Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"
Краткое описание
Развитие познавательного интереса учащихся младших классов, с целью расширения знаний в области театрального искусства, сценического и ораторского мастерства.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 12
Дополнительная образовательная программаразработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Кукольный кружок: «Школьная сказка»
рассчитана на детей 7-9 летнего возраста срок реализации – 2года 1 год обучения (1 класс) — 66 ч. в год: 2 часа в неделю. 2год обучения (2 класс) – 68 ч. В год: 2 часа в неделю.
Разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории Шипиловой Н.В.
г.Борисоглебск Пояснительная записка к программе Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа направлена наразвитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Актуальность
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
— обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Гипотеза Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Цель программы:
Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный вкус и нравственные начала. Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся, удовлетворение их потребностей и запросов
Основные задачи · Развивать чуткость к сценическому искусству. · Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства. · Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. · Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. · Расширять представления детей об окружающей действительности. · Активизировать ассоциативное и образное мышление. · Развивать воображение и веру в сценический вымысел. · Учить действовать на сценической площадке естественно. · Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. · Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях. · Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. · Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики. · Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. · Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены. · Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. · Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы). · Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Новизна В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-2 классов, рассчитана на 134 часа. 66ч.-1 класс, 68ч. – 2 класс
Формы и режим занятий.
Базовые формы учебных занятий: нформационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия — творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия — основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).
Место проведения занятий — в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала школы. Показ представления готовится для учащихся начальных классов и родителей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Достижение первого уровня результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
Формы подведения итогов Участие в школьных и городских конкурсах и фестивалях.
Тематическое планирование
1 класс
Содержание программы
2 класс
Содержание программы
Список литературы
1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.
3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.
3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.
4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 12
Дополнительная образовательная программаразработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Кукольный кружок: «Школьная сказка»
рассчитана на детей 7-9 летнего возраста срок реализации – 2года 1 год обучения (1 класс) — 66 ч. в год: 2 часа в неделю. 2год обучения (2 класс) – 68 ч. В год: 2 часа в неделю.
Разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории Шипиловой Н.В.
г.Борисоглебск Пояснительная записка к программе Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа направлена наразвитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Актуальность
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
— обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Гипотеза Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Цель программы:
Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный вкус и нравственные начала. Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся, удовлетворение их потребностей и запросов
Основные задачи · Развивать чуткость к сценическому искусству. · Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства. · Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. · Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. · Расширять представления детей об окружающей действительности. · Активизировать ассоциативное и образное мышление. · Развивать воображение и веру в сценический вымысел. · Учить действовать на сценической площадке естественно. · Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. · Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях. · Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. · Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики. · Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. · Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены. · Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. · Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы). · Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Новизна В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-2 классов, рассчитана на 134 часа. 66ч.-1 класс, 68ч. – 2 класс
Формы и режим занятий.
Базовые формы учебных занятий: нформационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия — творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия — основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).
Место проведения занятий — в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала школы. Показ представления готовится для учащихся начальных классов и родителей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Достижение первого уровня результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
Формы подведения итогов Участие в школьных и городских конкурсах и фестивалях.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Основные блоки | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 |
Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 |
Таинственные превращения | 4 | 4 | |
3 |
Работа над выбранной для спектакля пьесой | 38 | 38 | |
4 |
Изготовление кукол и бутафории | 4 | 4 | |
5 |
Выбор для спектакля пьесы | 4 | 4 | |
6 |
Показ пьесы детям | 4 | 4 | |
7 |
Ремонт кукол | 2 | 2 | |
Всего | 66 | 7 | 27 |
№ | Тема |
1-2 |
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник — декоратор, бутафор, актер). |
3-4 |
Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства… Познакомить с особенностями пальчиковых кукол и я управление ими. |
5 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. — Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении |
6 |
Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
7-8 |
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
9-10 |
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). |
11-12 |
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
13-15 |
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
16 |
Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
17 |
Показ пьесы «Волчья песня» детям. |
18 |
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
19-20 |
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
21-23 |
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
24-27 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
28-30 |
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
31 |
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
32 |
Показ пьесы детям «Битый небитого везет». |
33-34 |
Анализ работы. |
35 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
36 |
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
37-39 |
Обработка чтения каждой роли. |
40-43 |
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. |
44-46 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. |
47 |
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
48 |
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. |
49-50 |
Показ пьесы детям “Рукавичка ”. Анализ. |
51 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
52 |
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
53-54 |
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме. |
55-59 |
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
59-62 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
63 |
Генеральная репетиция. Звуковое оформление. |
64 |
Показ пьесы учащимся начальных классов.»Лисичкины сказки» |
65-66 |
Ремонт кукол. |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы занятий | |
Теорети-ческие | Практи-ческие | |||
1 |
Введение | 2 | 2 | 0 |
2 | История театральной куклы | 2 | 0 | 2 |
3 | Театральный невидимка | 2 | 2 | 0 |
4 | Выбор спектаклей-сказок для постановок | 4 | 0 | 4 |
5 | Работа над сценарием | 8 | 0 | 8 |
6 | Отработка выразительного чтения по ролям, отработка дикции | 8 | 0 | 8 |
7 | Знакомство с кукловождением. Соединение слов с кукловождением | 6 | 0 | 6 |
8 | Отработка мизансцен и эпизодов спектакля | 12 | 2 | 10 |
9 | Отработка спектакля в целом | 10 | 0 | 10 |
10 | Изготовление кукол | 6 | 0 | 6 |
11 | Изготовление декораций и афиш | 4 | 0 | 4 |
12 | Постановка спектакля | 4 | 0 | 4 |
13 | Анализ поставленных спектаклей. Итоги работы за год | 4 | 4 | 0 |
Итого: | 72 | 10 | 62 |
Содержание программы
№ | Тема |
1 |
План и темы занятий. Устав кружка. Беседа о кукольном искусстве. Этюдный тренаж. Дикционные упражнения. Практические занятия по вождению куклы. |
2 |
Рассказ о народных кукольных представлениях и их первых героях, |
3 |
Куклы, танцующие на доске. учителем. |
4 |
«Марионетте» или куклы на нитях. |
4 |
О тех, кто создает спектакль. Театральная лексика. |
5 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учащимися. Беседа о прочитанном персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
6-7 |
Практические занятия по вождению куклы. «Звук – ценность речи». |
8-10 |
Распределение ролей. Выразительное чтение по ролям. Расстановка логических ударений, пауз. Выбор нужной интонации для каждого героя. Выразительное чтение под музыкальное сопровождение |
11-14 |
Работа над ширмой. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
15-16 |
Показ пьесы «Дочь и падчерица» детям. |
17 |
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
18-19 |
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
20-23 |
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
24-27 |
Монтировочные репетиции и прогоны. |
28 |
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
29-30 |
Показ пьесы детям «Зайка-зазнайка».Анализ |
31 |
Ремонт кукол |
32 | Выбор для спектакля пьесы.Отработка мизансцен и эпизодов Разработка мизансценического рисунка. Определение ритма и темпа спектакля. Отработка эпизодов спектакля. |
33-34 | Распределение роли. Отработка дикции. Вхождение в роль (образ). Отработка интонации. |
35-41 |
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. |
42-44 |
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
45 |
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. |
46-47 |
Показ пьесы детям “Целебная травка».Анализ спектакля. |
48 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
49-50 |
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
51-52 |
Читка по ролям. Этюды с куклами на столе и ширме. |
53-56 |
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
57-62 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
63 |
Генеральная репетиция. Звуковое оформление. |
64-65 |
Показ пьесы учащимся начальных классов. «Огниво». Анализ спектакля. |
66 |
Участие в городском конкурсе |
67-70 |
Ремонт кукол. Реставрация декораций. |
71-72 |
Анализ поставленных спектаклей, выявление недостатков. Подведение итогов работы за год. Награждение участников по номинациям: «Лучшая роль», «Лучшийхудожник – декоратор», «Чудо-кукла», «Мастер слова». |
Список литературы
1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.
3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.
3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.
4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
05 декабря 2012
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре