В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (2 урок)

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (2 урок)

Людмила Белякова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 6067
Краткое описание
Сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное  и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Белякова Л-урок РУ в 9 классе.doc Скачать

Белякова Л.М.,

кандидат культурологии,

учитель русского языка

МОУ СОШ №35 города Рыбинск

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

(2-ой урок)

Базовый учебник

С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 359 с.: ил.

Цель урока

- сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.

Оформление урока

- компьютер, проектор, ноутбуки

Форма деятельности обучающихся

- коллективная, индивидуальная

Тип урока

- поиско-исследовательский

ХОД УРОКА

1. Шаг 1 – мотивационный

Учитель:

Позавчера в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялась международная конференция журналистов, посвящённая 10-летию со дня создания кафедры журналистики в университете. Ермолин Евгений Анатольевич, заведующий кафедрой, в потоке своей речи высказал мысль о том, что сегодня практически каждый из нас является в некоторой степени журналистом. Общение в Интернете через социальные и профессиональные сети требует от нас навыков письменной речи. Я отношусь к активным пользователям Интернета, пишу сама, пишут мне. И заметила, а точнее, замечаю, насколько небрежно относятся корреспонденты к текстам. Сообщения точечны, огромное количество сокращений, использование символов вместо текста и многое другое, что обедняет речь, а в некоторых случаях и устраняет.

Таким образом, объясните, стоит ли изучать синтаксис сложного предложения?

(Ответы обучающихся)

Учитель:

К речевому портрету, который вы создали, я добавлю ещё один штрих-аргумент: умения осмыслить конструкции сложного предложения – это способ развития логического и аналитического ума, что, в свою очередь. Делает человека интеллектуально свободным.

Значит, продолжаем нашу работу, запишите тему урока и сформулируйте для себя каждый учебную задачу.

2. Шаг 2 – поисковый.1 Выборочная работа с аудиотекстом.

Учитель:

Прослушайте текст, выделите главную информацию, определив тему и основную мысль.

АУДИОТЕКСТ

(ответы обучающихся)

Учитель:

Какие синтаксические конструкции использует автор этого текста Олег Туберов?

(ответы обучающихся)

3. Шаг 3 – исследовательский. Работа с учебником – упражнение 310

Учитель:

Вы правы, действительно, в тексте автор употребляет значительное количество СПП, в том числе и с придаточным определительным.

Откройте учебник (стр.156-157), найдите и выпишите СПП с придаточным определительным, составьте схемы предложений.

Материал, из которого писатель слагает произведения, - это слово.

[ сущ. , (из которого…), - …]

Материал, которым пользуется художник, - это краски.

[ сущ. , (из которого…), - …]

Мы смотрим на картину, что предстаёт перед нашим взором, и не видим ни холста, ни красок.

[ … сущ. , (что…), - …]

Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник.

[ … сущ.], (которое …)

Мы с удовольствием рассматриваем полотно, где разворачиваются события, и переживаем их.

[ … сущ. , (где…), - …]

Мелодия течёт и изменяется непрерывно, события, за которыми мы следим, читая книгу, следует одно за другим.

[ … ], [ сущ., (за которыми … ), …]

Как будто долго и настойчиво выбирал художник самый значительный момент жизни, который достоин увековечения.

[ … сущ.], (который …)

И красками запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

[ … местоим..], (что …)

Учитель:

Встретились ли вам в тексте СПП с придаточными местоимённо-определительными?

(Да. Последнее предложение)

Учитель:

Какими отличительными признаками вы руководствовались, идя к правильному выводу?

(1.Такое придаточное предложение относится к местоимению, употреблённому в значении существительного;

2. Придаточное и главное в таких предложениях можно поменять местами)

4. Шаг 4 – навигационный. Презентация «Снежная» тема в живописи»

Учитель:

«И художник словно приказал времени: «Остановись, мгновение!». И время подчинилось многим талантливым художникам. За окном – зима! Для кого-то это любимая пора, кто-то предпочитает другое время года, а кто-то по-новому посмотрит на зимний пейзаж, встретившись с картинами, посвященными зиме.

(Презентация «Снежная» тема в искусстве»)

5. Шаг 5 – творческий. Сочинение-миниатюра «Остановись, мгновение!»

Учитель:

Сегодня у вас нет под рукой красок, чтобы создать свой зимний пейзаж. Но это можно сделать другими средствами – словом. Напишите. Пожалуйста, небольшое сочинение о той картине, художнику которой удалось остановить время, чтобы зритель мог вдоволь налюбоваться красотой зимы.

6. Шаг 6 - перспективный. Домашнее задание (Повт. §16 , упр. 292 или 293; 297)


1 В 9 классе формируется готовность обучающегося в экзаменационным испытаниям. На этом уроке отрабатываются приём ознакомительного аудирования: извлечение основной информации аудиотекста, определение его темы, основной мысли, отделения существенной информации от несущественной. Используется материал учебника – упражнение №310.

Аудио РУ-9.rar Скачать
Белякова Л-урок РУ в 9 классе.rar Скачать
Остановись мгновение! РЯ-91.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос