Урок математики « Число 5, цифра 5»
Разработка урока по математике в 1 классе на тему
« Число 5, цифра 5.»
Разработала учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1149 Майкова Ирина Владимировна Образовательная система__ «Школа 2100»_
Примерный конспект урока по_математике_
учителя ГОУ СОШ № 1149 Майковой И В
Тема урока___ « Число 5, цифра 5.»__
Цель и задачи урока– Познакомить с понятием число 5,
ввести обозначение количества предметов и порядковый номер предмета цифрой 5,
научить детей правильно записывать цифру 5,
уточнить место числа 5 в числовом ряду,
развивать умение определять состав числа 5,
развитие УУД,
воспитывать любовь к предмету.
Оборудование урока: _индивидуальные планшеты с фломастером, счётный материал «Математические кораблики» для учащихся, демонстрационный «Математический кораблик» для учителя, компьютер, проектор, интерактивное оборудование Мимио. Учитель заранее разрабатывает игру «Депо», используя возможности интерактивного оборудования Мимио (рис.1), подготавливает индивидуальные карточки в планшеты, схематическое изображение лица без улыбки на каждого ученика._
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Формирование УУД |
1.Организационный момент:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Вы сегодня уже успели устать? С улыбкой всегда? Готовы к уроку? Предположите, пожалуйста, что мы будем изучать сегодня на уроке? Учитель записывает предположения детей на доске привычными для детей символами. |
Отвечают на вопросы учителя. Нет Да Да Высказывают предположения. |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, |
2.Актуализация знаний: 1)организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; 2)организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи; 3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках; 4)организовать выполнение индивидуального задания на новое знание; 5)организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. |
1)Ребята, вспомните, какие цифры и числа вы уже знаете? Покажите их место на числовой прямой. Какое число мы называем после двух? Какое число мы называем перед числом 2? Какое число я загадала схемой?(рис.2) Сравните количество предметов на рисунке. (рис.3) 2)МИМИО+планшеты Ребята, а теперь давайте поиграем в «Депо»(дети уже знают что такое депо и диспетчер). Вы будете диспетчерами. На планшетах считайте вагончики, записывайте выражения и называйте их значения. Учитывайте Количество вагонов, прибывших на станцию. (Рис.4-6) Почему не получается записать последнюю запись 4+1=? В чём затруднение? Можно ли было обозначить пятью точками? (Рис.7,8,9) Почему? |
Отвечают: 1,2,3,4 Показывают место чисел на числовой прямой, расставляют карточки на доске. 3 1 4 Рассматривают группы предметов, обозначают количество предметов цифрами и сравнивают числа. Играют с учителем в «Депо». Ребята выходят к интерактивной доске и с помощью стилуса передвигают вагончики на доске.Записывают выражения по рисунку, находят их значения, делают выводы: 1+1=2 2+1=3 3+1=4 4+1=? Определяют затруднение, озвучивают, т.к. не умеют писать цифру 5. |
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять запись ( фиксацию) выборочной информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний, Постановка и формулирование проблемы, Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
3. Проблемное объяснение нового знания. 1) Зафиксировать причину затруднения; 2)Сформулировать и согласовать цели урока; 3) Сформулировать и согласовать тему урока; 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания; 5)Организовать фиксацию нового способа действий в речи; 6) Организовать фиксацию нового способа действий в знаках, схемах; 7)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике; 8)Организовать фиксацию преодоления затруднения. Физминутка |
Если вы не смогли записать цифру 5, то как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Хотите научиться? Учитель даёт объяснение написания цифры 5. (рис.10) Учитель предлагает написать цифру всем детям на доске на заранее приготовленных и прикреплённых на доску бумажных листах разного цвета(на выбор учащихся). Лучшую и правильно написанную цифру обведите в солнышко. Теперь вы сможете записать в планшетах значение выражения 4+1=5 Сверьте свою запись с образцом в учебнике. |
Дети формулируют тему урока. Да Смотрят, слушают, пишут на планшетах. Берут карандаш, выходят к доске и пишут на бумаге цифру 5, проговаривая её написание. Оценивают свою работу. Записывают. 4+1=5 Сверяют с образцом в учебнике. |
Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. |
4. Первичное закрепление нового знания во внешней речи: Организовать усвоение детьми новых способов действий с их проговариванием во внешней речи ( выполнение заданий) — фронтально, в парах, группах. Физминутка |
Ребята, верно ли, что 4 да 1 будет 5? Верно ли, что число 5 следует при счёте сразу за числом 4? Покажите место числа 5 на числовой прямой. Каких предметов может быть 5? РАБОТА с МАТЕМАТИЧЕСКИМИ КОРАБЛИКАМИ А теперь с помощью математических корабликов расскажите как получить число 5 разными способами. Учитель или ученик открывает на интерактивной игре «Депо» шторки, за которыми уже заранее написаны все возможные способы получения числа 5 из двух слагаемых. (Рис.11) |
Да Да Выставляют карточку с цифрой 5 на числовой прямой. Называют группы предметов. Раскладывают фишки счётного материала и называют состав числа 5. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой. 1)Организовать сам. выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2)Организовать самопроверку сам. работы; 3)По результатам выполнения сам. работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок; 4)Создать ситуацию успеха в любом случае. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЛАНШЕТАХ Рассмотрите задания на карточках, выберите и выполните те задания, которые сможете. Можно использовать счётный материал. Кто смог выполнить всё? Молодцы! Проверку выполненного задания, исправление возможных ошибок можно организовать в парах. Учитель в любом случае создаёт ситуацию успеха и поддерживает учащихся. |
Учащиеся выполняют задания на карточках. Самопроверка работ. |
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, Р: планировать свои действия, Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата, коррекция результатов деятельности. Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
6. Включение нового знания всистему знаний и повторение. 1)Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Выполняется задание из учебника. Учитель дублирует его в интерактивном задании на доске. (с возможностью проверки правильности выполнения задания) (Рис.12,13) |
Выбирают задания и выполняют их в тетради. |
П: структурирование знаний, умение использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, владение рядом общих приёмов решения задач. |
7. Итог урока, Рефлексия. 1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, 2)организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели, 3)Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности ( где будем применять новые знания) 5)Организовать обсуждение и запись д/з. |
Подведём итог нашего урока. Чему вы научились? Что узнали нового? Вам пригодится новое знание? Где? Оцените свои успехи на уроке. Если вам понравилась ваша работа на уроке, вам всё понятно и всё удалось, то нарисуйте улыбку человечку. (рис.14) |
Ученики делают выводы, высказываются. Самооценка своей деятельности. |
П: самостоятельное определение способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: формулировать собственное мнение и позицию, владеть монологической и диалогической формами речи. |
Разработка
урока по математике
в 1 классе на тему
« Число 5, цифра 5.»
Разработала учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1149
Майкова Ирина Владимировна
Образовательная система__ «Школа 2100»_
Примерный конспект урока по_математике_
учителя ГОУ СОШ № 1149 Майковой И В
Тема урока___ « Число 5, цифра 5.»__
Цель и задачи урока – Познакомить с понятием число 5,
ввести обозначение количества предметов и порядковый номер предмета цифрой 5,
научить детей правильно записывать цифру 5 ,
уточнить место числа 5 в числовом ряду,
развивать умение определять состав числа 5,
развитие УУД,
воспитывать любовь к предмету.
Оборудование урока:
_индивидуальные планшеты с фломастером ,счётный материал «Математические кораблики» для учащихся, демонстрационный «Математический кораблик» для учителя, компьютер, проектор, интерактивное оборудование Мимио. Учитель заранее разрабатывает игру «Депо», используя возможности интерактивного оборудования Мимио (рис.1), подготавливает индивидуальные карточки в планшеты, схематическое изображение лица без улыбки на каждого ученика._
Рис.1
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Формирование УУД |
1.Организационный момент: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
Вы сегодня уже успели устать? С улыбкой всегда? Готовы к уроку? Предположите, пожалуйста, что мы будем изучать сегодня на уроке? Учитель записывает предположения детей на доске привычными для детей символами. |
Отвечают на вопросы учителя. Нет Да Да Высказывают предположения. |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, |
2.Актуализация знаний: 1)организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; 2)организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи; 3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках; 4)организовать выполнение индивидуального задания на новое знание; 5)организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. |
1)Ребята, вспомните, какие цифры и числа вы уже знаете? Покажите их место на числовой прямой. Какое число мы называем после двух? Какое число мы называем перед числом 2? Какое число я загадала схемой?(рис.2) Сравните количество предметов на рисунке. (рис.3) 2)МИМИО+планшеты Ребята, а теперь давайте поиграем в «Депо»(дети уже знают что такое депо и диспетчер). Вы будете диспетчерами. На планшетах считайте вагончики, записывайте выражения и называйте их значения. Учитывайте Количество вагонов, прибывших на станцию. (Рис.4-6) Почему не получается записать последнюю запись 4+1= ? В чём затруднение? Можно ли было обозначить пятью точками? (Рис.7,8,9) Почему? |
Отвечают : 1,2,3,4 Показывают место чисел на числовой прямой, расставляют карточки на доске. 3 1 4 Рассматривают группы предметов, обозначают количество предметов цифрами и сравнивают числа. Играют с учителем в «Депо». Ребята выходят к интерактивной доске и с помощью стилуса передвигают вагончики на доске.Записывают выражения по рисунку, находят их значения, делают выводы: 1+1=2 2+1=3 3+1=4 4+1=? Определяют затруднение, озвучивают, т.к. не умеют писать цифру 5. |
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять запись ( фиксацию) выборочной информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний, Постановка и формулирование проблемы, Строить логические рассуждения,включающие установление причинно-следственных связей. |
3. Проблемное объяснение нового знания. 1) Зафиксировать причину затруднения; 2)Сформулировать и согласовать цели урока; 3) Сформулировать и согласовать тему урока; 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания; 5)Организовать фиксацию нового способа действий в речи; 6) Организовать фиксацию нового способа действий в знаках, схемах; 7)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике; 8)Организовать фиксацию преодоления затруднения. Физминутка |
Если вы не смогли записать цифру 5, то как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Хотите научиться? Учитель даёт объяснение написания цифры 5. (рис.10) Учитель предлагает написать цифру всем детям на доске на заранее приготовленных и прикреплённых на доску бумажных листах разного цвета(на выбор учащихся). Лучшую и правильно написанную цифру обведите в солнышко. Теперь вы сможете записать в планшетах значение выражения 4+1=5 Сверьте свою запись с образцом в учебнике. |
Дети формулируют тему урока. Да Смотрят, слушают, пишут на планшетах. Берут карандаш, выходят к доске и пишут на бумаге цифру 5, проговаривая её написание. Оценивают свою работу. Записывают. 4+1=5 Сверяют с образцом в учебнике. |
Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. |
4. Первичное закрепление нового знания во внешней речи: Организовать усвоение детьми новых способов действий с их проговариванием во внешней речи ( выполнение заданий) - фронтально , в парах, группах. Физминутка |
Ребята, верно ли ,что 4 да 1 будет 5? Верно ли ,что число 5 следует при счёте сразу за числом 4? Покажите место числа 5 на числовой прямой. Каких предметов может быть 5? РАБОТА с МАТЕМАТИЧЕСКИМИ КОРАБЛИКАМИ А теперь с помощью математических корабликов расскажите как получить число 5 разными способами. Учитель или ученик открывает на интерактивной игре «Депо» шторки, за которыми уже заранее написаны все возможные способы получения числа 5 из двух слагаемых. (Рис.11) |
Да Да Выставляют карточку с цифрой 5 на числовой прямой. Называют группы предметов. Раскладывают фишки счётного материала и называют состав числа 5. |
К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой. 1)Организовать сам. выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2)Организовать самопроверку сам. работы; 3)По результатам выполнения сам. работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок; 4)Создать ситуацию успеха в любом случае. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЛАНШЕТАХ Рассмотрите задания на карточках, выберите и выполните те задания, которые сможете. Можно использовать счётный материал. Кто смог выполнить всё? Молодцы! Проверку выполненного задания, исправление возможных ошибок можно организовать в парах. Учитель в любом случае создаёт ситуацию успеха и поддерживает учащихся. |
Учащиеся выполняют задания на карточках. Самопроверка работ. |
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, Р:планировать свои действия, Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата, коррекция результатов деятельности. Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 1)Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Выполняется задание из учебника. Учитель дублирует его в интерактивном задании на доске. (с возможностью проверки правильности выполнения задания) (Рис.12,13) |
Выбирают задания и выполняют их в тетради. |
П: структурирование знаний, умение использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, владение рядом общих приёмов решения задач. |
7. Итог урока, Рефлексия. 1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, 2)организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели, 3)Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности ( где будем применять новые знания) 5)Организовать обсуждение и запись д/з. |
Подведём итог нашего урока. Чему вы научились? Что узнали нового? Вам пригодится новое знание? Где? Оцените свои успехи на уроке. Если вам понравилась ваша работа на уроке, вам всё понятно и всё удалось, то нарисуйте улыбку человечку. (рис.14) |
Ученики делают выводы, высказываются. Самооценка своей деятельности. |
П: самостоятельное определение способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: формулировать собственное мнение и позицию, владеть монологической и диалогической формами речи. |
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис. 10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре