Тематические группы слов
- научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
развивающая
- развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;
воспитательная
- привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.
Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и
мировой художественной культуры МОУ
средней общеобразовательной школы №35 города Рыбинск Ярославской области
УРОК
русского языка в 5 классе1
(программа под ред. С.И.Львовой)
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
Цель урока:
образовательная
- научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
развивающая
- развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;
воспитательная
- привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.
Образовательное пространство:
Художественный фон урока:
- картина Г. Стафинского «Сирень»
- музыка С. Рахманинова «Сиреневая ветка»
Дидактический материал:
ЦОРы «Лексические группы слов»
-
Эмоциональное погружение в урок
Учитель:
Добрый день. Прошу садиться тех, кто получил не только знания, но ещё и удовольствие от выполненной домашней работы. Прошу садиться тех, кто пришёл на урок, горя желанием постигать тайны родного языка. (Если некоторые дети остаются стоять, то учитель произносит следующие слова: «Сегодня на уроке у вас будет возможность приобщиться к общему настрою класса, а я вам с ребятами в этом буду помогать»).
(учитель встаёт у картины Г.Стафинского «Сирень»2)
Георгий Стафинский – один из тех художников, кого не влекли экзотические пейзажи, не завораживали неприступные вершины гор, не очаровывали морские стихии. Живя в Рыбинске, он находил красоту в родной природе, видел удивительное рядом. Согласитесь, что для этого нужно обладать… Я думаю, вы сами откроете для себя этого художника. Достаточно вглядеться в его картину «Сирень», чтобы «заговорить» с мастером. Вашему настроению будет помогать музыка Сергея Рахманинова, который так же, как и художник Стафинский, обратил свой взор к сирени.
(звучит музыка С. Рахманинова «Сирень»)
-
Творческая ситуация
Учитель:
Поделитесь своими впечатлениями друг с другом. А музыка будет помогать вам выразить свои чувства, быть убедительными в диалоге.
(работа детей в парах, не более 2 мин., так как важно не погасить чувственное восприятие темы, эмоциональный настрой всего урока)
Учитель:
Кто сказал, что в капле можно увидеть целый океан. В творчестве это точно возможно, возможно выразить себя в коротком тексте. В малом - сказать о многом. Интересно? Встаём на тропу творчества и создаём короткий текст, мини-сочинение, отражающее ваше впечатление от увиденной картины. Вы будете ограничены временем, поэтому я советую выбрать одно из направлений творчества, ответив на один из вопросов: что я слышу? что я вижу? что я представляю?
(музыка используется фоном, сопровождая творческую работу детей)
III. Рефлексия с грамматическим заданием
(прослушав сочинение, дети оценивают творчество автора и определяют, какие слова использовал автор с точки зрения их лексической окраски: книжные, нейтральные, разговорные)3
IY. Изучение новой темы «Тематические группы слов»
1. Презентация «Тематические группы слов»
Задание детям: во время презентации постарайтесь найти объединяющий признак, свойство, предмет, выразив увиденное на слайде – ОДНИМ СЛОВОМ
2. Постановка учебной задачи: научиться различать родовые и видовые понятия слов
3. Работа с учебником - параграф 12.
- просмотровое чтение теоретического материала;
(Дети, используя приём просмотрового чтения, выделяют слова-термины, перечитывают определение – «родовые понятия», «видовые понятия», «тематические группы»)
- выход из учебной ситуации;
Учитель:
Дети, представьте себе, что в наш класс пришёл новый ученик, он не изучал этой темы. Объясните учебный материал по этой теме так, чтобы он быстро и ясно её усвоил.
- первичное закрепление темы
Учитель:
Продолжим работу по вариантам, используя элемент соревнования «кто больше?». Обучающиеся первого варианта продолжат перечень слов, входящих в тематическую группу «птицы», а второго варианта – «посуда».
Y. В творческой мастерской
Учитель:
Мне русская речь, как музыка:
В ней слово звучит, поёт.
В нём дышит душою русскою
Создатель её, народ.
И я в эту речь ныряю, как в речку,
И там, со дна, сокровища добываю,
В которых поёт весна.
Речь и музыка… Что общего может быть у этих понятий?
Правильно, красивая речь, что музыка. Она завораживает собеседника и создаёт удивительно красивый портрет того, кто так говорит.
Каждый урок русского языка – это шаг к музыке-речи. Я вам предоставляю такую возможность уже сегодня: «напишите» свой натюрморт, изобразив на нём свои любимые цветы, или фрукты, или выбрав что-то иное. Но писать вы будете не красками на холсте, а ручками в тетради. Какие цвета у вас будут преобладать на картине? Какое настроение вы зададите своему натюрморту? Какую тематическую группу слов при этом будете использовать? На все эти вопросы ответом будет ваше сочинение.
- сочинение-натюрморт4
- рефлексия
Класс прослушивает 1-2 работы, давая комментарий, основанный на вопросах-заданиях учителя:
- какие цвета преобладают на картине?
- какое настроение создаёт натюрморт?
- какая тематическая группа слов при этом была использована?
YI. Подведение итогов работы
- домашнее задание (упр. 176.1)
- комментирование и оценка деятельности детей
Элементы «лингвистической» зарядки по теме «Лексикология»
- «Угадай словечко».
Один из детей выходит в коридор, дети в классе придумывают слово и «ведут» водящего к его определению, давая краткое пояснение. Чем быстрей будет угадано слово, тем выше рейтинг водящего.
Например: загадано слово «искусство»,
«Лесенка» толкований:
- это родовое понятие слова;
- это открывает человеку мир красоты;
- это создают художники, музыканты, поэты;
- это слово ключевое на уроках мировой художественной культуры.
- «Летит мяч»
Игру начинает учитель, он называет слово, дети определяют – родовое понятие или видовое оно обозначает. Учитель отправляет мяч в класс, и дети называют слова этого ряда, перекидывая мяч друг другу. Учитель следит за тем, чтобы в игру были вовлечены все обучающиеся.
1 Психологическая разгрузка и физическая усталость детей будет снята «лингвистической» зарядкой в той части урока, где будет замечено учителем высокое напряжение детей.
2 Урок проходит в кабинете эстетики, где находятся картины рыбинских художников (Г.Стафинского, Н.Цаплина, И.Шевелёва) в подлинниках.
3 В этой части урока повторяется учебный материал темы «Лексикология»
4 Учитель предлагает (тем, кто забыл, что такое «натюрморт») использовать этимологический словарик и повторить происхождение и значение слова.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре