Повторение изученного по теме «Причастие». Урок русского языка в 7 классе.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пиши правильно! (МО "Русский язык и литература"))
Рейтинг: голосов:1просмотров: 6880
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
«Повторение изученного по теме «Причастие».
Урок русского языка в 7 классе.
Стефанова Лариса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Государственного вечернего (сменного) общеобразовательного
учреждения «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкар, 2012 год
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».
Задачи урока:
-
образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте;
-
развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;
-
воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Эпиграф к уроку:
Меняющиеся по времени года картины неба,
полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
(И. А. Бунин)
Ход урока:
-
Организационный момент. Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради. Постановка цели урока. Слайды 1 – 2.
Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:
Ты видишь – я твоей красы не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю,
Обетованному, отеческому краю
Я принесу остаток гордых сил.
Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.
Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.
-
Проверка домашнего задания. А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.
Примерный план ответа:
-
Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
-
Действительные и страдательные причастия.
-
Склонение причастий.
-
Образование причастий.
-
Синтаксическая роль в предложении.
-
Упражнения на отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
-
Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.
-
А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.
-
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.
-
И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.
-
Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
-
Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
-
А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
-
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож.(н,нн)ый тишиной.
Слайд 3. Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.
Обнажённый - лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого-нибудь сильного чувства.
Заворожённый - очарованный, околдованный ворожбой.
Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
Запись в тетради:
САД |
ЛЕС |
ПОЛЕ |
ЛИСТВА |
обнажённый, подсохший, поредевший, вырубленный |
чернеющий, наполнен бледной лёгкой мглой, заворожённый тишиной |
уходящее в небеса |
гниющая, опавшая, свернувшаяся и почерневшая от мороза |
Слайд 4. Работа с эпиграфом. Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясняется расстановка запятых в предложении.
Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (запятые не расставлены). Объяснить написание причастий. Составить схемы предложений.
-
Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.
-
На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.
-
Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.
-
Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
-
Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.
Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
«Собираются» причастия и причастные обороты, записываются в таблицу, которая принимает следующий вид:
САД |
ЛЕС |
ПОЛЕ |
ЛИСТВА |
обнажённый, подсохший, поредевший, вырубленный, наполненный туманом, красновато чернеющий голыми сучьями |
чернеющий, наполнен бледной лёгкой мглой, заворожённый тишиной |
уходящее в небеса, усеянное копнами |
гниющая, опавшая, свернувшаяся и почерневшая от мороза, поджаренная на солнце, покрытая морозною росою |
Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями». В каких случаях НЕ с причастиями пишется слитно? А в каких раздельно.
А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
-
Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
-
Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.
-
Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
-
Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
-
Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.
-
В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
-
Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
Проверка выполнения задания.
Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».
Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.
Слайд 5. Задание 4 «Картинная галерея». Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.
-
Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.
-
Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.
-
Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.
-
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им.
6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо.
7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.
Слайды 6 – 12. 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».
Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Слайд 13.
Слайд 14. Задание 5 «Проба пера». А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Полученный текст сравнивается с оригиналом.
-
Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной землёй,
Бледным светом леса серебрит,
Напоённые белою мглой.
-
Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.
-
Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.
-
На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия. Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.
Слайд 15. Закончите предложения:
-
Сегодня на уроке я повторил(а) … .
-
Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Учащиеся читают получившиеся предложения.
Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу! Слайд 16.
Слайд 17. Использованные источники:
-
Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 томах. М., - Правда. 1988 г.
-
http://ru.wikipedia.org/wiki - И. А. Бунин. Википедия – свободная энциклопедия;
-
http://www.tretyakovgallery - Государственная Третьяковская Галерея;
-
http://images.yandex - иллюстрации.
Конкурс «Пиши правильно!»
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора: Стефанова Лариса Михайловна
Название образовательного учреждения, занимаемая должность: Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», учитель русского языка и литературы
Название конкурсной разработки: Повторение изученного по теме «Причастие». Урок русского языка в 7 классе.
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе.
На конкурс представлена методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие» (по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского).
В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие» (урок обобщения изученного материала + урок применения знаний, умений и навыков), проходит наблюдение над языком писателя, определение роли причастий в художественном тексте (урок усвоения нового материала).
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска.
Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, наглядности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».
Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте;
развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;
воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.
Достижению поставленных целей урока способствует интеграция учебных предметов (русский язык + литература) и живописи, применение компьютерной презентации.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Методическая разработка состоит из:
1) пояснительной записки;
2) конспекта урока;
3) презентации, созданной в программе Office Power Point 2003.
В конспекте урока отражено его содержание и основные этапы. Урок построен на произведениях И. А. Бунина. Презентация содержит иллюстративный материал: портрет писателя, репродукции картин русских художников.
Использованные источники:
-
Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 томах. М., - Правда. 1988 г.
-
http://ru.wikipedia.org/wiki - И. А. Бунин. Википедия – свободная энциклопедия;
-
http://www.tretyakovgallery - Государственная Третьяковская Галерея;
-
http://images.yandex - иллюстрации.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»