Воспитательный час "Здоровое питание - важнейший элемент здоровой жизни"
Для учеников 1 смены: Завтрак – 7.40 – 7.55 Обед – 13.00 – 14.00 Полдник – 16.00 – 16.45 Ужин – 19.00 — 20.00 Для учеников 2 смены: Завтрак – 7.40 – 7.55 Обед – 12.00 – 12.45 Полдник – 16.00 – 16.45 Ужин – 19.00 — 20.00
Давайте разберем известную пословицу: «Завтраком поделись с другом, обед съешь сам, а ужин отдай врагу». Что бы это значило? Науке известны удивительные факты обжорства и голодания. Вот несколько интересных фактов, которые зачитают наши корреспонденты: 1. Одно из самых прожорливых насекомых – это гусеница капустной белянки (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Она ежедневно съедает такое количество капустных листьев, которое превосходит ее собственный вес. 2. Еще более прожорливы крошечные птички – колибри. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Они на единицу веса потребляют пищи в 100 раз больше, чем слон. 3. Однако рекорд прожорливости ставит саранча (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) Некоторые из этих насекомых едят… самих себя. Опыт показал, что на такой шаг их толкает не чувство голода, им просто собственное тело кажется самой вкусной пищей. 4. А есть животные, которые прославились своим голоданием. Многие летучие мыши могут обходиться без еды 48 дней (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). Некоторые черви, раки, рыбы, черепахи, змеи, крокодилы могут ничего не есть месяцами. Установлено, что многие из них могут голодать 2-3 года. Но мы не должны брать пример ни с одних, ни с других. Детям обжорство так же вредно, как и голодание. На строительство клеток и в качестве «топлива» твоему организму нужно каждый день определенное количество пищи. Я советую вам не забывать, что ваше питание должно быть разнообразным, чтобы содержать все нужные для здоровья компоненты и происходить не менее 4 раз в день. Но для профессионального составления вашего рациона, исходя из ваших потребностей и уровня развития, вам необходимо обратиться к специалистам, диетологам.
ЛИТЕРАТУРА 1. Заместитель директора по воспитательной работе в школе (научно-методический журнал) / Под редакцией Лизинского В.М. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2005, №3, №6. 2. Криволап Н.С., Хаткевич О.А. Здоровье на тарелке. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2005. 3. Воспитательная работа в школе (деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе) / Под редакцией Караковского В. – М.: Народное образование, 2005, №1, №2, №3.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
«Здоровье на тарелке»
воспитательный час №1
«Здоровое питание – важнейший элемент здоровой жизни»
Составил: Зам. директора по УЧ
Урдя С.С.
Цель: Сформировать у учащихся потребность в здоровом питании посредством самоанализа употребляемой пищи и умения планирования своего рациона питания.
Задачи:
- выяснить, чем питаются учащиеся спортивной школы;
- самостоятельно и индивидуально составить рацион питания;
- просвещение в сфере питания.
Подготовительный этап: Ведущий занятия готовит наглядный материал. Заранее выбирается несколько учащихся для помощи в проведении занятия. Эти учащиеся будут играть роль корреспондентов и периодически выступают в процессе занятия.
Ход занятия:
Все, кто заботится о своем здоровье, знают, что правильное питание помогает избавиться от многих болезней. Те, кто испробовал пищевые добавки, убедились, что без изменения состава питания положительного результата не будет. Включив в свой рацион натуральные продукты и, ограничив потребление сахара, соли, муки высших сортов, животных жиров, человек не только укрепляет свое здоровье, но и решает проблему веса.
Скажите мне, зачем человек ест?
Ты говоришь – чтобы не умереть с голоду? Так-то оно так. Но почему пища так важна для жизни? Наверное вы затрудняетесь объяснить… Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.
Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных крохотных частичек – клеток? (демонстрация плаката «Животная клетка»)
Каждая клетка – это живой организм. Она дышит, питается, растет, стареет и умирает. Клетки, которые отжили свой век, заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Такой текущий «ремонт» организма продолжается все жизнь человека. Догадайтесь, откуда берется материал для этой непрерывной работы? Верно, из пищи.
В детском возрасте потребность в «строительном материале особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у низких, а у взрослых их больше, чем у детей.
Вы растете, а это значит, что количество клеток в вашем организме день за днем прибавляется. Вещества, необходимые для построения клеток, поступают в организм с пищей. Вот почему мама права, когда говорит вам: «Ешь хорошо, а то не вырастешь!» Недостаток питательных веществ замедляет образование и рост новых клеток.
Теперь вы понимаете, почему пища так нужна для жизни? Но еще не все. Нужна нам пища еще потому, что это – «топливо», которое согревает ваше тело и приводит в движение разные органы. Энергия, которая выделяется при переваривании пищи в организме, нужна нам, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и учиться. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, для работы мозга, сердца, почек, всех-всех органов и клеток нашего тела. Как электромотор не может работать без электричества, так и наш организм не может работать без пищи.
Ребята, так почему же так важно завтракать, обедать и ужинать? Правильно, чтобы быть здоровым, сильным и бодрым.
Но как вы думаете, есть ли разница, какую пищу мы употребляем и в каком количестве? Конечно, есть.
Давайте вместе попытаемся ответить на вопрос: «Как питаться?»
Для этого составим вместе с вами три макета человека, но первых два до моего объяснения, а третий после: (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
-
Что я ем каждый день.
-
Что мне нравится и хочется есть.
-
Что нужно есть для правильного и развития моего организма.
Ребята, для более тесного сотрудничества с вами тренеров-преподавателей, для подробного изучения вашего рациона и совета по его совершенствованию для ваших родителей, разрешите мне провести небольшое анкетирование, но, к сожалению, анкетирование не анонимное и вам необходимо быть предельно откровенными в ваших ответах. Приступим?!
Анкета №1 «Домашнее питание глазами учащихся» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
-
Нравится ли тебе организация твоего домашнего питания?
-
Устраивает ли тебя твое ежедневное меню?
-
Какие продукты входят в ежедневное меню?
-
Что бы ты хотел убавить или прибавить в ежедневном меню?
-
Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи? Твои предложения.
-
Составь примерный почасовой план употребления пищи в течение дня?
-
Какие трудности ты испытываешь при употреблении пищи по такому плану?
-
Есть ли у тебя право голоса в решении вопросов организации твоего домашнего питания?
Если бы я попросила вас рассказать, какую пищу ест человек за завтраком, обедом и ужином, то вы начали бы перечислять: творог и сметану, кашу и макароны, котлеты и рыбу, овощи и фрукты… Устанете перечислять.
А между тем вы едите и всю жизнь будете есть меню всего из шести «блюд». Это – белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. О витаминах мы подробнее остановимся на третьем нашем занятии, а сейчас поговорим о значении в нашем развитии белков, жиров и углеводов, и ответим вместе на три вопроса:
1. Зачем человеку нужны белки?
2. Нужны ли организму жиры?
3. Чем полезны углеводы?
Белки знакомы тебе по белку куриного яйца. На самом деле в природе их огромное количество. И многие из них вовсе не белые. Белки есть в продуктах животного происхождения: (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, «Продукты, содержащие белки») мясе и рыбе, молоке и твороге, сыре и сметане. В растительных продуктах питания (крупах, бобах, картофеле) содержатся растительные белки.
Хотите увидеть один из растительных белков? Проведем небольшой опыт. Возьмем ложечку пшеничной муки, положим на блюдце, добавим немного воды и замесим тесто. Завернем эту массу в марлю, опустим в банку с водой и промоем. Вода стала мутной. Возьмем марлю, развернем, вот что на ней осталось – белая масса. Потрогайте ее и попробуйте растянуть. Это клейкий, будто резина, комочек – клейковина, растительный белок.
А теперь вернемся к вопросу: зачем человеку нужны белки? Оказывается, именно они являются главным строительным материалом нашего тела. Это из них построены наша кровь и мозг, кости и волосы, в общем, все клетки тела.
Белковый голод незаметно истощает, ослабляет сильных и крепких людей, подтачивает их здоровье. Особенно опасно белковое голодание детям: они плохо растут и болеют.
Вот несколько интересных фактов, которые зачитают наши корреспонденты:
-
В некоторых тропических странах, где обилие фруктов, но в пище людей мало продуктов животного происхождения, принято есть насекомых и червей.
-
В Конго любят жирных волосатых гусениц. Для жителей зеленого острова Борнео самое вкусное блюдо на свете – рагу из маленьких древесных пиявок.
-
Многие индейцы предпочитают вареных муравьев. А для бедуинов, кочующих по раскаленной Аравийской пустыне, деликатесом является жареная саранча.
Вы, конечно, видели в продовольственных магазинах жиры. Они бывают разные: мягкое сливочное масло, белое свиное сало, твердый говяжий жир, жидкие растительные масла, которые люди используют для приготовления блюд.
Зачем же организму нужны жиры? Оказывается, в нашем теле они выполняют роль «топлива». Жиры окутывают наше тело подобно тонкому одеялу, помогая меньше терять тепла в холодную погоду.
Какие продукты обеспечивают наш организм жирами? Это не только масло, сало, маргарин. Жиры есть в мясе и яйцах, твердых сырах и молочном шоколаде, грецких орехах и арахисе. А получить жиры можно из простого хлеба. Возьмем бумагу, разомнем в ней хлебный мякиш и увидим на ней жирное пятно – это и есть жиры.
Жиры необходимы нашему организму, но все хорошо в меру. Избыточное потребление жирной пищи ведет к излишнему весу – дополнительной нагрузке на сердце.
Углеводы – третья составная часть нашей пищи. Они легко усваиваются и дают много энергии. Больше всего углеводов расходуется на работу наших мышц и работы сердца.
Поступают углеводы в наш организм вместе с растительной пищей – картофель, рис, бобы, овощи, зелень, фрукты, орехи, хлеб с отрубями (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Давайте подведем итог о том, какую пищу нужно употреблять.
В своем дневном рационе вам, прежде всего, следует придерживаться следующих правил:
1. сокращайте потребление продуктов, содержащих жиры и калории,
2. научитесь заменять жирные и сладкие продукты питания полезными для сердца и желудка,
3. научитесь соблюдать режим дня в питании,
4. воздерживайтесь от большого количества в питании сахара, соли и воды,
5. не переедайте.
Очень важно для здоровья есть в одно и то же время. Я предлагаю вам на листочках бумаги составить ваш повседневный почасовой режим дня (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Отлично, посмотрим, что получилось. (Ведущий делает анализ и зачитывает режим питания).
А я предлагаю вам следующий режим:(ПРИЛОЖЕНИЕ 6, раздается учащимся)
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник – 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 2 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 12.00 – 12.45
Полдник – 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Давайте разберем известную пословицу: «Завтраком поделись с другом, обед съешь сам, а ужин отдай врагу». Что бы это значило?
Науке известны удивительные факты обжорства и голодания.
Вот несколько интересных фактов, которые зачитают наши корреспонденты:
-
Одно из самых прожорливых насекомых – это гусеница капустной белянки (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Она ежедневно съедает такое количество капустных листьев, которое превосходит ее собственный вес.
-
Еще более прожорливы крошечные птички – колибри. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Они на единицу веса потребляют пищи в 100 раз больше, чем слон.
-
Однако рекорд прожорливости ставит саранча (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) Некоторые из этих насекомых едят… самих себя. Опыт показал, что на такой шаг их толкает не чувство голода, им просто собственное тело кажется самой вкусной пищей.
-
А есть животные, которые прославились своим голоданием. Многие летучие мыши могут обходиться без еды 48 дней (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). Некоторые черви, раки, рыбы, черепахи, змеи, крокодилы могут ничего не есть месяцами. Установлено, что многие из них могут голодать 2-3 года.
Но мы не должны брать пример ни с одних, ни с других. Детям обжорство так же вредно, как и голодание. На строительство клеток и в качестве «топлива» твоему организму нужно каждый день определенное количество пищи.
Я советую вам не забывать, что ваше питание должно быть разнообразным, чтобы содержать все нужные для здоровья компоненты и происходить не менее 4 раз в день.
Но для профессионального составления вашего рациона, исходя из ваших потребностей и уровня развития, вам необходимо обратиться к специалистам, диетологам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ф.И. ____________________________________________________
Вид спорта_______________ спортивная группа _____________
Тренер-преподаватель ____________________________________
Анкета №1 «Домашнее питание глазами учащихся»
-
Нравится ли тебе организация твоего домашнего питания?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Устраивает ли тебя твое ежедневное меню?
______________________________________________________________________
-
Какие продукты входят в ежедневное меню?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что бы ты хотел убавить или прибавить в ежедневном меню?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи? Твои предложения.__________________________________________________________________________________________________________________
-
Составь примерный почасовой план употребления пищи в течение дня?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие трудности ты испытываешь при употреблении пищи по такому плану?________________________________________________________________________________________________________________________
-
Есть ли у тебя право голоса в решении вопросов организации твоего домашнего питания?____________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
-
БЕЛОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
УГЛЕВОДЫ
Почасовой план принятия пищи
Ф.И. _____________________
Завтрак: с______ до ______
Обед: с______ до ______
Полдник: с______ до ______
Ужин: с______ до ______
Почасовой план принятия пищи
Ф.И. _____________________
Завтрак: с______ до ______
Обед: с______ до ______
Полдник: с______ до ______
Ужин: с______ до ______
Почасовой план принятия пищи
Ф.И. _____________________
Завтрак: с______ до ______
Обед: с______ до ______
Полдник: с______ до ______
Ужин: с______ до ______
Почасовой план принятия пищи
Ф.И. _____________________
Завтрак: с______ до ______
Обед: с______ до ______
Полдник: с______ до ______
Ужин: с______ до ______
Почасовой план принятия пищи
Ф.И. _____________________
Завтрак: с______ до ______
Обед: с______ до ______
Полдник: с______ до ______
Ужин: с______ до ______
Почасовой план принятия пищи
Ф.И. _____________________
Завтрак: с______ до ______
Обед: с______ до ______
Полдник: с______ до ______
Ужин: с______ до ______
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
Для учеников 1 смены:
Завтрак – 7.40 – 7.55
Обед – 13.00 – 14.00
Полдник– 16.00 – 16.45
Ужин – 19.00 - 20.00
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ГУСЕНИЦА КАПУСТНОЙ БЕЛЯНКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
КОЛИБРИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
САРАНЧА
ПРИЛОЖЕНИЕ10
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
1. сокращайте потребление продуктов, содержащих жиры и калории,
2. научитесь заменять жирные и сладкие продукты питания полезными для сердца и желудка,
3. научитесь соблюдать режим дня в питании,
4. воздерживайтесь от большого количества в питании сахара, соли и воды,
5. не переедайте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заместитель директора по воспитательной работе в школе (научно-методический журнал) / Под редакцией Лизинского В.М. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2005, №3, №6.
2. Криволап Н.С., Хаткевич О.А. Здоровье на тарелке. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2005.
3. Воспитательная работа в школе (деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе) / Под редакцией Караковского В. – М.: Народное образование, 2005, №1, №2, №3.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
С ув. модератор