Урок "Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой" (1 класс, программа «Школа России»)
Предварительная подготовка:дать учащимся задание вспомнить названия пород собак и кошек. Принести фотографии своих питомцев.
Цели:расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой; развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Универсальные учебные действия:понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.
Оборудование:слайды презентации с изображением диких животных и пищи, которую они употребляют; комнатных растений, кошек и собак различных пород; жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо).
Ход урока 1. Повторение изученного материала
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветок) (Презентация 1, слайд 2 )
— Посмотрите вокруг, как можно назвать одним словом растения, растущие у нас в классе? (Комнатные)
— Расскажите об условиях, необходимых для жизни растений. (Для жизни растений нужна плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло)
— Зачем нужно поливать растения? (Вместе с водой растение получает полезные вещества)
— Как можно доказать, что в состав растения входит вода? (Срезать листочек, на срезе образуются капельки воды)
— Почему комнатные растения чаще всего ставят на подоконник? (Это самое светлое место в комнате)
— Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими комнатными растениями? (рассказы детей)
— Как вы удаляете пыль с комнатных растений? (Аккуратно, мягкой влажной тряпочкой)
— А если у растения узкие листья, как удалить с них пыль? (Сбрызнуть их водой)
— Какие комнатные растения вы знаете? (Презентация 1, слайд 3)
— Какие комнатные растения живут у вас дома?
2. Работа над новым материалом
— Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
— Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока будут животные. Каких животных вы знаете? (Ответы детей) (Презентация 1, слайд 4)
— Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
— Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей)
— Кроме того животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что нужно животным для жизни? (Пища)
— Посмотрите на слайд. Каких животных вы на ней видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца, мышь)( Презентация 1, слайд 5)
— Внизу слайда вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное. (Обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц – капустой, мышь — зерном)
— Как вы думаете, почему растения и животные не исчезают с Земли полностью? (И животные, и растения приносят потомство)
— Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Это дикие животные.
— А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
— Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий для себя и своего потомства? (В своих жилищах)
— Посмотрите на слайд. Чьи жилища здесь изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки, ласточки).( Презентация 1, слайд 6)
— Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые животные могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить себе жилище, а при малейшей опасности спасаться бегством.
— Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц, лось, косуля, волк, тигр и др.)
— Правильно, многие животные развивают высокую скорость при беге. Однако если заяц так спасается от хищников, то волку скорость нужна для того, чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным. Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят». Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к своей жертве.
— Как вы думаете, а как приспособился к жизни в природных условиях медведь? (За лето он нагуливает жир, а потом впадает в спячку)
— Подумайте, как приспособилась белка? (В дуплах делает запасы орехов, а зимой питается этими запасами).
— Безусловно, различные способы приспосабливания к природным условиям не могли не сказаться на внешнем строении животных. Так, к примеру, у зайца-беляка, который живет в тайге и которому приходится в зимнее время передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К зиме на них отрастают длинные жесткие волосы, которые не дают зайцу проваливаться.
— Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать).
— Однако ноги и копыта нужны лосю не только для бега. Лось живет в болотистых местах. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту за счет длинных ног лось легко достает с деревьев молодые зеленые побеги, листву и кору.
— Как еще животные могут приспосабливаться к природным условиям? Вспомните, чем покрыть тело у рыб? (Чешуей)
— Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и позволяет им быстро плавать.
— Как приспособились к полетам птицы? (Их тело покрыто перьями).
— А что отличает зверей от других животных? (Они покрыты шерстью)
— Вспомните, как меняется окраска зайца летом и зимой? (У зайца мех летом серый, а зимой белый)
-Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и ветвей деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон)
— Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку (Презентация 2)
— Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака, кошка, корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)
— Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
— Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные?(Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)
— Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. У нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На перемене вы можете подойти и посмотреть их.
— Скажите, у кого дома живут домашние животные?
— Отгадайте загадки. (Презентация 1, слайд 7)
Лежит — молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. (Кошка)
— Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии кошек и собак)
— Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся на две группы. По очереди группы описывают свое животное: первая – кошек, вторая – собак. Побеждает та группа, которая больше знает о своем животном.
— Давайте вспомним какие породы собак мы знаем. (Презентация 1, слайд 8)
«Ох, кошмар, такая пасть,
Можно в обморок упасть!»
Отовсюду слышно: «Ох!»
Коль на улице … (бульдог)
Нет чудеснее подарка,
Чем немецкая … (овчарка)
Хвостик колечком,
А ну, угадай-ка,
Кто я? Вот умник,
Конечно же, … (лайка)
Белизною шерсти тонкой
Покоряет всех … (болонка)
— Какие еще породы собак вы знаете? (Колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)
— У кого дома есть собака? Расскажите, как за ней нужно ухаживать? (Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить в доме место для собаки, давать физические нагрузки, расчесывать длинношерстные породы) (Презентация 1, слайд 10)
— Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.) (Презентация 1, слайд 8)
-Расскажите про особенности ухода за кошками. (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчесывать, устроить кошачий домик) (Презентация 1, слайд 9)
— На улицах очень много бездомных животных. Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных животных не было вообще? (Ответы детей)
— Правильно, мы должны понимать, что щенок, котенок, канарейка – это не игрушка, а живые существа, о которых мы должны заботиться, раз уж взяли их к себе домой.
3. Подведение итогов
— О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О диких и домашних животных)
— Каких диких животных вы знаете?
— Каких домашних животных вы знаете?
— Как животные приспосабливаются к суровым погодным условиям?
— Отражается ли как-то образ жизни животных на их внешности?
— Какие домашние питомцы стали настоящими друзьями человеку?
— Как нужно ухаживать за собаками?
— Как нужно ухаживать за кошками?
4. Рекомендации для занятий дома
Можно рекомендовать придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.
Урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России».
Учебник А.А.Плешаков, 2011г.
Тема урока: Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой
Предварительная подготовка: дать учащимся задание вспомнить названия пород собак и кошек. Принести фотографии своих питомцев.
Цели: расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой; развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Универсальные учебные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.
Оборудование: слайды презентации с изображением диких животных и пищи, которую они употребляют; комнатных растений, кошек и собак различных пород; жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо).
Ход урока
-
Повторение изученного материала
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветок) (Презентация 1, слайд 2 )
- Посмотрите вокруг, как можно назвать одним словом растения, растущие у нас в классе? (Комнатные)
- Расскажите об условиях, необходимых для жизни растений. (Для жизни растений нужна плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло)
- Зачем нужно поливать растения? (Вместе с водой растение получает полезные вещества)
- Как можно доказать, что в состав растения входит вода? (Срезать листочек, на срезе образуются капельки воды)
- Почему комнатные растения чаще всего ставят на подоконник? (Это самое светлое место в комнате)
- Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими комнатными растениями? (рассказы детей)
- Как вы удаляете пыль с комнатных растений? (Аккуратно, мягкой влажной тряпочкой)
- А если у растения узкие листья, как удалить с них пыль? (Сбрызнуть их водой)
- Какие комнатные растения вы знаете? (Презентация 1, слайд 3)
- Какие комнатные растения живут у вас дома?
-
Работа над новым материалом
- Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
- Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока будут животные. Каких животных вы знаете? (Ответы детей) (Презентация 1, слайд 4)
- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей)
- Кроме того животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что нужно животным для жизни? (Пища)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы на ней видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца, мышь)( Презентация 1, слайд 5)
- Внизу слайда вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное. (Обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц – капустой, мышь - зерном)
- Как вы думаете, почему растения и животные не исчезают с Земли полностью? (И животные, и растения приносят потомство)
- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Это дикие животные.
- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
- Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий для себя и своего потомства? (В своих жилищах)
- Посмотрите на слайд. Чьи жилища здесь изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки, ласточки).( Презентация 1, слайд 6)
- Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые животные могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить себе жилище, а при малейшей опасности спасаться бегством.
- Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц, лось, косуля, волк, тигр и др.)
- Правильно, многие животные развивают высокую скорость при беге. Однако если заяц так спасается от хищников, то волку скорость нужна для того, чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным. Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят». Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к своей жертве.
- Как вы думаете, а как приспособился к жизни в природных условиях медведь? (За лето он нагуливает жир, а потом впадает в спячку)
- Подумайте, как приспособилась белка? (В дуплах делает запасы орехов, а зимой питается этими запасами).
- Безусловно, различные способы приспосабливания к природным условиям не могли не сказаться на внешнем строении животных. Так, к примеру, у зайца-беляка, который живет в тайге и которому приходится в зимнее время передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К зиме на них отрастают длинные жесткие волосы, которые не дают зайцу проваливаться.
- Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать).
- Однако ноги и копыта нужны лосю не только для бега. Лось живет в болотистых местах. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту за счет длинных ног лось легко достает с деревьев молодые зеленые побеги, листву и кору.
- Как еще животные могут приспосабливаться к природным условиям? Вспомните, чем покрыть тело у рыб? (Чешуей)
- Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и позволяет им быстро плавать.
- Как приспособились к полетам птицы? (Их тело покрыто перьями).
- А что отличает зверей от других животных? (Они покрыты шерстью)
- Вспомните, как меняется окраска зайца летом и зимой? (У зайца мех летом серый, а зимой белый)
-Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и ветвей деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон)
- Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку (Презентация 2)
- Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака, кошка, корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)
- Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
- Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные?(Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)
- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. У нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На перемене вы можете подойти и посмотреть их.
- Скажите, у кого дома живут домашние животные?
- Отгадайте загадки. (Презентация 1, слайд 7)
Лежит - молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. (Кошка)
- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии кошек и собак)
- Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся на две группы. По очереди группы описывают свое животное: первая – кошек, вторая – собак. Побеждает та группа, которая больше знает о своем животном.
- Давайте вспомним какие породы собак мы знаем. (Презентация 1, слайд 8)
«Ох, кошмар, такая пасть,
Можно в обморок упасть!»
Отовсюду слышно: «Ох!»
Коль на улице … (бульдог)
Нет чудеснее подарка,
Чем немецкая … (овчарка)
Хвостик колечком,
А ну, угадай-ка,
Кто я? Вот умник,
Конечно же, … (лайка)
Белизною шерсти тонкой
Покоряет всех … (болонка)
- Какие еще породы собак вы знаете? (Колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)
- У кого дома есть собака? Расскажите, как за ней нужно ухаживать? (Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить в доме место для собаки, давать физические нагрузки, расчесывать длинношерстные породы) (Презентация 1, слайд 10)
- Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.) (Презентация 1, слайд 8)
-Расскажите про особенности ухода за кошками. (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчесывать, устроить кошачий домик) (Презентация 1, слайд 9)
- На улицах очень много бездомных животных. Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных животных не было вообще? (Ответы детей)
- Правильно, мы должны понимать, что щенок, котенок, канарейка – это не игрушка, а живые существа, о которых мы должны заботиться, раз уж взяли их к себе домой.
-
Подведение итогов
- О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О диких и домашних животных)
- Каких диких животных вы знаете?
- Каких домашних животных вы знаете?
- Как животные приспосабливаются к суровым погодным условиям?
- Отражается ли как-то образ жизни животных на их внешности?
- Какие домашние питомцы стали настоящими друзьями человеку?
- Как нужно ухаживать за собаками?
- Как нужно ухаживать за кошками?
-
Рекомендации для занятий дома
Можно рекомендовать придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.
Идиятуллина Гузель Абузаровна
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО