В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

ГОУ СПО «ТОМУ № 1 (техникум)». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль». Для специальностей: 060501 Сестринское дело 060101 Лечебное дело Пре

ГОУ СПО «ТОМУ № 1 (техникум)». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль». Для специальностей: 060501 Сестринское дело 060101 Лечебное дело Пре

Наталья Голованова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 15820
Краткое описание
1. Образовательные
    -Углубить знания о научном стиле речи.
2. Развивающие
    - Развивать  речевую культуру студентов, способствовать развитию выразительной речи.
       - Способствовать формированию у студентов логического мышления.
       - Способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине.      
3. Воспитательные
- Воспитывать речевой вкус.
         - Воспитывать потребность к учению.
         - Формировать у студентов чувство ответственности.
Описание
ГОУ СПО «ТОМУ № 1 (техникум)». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль». Для специальностей: 060501 Сестринское дело
060101 Лечебное дело
Преподаватель русского языка и литературы Голованова Н. А.
2011 г. Технологическая карта. Предмет: Русский язык и культура речи. Тема: Стили речи. Научный стиль.

Вид занятия (тип урока):комбинированный. Цель занятия: 1. Образовательные -Углубить знания о научном стиле речи. 2. Развивающие — Развивать речевую культуру студентов, способствовать развитию выразительной речи. — Способствовать формированию у студентов логического мышления. — Способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине. 3. Воспитательные — Воспитывать речевой вкус. — Воспитывать потребность к учению. — Формировать у студентов чувство ответственности. Межпредметные связи: история, литература, и др. гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Обеспечение занятия. Наглядные пособия: Раздаточный материал: тексты научного стиля для анализа, задания для творческих и самостоятельных работ. Технические средства: Литература: основная
1. Ващенко Е. Д… Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия», Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. 2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н… Русский язык и культура речи: Учебное пособие, Ростов н/Дону: «Феникс», 2007. дополнительная 1. Кузнецова Н. В… Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987. Студент должен знать:
признаки научного стиля речи;
Студент должен уметь: — доказывать принадлежность текста научному стилю речи;
— выполнять различные виды работ с научным стилем.

Вопросы темы. 1. Понятие и функциональных стилях речи.
2. Научный стиль речи, особенности и разновидности.
3. Языковые особенности научного стиля.
4. Научные термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
5. Жанры научного стиля.
6. Основные виды работ с научным стилем речи.

Теоретический материал. Понятие и функциональных стилях речи.
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей. Когда ученый читает лекцию, выступает с докла­дом на научной конференции, когда акционеры об­суждают проблемы своего общества на совещаниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеоб­разные разновидности единого литературного язы­ка, т.е. функциональные стили. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступ­ления журналистов по радио и телевидению в основ­ном имеют публицистический стиль; в любой неофи­циальной обстановке, когда обсуждают разнообраз­ные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошед­шем дне, используется разговорно-бытовой стиль. Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические осо­бенности. Научный стиль Научный стиль характерен для научной литера­туры: статей, монографий, учебников, рецензий, ре­фератов, диссертаций, курсовых и дипломных ра­бот, тезисов (письменная форма), лекций, научных докладов, сообщений (устная форма). Научный стиль требует точности, логичности, объективности изло­жения. Этим обусловлена его специфика. Для лексики научного стиля характерно: ♦ использование слов в прямом значении; ♦ наличие терминов: кардиограмма, гепатит и др.; Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука имеет свою терминологию. ♦ использование слов с абстрактным значением: антинаучность, биологизация, взрывоопасность, глубинность, идеологизация, процесс и др.; ♦ отсутствие разговорных эмоционально-экспрес­сивных слов. На словообразовательном уровне: отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными суффиксами: -ение, -ист, -изм, -ство, -ировать и др… В области морфологии для научного стиля харак­терно: ♦ преобладание существительных над глаголами;
♦ использование единственного числа в значении множественного: русский глагол претерпел значи­тельное историческое изменение;
♦ преобладание глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени: ученые исследуют, рас­сматривают; наука подтверждает, решает;
♦ частое употребление причастий и деепричастий: анализируя факты, сопоставляя различные точки зрения; происходящие события, рассматриваемые теории;
♦ использование сложных предлогов и союзов: в заключение, в продолжение, благодаря тому что; ввиду того что, несмотря ни на что.
Научные тексты состоят из доказательств, суж­дений, выводов, обобщений, анализа явлений. Вот почему для их синтаксиса характерно:
♦ наличие прямого порядка слов; ♦ использование предложений с причастными и деепричастными оборотами;
♦ преобладание сложных предложений;
♦ широкое использование вводных слов и выра­жений: безусловно, бесспорно, в сущности, во-пер­вых, во-вторых, если можно так выразиться, точ­нее сказать, с одной стороны с другой стороны, само собой разумеется.
Текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога. Чтобы нагляднее представить осо­бенности научного стиля, проанализируем отрывок из статьи А.Н. Гвоздева (1892-1959) «Отношение орфографии к графике».
Орфография использует возможности, предос­тавляемые графикой. Когда графика допускает не­сколько написаний для известного звука или звуко­сочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и при­знается правильным, все другие — ошибочными.
Например, звукосочетание (обозначим его ла­тинскими буквами) zanusможет быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос зонос заноз — зоноз,
В самом деле, в первом предударном слове на месте а ио одинаково произносится а (ср.: калъ колъ), на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому сиз произносится как с (ср.: вас ваз); из этих четырех возможных графи­ческих вариантов орфографически правильны­ми являются два:
1) занос со значением «наметенный ветром сугроб»;
2)заноз со значением родительного надежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов.
Для данного текста характерна терминология: ор­фография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук) родительный падеж, множественное число. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют.
Предложения носят повествовательный характер Количество существительных больше количества глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, переходит, являются, встречаются.
Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).
Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста — монолог. Разновидности научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.
Разновидностью научного стиля считается науч­но-популярный стиль. Литература, написанная таким стилем, называется научно-популярной. Она популяризирует науку, ее открытия и достижения. В увлекательной, занимательной форме авторы на­учно-популярных книг рассказывают о небесных планетах, о морях и океанах, о тайнах пещер и под земных лабиринтов, о жизни животных, птиц, рыб, о растительном мире, обо всем, что может заинтересовать любознательного читателя.
Научно-популярный стиль сохраняет особеннос­ти научного стиля. В нем также встречаются термины, отвлеченные существительные, глаголов меньше, чем существительных. У глаголов преобладают формы настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Нередки причастия и деепричастия.
Отличительные признаки научно-популярного стиля:
♦ употребление разговорной, эмоционально-экспрессивной лексики;
♦ использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, различного вида по­второв и др.);
♦ предпочитаются простые предложения;
♦ для оживления повествования иногда монолог приобретает черты диалога.
Авторы научно-популярных книг стараются ак­тивизировать читателя, вовлечь его в разговор, заос­трить его внимание на каких-то важных фактах, дей­ствиях. Поэтому задают читателю вопросы и тем са­мым заставляют думать, размышлять, анализиро­вать, находить собственное решение. На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскет­бол, футбол и хоккей, в «классики» и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют все новые и новые слова. Эти игры многим известны. Дума­ем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали ученые-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить нео­бычный, оригинальный «Энтимологический сло­варик».
Какие же слова в него включаются? Возьмем для примера слово левша. Оно образовано от при­лагательного лев(ый) + ша и означает «человек, который все делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово лев­ша в значении «самка льва» по аналогии профес­сор + ша~ профессорша, доктор + ша = доктор­ша. Профессорша — «жена профессора», доктор­ша — «жена доктора», «женщина-доктор».
