Модули по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»
Программа: Биология. Человек и его здоровье, 8 класс, авторский коллектив: А.И. Никишов, А.В. Теремов, Р.А. Петросова (Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 классы. – М.: ВЛАДОС, 2009)
Учебник:Никищов А.И. Биология. Животные: учеб. для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009(имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год)
Комплексная дидактическая цель (КДЦ): овладение содержанием всех модулей темы должно обеспечить
1. усвоение учащимися:
— знаний о кишечнополостных как низших многоклеточных животных и их классификации; местообитании, внешнем строении, образе жизни стебельчатой гидры; о наружном и внутреннем слоях тела гидры; нервной сети и рефлексе; бесполом и половом размножении гидроидных, регенерации; особенностях строения и жизнедеятельности животных разных классов; происхождении и значении кишечнополостных.
— умений описыватьосновные признаки подцарства Многоклеточные; выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные; приводитьпримеры представителей разных классов типа Кишечнополостные; определятьпредставителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах; устанавливать систематическую принадлежность кишечнополостных (классифицировать); объяснять взаимосвязь внешнего строения кишечнополостных со средой обитания и образом жизни; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной; раскрыватьроль кишечнополостных в экосистемах; объяснять практическое использование кораллов; рассматривать готовые микропрепараты, сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением, работать с микроскопом, знать его устройство, соблюдать правила работы с микроскопом.
2. овладение умениями работать самостоятельно с использованием инструкции; представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы; работать в паре, группе; делать выбор способа познавательной деятельности для освоения учебного материала.
Модуль 1. «Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных. Класс Гидроидные»
Модуль 2. «Особенности строения и жизнедеятельности гидроидных. Регенерация»
Модуль 3. «Классы сцифоидные, коралловые полипы. Происхождение и значение кишечнополостных»
Модули по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные», представленные ниже, разработаны для учащихся, хорошо овладевших работой по данной технологии. При необходимости модуль может быть взят учащимся домой для продолжения работы
Модули по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»
(Курс биологии «Животные», 7 класс)
Аюпова Светлана Дмитриевна, учитель биологии
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»
г. Усть-Илимска Иркутской области,
высшая квалификационная категория
Программа: Биология. Человек и его здоровье, 8 класс, авторский коллектив: А.И. Никишов, А.В. Теремов, Р.А. Петросова (Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 классы. – М.: ВЛАДОС, 2009)
Учебник: Никищов А.И. Биология. Животные: учеб. для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009 (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год)
Использование информационных технологий: электронное учебное пособие.
Продолжительность урока: 45 минут (для каждого модуля)
Комплексная дидактическая цель (КДЦ): овладение содержанием всех модулей темы должно обеспечить
1. усвоение учащимися:
- знаний о кишечнополостных как низших многоклеточных животных и их классификации; местообитании, внешнем строении, образе жизни стебельчатой гидры; о наружном и внутреннем слоях тела гидры; нервной сети и рефлексе; бесполом и половом размножении гидроидных, регенерации; особенностях строения и жизнедеятельности животных разных классов; происхождении и значении кишечнополостных.
- умений описывать основные признаки подцарства Многоклеточные; выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные; приводить примеры представителей разных классов типа Кишечнополостные; определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах; устанавливать систематическую принадлежность кишечнополостных (классифицировать); объяснять взаимосвязь внешнего строения кишечнополостных со средой обитания и образом жизни; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной; раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах; объяснять практическое использование кораллов; рассматривать готовые микропрепараты, сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением, работать с микроскопом, знать его устройство, соблюдать правила работы с микроскопом.
2. овладение умениями работать самостоятельно с использованием инструкции; представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы; работать в паре, группе; делать выбор способа познавательной деятельности для освоения учебного материала.
Модуль 1. «Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных. Класс Гидроидные»
Модуль 2. «Особенности строения и жизнедеятельности гидроидных. Регенерация»
Модуль 3. «Классы сцифоидные, коралловые полипы. Происхождение и значение кишечнополостных»
Модули (3) по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные», представленные ниже, разработаны для учащихся, хорошо овладевших работой по данной технологии. При необходимости модуль может быть взят учащимся домой для продолжения работы
II. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
Модуль № 1. Тема «Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных.
Класс Гидроидные»
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
|||||||
УЭ-0 |
Цель: в результате усвоения содержания модуля вы будете знать характерные признаки животных типа Кишечнополостные, а также особенности строения кишечнополостных класса Гидроидные; закрепите умения работать с микроскопом и наблюдать объект под микроскопом. |
Внимательно прочитайте цель урока |
|||||||
УЭ-1 Актуализация знаний |
Цель: вспомнить ранее изученные понятия, знания о которых необходимы при изучении данной темы. Задание: «привести в соответствие», то есть к понятиям подобрать определение (образец записи ответов: А 1, Б 4, …)
|
Индивидуальная самостоятельная работа. На выполнение 3 минуты Ответы запишите в тетрадь. Проверьте свою работу по эталону (возьмите у учителя) и оцените по предложенным критериям: 0 ошибок-«5»; 2 ошибки-«4»; задание выполнено неверно-«2». Результаты занесите в лист контроля. |
|||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
Цель: познакомиться с характерными признаками животных типа Кишечнополостные Задание. Прочитайте текст учебника на с. 32. и подготовьте устные ответы на вопросы:
Беседа учителя с классом по данным вопросам. Критерии оценки: знали ответы на все вопросы – 5 б.; вызвал затруднение ответ на 1,2 вопроса – 4 б., на 3,4 – 3 б., на 5 и более – 2 б. |
Индивидуальная самостоятельная работа. На выполнение 7 минут. Примите активное участие в обсуждении вопросов. Возьмите на заметку вопросы, ответы на которые вызвали затруднение. Оцените свою работу по вопросам, используя данные критерии. Результаты занесите в лист контроля. |
|||||||
УЭ-3 Изучение нового материала |
Цель: изучить особенности строения кишечнополостных класса Гидроидные; закрепить умения работать с микроскопом и наблюдать объект под микроскопом. Задание № 1. Просмотрите видеофрагмент о гидре Задание № 2. Выполните самостоятельную работу с микроскопом по инструкции
|
На выполнение 10 минут. Демонстрирует учитель Работайте с соседом по парте Оценка учителем знаний частей микроскопа и умений работать с ним (выставляется в лист контроля). В случае затруднения выполнения пункта 3 воспользуйтесь текстом учебника на с. 32, 34 |
|||||||
УЭ-4 Подведение итогов урока |
Подведение итогов урока, рефлексия I. Прочитайте цель урока (УЭ-0). Достигли ли вы цели урока? В какой степени? II. Оцените свою работу на уроке: «отлично» (15-14 баллов), «хорошо» (13-11 баллов), «удовлетворительно» (10-9 баллов), «неудовлетворительно» (менее 9 баллов). III.Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
|
На выполнение 3 мин. Посчитайте количество баллов, которые вы набрали при выполнении заданий. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Результаты занесите в лист контроля. |
Лист учёта контроля модуля № 1. Тема «Класс Гидроидные» Ф.И. ученика _________________, класс _______
|
||||||||||||||||
|
|
УЭ-1. А 4, Б 3, В 1, Г 2. |
II. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
Модуль № 2. Тема «Особенности строения и жизнедеятельности гидроидных. Регенерация»
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 |
Цель: в результате усвоения содержания модуля вы будете знать особенности клеточного строения и жизнедеятельности кишечнополостных на примере представителя класса Гидроидные; научитесь работать с интерактивными рисунками электронного учебного пособия «1С:Школа. Биология. Животные. 7 класс» |
Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ-1 Проверка изученного материала |
Входной контроль Цель: проверить знания характерных признаков животных типа Кишечнополостные. Выполните тест (образец записи: 1 а, 2 г, 3в, ….) 1. К кишечнополостным НЕ относятся: А) медузы; Б) актинии; В) инфузории; Г) коралловые полипы. 2. Кишечнополостные преимущественно обитают в среде: А) организменной; Б) наземно-воздушной; В) почвенной; Г) водной. 3. Для кишечнополостных характерно наличие: А) двух слоёв клеток и внутренней полости; Б) двух слоёв клеток; В) одного слоя клеток и внутренней полости; Г) внутренней полости. 4. Кишечнополостных относят к низшим, потому что: А) состоят из двух слоёв клеток; Б) обитают преимущественно в водной среде; В) их тело не расчленено на органы; Г) имеют кишечную полость. 5. Кишечнополостные имеют симметрию тела: А) двустороннюю; Б) и двустороннюю, и лучевую; В) лучевую; Г) не имеют её. 6. Плавающих зонтикообразных кишечнополостных называют: А) полипами; Б) саркодовыми; В) жгутиковыми; Г) медузами. 7. Кишечнополостных, ведущих малоподвижный образ жизни, называют: А) полипами; Б) саркодовыми; В) жгутиковыми; Г) медузами. 8. Кишечнополостных объединяют в три класса: А) гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы; Б) саркодовые, жгутиковые, гидроидные; В) гидроидные, саркодовые, коралловые полипы; Г) сцифоидные, жгутиковые, коралловые полипы. |
На выполнение 7 минут. Индивидуальная самостоятельная работа. Ответы запишите в тетрадь. Проверьте свою работу по эталону (возьмите у учителя) и оцените по предложенным критериям: 0 ошибок - «5»; 1-2 ошибки - «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более ошибок - «2». Результаты занесите в лист учёта контроля. Переходите к работе по УЭ-2 |
УЭ-2 Изучение нового материала |
Цель: продолжить изучение особенностей внешнего и внутреннего строения гидры пресноводной как представителя гидроидных кишечнополостных. В электронном учебном пособии откройте интерактивные рисунки: глава 4. Подцарство Многоклеточные животные - п. 13. Тип кишечнополостные - Дополнительные материалы Задание 1. Поработайте с интерактивным рисунком «Строение кишечнополостных» по изучению строения кишечнополостных А) в демонстрационном режиме «показать всё» - рассмотрите рисунок строения тела гидры, медузы и подписи к частям тела; Эктодерма – наружный слой, энтодерма – внутренний слой, мезоглея – студенистое вещество, залегающее между эктодермой и энтодермой. Б) в демонстрационном режиме «подсказки» - наводите курсор на части тела гидры и запоминайте их названия; В) в демонстрационном режиме «спрятать всё» - наводите курсор на части тела гидры и самостоятельно называйте части тела гидры; Г) работа с интерактивным рисунком в тестовом режиме «выберите верный ответ» - проверьте свои знания о строении гидры. Добейтесь правильного выполнения задания !!! Задание 2. Поработайте с интерактивным рисунком «Строение внутреннего и наружного слоёв тела гидры» А) в демонстрационном режиме «показать всё» - рассмотрите рисунок клеток и подписи к ним; Б) в демонстрационном режиме «подсказки» - наводите курсор на клетки и запоминайте их названия; В) в демонстрационном режиме «спрятать всё» - наводите курсор на клетки и самостоятельно называйте их названия; Г) работа с интерактивным рисунком в тестовом режиме «выберите верный ответ» - проверьте свои знания о клетках наружного и внутреннего слоёв тела кишечнополостных. Добейтесь правильного выполнения задания !!! |
На выполнение 10 минут. Работа в парах за компьютером с электронным учебным пособием «1С:Школа. Биология. Животные. 7 класс» Работайте по очереди. Взаимопроверка Работайте по очереди. Работайте по очереди. Взаимопроверка Если вами выполнены все задания УЭ-2,то в листе учёта контроля поставьте «5» и переходите к работе по УЭ-3 |
УЭ-3 Изучение нового материала |
Цель: изучение процессов жизнедеятельности кишечнополостных В электронном учебном пособии откройте интерактивный рисунок: глава 4. Подцарство Многоклеточные животные - п. 13. Тип кишечнополостные – Текст учебника Задание 1. Рассмотрите рисунок 40 «Проведение раздражения нервными клетками гидры», прочитайте текст над рисунком. Задание 2. Рассмотрите рисунок 41 «Схема строения стрекательной клетки», прочитайте текст над рисунком и понаблюдайте за работой стрекательной клетки на интерактивном рисунке (глава 4. Подцарство Многоклеточные животные - п. 13 Тип кишечнополостные – Дополнительные материалы – Работа стрекательной клетки гидры) Задание 3. Прочитайте текст о питании, дыхании и выделении у кишечнополостных. Задание 4. Прочитайте текст о размножении и развитии, регенерации у кишечнополостных, рассмотрите рисунки 42, 43, 44. Задание 5. Ответьте на вопросы №№ 6,7 (глава 4. Подцарство Многоклеточные животные - п. 13. Тип кишечнополостные – Вопросы к тексту) |
На выполнение 10 минут. Работа в парах за компьютером с электронным учебным пособием «1С:Школа. Биология. Животные. 7 класс» В паре друг другу. В листе учёта контроля поставьте «+» и переходите к работе по УЭ-4 |
УЭ-4 Проверка знаний |
Цель: проверить знания об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных на примере представителей класса гидроидных.
Задание. Пройдите тест на тренажёре (глава 4. Подцарство Многоклеточные животные - п. 13. Тип кишечнополостные - тренажёр) Набранные проценты, указанные в графе «оценка», переведите в отметку: 100% - 83% - «5»; 82% - 66% - «4»; 65% - 50% - «3»; менее 50% - «2» и внесите в лист учёта контроля (каждый ученик в свой), если вы не успели выполнить тест, то в лист учёта контроля поставьте количество вопросов, на которые вы ответили (запись: 6 вопросов). |
На выполнение 8 минут. Работайте совместно. Переходите к работе по УЭ-5 |
УЭ-5 Подведение итогов урока |
Подведение итогов урока, рефлексия I. Прочитайте цель урока (УЭ-0). Достигли ли вы цели урока? В какой степени? II. Оцените свою работу на уроке: «отлично» (15-13 баллов), «хорошо» (12-10 баллов), «удовлетворительно» (9 баллов), «неудовлетворительно» (менее 9 баллов). III.Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
|
На выполнение 3 мин. Посчитайте количество баллов, которые вы набрали при выполнении заданий. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Результаты занесите в лист учёта контроля. Если вы выполнили задание № 3 предыдущего урока и заполнили таблицу на с. 35, то тетрадь сдайте на проверку учителю. |
Информация для учителя
В работе с модулем можно использовать файлы электронного пособия «Биология. Животные. 7 класс», Фирма «1 С», 2007 (свободное программное обеспечение, установленное на компьютерах, не позволяет использовать электронное пособие, но возможно воспроизведение отдельных файлов)
Лист учёта контроля модуля № 2. Тема «Особенности строения и жизнедеятельности гидроидных» Ф.И. ученика _________________, класс _______
|
УЭ-1. 1в, 2г, 3а, 4в, 5в, 6г, 7а, 8а |
II. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
Модуль № 3. Тема «Классы сцифоидные, коралловые полипы. Происхождение и значение кишечнополостных»
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
||||||
УЭ-0 |
Цель: в результате усвоения содержания модуля вы будете знать представителей классов сцифоидные и коралловые полипы, особенности их строения и жизнедеятельности; познакомитесь с происхождение и значение кишечнополостных |
Внимательно прочитайте цель урока |
||||||
УЭ-1 Проверка изученного материала |
Входной контроль Цель: проверить знания об особенностях внешнего и клеточного строения, жизнедеятельности кишечнополостных (образец записи: зад.1. 1 эктодерма; 2…)
Задание 3. Укажите, какие процессы иллюстрируют данные рисунки (образец записи: зад. 3. рис. 1. дыхание; рис. 2 ….;) Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4. Дополнительное задание (выполняется если задания 1-3 сделаны вами раньше, чем одноклассниками) Биологические задачи (выполните все или одну на выбор): 1. Пресноводные полипы гидры встречаются в водоёмах со стоячей или слабопроточной водой и не живут в реках с быстрым течением. Почему? 2. Летом у стебельчатой гидры длина щупалец достигает 2-3 см., а к осени они становятся тонкими и удлиняются до 25 см. С чем связаны такие различия? 3. Зелёная гидра, в теле которой живут одноклеточные зелёные водоросли зоохлореллы, избегает сильно заросших водной растительностью участков водоёма. Как вы думаете, почему? |
На выполнение 7 минут. Индивидуальная самостоятельная работа. Ответы запишите в тетрадь. Зад.1 - макс. кол-во 8 баллов; Зад.2 - макс. кол-во 6 баллов; Зад.3 - макс. кол-во 4 балла; макс. сумма баллов – 18. Проверьте свою работу по эталону (возьмите у учителя) и оцените по предложенным критериям: 18-16 баллов (правильных ответов)- «5»; 15-12 баллов - «4»; 11-9– «3»; 8 и менее баллов - «2». Результаты занесите в лист учёта контроля. Письменно в тетради (№ вопроса и ответ), оценивается учителем, при правильном выполнении оценка выставляется в журнал. |
||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
Цель: познакомиться с представителями классов сцифоидные и коралловые полипы, особенностями их строения и жизнедеятельности. Задание 1. Обсуждение задания к § 8 на с. 38 «Познакомьтесь по рисункам 40, 51 с представителями класса сцифоидных и класса коралловых полипов. Определите, чем они сходны с гидроидными и чем отличаются от них» Задание 2. Просмотрите видеофрагмент фильма Национального Географического общества «Сто чудес света» о медузах и их связи в процессе жизнедеятельности с другими организмами. Ответьте на вопросы:
Задание 3. Просмотрите фрагмент DVD-фильма о коралловых полипах Полученную информацию используйте при заполнении таблицы о роли кишечнополостных в природе и жизни человека. |
На выполнение 10 минут. Работа с рисунками в учебнике 40. на с.32, 51 на с.38. Устные ответы. Совместный просмотр видеофрагмента. Устные ответы на вопросы Совместный просмотр фрагмента |
||||||
УЭ-3 Изучение нового материала |
Цель: узнать о происхождении кишечнополостных Задание 1. Прочитайте статью «Происхождение кишечнополостных» в § 8 на с. 39 и подготовьте ответ на вопрос 5 после параграфа (устно). |
На выполнение 5 минут. Заслушивание ответа на вопрос. |
||||||
УЭ-4 Изучение нового материала |
Цель: познакомиться со значением кишечнополостных животных в природе и жизни человека. Задание 1. Заполните таблицу Таблица «Значение кишечнополостных в природе и жизни человека»
Задание 2. Обсудите работу с соседом по парте. Допишите то, на что вы не обратили внимания при просмотре фрагментов фильмов и чтении текста параграфа. |
На выполнение 15 минут. Индивидуальная самостоятельная работа. § 8, с. 39-40 Рассмотрите демонстрационный материал – кусочки кораллов Южно- Китайского моря, выброшенные на берег во время шторма. |
||||||
УЭ-5 Подведение итогов урока |
Подведение итогов урока, рефлексия I. Прочитайте цель урока (УЭ-0). Достигли ли вы цели урока? В какой степени? II. Выберите д/з для подготовки к проверочной работе в зависимости от того, как успешно вы работали на уроках по изучению кишечнополостных:
Для подготовки к проверочной работе вы можете пройти тестирование в режиме «самопроверка» на сайте «Корпоративный университет РУСАЛ - Система Дистанционного Обучения» |
На выполнение 3 мин. Вход по паролю |
Информация для учителя
Сайт «Корпоративный университет РУСАЛ - Система Дистанционного Обучения» http://sdo.rusal.ru/default.aspx – данная площадка для тестирования предоставлена школе в рамках сотрудничества.
УЭ-1. Задание 1. 1. эктодерма; 2. энтодерма; 3. мезоглея; 4. подошва; 5. кишечная полость; 6. почки; 7. щупальца; 8 рот. Задание 2. 1. эпителиально-мускульные клетки; 2. промежуточные; 3. стрекательная; 4. нервная; 5. пищеварительно-мускульная; 6. железистая. Задание 3. Рис.1 Регенерация; Рис. 2. Проведение раздражения нервными клетками; Рис.3. Бесполое размножение гидры; Рис. 4 Половое размножение гидры. |
Лист учёта контроля модуля № 3. Тема «Классы сцифоидные, коралловые полипы» Ф.И. ученика _________________, класс _______
|
Литература
-
Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы // Биология в школе. №4, 2001
-
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2006.
-
Тихонова А.Е. и др. Обучающие модули: способ построения // Биология в школе. №6, 1995
-
Шамова М.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. №5, 1994
-
Янутенене С.А. Модульное обучение на уроках биологии // Биология (Первое сентября). № 44, 2005.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»