил впервые любовь.
Да и лучше других она все же,
Я хоть с каждым поспорить готов.
Заключение.
Наша сегодняшняя встреча с творчеством земляков - это ничто иное, как постижение такого близкого и родного, как наша местная природа; понимание смысла связи с родной землей, приобретение новых знаний о своей малой родине — Воробьевском районе.
Искренне и задушевно говорят поэты о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать и любить природу родной земли.
Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился.
На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок.
История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране.
Русские поэты всегда много писали о скромной природе своего родного края. Она дорога каждому поэту именно той простотой, в которой много красоты внутренней, взывающей к нравственной строгости и чистоте.
Русская поэзия стремилась соединить гуманные принципы отношения к жизни и природные законы, которые всегда представляются справедливыми и разумными.
Получается, что природа — очень важная тема в творчестве русских поэтов, она изображается не только как фон, на котором проходит жизнь человека, но и как часть его души.
Природа всегда выступает как искусный врач, укрепляющий дух человека. Поэты черпают в ней силы для борьбы, вдохновение и светлый оптимизм.
Понять литературу, не зная мест,
где она родилась, не менее трудно,
чем понять чужую мысль, не зная языка,
на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.
Список использованной литературы.
1. А.Ф. Скулов «О, Краснополье, Родина моя!» Воробьевка.
2.Б.А. Соляников «Сельские мотивы». Воробьевка
3. В.Е. Нуйкин, Б.А.Соляников, А.Ф Скулов. Сборник стихов «Босые души». Воробьевка 2005.
4. В.Е. Нуйкин «Пора под названием жизнь». Воробьевка 2009.
5.В.Е. Нуйкин «Разведка боем». Воробьевка 2008.
6. Л.С. Уварова «Цветы в росе» Москва 1994.
7. Л.С.Уварова «Рябиновый вечер» Москва 1996.
8.Л.С. Уварова «Смеющийся ветер» 1998
9.Л.С. Уварова «Цвет мечты» Москва 1999
10. Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации) http://festival.1september.ru/articles/538554/
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»