Это уже игра в этимологию. Ученые, состав­ляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали за­ведомо искусственное, ложно-этимологическое (по выражению авторов) толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь».
Попробуй догадайся, сообрази, что слово аппе­тит можно толковать как технический термин со значением «отсутствие петита в типографии», ас­трология — как научный термин означающий раздел ботаники («разведение астр»). Разве можно не улыбнуться, читая такие объяснения: бегония (спорт.) — «беговая дорожка», жалить — «со­чувствовать», завтракать — «мечтать о будущем», малярия — «побелочно-покрасочная работа», обес­кровленный ~ «лишившийся крова, бездомный, бомж», ручаться — «здороваться за руку», сопле­менник — «большой насморк», швейцар — «вы­ходец из Швейцарии». Забавная игра! Жанры научного стиля. Жанры письменной научной речи: аннотация, реферат, рецензия, отзыв, статья. Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста, книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные причастные).
Образец аннотации:
Фролов И. Г.Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философы) политика в современном мире. — М.: Наука, 1989. -С. 44-60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.
В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений. Образцы клишированных аннотаций
В книге исследуется (что ?)...
Показан (ч т о ?)...
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего ?)… В монографии дастся характеристика (чего?)...
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как… В книге анализируется (что ?)… Главное внимание обращается (на что ?)...
Используя (что?), автор излагает (что?)..,
Обмечается, что...
Подчеркивается, что...
В книге дается (что?)...
Раскрываются (что?)...
Описываются (что?)..,
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...
В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?).
Показывается (творческий) характер (чего?)...
Устанавливаются критерии (чего?)...
В книге подробно освещаются (что?)...
Характеризуется (что?)...
Рассматривается (что?)...
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?).
Констатируется, что...
Говорится о...
В заключение кратко разбирается (что?)... Реферат — это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
Структура реферата:
1.План (или оглавление с указанием страниц).
План целесообразно согласовать с преподавателем. План не следует излишне детализировать.
2.Вводная часть:
Обоснуйте выбор темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).
3.Основная часть:
Развитие самой темы: суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата, критический обзор источников, собственные сведения, версии, оценки. Эта часть должна состоять из тезисов и аргументов.
4.Заключение.
Вывод и обобщение. Практическое значение реферата, перспективы продолжения работы над темой.
5.Список используемой литературы.
Составляется в следующей последовательности: официальные материалы (законы, указы), остальные источники в алфавитном порядке фамилий авторов.
6.Приложения.
Реферат должен быть содержательным, логичным, аргументированным, отражать личностную позицию автора, правильно оформлен (пронумерованы страницы, сокращения слов не допускается, текст должен быть разделен на логические части-абзацы, обязательны сноски).
Работа не должна быть перегружена цитатами, таблицами. При необходимости оформляются приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.)
Объем реферата должен быть не менее 15 листов формата А-4 через 2 интервала.
Рецензия — это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.
В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.
Типовой план длянаписания рецензий и отзывов.
1. Предмет анализа. (В работе автора… В рецензируемой работе… В предмете анализа и т.д.).
2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темы обусловлена… Актуальность темы не требует дополнительных доказательств — не вы­зывает сомнений, вполне очевидна...).
3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является… В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...;.
4. Краткое содержание работы.
5.Общая оценка. (Оценивая работу в целом… Суммируя результаты отдельных, глав… Таким образом, рассматриваемая работа… Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его… Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существую­щих понятий...). Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты… Работа, бесспорно, открывает...).
6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором …, недостаточную ясность при изложении...). Работа построена нерационально, следовало бы сократить.., (снабдить рекомендациями...). Существенным недостатком работы является… Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы… Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора… Упомянутые недостатки связаны не столько с… сколько с...
7. Выводы. Представляется, что в целом статья… имеет важное значение… Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени… Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени… Работа удовлетворяет всем требованиям… а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право... Научная статьяэто особый жанр, где освещается конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. План статьи:
1) актуальность;
2) имеющиеся взгляды на проблему;
3) трудности работы ученых по данному вопросу;
4) описание проделанной автором работы;
5) ведущая идея;
6) выводы и предложения для практической реализации.
Правила подготовки статьи:
1. В правом верхнем углу располагаются инициалы и фамилия.
2. Название статьи вкратце отражает главную идею, мысль.
3. В начале статьи отмечается ее актуальность с позиции требований общества к человеку, затем необходимость изучения вопроса с позиции той науки, которой Вы занимаетесь.
4.Перечисляются ученые, которые над этим вопросом работали, и обобщаются их позиции: в чем она видят сущность проблемы, каковы пути ее решения, какие условия необходимо создать, какие трудности преодолеть.
5. Все инициалы ставятся впереди фамилии.
6.Обязательно выстройте сначала логику изложения материала примерно так;
актуальность;
опорные идеи в науке и практике;
задачи Вашего исследования;
программа эксперимента, творческого поиска (что и когда делали, с
какой целью);
методика получения фактических данных;ход исследовательской работы; конечные результаты.
7. Избегайте стиля отчета. В содержании статьи нужны три вещи:
— цель и программа исследования;
— полученные научные факты, т. е. какие обнаружились связи, устойчивые
— явления, тенденции;
— анализ фактического материала.
8. Избегайте риторических вопросов.
9.Не выделяйте в тексте цифрами (1, 2 и т. д.) те ли иные мысли, направления работы. Лучше начинать перечисление элементов с новой строки, отделяя их друг от друга точкой с запятой. В тексте приемлемо применение разных видов перечислений:вначале, затем, далее, потом, наконец; во-первых, во-вторых, в-третьих;
на первом этапе, на втором этапе и др. 10. Цитаты в статье применяются крайне редко. Лучше высказать идею, а после нее в скобках написать фамилию автора, который впервые ее провозгласил. 11. Все ссылки на авторитеты даются в начале статьи, затем следует писать только свои исследования и выводы. Нельзя приводить для подтверждения своих данных высказывания других ученых, так как они доказывают, что Ваша идея не нова, что была известна до Вас и не подвергается сомнению. 12.Статья должна завершаться конкретными практическими рекомендациями. Жанры устной научной речи: лекция, доклад, устный ответ на занятии, дискуссия, диспут.
Тексты для анализа. 1 Укажите основные стилевые черты научной речи и назовите языковые средства, ис­пользованные в тексте.
Изменение агрегатного состояния вещества это пример физических явлений.
Физические явления — это изменения формы или агрегатного состояния веществ, в результате которых не образуются новые вещества.
Химические свойства вещества — это способ­ность данного вещества превращаться в другие ве­щества.
Превращения одних веществ в другие называ­ются химическими реакциями, или химически­ми явлениями.
В результате химических реакций всегда обра­зуются новые вещества. Исходные вещества, кото­рые вступают в химическую реакцию, называются реагентами, а новые вещества, которые образуют­ся в результате химической реакции, называются продуктами реакции. 2 Укажите основные стилевые черты научной речи и назовите языковые средства, ис­пользованные в тексте.
Биологией называется наука, занимающаяся изу­чением жизни во всех ее проявлениях, а также свойств живого вообще. Название это образуется из двух греческих слов: «био» — жизнь и «логос» — знание, учение, наука.
3 Укажите основные стилевые черты научной речи и назовите языковые средства, ис­пользованные в тексте.
Сон — это такое состояние, когда процессы тор­можения охватили всю кору больших полушарий, а иногда — при глубоком сне — и глубже лежащие отделы мозга.
В физиологическом отношении сон просто необ­ходим организму, потому что во время сна происхо­дит снижение функциональной активности всех ор­ганов и систем, и живая клетка отдыхает. Также и нервная система. Клетки коры головного мозга во время процесса торможения восполняют свой хи­мический состав и тем самым восстанавливают ут­раченную работоспособность. Но клетки коры име­ют возможность отдохнуть и во время бодрствова­ния человека. Деятельность коры больших полуша­рий — это два взаимосвязанных процесса: возбуж­дения и торможения. Когда одна группа клеток воз­буждается, другая тормозится — в этот момент и происходит восстановление работоспособности.
Задания для самостоятельных и творческих работ. 1 Вспомните и запишите названия телепередач, в которых упоминается научный стиль речи.

2 Найдите ошибки в определении понятия. Какая часть отсутствует в этих определениях? Исправьте ошибки.
1. Материк — это часть суши. Суффикс — это значимая часть слова. Синтаксис — это раздел на­уки о языке. 2. Квадрат — это когда все стороны и углы равны. Остров — это когда со всех сторонвода. Лавина — это когда снег стремительно несем­ся с гор. Пользуясь вышеуказанными конструкциями как образцами, постройте определение ряда понятий: биология, термометр, педиатрия, микроскоп, морфология.
3 Напишите научную статью на тему «Взаимоотношения врачебного и сестринского персоналов».

4 Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данном отрывке. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили? Ф. Ницше подвергает критике мораль как форму культуры, отождествлённую с христианством. Он приходит к выводу о враждебности морали и губительности её для жизни и творчества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, уничтожение воли к жизни. «Решающий признак, устанавливающий, что священник (включая и затаившихся священников- философов) сделался господином не только в пределах определённой религиозной общины, но и всюду вообще, есть мораль (ducadens), воля к концу, которая ценится как мораль сама по себе и заключается в безусловной ценности, приписываемой началу неэгоистическому и враждебному всякому эгоизму», — пишет Ницше. Спасение, на его взгляд, в возвращении к мифологическому тождеству человека с миром, в котором происходит обновление духа человека, проникнутого дионисийством, ибо Ф. Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека трагичной, процессом бесконечного становления — создания и ликвидации ценностей культуры. Отсюда — необходимый «переизбыток жизни», который не боящийся трагизма бытия Ф. Ницше обозначает дионисийским началом в культуре, обеспечивающим жизнь культуры. 5 Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данном отрывке. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили? Простейшими и, можно сказать, основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Наряду с этими фигурами мы будем рассматривать так называемые геометрические тела и их поверхности. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кристаллы имеют форму геометрических тел, поверхности которых составлены из многоугольников. Такие поверхности называются многогранниками. Одним из простейших многогранников является куб. Капли жидкости в невесомости принимают форму геометрического тела, называемого шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консервная банка имеет форму геометрического тела, называемого цилиндром. 6 Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данном отрывке. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили? Людям всегда было тесно. Даже когда они ещё не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена покинули от природы назначенную им экологическую нишу — кроны деревьев — и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом: в том гигантском здании, которое построила природа, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилое помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко, и через 1—2 миллиона лет Homo sapiens понавыдумывал массу приспособлений для охоты, рыбной ловли и собирания плодов. Он стал владыкой дикой природы. 7 Определите, какой из подстилей научного стиля речи использован в данном отрывке. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили? Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием). 8 Напишите рецензию или отзыв на статью. Ультракаин — новый анестетик в косметической хирургии.
Кандидат медицинских наук В. И. ШЕХТМАН (Хабаровск)

Значительное число косметических операций на лице проводится под местной анестезией. Применяемые в настоящее время анестетики (новокаин, лидокаин, тримекаин) не всегда полностью эффективны, время их действия ограничено, а количество необходимого препарата значительно. В связи с этим нами опробован и успешно использован анестетик нового поколения ультракаин — препарат фирмы «Хехст», на основе артикаина... Как результат новейших технологий на базе богатых традиций, синтезирован единственный местный анестетик с тиофеновым кольцом — артикаин (ультракаин). Он обладает такими исключительными свойствами, как быстрота начала действия, высоким процентом успешной (полной) анестезии, малой эффективной дозой, значительно большей продолжительностью действия по сравнению с лидокаином (до 270 мин) [1]. Ультракаин позволяет проводить инфильтрационную анестезию вместо проводниковой, вполне сравнимую по эффективности, что связано с высокой степенью связывания ультракаина с белками нервных волокон. Эффективность анестетика связана также и с исключительной диффузной способностью препарата в костных и соединительных тканях. Ультракаин имеет лучшее соотношение между силой действия и токсичностью, что делает его безопасным и эффективным средством при работе с детьми, беременными и с лицами с сопутствующими заболеваниями.
Эффективность анестезии связана и с такими факторами, как высокая степеньдиффузии анестетика в нервное волокно с конфигурацией молекулы, с наличием в препарате адреналина. У препарата отличные диффузные свойства, более высокий коэффициент разделения, чем у лидокаина, прилокаина и бупивакаина [2], что имеет ведущее значение при инфильтрационной анестезии. Отмечается прекрасное распространение препарата в костные ткани [3], что имеет большое значение при таких операциях, как ринопластика. Низкая токсичность препарата обусловлена тем, что ультракаин поступает в кровеносное русло уже в виде фармакологически неактивного метаболита. Препарат выпускается в виде ампул, карпул, флаконов, в форме 4%-ного раствораанестетика с адреналином в концентрациях 1: 200000 — 1: 100000. Наличие адреналина позволяет оперировать на «сухом поле» и пролонгировать действие препарата. Указанные превосходные свойства ультракаина позволили ему стать анестетиком № 1 в европейской стоматологии. В Германии свыше 90 % всех анестезий проводится ультракаином. Все это позволило нам применить его в косметической хирургии лица и провести изучение свойств препарата в сравнении с новокаином и лидокаином. Мы использовали ультракаин при таких операциях, как ринопластика, Ринопластика с резекцией перегородки носа, пластика ушных раковин, удаление келоидов мочек ушных раковин, при удалении папиллом, бородавчатых образований, невусов, рубцов лица и шеи. Общее число проведенных операций — 61. Возраст пациентов от 15 до 68 лет, мужчин было 25, женщин — 36. Высокая анестезирующая активность ультракаина позволила использовать меньшее количество анестетика (от 2 — 6 мл при малых операциях до 8- 10 мл при отопластиках и ринопластиках).
Анестезию проводили по инфильтрационному типу и по типу периферической региональной анестезии при помощи обычных шприцев и ампульных (флаконных) расфасовок препарата.
Применялись хирургические методики с использованием традиционного режущего инструмента и использование радионожа американской фирмы «Surgitron». Отмечена малая кровоточивость во время операции, не отмечены и послеоперационные кровотечения, что связано с присутствием в препарате вазоконстриктора. Отмечена стойкая высокая эффективность обезболивания, не требовавшая дополнительного введения препарата ни в одном случае, что сокращало время вмешательства и расход препарата. Анестезия наступала через 1-1,5 мин после инъекции, больные отмечали в момент введения кратковременную боль, возможно, от действия адреналина. Продолжительность действия ультракаина составляла от 40 — 47 до 90 минут, что оказывало анестезирующий эффект и в послеоперационном периоде. Расход анестетика был в 3-4 раза меньше по сравнению с новокаином и в 2 раза по сравнению с лидокаином. Глубина анестезии была более значительна. Все пациенты отмечали достаточную и полную анестезию, побочных и отрицательных проявлений не наблюдали,
Анализируя наш опыт применения ультракаина при малых и средних косметических операциях, можно сделать следующие выводы:
1. Ультракаин создает более продолжительную, глубокую и ровную анестезию, эффективную для выполнения многих косметических операций в области лица и шеи.
2. Ультракаин безопасен, крайне редко дает осложнения и побочные явления, позволяет сократить время операции.
3. Ультракаин, благодаря наличию адреналина в составе формы, усиливает анестезию и уменьшает кровоточивость раны.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос