Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (2 урок)
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
Рейтинг: голосов:2просмотров: 6154
Белякова Л.М.,
кандидат культурологии,
учитель русского языка
МОУ СОШ №35 города Рыбинск
Урок русского языка в 9 классе
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
(2-ой урок)
Базовый учебник
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 359 с.: ил.
Цель урока
- сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.
Оформление урока
- компьютер, проектор, ноутбуки
Форма деятельности обучающихся
- коллективная, индивидуальная
Тип урока
- поиско-исследовательский
ХОД УРОКА
1. Шаг 1 – мотивационный
Учитель:
Позавчера в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялась международная конференция журналистов, посвящённая 10-летию со дня создания кафедры журналистики в университете. Ермолин Евгений Анатольевич, заведующий кафедрой, в потоке своей речи высказал мысль о том, что сегодня практически каждый из нас является в некоторой степени журналистом. Общение в Интернете через социальные и профессиональные сети требует от нас навыков письменной речи. Я отношусь к активным пользователям Интернета, пишу сама, пишут мне. И заметила, а точнее, замечаю, насколько небрежно относятся корреспонденты к текстам. Сообщения точечны, огромное количество сокращений, использование символов вместо текста и многое другое, что обедняет речь, а в некоторых случаях и устраняет.
Таким образом, объясните, стоит ли изучать синтаксис сложного предложения?
(Ответы обучающихся)
Учитель:
К речевому портрету, который вы создали, я добавлю ещё один штрих-аргумент: умения осмыслить конструкции сложного предложения – это способ развития логического и аналитического ума, что, в свою очередь. Делает человека интеллектуально свободным.
Значит, продолжаем нашу работу, запишите тему урока и сформулируйте для себя каждый учебную задачу.
2. Шаг 2 – поисковый.1 Выборочная работа с аудиотекстом.
Учитель:
Прослушайте текст, выделите главную информацию, определив тему и основную мысль.
АУДИОТЕКСТ
(ответы обучающихся)
Учитель:
Какие синтаксические конструкции использует автор этого текста Олег Туберов?
(ответы обучающихся)
3. Шаг 3 – исследовательский. Работа с учебником – упражнение 310
Учитель:
Вы правы, действительно, в тексте автор употребляет значительное количество СПП, в том числе и с придаточным определительным.
Откройте учебник (стр.156-157), найдите и выпишите СПП с придаточным определительным, составьте схемы предложений.
Материал, из которого писатель слагает произведения, - это слово.
[ сущ. , (из которого…), - …]
Материал, которым пользуется художник, - это краски.
[ сущ. , (из которого…), - …]
Мы смотрим на картину, что предстаёт перед нашим взором, и не видим ни холста, ни красок.
[ … сущ. , (что…), - …]
Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник.
[ … сущ.], (которое …)
Мы с удовольствием рассматриваем полотно, где разворачиваются события, и переживаем их.
[ … сущ. , (где…), - …]
Мелодия течёт и изменяется непрерывно, события, за которыми мы следим, читая книгу, следует одно за другим.
[ … ], [ сущ., (за которыми … ), …]
Как будто долго и настойчиво выбирал художник самый значительный момент жизни, который достоин увековечения.
[ … сущ.], (который …)
И красками запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.
[ … местоим..], (что …)
Учитель:
Встретились ли вам в тексте СПП с придаточными местоимённо-определительными?
(Да. Последнее предложение)
Учитель:
Какими отличительными признаками вы руководствовались, идя к правильному выводу?
(1.Такое придаточное предложение относится к местоимению, употреблённому в значении существительного;
2. Придаточное и главное в таких предложениях можно поменять местами)
4. Шаг 4 – навигационный. Презентация «Снежная» тема в живописи»
Учитель:
«И художник словно приказал времени: «Остановись, мгновение!». И время подчинилось многим талантливым художникам. За окном – зима! Для кого-то это любимая пора, кто-то предпочитает другое время года, а кто-то по-новому посмотрит на зимний пейзаж, встретившись с картинами, посвященными зиме.
(Презентация «Снежная» тема в искусстве»)
5. Шаг 5 – творческий. Сочинение-миниатюра «Остановись, мгновение!»
Учитель:
Сегодня у вас нет под рукой красок, чтобы создать свой зимний пейзаж. Но это можно сделать другими средствами – словом. Напишите. Пожалуйста, небольшое сочинение о той картине, художнику которой удалось остановить время, чтобы зритель мог вдоволь налюбоваться красотой зимы.
6. Шаг 6 - перспективный. Домашнее задание (Повт. §16 , упр. 292 или 293; 297)
1 В 9 классе формируется готовность обучающегося в экзаменационным испытаниям. На этом уроке отрабатываются приём ознакомительного аудирования: извлечение основной информации аудиотекста, определение его темы, основной мысли, отделения существенной информации от несущественной. Используется материал учебника – упражнение №310.
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Международный вебинар «Роль педагога дополнительного образования в повышении мотивации обучающихся в рамках реализации федерального проекта “Успех каждого ребенка”»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре