В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Аромат солнца в искусстве символизма. Урок МХК и литературы

Аромат солнца в искусстве символизма. Урок МХК и литературы

Людмила Белякова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:6просмотров: 5034 комментариев: 2
Краткое описание
Цель урока:
- расширить представление обучающихся о сложных духовных поисках художников-символистов;
- развивать умения сопоставления и интерпретации художественного    
  произведения, осуществляя при этом герменевтический подход к анализу
  текста.
Описание

Пояснительная записка Современное школьное образование предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Учитывая этот фактор, считаю, что интегрированный урок – это наиболее эффективное средство для достижения цели. В моей практике сложилась система проведения таких уроков, что объясняется, во-первых, собственной специализацией, во-вторых, наличием сквозного курса в нашей школе изучения МХК с 5 по 11 класс на протяжении последних 19 лет. Представленный интегрированный урок разработан с учётом программного материала по литературе (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. // Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М.: Русское слово. – 2010) и мировой художественной культуре (Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. // Программа для 10-11 классов. М.: ИЦ «Академия». -2007 г.), а именно изучение темы «Символизм в искусстве». Предметом исследования на уроке стало творчество двух мастеров символизма, представителей разных видов искусства – литературы и живописи – Константина Бальмонта и Микалоюса Чюрлёниса, тексты (поэтический и живописный) отобраны с учётом заявленной темы «Мотив солнца в искусстве символизма», а также определены спецификой художественного образа – солнца — в творчестве поэта и художника. Многоуровневое сопоставление (язык живописи и язык поэтики; судьба поэта и судьба художника, творческие поиски Бальмонта и Чюрлёниса в эстетике символизма; философия их творчества) не только интегрирует учебный предмет литературы, но и выполняет надпредметную функцию (субъективизация личности ребёнка средствами искусства). Временные рамки урока – 2 часа (один из программы по литературе, другой – МХК). На уроке предполагается не только изучение нового материала, но и систематизация ранее полученных знаний, что особенно важно в формате подготовки обучающихся к ЕГЭ (как по русскому языку, так и по литературе – это ещё один этап в интеграции). Структуризация материала нацелена на тот объём знаний, который позволяет детям ориентироваться в окружающем мире культуры, осознавать себя в этом мире, сформировать целостную картину мира, где разные виды искусства отражают общую идею мироустройства. Главная художественно-педагогическая идея урока – способствовать выбору пути обучающимися своего культурного развития, выражению собственных суждений о произведениях искусства. Организация деятельности обучающихся варьируется с учётом целесообразности урока. Групповая деятельность позволяет высказаться каждому ученику, объективно оценить свой вклад, учит многоуровневому диалогу (межличностному, предметному), способствует поиску наиболее точных и правильных выводов по поставленной задаче. Домашнее задание предполагает использование полученных знаний в развитии творческих способностей обучающихся, где реализуется идея от автора к соавтору. Все материалы снабжены списками использованных ресурсов, согласованы с обучающимися и администрацией школы для размещения в сети Интернет. Являясь новичком в освоении возможностей Интернета, признаю слабую техническую составляющую урока, её можно сделать оригинальнее и ярче. Предполагаю в перспективе использовать возможности системной программы DreamsBoard (вариант использования размещён — http://dreamsboard.ru/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0) и других (по мере освоения)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Аромат солнца.doc Скачать

Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35 города Рыбинск Ярославской области




Интегрированный урок в 11 классе

«Аромат солнца» в искусстве символизма

Люди Солнце разлюбили,

Надо к Солнцу их вернуть.

К.Бальмонт


Цель урока:

- расширить представление обучающихся о сложных духовных поисках художников-символистов;

- развивать умения сопоставления и интерпретации художественного

произведения, осуществляя при этом герменевтический подход к анализу

текста.


Художественное оформление урока:

- репродукции картин М.Чюрлениса:

«Соната Солнца. Аллегро»

«Соната Солнца. Анданте»

«Соната Солнца. Скерцо»

«Соната Солнца. Финал»

- графические портреты К.Бальмонта и М.Чюрлениса, выполненные обучающимися (выпускники ДХШ города Рыбинска)


Музыкальное оформление урока:

- музыка И.Стравинского из балета «Жар-птица» и «Петрушка».1


Поэтические тексты:

- К.Бальмонт «Сонеты Солнца»

- К.Бальмонт «Гимн Солнцу. Гл.1»

- К.Бальмонт «Гимн Солнцу. Гл.3»

- К.Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»


I. Погружение в тему урока

Учитель:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в единый хор,

Все сплелись в один узор.

Так утверждает один из поэтов серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?

( высказывания учащихся)

Учитель (продолжает):

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной

И смолистою сосной,


Нежно-светлотканными

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

В чуть стылый декабрьский день я предлагаю вам для исследования «солнечную» тему. Что есть в мире, сравнимое с солнцем по силе источаемой энергии, по магии обволакивающего тепла, по недосягаемой загадке этой стихии во Вселенной?

Но тема урока закрыта. Чтобы ее открыть, вам следует подобрать несколько «ключей». Ими станут ваши правильные ответы на вопросы.

II. Завязка-интрига урока

-Как вы считаете, какая школа поэтов серебряного века проявляет значительный интерес к образу Солнца? (Символисты)

- В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература).

Таким образом, вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два текста: поэтический и живописный. Кто авторы этих текстов, вы определите по некоторым штрихам к их творческой судьбе:

а/ «Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь», - сказал о нем Б.Зайцев [3. – С. 34]

б/ А сам он определил свою миссию так: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце» [1. – С.99]

в/ М. Горький же в письме к журналисту, критику В.А. Поссе восторгался:

«… дьявольски интересен и талантлив» (в письме от 1902 года)


г/ Один из сборников этого поэта так и называется «Будем как Солнце». Так кто же он? ( Константин Бальмонт)

Ваши ответы правильны. И эпиграф нашего урока – это цитата «поэта с утренней душой», как сказал о Бальмонте другой поэт, Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили,

Надо к Солнцу их вернуть.

Учитель (продолжает): Союзником Бальмонта в нашем уроке будет тот, кого

а/ Ромен Роллан назвал «Колумбом душевного покоя».

б/ Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: «Мне … нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!»

в/ Но были критики, считавшие художественное творчество его «работой умалишенного».

г/ И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ. И это, конечно, литовский художник и композитор Микаэлюс Чюрлёнис.

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М.Чюрлёниса и К.Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: «Почему в своем духовном поиске художники обратились к образу солнца?»

А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? Над этим вопросом вы размышляли дома. Поделитесь своими наблюдениями, результатами поисков.

III. «Цепочка» высказываний «Образ солнца в русской поэзии»

1 ученик: В поэзии В.А.Жуковского этот образ используется крайне редко. Причем, солнце у поэта – это светило. Там, где оно светит, там жизнь.

2 ученик: У Пушкина солнце – многозначный образ: это и сила, дающая творческую свободу, и разум, просвещение, и, бесспорно, солнце как источник света. (ученик читает наизусть «Вакхическую песню»)

3 ученик: В лирике М.Ю.Лермонтова этот образ почти отсутствует, поэта более привлекает ночь, вечер, сумерки. А в тех немногих стихотворениях, где этот образ имеет место быть, то солнце – источник света и не более того:

Холм крутой.

Осенним солнцем озарен.

****************

Я видел комнату; в окно светил

Весенний, теплый день.

****************

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

4 ученик: Солнце Тютчева – стихия мироздания, никому не подвластная, вечная, не зависящая от человека. Человека не будет, а природа останется такой же величественно красивой:

Уж солнца раскаленный луч

С главы своей земля скатила.

***************

Неохотно и несмело

Смотрит солнце на поля.

**************

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

5 ученик: В поэзии А.А.Фета солнце же всегда с человеком. Оно наполняет жизнь радостью, сиянием, божественной красотой, ведет человека в мир прекрасного.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

**************

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

**************

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света.

6 ученик: В лирике Ивана Бунина солнце-труженик. Оно организует жизнь человека и природы, создает свои законы, которым подчиняется мир:

Нет, упоенный счастьем жизни,

Я лишь до солнца отдохну!

****************

И солнце ласковое греет,

В затишье гумен и дворов.

Учитель: Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

«Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, - пишет литературовед, автор многочисленных трудов Михаил Леонович Гаспаров во вступительной статье монографии «Поэтика «серебряного века». – Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? <...> Как можно проще…» [2. – С.23]. Воспользуемся советом учёного и «прочитаем» картины (с учащимися договариваемся, что, употребляя слово «картина», осознаем – это репродукции) М.Чюрлёниса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из 4 частей: Анданте. Аллегро. Скерцо. Финал.

(учитель представляет вниманию обучающихся названные произведения)2

IY. Культурологический комментарий к циклу «Соната Солнца».

- Вам это близко?

(«Любопытно», «непонятно», «затрагивает», «интригует»)

Краткий комментарий подготовила для вас одноклассница, выпускница художественной школы Ольга Лапшина.

(презентация, подготовленная обучающейся под руководством учителя)

Учитель: Экзистенциальное звучание получает эта тема и в поэзии К.Бальмонта. Таким образом, вам предоставляется возможность поработать в группах и ответить на главный вопрос урока: «Почему в своем духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?»

Y. Лабораторная работа.

Класс разделен на 4 группы. Каждой группе предложены 2 текста для исследования:

1 группа:

М.Чюрленис «Соната Солнца. Анданте»

К.Бальмонт «Сонеты Солнца»


2 группа:

М.Чюрленис «Соната Солнца. Аллегро».

К.Бальмонт «Гимн Солнцу». Гл.1


3 группа:

М.Чюрленис «Соната Солнца. Скерцо».

К.Бальмонт «Гимн Солнцу». Гл.3


4 группа:

М.Чюрленис «Соната Солнца. Финал»

К.Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»


Учащиеся работают по следующему алгоритму:

- Что объединяет эти произведения?

- Какова роль символа в каждом из них?

- Приведите примеры яркой образности в произведениях.

-Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт и М.Чюрленис?

( во время работы учащихся звучит музыка из балетов И.Стравинского «Жар-птица» (Заколдованный сад Кощея) и «Петрушка» (Русская).


YI. Творческие отчеты обучающихся

1 группа

- произведения объединены строгостью формы (соната и сонет); оба – четырехчастные);

- музыкальность (чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении);

- символ солнца – символ рождения новой жизни;

- утверждается формула жизни:

жизнь = творчество + красота

(«мед» - творчество; «пчелы» - жизнь; «солнце» - красота).


2 группа

- один символ – Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире;

- наполнено жизненной энергией (в картине – четкая композиция, в стихотворении используются риторические восклицания, форма повелительного наклонения глаголов);

- созидательный пафос (в стихотворении - через ключевые слова: «создатель», «податель» и прозрачно-теплый коричневый цвет в картине).


3 группа

- повышенная эмоциональность;

- тема красоты;

- идея: красота обладает спасительной силой. Не случайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф.М.Достоевского: «Красотою мир спасется!».

- солнце – символ источника красоты, первооснова жизни.


4 группа


- авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце;

- наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование «я» - 11 раз; рефрена «Я буду петь!», а в картине автор обращается к символам «колокол», «паутина». Тем самым, можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение «футлярной», бессолнечной жизни.


YII. Вывод по уроку в форме алгоритма

«Аромат солнца» в искусстве символизма

многозначность изящество

символа формы



КРАСОТА

ТВОРЧЕСТВО

ЖИЗНЬ

красота

музыкальность творчество новизна выразительных

жизнь средств





цельность эстетический

восприятия идеал –

мира красота




VIII. Домашнее задание дифференцированного характера (выбор задания предоставлен обучающимся):

- анализ стихотворения К.Бальмонта по методике «7 ключей»3;

- видеома к стихотворению или сборнику стихотворений К.Бальмонта;

- слайд-фильм по творчеству К. Бальмонта;

- выучить наизусть одно из стихотворений поэта.


О мироздатель,

Жизнеподатель,

Солнце, тебя я пою!

Ты в полногласной

Сказке прекрасной

Сделало страстной

Душу мою!

Список использованной литературы:

  1. К.Бальмонт. Избранное. М.: ЭКСМО. – 2003. - С.460

  2. Гаспаров М. // Русская поэзия "серебряного века", 1890-1917: Антология. - М.: Наука, 1998. - С. 23.

  3. Б. Зайцев. Бальмонт. Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика. – 1993. – С. 214

  4. Русская литература XX века. Учебник-практикум для образовательных учреждений под ред. Ю.И. Лысого. М. – Мнемозина. – 2004. – С.550

  5. Антология самиздата под ред. В.В. Игрунова. – Т. I, кн. 1 (раздел «Публицистика, документы, мемуары, эссе). М. –МИГПИ. – 2005. – С. 494

  6. Эткинд М.Г. Мир как большая симфония. С-П.: Искусство. – 1970 – С. 159

Спи сок использованных электронных ресурсов:

  1. Письма М. Горького к В.А. Поссе

http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/pisma/pismo-174.htm

  1. Репродукции картин М. Чюрлёниса:

«Соната Солнца. Аллегро»

http://www.wikipaintings.org/ru/mikalojus-ciurlionis/finale-sonata-of-the-sun-1907


«Соната Солнца. Анданте» -

http://www.wikipaintings.org/ru/mikalojus-ciurlionis/finale-sonata-of-the-sun-1907

«Соната Солнца. Скерцо» -

http://www.wikipaintings.org/ru/mikalojus-ciurlionis/scherzo-sonata-of-the-sun-1907


«Соната Солнца. Финал»

http://www.wikipaintings.org/ru/mikalojus-ciurlionis/finale-sonata-of-the-sun-1907


1 Музыка (аудиозапись) выполняет роль эмоционального настроения, создаёт ситуацию духовного и творческого поиска во время работы в творческих группах

2 Изучив в рамках Фестиваля новый для себя программный ресурс DreamsBoard , планирую в новом учебном году активно использовать его возможности, в том числе и в проведении этого урока. Представляю один из вариантов - http://dreamsboard.ru/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0


3 Уважаемые коллеги могут познакомиться с данной методикой в методическом пособии «Художественный образ как основание художественного общения школьников» - http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/metodicheskoe-posobie-khudozhestvennyi-obraz-kak-o


Belyakova LM_Predmety_iskysstva.zip Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
19.12.2012 23:10
Уважаемая Людмила Михайловна! Просим оформить Ваши  материалы в соответствии с требованиями к загружаемым материалам Портала. Огромная просьба - после переоформления сообщить о его повторной загрузке письмом. С уважением, Татьяна Николаевна.
Татьяна Остапцова
24.12.2012 12:55
Здравствуйте, уважаемая Людмила Михайловна! Спасибо за оперативность! Ваши материалы переданы в экспертную комиссию. С уважением, Татьяна Николаевна.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос