Научная речь
- обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;
Задачи урока:
- закрепить знания о строении текста;
- проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.
8 класс
А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?
-
… Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.
-
Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы, сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование, этимология, стилистика, диалектология и т.д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.
В. Выполните следующие задания:
- Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?
- Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?
- Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?
Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35 города Рыбинск Ярославской области
УРОК
русского языка в 8 классе
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Цель урока:
- обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;
Задачи урока:
- закрепить знания о строении текста;
- проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.
Оборудование: тексты Ф.М. Достоевского и Д.Н. Шмелёва о русском языке;
видеосюжет «Наш любимый школьный двор»
-
Погружение в тему урока.
Учитель читает фрагментарно рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга»
- Что вызвало вашу улыбку?
- Каким лингвистическим явлением можно объяснить иронию автора?
Учитель:
Вы правы, смешение стилей, неоправданное употребление слов, оборотов речи одного стиля взамен другого вызывает не только улыбку, но и огорчение, досаду. Чтобы подобного не случилось с вами, продолжим изучение функциональных стилей. Запишите тему урока «Основные признаки научного стиля»
-
Сопоставительный анализ текстов:
А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?
-
… Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.
-
Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы, сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование, этимология, стилистика, диалектология и т.д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.
В. - Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?
- Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?
- Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?
III. Изучение нового материала.
Учитель:
Прочитайте текст на страницах учебника 61-62 изучающим чтением. Воспроизведите прочитанное в формате таблицы
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Сфера применения |
Лекции, доклады, научные труды, ответы учащихся на уроках |
Особенности |
Логичность, точность, однозначность, объективность |
Задача |
Сообщить и аргументировать научную информацию |
Языковые средства |
Абстрактные существительные, научные термины, речевые клише; Преобладание именных частей речи над глагольными; преобладание сложного синтаксиса. |
Типы речи |
Рассуждение, описание |
Жанры |
Статьи, диссертация, аннотация, резюме, рецензия |
IY. Закрепление полученных знаний с выходом на перспективу (задания по типу ЕГЭ)
А. Работа с учебником – упр. 137
Учитель:
Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
Ответ: 3 – 2 – 6 – 5 – 4 -1
Y. Домашнее задание
Рассуждение в соответствии научному стилю «Нуждается ли русский язык в защите?»
YI. Найдите в тексте упражнения обособленные члены предложения, выпишите причастия и запишите их, используя приём поморфемного письма :
Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.
Затвердевает даже азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике.
За-морож-енн-ым; на-помин-а-ющ-ий; им-е-ющ-ий
При необходимости воспользоваться таблицей «Обособление причастного оборота» ЦОРы-http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/[IS-TA_05-11_08]_
YII.1
Запишите следующие слова:
Гипотеза, тезис, монография, аллитерация, вердикт, коммюнике, конференция, резюме, форум, конгресс, ассонанс, транскрипция, ассимиляция, фонема, гипотенуза, параллельные прямые.
Сгруппируйте слова по признаку «Сфера применения»
1 Орфографический диктант проводится при условии высокой продуктивности деятельности обучающихся
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»