В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Юлия Романенко
Тип материала: другое
просмотров: 25130
Краткое описание
Данная разработка  позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной дополнительной образовательной программы, а  также предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности.
Описание

Пояснительная записка В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: § учебным(фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; § личностным(выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1). Технология определения учебных результатовпо дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Динамика результатов освоения предметной деятельностиконкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам. Таблица 1
Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Оценка в баллах
1. Теоретическая подготовка
1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы
Соответствие теоретических знаний программным требованиям
а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период 8-10 баллов
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½
5-7 баллов
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой менее 5 баллов
2. Владение специальной терминологией
Осмысленность
и правильность использования специальной терминологии
а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием 8-10 баллов
б) средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой 5-7 баллов
в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины менее 5 баллов
2. Практическая подготовка
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период 8-10 баллов
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ 5-7 баллов
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки менее 5 баллов
2. Творческие навыки
Креативность выполнения творческих заданий а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно 8-10 баллов
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями менее 5 баллов
3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-коммуникативные умения
1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других 8-10 баллов
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию менее 5 баллов
2. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения двигательными навыками а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию 8-10 баллов
б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду менее 5 баллов
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения 8-10 баллов
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога менее баллов
3.2.Учебно-организационные умения и навыки
1. Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой 8-10 баллов
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога менее 5 баллов
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период 8-10 баллов
б) средний уровень – допускает ошибки 5-7 баллов
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков менее 5 баллов
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время
а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. 8-10 баллов
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога менее 5 баллов

Количество набранных баллов соответствует уровню:
80-64 высокий уровень
56-40 средний уровень
39-0 низкий уровень
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы. Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляется диагностическая картаучета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4). Карта заполняется три раза в год – в конце триместров и учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 2
Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Оценка в баллах
1. Организационно-волевые качества
1. Терпение
Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие 8-10 баллов
б) средний уровень – на большую часть занятия 5-7 баллов
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия менее 5 баллов
2. Воля
Способность активно побуждать себя к практическим действиям а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком 8-10 баллов
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне менее 5 баллов
3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам 8-10 баллов
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам 5-7 баллов
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно менее 5 баллов
2. Ориентационные качества
1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям а) высокий уровень – нормальная 8-10 баллов
б) средний уровень – заниженная 5-7 баллов
в) низкий уровень – завышенная менее 5 баллов
2. Интерес к занятиям в объединении
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно 8-10 баллов
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком 5-7 баллов
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне менее 5 баллов
3. Поведенческие качества
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 8-10 баллов
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать 5-7 баллов
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты менее 5 баллов
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения)
Умение воспринимать общие дела как свои собственные а) высокий уровень – инициативен в общих делах 8-10 баллов
б) средний уровень – участвует при побуждении извне 5-7 баллов
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах менее 5 баллов

70-56 высокий уровень
55-35 средний уровень
34-0 низкий уровень
Таблица 3 Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе ___________________________________
Ф.И. воспитанника
Иванов И./5 А Петров П./6 Б Сидоров С./7 В
Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (указываете теоретические знания) 8 4 10
Владение специальной терминологией (указываете примеры по Вашей программе) 5 5 5
Практическая подготовка: Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указываете конкретные умения и навыки)
Творческие навыки (указываете их)
Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Рациональное распределение времени, планирование работы

Уровень
С С В
Таблица 4 Диагностическая карталичностного развития воспитанников в процессе усвоения ими дополнительной образовательной программы _________________________
Ф.И.воспитанника
Иванов И./5 А Петров П./6 Б Сидоров С./7 В
Организационно-волевые качества: Терпение 6 8 9
Воля 10 10 10
Самоконтроль
Ориентационные качества: Самооценка
Интерес к занятиям в объединении

Поведенческие качества:
Конфликтность (отношение воспитанника к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского коллектива)

Уровень
В В С
После заполнения диагностических карт, вы делаете общий свод данных, сколько воспитанников у Вас с высоким, среднем и низким уровнем развития. И в соответствии с этим планируете свою работу во 2-м триместре.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения воспитанника (группы) по программе позволяет педагогу и методистам определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе. Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов. Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом. Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мониторинг.docx Скачать

uchmet_120_60

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»



























Дополнительное образование детей



Тема: Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы







Перова Юлия Владимировна,

методист по дополнительному образованию

















г. Ставрополь, 2012

Пояснительная записка

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

  • личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.



Таблица 1


Показатели

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Теоретическая подготовка

1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

8-10

баллов


б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½

5-7

баллов

в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

менее

5 баллов

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность

и правильность использования специальной терминологии

а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием

8-10

баллов


б) средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой

5-7

баллов

в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины

менее

5 баллов

2. Практическая подготовка

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

8-10

баллов



б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½

5-7

баллов

в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки

менее

5 баллов

2. Творческие навыки

Креативность выполнения творческих заданий

а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно

8-10

баллов

б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога

5-7

баллов


в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями

менее 5

баллов

3. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-коммуникативные умения

1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других

8-10

баллов


б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию

менее 5

баллов

2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения двигательными навыками

а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию

8-10

баллов


б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется

5-7 баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду

менее 5

баллов

3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения

8-10

баллов

б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога

менее

баллов

3.2.Учебно-организационные умения и навыки

1. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

8-10

баллов

б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога

менее

5 баллов

2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период

8-10

баллов


б) средний уровень – допускает ошибки

5-7 баллов

в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков

менее

5 баллов

3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время



Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

8-10

баллов

б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога

менее

5 баллов


Количество набранных баллов соответствует уровню:

80-64 высокий уровень

56-40 средний уровень

39-0 низкий уровень
























Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.

Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляется диагностическая карта учета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4).

Карта заполняется три раза в год – в конце триместров и учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.


Таблица 2


Показатели

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Оценка в баллах

1. Организационно-волевые качества

1. Терпение

Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени

а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие

8-10

баллов

б) средний уровень – на большую часть занятия

5-7

баллов

в) низкий уровень – менее чем на половину занятия

менее

5 баллов

2. Воля

Способность активно побуждать себя

к практическим действиям

а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком

8-10

баллов

б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога

5-7

баллов

в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне

менее

5 баллов

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам

8-10

баллов

б) средний уровень – периодически контролирует себя сам

5-7

баллов

в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно

менее

5 баллов

2. Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

а) высокий уровень – нормальная


8-10

баллов

б) средний уровень – заниженная

5-7 баллов

в) низкий уровень – завышенная

менее

5 баллов

2. Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

8-10

баллов

б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком

5-7

баллов

в) низкий уровень – продиктован ребенку извне

менее

5 баллов

3. Поведенческие качества

1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

8-10

баллов


б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5-7

баллов

в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты

менее

5 баллов

2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

а) высокий уровень – инициативен в общих делах

8-10

баллов

б) средний уровень – участвует при побуждении извне

5-7

баллов

в) низкий уровень – избегает участия в общих делах

менее

5 баллов


70-56 высокий уровень

55-35 средний уровень

34-0 низкий уровень



Таблица 3

Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

___________________________________


Ф.И. воспитанника /

Класс

Показатели (баллы)

Иванов И./5 А

Петров П./6 Б

Сидоров С./7 В








Теоретическая подготовка:

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (указываете теоретические знания)

8

4

10








Владение специальной терминологией (указываете примеры по Вашей программе)

5

5

5








Практическая подготовка:

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указываете конкретные умения и навыки)











Творческие навыки (указываете их)











Общеучебные умения и навыки:

Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога











Умение выступать перед аудиторией











Умение вести полемику, участвовать в дискуссии











Учебно-организационные умения и навыки:

Умение организовать свое рабочее место











Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности











Рациональное распределение времени, планирование работы











Уровень

С

С

В










Таблица 4

Диагностическая карта личностного развития воспитанников

в процессе усвоения ими дополнительной образовательной программы _________________________


Ф.И.воспитанника /

Класс

Показатели

Иванов И./5 А

Петров П./6 Б

Сидоров С./7 В











Организационно-волевые качества:

Терпение

6

8

9











Воля

10

10

10











Самоконтроль














Ориентационные качества:

Самооценка














Интерес к занятиям в объединении














Поведенческие качества:

Конфликтность (отношение воспитанника к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)














Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского коллектива)














Уровень

В

В

С












После заполнения диагностических карт, вы делаете общий свод данных, сколько воспитанников у Вас с высоким, среднем и низким уровнем развития. И в соответствии с этим планируете свою работу во 2-м триместре.




Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения воспитанника (группы) по программе позволяет педагогу и методистам определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе.

Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.

Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год.


Список использованной литературы

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

  2. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.

  3. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.

  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.

  5. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996.

  6. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.



Perova_YV_Dopolnitelnoe_obrazovanie.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос