В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой" (1 класс, программа «Школа России»)

Урок "Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой" (1 класс, программа «Школа России»)

Гузель Идиятуллина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 10271
Краткое описание
Расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой
Описание
Урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России». Учебник А.А.Плешаков, 2011г. Тема урока:Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой

Предварительная подготовка:дать учащимся задание вспомнить названия пород собак и кошек. Принести фотографии своих питомцев.

Цели:расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой; развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Универсальные учебные действия:понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.

Оборудование:слайды презентации с изображением диких животных и пищи, которую они употребляют; комнатных растений, кошек и собак различных пород; жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо).

Ход урока 1. Повторение изученного материала
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветок) (Презентация 1, слайд 2 )
— Посмотрите вокруг, как можно назвать одним словом растения, растущие у нас в классе? (Комнатные)
— Расскажите об условиях, необходимых для жизни растений. (Для жизни растений нужна плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло)
— Зачем нужно поливать растения? (Вместе с водой растение получает полезные вещества)
— Как можно доказать, что в состав растения входит вода? (Срезать листочек, на срезе образуются капельки воды)
— Почему комнатные растения чаще всего ставят на подоконник? (Это самое светлое место в комнате)
— Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими комнатными растениями? (рассказы детей)
— Как вы удаляете пыль с комнатных растений? (Аккуратно, мягкой влажной тряпочкой)
— А если у растения узкие листья, как удалить с них пыль? (Сбрызнуть их водой)
— Какие комнатные растения вы знаете? (Презентация 1, слайд 3)
— Какие комнатные растения живут у вас дома?
2. Работа над новым материалом
Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
— Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока будут животные. Каких животных вы знаете? (Ответы детей) (Презентация 1, слайд 4)
— Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
— Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей)
— Кроме того животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что нужно животным для жизни? (Пища)
— Посмотрите на слайд. Каких животных вы на ней видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца, мышь)( Презентация 1, слайд 5)
— Внизу слайда вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное. (Обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц – капустой, мышь — зерном)
— Как вы думаете, почему растения и животные не исчезают с Земли полностью? (И животные, и растения приносят потомство)
— Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Это дикие животные.
— А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
— Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий для себя и своего потомства? (В своих жилищах)
— Посмотрите на слайд. Чьи жилища здесь изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки, ласточки).( Презентация 1, слайд 6)
— Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые животные могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить себе жилище, а при малейшей опасности спасаться бегством.
— Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц, лось, косуля, волк, тигр и др.)
— Правильно, многие животные развивают высокую скорость при беге. Однако если заяц так спасается от хищников, то волку скорость нужна для того, чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным. Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят». Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к своей жертве.
— Как вы думаете, а как приспособился к жизни в природных условиях медведь? (За лето он нагуливает жир, а потом впадает в спячку)
— Подумайте, как приспособилась белка? (В дуплах делает запасы орехов, а зимой питается этими запасами).
— Безусловно, различные способы приспосабливания к природным условиям не могли не сказаться на внешнем строении животных. Так, к примеру, у зайца-беляка, который живет в тайге и которому приходится в зимнее время передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К зиме на них отрастают длинные жесткие волосы, которые не дают зайцу проваливаться.
— Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать).
— Однако ноги и копыта нужны лосю не только для бега. Лось живет в болотистых местах. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту за счет длинных ног лось легко достает с деревьев молодые зеленые побеги, листву и кору.
— Как еще животные могут приспосабливаться к природным условиям? Вспомните, чем покрыть тело у рыб? (Чешуей)
— Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и позволяет им быстро плавать.
— Как приспособились к полетам птицы? (Их тело покрыто перьями).
— А что отличает зверей от других животных? (Они покрыты шерстью)
— Вспомните, как меняется окраска зайца летом и зимой? (У зайца мех летом серый, а зимой белый)
-Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и ветвей деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон)
— Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку (Презентация 2)
— Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака, кошка, корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)
— Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
— Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные?(Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)
— Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. У нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На перемене вы можете подойти и посмотреть их.
— Скажите, у кого дома живут домашние животные?
— Отгадайте загадки. (Презентация 1, слайд 7)
Лежит — молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. (Кошка)
— Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии кошек и собак)
— Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся на две группы. По очереди группы описывают свое животное: первая – кошек, вторая – собак. Побеждает та группа, которая больше знает о своем животном.
— Давайте вспомним какие породы собак мы знаем. (Презентация 1, слайд 8)

