Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: § учебным(фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; § личностным(выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1). Технология определения учебных результатовпо дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Динамика результатов освоения предметной деятельностиконкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам. Таблица 1
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
1. Теоретическая подготовка | |||
1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям | а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 8-10 баллов |
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | менее 5 баллов | ||
2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | 8-10 баллов |
б) средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой | 5-7 баллов | ||
в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины | менее 5 баллов | ||
2. Практическая подготовка | |||
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
8-10 баллов |
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки | менее 5 баллов | ||
2. Творческие навыки | Креативность выполнения творческих заданий | а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно | 8-10 баллов |
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога |
5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями | менее 5 баллов | ||
3. Общеучебные умения и навыки | |||
3.1. Учебно-коммуникативные умения | |||
1. Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других |
8-10 баллов |
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию | менее 5 баллов | ||
2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения двигательными навыками | а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию |
8-10 баллов |
б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду | менее 5 баллов | ||
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения | 8-10 баллов |
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога | менее баллов | ||
3.2.Учебно-организационные умения и навыки | |||
1. Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой | 8-10 баллов |
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога | менее 5 баллов | ||
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период |
8-10 баллов |
б) средний уровень – допускает ошибки | 5-7 баллов | ||
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков | менее 5 баллов | ||
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время |
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время | а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. | 8-10 баллов |
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога | менее 5 баллов |
Количество набранных баллов соответствует уровню:
80-64 высокий уровень
56-40 средний уровень
39-0 низкий уровень
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы. Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляется диагностическая картаучета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4). Карта заполняется три раза в год – в конце триместров и учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 2
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
1. Организационно-волевые качества | |||
1. Терпение | Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени | а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие | 8-10 баллов |
б) средний уровень – на большую часть занятия | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия | менее 5 баллов | ||
2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком | 8-10 баллов |
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне | менее 5 баллов | ||
3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам | 8-10 баллов |
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно | менее 5 баллов | ||
2. Ориентационные качества | |||
1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | а) высокий уровень – нормальная | 8-10 баллов |
б) средний уровень – заниженная | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – завышенная | менее 5 баллов | ||
2. Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 8-10 баллов |
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне | менее 5 баллов | ||
3. Поведенческие качества | |||
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 8-10 баллов |
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты | менее 5 баллов | ||
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | а) высокий уровень – инициативен в общих делах | 8-10 баллов |
б) средний уровень – участвует при побуждении извне | 5-7 баллов | ||
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах | менее 5 баллов |
70-56 высокий уровень
55-35 средний уровень
34-0 низкий уровень
Таблица 3 Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе ___________________________________
Ф.И. воспитанника | ||||||||||
Иванов И./5 А | Петров П./6 Б | Сидоров С./7 В | ||||||||
Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (указываете теоретические знания) | 8 | 4 | 10 | |||||||
Владение специальной терминологией (указываете примеры по Вашей программе) | 5 | 5 | 5 | |||||||
Практическая подготовка: Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указываете конкретные умения и навыки) | ||||||||||
Творческие навыки (указываете их) | ||||||||||
Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога | ||||||||||
Умение выступать перед аудиторией | ||||||||||
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | ||||||||||
Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее место | ||||||||||
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | ||||||||||
Рациональное распределение времени, планирование работы | ||||||||||
Уровень | С | С | В |
Ф.И.воспитанника | |||||||||||||
Иванов И./5 А | Петров П./6 Б | Сидоров С./7 В | |||||||||||
Организационно-волевые качества: Терпение | 6 | 8 | 9 | ||||||||||
Воля | 10 | 10 | 10 | ||||||||||
Самоконтроль | |||||||||||||
Ориентационные качества: Самооценка | |||||||||||||
Интерес к занятиям в объединении | |||||||||||||
Поведенческие качества: Конфликтность (отношение воспитанника к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | |||||||||||||
Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского коллектива) | |||||||||||||
Уровень | В | В | С |
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения воспитанника (группы) по программе позволяет педагогу и методистам определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе. Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов. Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом. Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год.
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Дополнительное образование детей
Тема: Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Перова Юлия Владимировна,
методист по дополнительному образованию
г. Ставрополь, 2012
Пояснительная записка
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
-
учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
-
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Таблица 1
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Оценка в баллах |
1. Теоретическая подготовка |
|||
1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
8-10 баллов |
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой |
менее 5 баллов |
||
2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием |
8-10 баллов |
б) средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой |
5-7 баллов |
||
в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины |
менее 5 баллов |
||
2. Практическая подготовка |
|||
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
8-10 баллов |
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки |
менее 5 баллов |
||
2. Творческие навыки |
Креативность выполнения творческих заданий |
а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно |
8-10 баллов |
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями |
менее 5 баллов |
||
3. Общеучебные умения и навыки |
|||
3.1. Учебно-коммуникативные умения |
|||
1. Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других |
8-10 баллов |
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию |
менее 5 баллов |
||
2. Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения двигательными навыками |
а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию |
8-10 баллов |
б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду |
менее 5 баллов |
||
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения |
8-10 баллов |
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога |
менее баллов |
||
3.2.Учебно-организационные умения и навыки |
|||
1. Умение организовать свое рабочее место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой |
8-10 баллов |
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога |
менее 5 баллов |
||
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период |
8-10 баллов |
б) средний уровень – допускает ошибки |
5-7 баллов |
||
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков |
менее 5 баллов |
||
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время |
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время |
а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. |
8-10 баллов |
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога |
менее 5 баллов |
Количество набранных баллов соответствует уровню:
80-64 высокий уровень
56-40 средний уровень
39-0 низкий уровень
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляется диагностическая карта учета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4).
Карта заполняется три раза в год – в конце триместров и учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 2
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Оценка в баллах |
1. Организационно-волевые качества |
|||
1. Терпение |
Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени |
а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие |
8-10 баллов |
б) средний уровень – на большую часть занятия |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия |
менее 5 баллов |
||
2. Воля |
Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком |
8-10 баллов |
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне |
менее 5 баллов |
||
3. Самоконтроль |
Умение контролировать свои поступки |
а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам |
8-10 баллов |
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно |
менее 5 баллов |
||
2. Ориентационные качества |
|||
1. Самооценка |
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям |
а) высокий уровень – нормальная |
8-10 баллов |
б) средний уровень – заниженная |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – завышенная |
менее 5 баллов |
||
2. Интерес к занятиям в объединении |
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы |
а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно |
8-10 баллов |
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне |
менее 5 баллов |
||
3. Поведенческие качества |
|||
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) |
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации |
а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты |
8-10 баллов |
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты |
менее 5 баллов |
||
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения) |
Умение воспринимать общие дела как свои собственные |
а) высокий уровень – инициативен в общих делах |
8-10 баллов |
б) средний уровень – участвует при побуждении извне |
5-7 баллов |
||
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах |
менее 5 баллов |
70-56 высокий уровень
55-35 средний уровень
34-0 низкий уровень
Таблица 3
Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
___________________________________
Ф.И. воспитанника / Класс Показатели (баллы) |
Иванов И./5 А |
Петров П./6 Б |
Сидоров С./7 В |
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (указываете теоретические знания) |
8 |
4 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
Владение специальной терминологией (указываете примеры по Вашей программе) |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Практическая подготовка: Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указываете конкретные умения и навыки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие навыки (указываете их) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение выступать перед аудиторией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональное распределение времени, планирование работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень |
С |
С |
В |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Диагностическая карта личностного развития воспитанников
в процессе усвоения ими дополнительной образовательной программы _________________________
Ф.И.воспитанника / Класс Показатели |
Иванов И./5 А |
Петров П./6 Б |
Сидоров С./7 В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационно-волевые качества: Терпение |
6 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воля |
10 |
10 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентационные качества: Самооценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерес к занятиям в объединении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поведенческие качества: Конфликтность (отношение воспитанника к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского коллектива) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень |
В |
В |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После заполнения диагностических карт, вы делаете общий свод данных, сколько воспитанников у Вас с высоким, среднем и низким уровнем развития. И в соответствии с этим планируете свою работу во 2-м триместре.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения воспитанника (группы) по программе позволяет педагогу и методистам определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год.
Список использованной литературы
-
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
-
Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
-
Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
-
Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
-
Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996.
-
Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»