ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
Краткое описание
В статье рассматриваются такие формы работы учащихся на уроках литературы, которые раскрывают творческие способности ребят, развивают самостоятельность, активизируют мышление и воображение школьников, пробуждают их фантазию.
Описание
Литературное творчество учащихся
Учитель МБОУ «СОШ с. Каменный Яр» Черноярского района Астраханской области Бигоидзе Н.А.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности, поэтому задача учителя – в совместной деятельности развивать творческие силы ученика. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех, если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.
Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становится урок литературы. Остановимся на некоторых заданиях урока, обеспечивающих обучение, развитие и воспитание каждого из учеников в процессе творчества. После прочтения текста художественной литературы или его фрагмента организуем на уроке совместную деятельность. Учащиеся делятся на группы, каждой даётся задание: необходимо продумать и задать остальным учащимся вопросы по произведению – на восприятие, на знание текста, проблемный вопрос (предварительно виды вопросов рассматриваются, и определяется их значимость при анализе литературного произведения). Ребята, помогая друг другу, учатся формулировать вопросы, принимая во внимание отношение читателя к произведению и его героям, детали произведения, существенные для анализа факты. Например, после прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята подготовили такие вопросы: Какие страницы прочитанного пушкинского произведения остались у вас в памяти? Как познакомились Гринёв и Швабрин? Можно ли назвать Машу Миронову человеком чести и долга? Такая литературная деятельность помогает ребятам внимательнее относиться к тексту произведения, учит выражать своё отношение к нему. Впоследствии этот вид работы можно предлагать в качестве домашнего задания. Для развития воображения на уроках существуют различные приёмы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь ученику раскрыться, помня о возрастных особенностях. В школьную программу включены такие произведения, герои которых вызывают у ребят симпатию или сочувствие, поэтому можно предложить пересказ с изменением лица рассказчика, после того как учащиеся достаточно разобрались в характере героя, его поступках, привычках. Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ставится задача: подготовить рассказ княгини Веры об отношениях с Печориным; на уроках по пьесе М. Горького «На дне» ученики могут собрать в тексте детали о прошлой жизни обитателей ночлежки и в творческом пересказе воссоздать жизненный путь героев, приведший их на «дно». Слушатели во время такого рассказа не пассивны – они подмечают, насколько точно удалось «исполнителю» показать героя, раскрыть его характер. Подобный рассказ ученика позволяет понять, насколько полно представляет он героя, выявить личностное прочтение. Целесообразно применять на уроках приём иллюстрирования и защиты иллюстраций. Этот приём можно использовать практически на всех уроках. Например, учащимся даётся задание нарисовать наиболее понравившийся эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и подобрать строки из поэмы к рисунку. Усложнённый вариант задания: нарисовать эскиз обложки к произведению (необходимо объяснить варианты расположения названия на титульном листе, значение рисунка на обложке, цветовую символику). Ещё более сложное задание – нарисовать эскиз литературного герба писателя, подобрать девиз его жизни или творчества. Такой вариант задания активизирует творческое воображение учащихся, заставляет их глубоко вникнуть в творчество писателя, подробнее изучить его биографию, определить роль мастера слова в обществе и в эпохе. Одним из приёмов, способствующих запоминанию материала и выделению ярких, кульминационных моментов в нём, является составление графического плана. Такой план помогает отразить, например, путь исканий какого-либо героя (Пьера Безухова или Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», Григория Мелехова в «Тихом Доне» М. Шолохова, Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и др.). Приведённый ниже графический план отражает поворотные моменты жизни Пьера Безухова:
· Декабризм (1825)
· Семья и любовь
· Плен. Знакомство с Каратаевым
· 1812 г. Бородино. Осада Москвы
···
Учитель МБОУ «СОШ с. Каменный Яр» Черноярского района Астраханской области Бигоидзе Н.А.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности, поэтому задача учителя – в совместной деятельности развивать творческие силы ученика. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех, если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.
Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становится урок литературы. Остановимся на некоторых заданиях урока, обеспечивающих обучение, развитие и воспитание каждого из учеников в процессе творчества. После прочтения текста художественной литературы или его фрагмента организуем на уроке совместную деятельность. Учащиеся делятся на группы, каждой даётся задание: необходимо продумать и задать остальным учащимся вопросы по произведению – на восприятие, на знание текста, проблемный вопрос (предварительно виды вопросов рассматриваются, и определяется их значимость при анализе литературного произведения). Ребята, помогая друг другу, учатся формулировать вопросы, принимая во внимание отношение читателя к произведению и его героям, детали произведения, существенные для анализа факты. Например, после прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята подготовили такие вопросы: Какие страницы прочитанного пушкинского произведения остались у вас в памяти? Как познакомились Гринёв и Швабрин? Можно ли назвать Машу Миронову человеком чести и долга? Такая литературная деятельность помогает ребятам внимательнее относиться к тексту произведения, учит выражать своё отношение к нему. Впоследствии этот вид работы можно предлагать в качестве домашнего задания. Для развития воображения на уроках существуют различные приёмы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь ученику раскрыться, помня о возрастных особенностях. В школьную программу включены такие произведения, герои которых вызывают у ребят симпатию или сочувствие, поэтому можно предложить пересказ с изменением лица рассказчика, после того как учащиеся достаточно разобрались в характере героя, его поступках, привычках. Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ставится задача: подготовить рассказ княгини Веры об отношениях с Печориным; на уроках по пьесе М. Горького «На дне» ученики могут собрать в тексте детали о прошлой жизни обитателей ночлежки и в творческом пересказе воссоздать жизненный путь героев, приведший их на «дно». Слушатели во время такого рассказа не пассивны – они подмечают, насколько точно удалось «исполнителю» показать героя, раскрыть его характер. Подобный рассказ ученика позволяет понять, насколько полно представляет он героя, выявить личностное прочтение. Целесообразно применять на уроках приём иллюстрирования и защиты иллюстраций. Этот приём можно использовать практически на всех уроках. Например, учащимся даётся задание нарисовать наиболее понравившийся эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и подобрать строки из поэмы к рисунку. Усложнённый вариант задания: нарисовать эскиз обложки к произведению (необходимо объяснить варианты расположения названия на титульном листе, значение рисунка на обложке, цветовую символику). Ещё более сложное задание – нарисовать эскиз литературного герба писателя, подобрать девиз его жизни или творчества. Такой вариант задания активизирует творческое воображение учащихся, заставляет их глубоко вникнуть в творчество писателя, подробнее изучить его биографию, определить роль мастера слова в обществе и в эпохе. Одним из приёмов, способствующих запоминанию материала и выделению ярких, кульминационных моментов в нём, является составление графического плана. Такой план помогает отразить, например, путь исканий какого-либо героя (Пьера Безухова или Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», Григория Мелехова в «Тихом Доне» М. Шолохова, Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и др.). Приведённый ниже графический план отражает поворотные моменты жизни Пьера Безухова:
· Декабризм (1825)
· Семья и любовь
· Плен. Знакомство с Каратаевым
· 1812 г. Бородино. Осада Москвы
Салон Разочарование
Шерер в масонстве
·Золотая Преобразования
Молодёжь Петра···
Смерть Дуэль с В среде
отцаДолоховыммасонов · Женитьба на Элен Составление такого плана формирует логическое мышление, способствует систематизации знаний учащихся и применению их в процессе анализа произведения. Более глубокому усвоению изученного на уроках литературы способствует составление учащимися кроссвордов. Такая работа проводится чаще всего после изучения какой-либо темы, произведения, раздела. Для составления кроссворда необходимы определённые навыки, их ребята получают на консультации или для этого отводится время на уроке. Чтобы кроссворд получился интересным, познавательным, учащиеся должны хорошо владеть материалом, уметь ориентироваться в прочитанном, знать теорию литературы, понимать роль изобразительных средств. Такая работа учит внимательному чтению, а ведь без привычки читать вдумчиво не может быть серьёзного анализа литературного произведения. При знакомстве с биографией писателя можно дать опережающее задание: взять интервью у друзей, родителей или учителей, попросив их ответить на вопросы: 1. Когда впервые произошло Ваше знакомство с творчеством писателя? 2. Какие его произведения Вы читали? 3. Какие мысли и чувства вызывает у Вас чтение книг писателя? Такое задание очень интересно для учащихся. Они с удовольствием расспрашивают друзей, учителей, родителей и в ходе беседы у них складывается определённое отношение к творчеству писателя. Задача учителя – выяснить это отношение и подтвердить его или опровергнуть в ходе работы над произведением. Интервью можно предложить при изучении творчества практически любого писателя или поэта. В работе словесника по развитию творческих способностей ученика большую роль играют различного рода письменные работы. Основа любого сочинения – искренний интерес к теме, эмоциональный настрой класса. В наше непростое время создать его учителю удаётся с большим трудом. Ребята должны понять, что сочинения пишут не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться. Поэтому необходимо заинтересовать учащихся предстоящей работой, привлечь их внимание чем-то необычным, увлекательным. Это может быть оригинальный жанр сочинения или мини-сочинения. Одним из привлекательных для учащихся жанров письменной работы является письмо литературного героя или литературному герою. Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения. Например, при изучении пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» можно написать письмо чиновника уездного города, писанное до приезда Хлестакова; письмо о своём пребывании в городе Калинове (А.Н. Островский, «Гроза»); письмо по адресу: «Москва, Страстная площадь, дом Фамусова, милостивой государыне Софье Павловне…» (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»). Задание можно варьировать, например: Напишите письмо А.А. Блоку, в нём задайте интересующие Вас вопросы, ответы на которые хотели бы услышать от поэта. Какими мыслями Вам хотелось бы поделиться с ним? Кроме письма интересны для школьников и другие жанры сочинений: дневниковые записи (например, дневник Базарова, в котором описаны последние дни его жизни), путевые заметки (задание: Совершите поездку в город, который посетил Чичиков, и поделитесь своими впечатлениями (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)), рецензия (на книгу, на инсценировку пьесы в классе, на урок и т.п.) и другие. Такого рода задания к сочинениям активизируют творческую мысль ребят, помогают эмоциональнее выразить своё отношение к раскрываемой теме, воспитывают внимание к слову. В этих работах проявляется желание осмыслить текст художественного произведения по-своему, представить своё видение проблемы сочинения. Перечисленные формы работы направлены на развитие самостоятельности, активизации мышления и воображения школьников, пробуждают их фантазию. Многократно замечено, что ученик, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него как бы открывается «второе дыхание», появляется желание вновь и вновь добиваться успеха, его способности растут. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, те, в свою очередь, начинают развивать его интеллектуальные возможности. У ученика повышается самооценка, он начинает сознавать себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития. Задача учителя в этом процессе – создать все условия для становления личности учащегося.
05 декабря 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»