«Ох, кошмар, такая пасть,
Можно в обморок упасть!»
Отовсюду слышно: «Ох!»
Коль на улице … (бульдог)

Нет чудеснее подарка,
Чем немецкая … (овчарка)

Хвостик колечком,
А ну, угадай-ка,
Кто я? Вот умник,
Конечно же, … (лайка)

Белизною шерсти тонкой
Покоряет всех … (болонка)

— Какие еще породы собак вы знаете? (Колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)
— У кого дома есть собака? Расскажите, как за ней нужно ухаживать? (Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить в доме место для собаки, давать физические нагрузки, расчесывать длинношерстные породы) (Презентация 1, слайд 10)
— Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.) (Презентация 1, слайд 8)
-Расскажите про особенности ухода за кошками. (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчесывать, устроить кошачий домик) (Презентация 1, слайд 9)
— На улицах очень много бездомных животных. Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных животных не было вообще? (Ответы детей)
— Правильно, мы должны понимать, что щенок, котенок, канарейка – это не игрушка, а живые существа, о которых мы должны заботиться, раз уж взяли их к себе домой.
3. Подведение итогов
— О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О диких и домашних животных)
— Каких диких животных вы знаете?
— Каких домашних животных вы знаете?
— Как животные приспосабливаются к суровым погодным условиям?
— Отражается ли как-то образ жизни животных на их внешности?
— Какие домашние питомцы стали настоящими друзьями человеку?
— Как нужно ухаживать за собаками?
— Как нужно ухаживать за кошками?
4. Рекомендации для занятий дома
Можно рекомендовать придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России». .docx Скачать
style="position: relative;"

Урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России».

Учебник А.А.Плешаков, 2011г.


Тема урока: Как живут животные. Как ухаживать за кошкой и собакой


Предварительная подготовка: дать учащимся задание вспомнить названия пород собак и кошек. Принести фотографии своих питомцев.


Цели: расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой; развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.

Универсальные учебные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.


Оборудование: слайды презентации с изображением диких животных и пищи, которую они употребляют; комнатных растений, кошек и собак различных пород; жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо).


Ход урока


  1. Повторение изученного материала

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветок) (Презентация 1, слайд 2 )

- Посмотрите вокруг, как можно назвать одним словом растения, растущие у нас в классе? (Комнатные)

- Расскажите об условиях, необходимых для жизни растений. (Для жизни растений нужна плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло)

- Зачем нужно поливать растения? (Вместе с водой растение получает полезные вещества)

- Как можно доказать, что в состав растения входит вода? (Срезать листочек, на срезе образуются капельки воды)

- Почему комнатные растения чаще всего ставят на подоконник? (Это самое светлое место в комнате)

- Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими комнатными растениями? (рассказы детей)

- Как вы удаляете пыль с комнатных растений? (Аккуратно, мягкой влажной тряпочкой)

- А если у растения узкие листья, как удалить с них пыль? (Сбрызнуть их водой)

- Какие комнатные растения вы знаете? (Презентация 1, слайд 3)

- Какие комнатные растения живут у вас дома?

  1. Работа над новым материалом

- Отгадайте загадку.

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).

- Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока будут животные. Каких животных вы знаете? (Ответы детей) (Презентация 1, слайд 4)

- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.

- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей)

- Кроме того животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что нужно животным для жизни? (Пища)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы на ней видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца, мышь)( Презентация 1, слайд 5)

- Внизу слайда вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное. (Обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц – капустой, мышь - зерном)

- Как вы думаете, почему растения и животные не исчезают с Земли полностью? (И животные, и растения приносят потомство)

- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Это дикие животные.

- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)

- Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий для себя и своего потомства? (В своих жилищах)

- Посмотрите на слайд. Чьи жилища здесь изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки, ласточки).( Презентация 1, слайд 6)

- Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по-разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые животные могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить себе жилище, а при малейшей опасности спасаться бегством.

- Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц, лось, косуля, волк, тигр и др.)

- Правильно, многие животные развивают высокую скорость при беге. Однако если заяц так спасается от хищников, то волку скорость нужна для того, чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным. Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят». Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к своей жертве.

- Как вы думаете, а как приспособился к жизни в природных условиях медведь? (За лето он нагуливает жир, а потом впадает в спячку)

- Подумайте, как приспособилась белка? (В дуплах делает запасы орехов, а зимой питается этими запасами).

- Безусловно, различные способы приспосабливания к природным условиям не могли не сказаться на внешнем строении животных. Так, к примеру, у зайца-беляка, который живет в тайге и которому приходится в зимнее время передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К зиме на них отрастают длинные жесткие волосы, которые не дают зайцу проваливаться.

- Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать).

- Однако ноги и копыта нужны лосю не только для бега. Лось живет в болотистых местах. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту за счет длинных ног лось легко достает с деревьев молодые зеленые побеги, листву и кору.

- Как еще животные могут приспосабливаться к природным условиям? Вспомните, чем покрыть тело у рыб? (Чешуей)

- Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и позволяет им быстро плавать.

- Как приспособились к полетам птицы? (Их тело покрыто перьями).

- А что отличает зверей от других животных? (Они покрыты шерстью)

- Вспомните, как меняется окраска зайца летом и зимой? (У зайца мех летом серый, а зимой белый)

-Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и ветвей деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон)

- Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку (Презентация 2)

- Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака, кошка, корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)

- Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)

- Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные?(Они дают человеку шерсть, мясо, молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)

- Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. У нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На перемене вы можете подойти и посмотреть их.

- Скажите, у кого дома живут домашние животные?

- Отгадайте загадки. (Презентация 1, слайд 7)

Лежит - молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)


Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

- Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии кошек и собак)

- Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся на две группы. По очереди группы описывают свое животное: первая – кошек, вторая – собак. Побеждает та группа, которая больше знает о своем животном.

- Давайте вспомним какие породы собак мы знаем. (Презентация 1, слайд 8)


«Ох, кошмар, такая пасть,

Можно в обморок упасть!»

Отовсюду слышно: «Ох!»

Коль на улице … (бульдог)


Нет чудеснее подарка,

Чем немецкая … (овчарка)


Хвостик колечком,

А ну, угадай-ка,

Кто я? Вот умник,

Конечно же, … (лайка)


Белизною шерсти тонкой

Покоряет всех … (болонка)


- Какие еще породы собак вы знаете? (Колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)

- У кого дома есть собака? Расскажите, как за ней нужно ухаживать? (Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить в доме место для собаки, давать физические нагрузки, расчесывать длинношерстные породы) (Презентация 1, слайд 10)

- Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.) (Презентация 1, слайд 8)

-Расскажите про особенности ухода за кошками. (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчесывать, устроить кошачий домик) (Презентация 1, слайд 9)

- На улицах очень много бездомных животных. Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных животных не было вообще? (Ответы детей)

- Правильно, мы должны понимать, что щенок, котенок, канарейка – это не игрушка, а живые существа, о которых мы должны заботиться, раз уж взяли их к себе домой.

  1. Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О диких и домашних животных)

- Каких диких животных вы знаете?

- Каких домашних животных вы знаете?

- Как животные приспосабливаются к суровым погодным условиям?

- Отражается ли как-то образ жизни животных на их внешности?

- Какие домашние питомцы стали настоящими друзьями человеку?

- Как нужно ухаживать за собаками?

- Как нужно ухаживать за кошками?

  1. Рекомендации для занятий дома

Можно рекомендовать придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.


Идиятуллина Гузель Абузаровна


Урок по окружающему миру.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос