Урок-театр "«Горе от ума» как зеркало русской жизни" (9 класс)
по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Тема: «Горе от ума» как зеркало русской жизни. Цель: расширить представления школьников об эпохе начала XIXвека, воссоздать её дух; развивать умение обосновывать своё мнение о произведении и его героях; определить роль пьесы Грибоедова в развитии литературной и сценической жизни. Оформление: портрет А.С. Грибоедова неизвестного художника, иллюстрации к комедии Д.Н. Кардовского, иллюстрации видов Москвы XIXвека, афиша спектакля, эскизы костюмов и причёсок. Эпиграф: «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы». И.А. Гончаров «Мильон терзаний»
Ход урока
I. Оргмомент. II. Активизация опорных знаний. За неделю до урока было проведено распределение ролей: выбран из учеников класса режиссёр будущей постановки, художник по костюмам, декоратор. Режиссёру было дано право подобрать учеников-актёров на ведущие роли. В помощь участникам игры были предложены карточки с заданиями:Вопросы режиссёру: почему вы решили поставить «Горе от ума»? В чём видите актуальность проблематики пьесы? Какой вариант (классический или экспериментальный) вы предпочтёте, почему? Что известно вам об истории различных постановок пьесы на русской сцене? Какие из них вы считаете наиболее удачными? [1]
Вопросы актёру: Кто вы (ваш внешний вид, манера одеваться, привычки, интересы)? Как относитесь к окружающим вас людям (Фамусовым, его гостям, Чацкому)? Каковы мотивы вашего поведения в ситуации, предлагаемой для постановки? Согласны ли вы с трактовкой роли, данной режиссёром? Как сочетаются конкретно-исторические и общечеловеческие черты в облике вашего героя? Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу, в наши дни?
Вопросы художнику по костюмам и декоратору: какими вы видите героев пьесы? Какие детали костюма помогут подчеркнуть индивидуальность характера конкретного персонажа?
Каковы будут декорации к спектаклю, будут ли они меняться по ходу действия? Нарисуйте эскизы костюмов и декораций. Каков будет ваш вариант сценического занавеса? Попробуйте создать эскиз афиши к спектаклю.
Вопросы зрителям: оцените замысел режиссёра, предложенную им трактовку пьесы. Был ли реализован вариант режиссёра актёрским коллективом? Насколько созданные ими образы совпадают с обликом героев пьесы, хранящимся в вашем воображении? Отвечает ли оформление спектакля режиссёрскому замыслу?
1) сообщение темы урока; 2) слово учителя: –Прежде чем мы окунёмся в атмосферу московской жизни начала XIX века, я хотела бы сказать несколько слов о бессмертной комедии А.С. Грибоедова. «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы». Эти слова взяты из известного всем критического этюда И.А. Гончарова «Мильон терзаний», написанного в 1871 году. А в 1885 году, откликаясь на своеобразный театральный юбилей, 55-летие «Горя от ума» на русской сцене, А.С. Суворин назвал комедию Грибоедова «вечной пьесой» и предсказал: «…и в 1985 году её будут слушать с таким же удовольствием, как теперь». Мысль о бессмертии этой пьесы И.А. Гончаров и А.С. Суворин связывали, прежде всего, с картиной нравов. И задача нашего сегодняшнего урока – представив картину быта и нравов Москвы начала XIXвека доказать, что комедия Грибоедова на самом деле бессмертна… Прежде чем мы увидим инсценировку отдельных явлений комедии, давайте окунёмся в эпоху Грибоедова, познакомимся с деталями жизни дворянства того времени.
3) выступления учащихся: 1. Изложение позиции режиссёра. (Приложение 1) 2. Московский быт начала XIXвека. Жилище московского барина. (Приложение 2). 3. Особенности костюма начала XIXвека. Костюмы героев пьесы. Эскизы. (Приложение 3). 4. Причёска – важная деталь облика московского дворянина. Эскизы. (Приложение 4). 5. Афиша спектакля. Изложение режиссёром и актёрами своих позиций. (Приложение 5). 4) инсценировка фрагмента пьесы. 5) обсуждение постановки: – Ваши впечатления от постановки пьесы. – Удалось ли, на ваш взгляд, актёрам передать атмосферу, настроение последних явлений комедии? 6) беседа: – Как отнеслись Чацкий и Софья к «исповеди» Молчалина перед Лизой? Чувствует ли себя виноватым в этой сцене Молчалин? Чем пугает его разоблачение?
– Справедливы ли обвинения и приговоры Чацкого в последнем монологе? – Для кого из героев открытия, совершившиеся в четвёртом действии, особенно тяжелы? – Соответствуют ли образы героев пьесы, созданные вашим воображением, тем, что вы увидели? III. Итог урока. 1) слово учителя: – Итак, сегодня мы с вами закончили работу над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», познакомились с жизнью и бытом Москвы начала XIXвека. Эти сведения помогли нам глубже проникнуть в суть содержания пьесы, увидеть характеры героев и изображаемые события как бы изнутри. Я думаю, что комедия понравилась и запомнилась вам, так как изображённая в ней жизнь имеет определённый отзвук в настоящем. До сих пор пьесу Грибоедова все читают с неослабевающим интересом.
2) домашнее задание: Написать рецензию на увиденный спектакль и выступления учащихся. Использованная литература Уроки литературы в 9 классе. Поурочные планы/Сост. Савина Л.Н. – Волгоград. – Издательство «Братья Гринины». – 1999. – с. 29-30.
[1] Чернова И. Сценическая интерпретация роли Молчалина. — Литература, 1997, № 48.С. 4; Билинанс Я., Билинкис М. Сценическая жизнь «Горе от ума» — Литература в школе, 1990, № 1; Арго А. Звучит слово,- М., 1962.-c.5-6; Смелянский А. Наши собеседники. — М, 1981.
Режиссёр – Житникова Вероника
«Горе от ума». По мнению одних – это «пьеса для чтения», для других – это «живая сатирическая картина, вставленных в сценическое рамки», «сатира в монологах и диалогах». Сам Грибоедов определил жанр своей пьесы так: «Комедия в четырёх действиях».
По старым рецензиям и отрывочным воспоминаниям можно восстановить сценическую историю комедии Грибоедова и отдельных ролей. По ним мы можем судить, как менялись подходы к пьесе и изображенным в ней характерам. Комедия впервые появилась на сцене в 1831 году. Эта постановка стала ярчайшим событием отечественной культуры. Пьеса «Горе от ума» была не только объектом восхищения, но и предметом неутихающих споров. Спорили и спорят о её жанре, характере сценического действия.
Первым сыграл роль Чацкого на московской сцене П.С. Мочалов. Сцену разрыва с фамусовским обществом он воспринимал как кульминацию роли, и свой финальный монолог Мочалов «наполнял могучим трагическим пафосом». Тогда, в эпоху Мочалова, родилось убеждение: «Для Чацкого нужен трагик». В последнее десятилетие XIX века образцовым Чацким был признан А.И. Южин, дебютировавший в этой роли в 1882году.
Роль Софьи долгое время считалась неинтересной, бесплотной и в высшей степени неблагодарной. В сценическом исполнении героиня Грибоедова представала «какой-то кокеткой большого света», «пустой барышней, склонной к интрижкам и обману, недостойной никакого сочувствия». Об исполнительницах этой роли часто звучали нелестные слова. Поэтому в театрах было очень трудно подыскать исполнительницу на роль Софьи. Первыми исполнительницами этой роли были М. Львова и В. Асенкова. В январе 1874 года в свой бенефис И.В. Самарин поручил роль Софьи своей ученице М. Ермоловой. Об этой молодой артистке все литературные критики отзывались по-разному. В последнее десятилетие прошлого столетия в роли Софьи выступали А.А. Яблочкина. Её дебют в Малом театре прошёл успешно. И ещё одно имя – Татьяна Доронина, исполнившая роль Софьи в Большом Драматическом театре в 1962 году. В искусстве Дорониной заметно стремление к укреплению образа, её Софья – характер сильный, крупный, человеческий, интересный.
Молчалин – яркое художественное создание Грибоедова. Принижение образа было заметно у Самарина. Сколь незначительна фигура Молчалина, старался показать и И. Монахов.
Роль Фамусова в русском театре нашла своих выдающихся исполнителей: М.С. Щепкина, И.В. Самарина, И.И. Сосницкого, А.Е. Мартынова и других.
Каждая сыгранная в «Горе от ума» роль становилась фактом творческой биографии её создателей, которые разгадывали тайну сценических образов Грибоедова.
Из всего произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы решили проинсценировать действие 4, явления 12 – 15, потому что именно этот отрывок показался нам наиболее значимым. В нём заключается развязка комедии, срываются маски с главных героев, и они предстают перед нами в своём истинном облике.
Итак, действие 4, явление 12.
Художник по костюмам – Мостицкая Ирина
Костюмы ХVII века очень нарядны. Мужской костюм состоял из камзола, шитого из разных материй малинового или зелёного цвета – тёмных цветов не носили, только штаны – кюлоты (до колен) могли быть сшиты из черного атласа. Камзолы расшивали золотом и разноцветными шелками, башмаки украшали пряжками, усыпанными драгоценными камнями, пуговицы были настоящее произведение ювелирного искусства. При этом наряде носили белые шелковые чулки, бельё тонкого голландского полотна, манжеты – шитые или кружевные.
Дамы не отставали от мужчин. Роскошные платья шили из бархата, штофа, атласа, обшивали их блондами, накладками из флера и дымки, серебряной и золотой бахромой. У мужчин и у женщин в костюме обязательно присутствовала деталь, которую особо отмечала старая москвичка: «Теперь многие даже и не поймут, что такое красные каблуки. Не всё ли равно, что красные, что черные – это одна только мода. Может, кто и не зная нашивал красные каблуки. А они означали знатное происхождение; эту моду переняли мы, разумеется, у французов, как и всякую другую. Французская революция принесла большие изменения Дамы отбросили фижмы, пудреные парики, шлейфы. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники и легкие сандалии или атласные туфельки. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Даже прически подражали строгой простоте античных форм. Мода становилась знаком политических пристрастий. Французская революция не на шутку испугала Екатерину II, а её сын Павел, едва вступив на престол, принялся бороться с «французской заразой» и одни из первых своих законов запретил… круглые шляпы. Павел вооружился против франков, жилетов, круглых шляп, панталон, ботинок, сапогов с отворотами, строго запретил носить их и велел заменить однобортными кафтанами со стоячим воротником, треугольными шляпами, камзолами, ботфортами. Дамам запрещалось носить на поясе и через плечо разноцветные ленты, украшенные блестками, потому что они похожи на орденские. Затем официальным придворным платьем был объявлен русский сарафан с кокошником. Конечно, сарафан стилизованный, из парчи и бархата, а кокошник расшит драгоценными камнями. Молодые модницы ходили зимой в белых шляпах и при самых бледных лучах солнца спешили открыть зонтики: светские кавалеры тех времён носили трико в обтяжку, брюки и гусарские с кисточками сапожки; жабо у них было пышное, шляпа горшком, на фраках – ясные золотые пуговицы, воротники в аршин.
Что же такое фрак?
Это мужской костюм, появившийся в Англии ещё в первой половине XVIII века, а позднее распространившийся по всей Европе. Изначально он предназначался для верховой езды. С этой целью полы верхней приталенной одежды отгибали назад, и, наконец, сложилась форма фрака – одежды, не имеющей пол, а только фалды сзади.
Быстроменяющаяся мода – не только причуда щеголей, но и знак социальной принадлежности человека.
Художник по женским причёскам – Иванникова Алла
Светская женщина начала XIX века должна была казаться неземным существом, выглядеть как хрупкая, изящная фарфоровая статуэтка. Её внешность предназначалась для наслаждения глаз созерцающих её мужчин. Обликом она напоминала только что распустившийся бутон цветка. Женщина галантного века как бы не имела возраста, она должна была выглядеть не старше двадцати лет. Вот почему на портретах того века мы не видим зрелых женщин. Интимность и будуарность, внешний блеск и мишурность – вот те слова, которые наиболее верно характеризуют женщин того времени. Причёски не претерпели особых изменений. Дамы продолжают носить причёски из естественных завитых волос, а также парики, размеры которых немного уменьшились. Женщины продолжают носить причёску «Фонтанж», но не такую высокую, как в XVII веке. В период правления Филиппа Орлеанского вошла в моду новая причёска – «Ке» (хвост). Волосы со лба зачёсывались назад, собирались на затылке и перевязывались чёрной лентой. По прошествии нескольких лет эта причёска видоизменилась: волосы убирались в мешочек чёрного цвета из шёлка или бархата, по форме напоминающий футляр. Эта причёска называлась «Кошелёк». В начале XIX века причёски опять начинают «расти». Они представляют собой сооружение из волос, лент, кружев, украшений, достигая в высоту до одного метра. Для поддержки формы используются различные каркасы. Постепенно на смену античным причёскам пришли гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые заплетались в косу, а потом закручивались в кукули и закреплялись шпильками. Единственным оживляющим причёску украшением были локоны, свободно падающие на лоб. По форме локоны были столь разнообразны, что и названия у них были соответствующие: спиральные, трубчатые, змееобразные, стружка и др. К тому же, подчёркивая характер обладательницы причёски, их называли моральными, шаловливыми, капризными, религиозными и др.
Художник по причёскам – Одногулова Наиля
С падением империи Наполеона и реставрации монархии во Франции в манере одеваться и причёсываться наступает эпоха распада стилей. Париж потерял право диктовать моду, постепенно законодательницей мод становится столица Австрии Вена. Мода в большей степени попадает под влияние наступающей индустриализации и становится достоянием более широких кругов общества. Она приобретает мещанский характер. В одежде особо ценится сорт, добротность и качество ткани. Многие следуют английскому понятию об элегантности, которое проявляется в небрежной манере носить дорогие вещи. В это же время в высшем обществе эталоном становится романтический облик героя. В моду входят хрупкость, бледность, задумчивость. Создаётся тип скромно, но идеально одетого мужчины – денди. Одежда денди, несмотря на внешнюю красоту и неброскость, была очень дорога. Идеалом женской красоты становится порхающий мотылёк. В моду возвращаются корсеты и кринолин. Талия становится очень тонкой и подчёркивается широким поясом.
Мужские причёски отражают стилевые направления. После войны 1812 года распространяется мода и на причёски «а ля казак» и «а ля мужик». В дополнение к причёскам были бакенбарды и усы, название которых поражает своим разнообразием – полоски, фавориты, колбаски, стрелки, акульи усы. Причёски стали делиться на утренние, повседневные, бальные и для визитов. В ходу были широкие и пушистые бакенбарды, небольшие по форме – «сенаторские», которые являлись как бы продолжением причёски. Большинство из женских и мужских причёсок делались из завитых волос. В это время Карл Нилер, немецкий парикмахер, значительно упростил создание завитых локонов, изобретя шестимесячную термическую завивку, которая является прототипом современной.
Роль Чацкого – Малахов Алексей
Я выбрал роль Чацкого, потому что этот человек во многом мне понравился. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. У него есть сердце, и он честен. Александр Андреевич искренний и горячий деятель. Он презирает льстецов и низкопоклонников. В отличие от фамусовского общества, Чацкий выказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, бодрым». Александр Андреевич – человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий – мастер афоризмов, едких эпиграмм. Чацкий отстаивает гуманные, прогрессивные идеалы добра и справедливости. Ёщё он простодушен, душевно искренен, а это слагаемые нравственного благородства. В своих монологах Чацкий бичует невежество и пошлость, а также людей, берущих на себя роль верховных судей в оценке событий и явлений жизни. Одним словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством.
В ситуации, предлагаемой для инсценировки, Чацкий разыграл роль Отелло. Он упрекает Софью « зачем» она его «надеждой завлекла», зачем прямо не сказала, что прошлое забыто. Он кипит бешенством на всех, «на мучителей толпу, предателей, старух зловещих, стариков» и т.д. И уезжает из Москвы, произнося всему беспощадный суд и приговор.
Роль Молчалина – Гигоидзе Коба
Я выбрал роль Молчалина, потому что он выделяется среди остальных героев своим характером, мыслями, действиями. Но он поступил очень плохо и несправедливо с Софьей. Молчалин думал только о себе и ни о ком другом. Софью Молчалин не любил, он любил деньги её отца. Но, к счастью, он был разоблачён. А я старался представить героя, который привык жить двойной жизнью: быть равнодушным к окружающим и угождать им, не любить Софью, но поддерживать в ней это чувство. Главная цель его жизни – продвинуться по служебной лестнице и устроить себе богатую жизнь..
Роль Лизаньки – Болдырева Оксана
Я играю в инсценировке роль Лизаньки, служанки в доме Фамусовых. Её отношение к хозяевам отличается от отношений других слуг. Она свободно высказывает своё мнение, с Софьей общается на равных. Лиза смотрит на всё происходящее трезво. Она понимает, что любовь Софьи к Молчалину призрачна и недолговечна. В ситуации, предложенной для инсценировки, Лиза проявляет равнодушие к чувствам Молчалина. Она не гонится за славой и богатством. Такой тип людей мне нравится больше всего. В Лизаньке я увидела себя.
Роль Софьи – Трифонова Маша
Я, Фамусова Софья Павловна, единственная дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Выросла я избалованной, кокетливой девушкой. Я иду с модой в ногу и предпочитаю в основном всё французское – книги, платья, шляпки и другие вещи. Я люблю балы, которые устраивает мой отец, но к гостям отношусь равнодушно. Когда-то в детстве я любила Чацкого, но вскоре после его отъезда разлюбила, посчитав этот отъезд предательством. Вскоре у нас дома появился Молчалин, которого я полюбила за романтичность. Но и он меня разочаровал, потому что я узнала, что он мной пользовался и встречался только ради денег и чинов. Когда я узнала о предательстве Молчалина в тот ужасный вечер, моё сердце было разбито. И тогда я поняла, что уже так искренне доверять не буду никому
Роль Фамусова – Капасов Алексей
Роль Павла Афанасьевича Фамусова я выбрал потому, что мне хотелось сыграть его со всеми его недостатками. Конечно же, мне хотелось почувствовать себя человеком, относящемуся к «веку минувшему». А также мне хотелось мысленно побывать на балах и маскарадах, которые бывали в доме Фамусова. Я узнал, что прототипом Фамусова был родной дядя А.С. Грибоедова А.Ф. Грибоедов. Алексей Фёдорович был гостеприимный московский барин. Я думаю, что А.Ф. Грибоедов и П.А. Фамусов очень похожи друг на друга.
В данной инсценировке я представляю очень разгневанного Павлв Афанасьевича Фамусова. Он недоволен поведением Софьи, боится огласки и скандала, поэтому грозится отправить дочь и служанку подальше от Москвы.
Урок-театр
в 9 классе
по пьесе А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Учитель Бигоидзе Н.А.
Урок-театр
по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тема: «Горе от ума» как зеркало русской жизни.
Цель: расширить представления школьников об эпохе начала XIX века, воссоздать её дух; развивать умение обосновывать своё мнение о произведении и его героях; определить роль пьесы Грибоедова в развитии литературной и сценической жизни.
Оформление: портрет А.С. Грибоедова неизвестного художника, иллюстрации к комедии Д.Н. Кардовского, иллюстрации видов Москвы XIX века, афиша спектакля, эскизы костюмов и причёсок.
Эпиграф: «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы».
И.А. Гончаров «Мильон терзаний»
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Активизация опорных знаний.
За неделю до урока было проведено распределение ролей: выбран из учеников класса режиссёр будущей постановки, художник по костюмам, декоратор. Режиссёру было дано право подобрать учеников-актёров на ведущие роли. В помощь участникам игры были предложены карточки с заданиями:
Вопросы режиссёру: почему вы решили поставить "Горе от ума"? В чём видите актуальность проблематики пьесы? Какой вариант (классический или экспериментальный) вы предпочтёте, почему? Что известно вам об истории различных постановок пьесы на русской сцене? Какие из них вы считаете наиболее удачными? 1
Вопросы актёру: Кто вы (ваш внешний вид, манера одеваться, привычки, интересы)? Как относитесь к окружающим вас людям (Фамусовым, его гостям, Чацкому)? Каковы мотивы вашего поведения в ситуации, предлагаемой для постановки? Согласны ли вы с трактовкой роли, данной режиссёром? Как сочетаются конкретно-исторические и общечеловеческие черты в облике вашего героя? Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу, в наши дни?
Вопросы художнику по костюмам и декоратору: какими вы видите героев пьесы? Какие детали костюма помогут подчеркнуть индивидуальность характера конкретного персонажа?
Каковы будут декорации к спектаклю, будут ли они меняться по ходу действия? Нарисуйте эскизы костюмов и декораций. Каков будет ваш вариант сценического занавеса? Попробуйте создать эскиз афиши к спектаклю.
Вопросы зрителям: оцените замысел режиссёра, предложенную им трактовку пьесы. Был ли реализован вариант режиссёра актёрским коллективом? Насколько созданные ими образы совпадают с обликом героев пьесы, хранящимся в вашем воображении? Отвечает ли оформление спектакля режиссёрскому замыслу?
-
сообщение темы урока;
-
слово учителя:
– Прежде чем мы окунёмся в атмосферу московской жизни начала XIX века, я хотела бы сказать несколько слов о бессмертной комедии А.С. Грибоедова. «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы». Эти слова взяты из известного всем критического этюда И.А. Гончарова «Мильон терзаний», написанного в 1871 году. А в 1885 году, откликаясь на своеобразный театральный юбилей, 55-летие «Горя от ума» на русской сцене, А.С. Суворин назвал комедию Грибоедова «вечной пьесой» и предсказал: «…и в 1985 году её будут слушать с таким же удовольствием, как теперь».
Мысль о бессмертии этой пьесы И.А. Гончаров и А.С. Суворин связывали, прежде всего, с картиной нравов. И задача нашего сегодняшнего урока – представив картину быта и нравов Москвы начала XIX века доказать, что комедия Грибоедова на самом деле бессмертна…
Прежде чем мы увидим инсценировку отдельных явлений комедии, давайте окунёмся в эпоху Грибоедова, познакомимся с деталями жизни дворянства того времени.
3) выступления учащихся:
-
Изложение позиции режиссёра. (Приложение 1)
-
Московский быт начала XIX века. Жилище московского барина. (Приложение 2).
-
Особенности костюма начала XIX века. Костюмы героев пьесы. Эскизы. (Приложение 3).
-
Причёска – важная деталь облика московского дворянина. Эскизы. (Приложение 4).
-
Афиша спектакля. Изложение режиссёром и актёрами своих позиций. (Приложение 5).
4) инсценировка фрагмента пьесы.
5) обсуждение постановки:
– Ваши впечатления от постановки пьесы.
– Удалось ли, на ваш взгляд, актёрам передать атмосферу, настроение последних явлений комедии?
6) беседа:
– Как отнеслись Чацкий и Софья к «исповеди» Молчалина перед Лизой? Чувствует ли себя виноватым в этой сцене Молчалин? Чем пугает его разоблачение?
– Справедливы ли обвинения и приговоры Чацкого в последнем монологе?
– Для кого из героев открытия, совершившиеся в четвёртом действии, особенно тяжелы?
– Соответствуют ли образы героев пьесы, созданные вашим воображением, тем, что вы увидели?
III. Итог урока.
-
слово учителя:
– Итак, сегодня мы с вами закончили работу над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», познакомились с жизнью и бытом Москвы начала XIX века. Эти сведения помогли нам глубже проникнуть в суть содержания пьесы, увидеть характеры героев и изображаемые события как бы изнутри.
Я думаю, что комедия понравилась и запомнилась вам, так как изображённая в ней жизнь имеет определённый отзвук в настоящем. До сих пор пьесу Грибоедова все читают с неослабевающим интересом.
-
домашнее задание:
Написать рецензию на увиденный спектакль и выступления учащихся.
Использованная литература
Уроки литературы в 9 классе. Поурочные планы/Сост. Савина Л.Н. – Волгоград. – Издательство «Братья Гринины». – 1999. – с. 29-30.
1 Чернова И. Сценическая интерпретация роли Молчалина. - Литература, 1997, № 48.С. 4; Билинанс Я., Билинкис М. Сценическая жизнь "Горе от ума" - Литература в школе, 1990, № 1; Арго А. Звучит слово,- М., 1962.-c.5-6; Смелянский А. Наши собеседники. - М, 1981.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»