Пунктуация при вводных конструкциях
Вводные конструкции
Вводные слова, словосочетания и предложения — синтаксические конструкции, которые включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания: уверенности/неуверенности в достоверности сообщаемого; эмоциональной оценки; указания на логические отношения между частями высказывания; на источник сообщения; характеристики способа и приёмов оформления мыслей; оценки меры или степени обычности того, о чём говорится; выражения отношения к собеседнику.
Признаки вводных конструкций
1) Вводные слова не являются членами предложения ( не связаны с другими членами предложения)
2) К вводным словам невозможно задать вопрос от любого члена предложения.
3) Место вводных слов, вводных предложений и сочетаний в предложении свободное; они легко занимают позиции в начале, в конце или в середине предложения, свободно вводятся в него и свободно из него изымаются.
4) На письме вводные конструкции выделяются или отделяются запятыми или (реже) тире (с помощью тире выделяются значительно распространённые вводные предложения).
Группы вводных слов
Выражающие уверенность |
конечно, бесспорно, действительно в самом деле, без сомнения, разумеется
|
Выражающие неуверенность |
наверное, кажется, по-видимому, может быть, вероятно |
Выражающие чувства |
к счастью, к сожалению, к нашему удивлению, странное дело |
Указывающие на источник информации |
говорят, по словам..., по сообщению..., по-моему, помнится |
Представляющие призывы к собеседнику с целью привлечь его внимание |
послушай (те), видишь (ли), знаешь (ли), уверяю вас, простите, допустим, здравствуйте |
Указывающие на связь мыслей и последовательность изложения |
итак, во-первых, наконец, например, кроме того, словом, вообще, однако |
Сообщающие о том, как люди говорят |
иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, другими словами, одним словом. |
Помни!
Вводное слово |
Часть речи (самостоятельная или служебная) |
Наконец = во-первых |
Наконец = под конец, напоследок, в результате всего * Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (Подставь -то *Давал три бала ежегодно и промотался наконец-то.) |
Вообще =«вообще говоря»: |
Вообще = в целом, в общем (наречие) |
Однако= |
Однако= но (союз) * Однако никто не заметил моего отсутствия |
Вводные слова рядом с союзом А отделяются запятой с одной стороны!
Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.
Сравните: Уже поздно, и, пожалуй, нам пора возвращаться.
Не являются вводными словами!
Частицы ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже и др.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вводные конструкции
Вводные слова, словосочетания и предложения — синтаксические конструкции, которые включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания: уверенности/неуверенности в достоверности сообщаемого; эмоциональной оценки; указания на логические отношения между частями высказывания; на источник сообщения; характеристики способа и приёмов оформления мыслей; оценки меры или степени обычности того, о чём говорится; выражения отношения к собеседнику.
Признаки вводных конструкций
1) Вводные слова не являются членами предложения ( не связаны с другими членами предложения)
2) К вводным словам невозможно задать вопрос от любого члена предложения.
3) Место вводных слов, вводных предложений и сочетаний в предложении свободное; они легко занимают позиции в начале, в конце или в середине предложения, свободно вводятся в него и свободно из него изымаются.
4) На письме вводные конструкции выделяются или отделяются запятыми или (реже) тире (с помощью тире выделяются значительно распространённые вводные предложения).
Группы вводных слов
Выражающие уверенность |
конечно, бесспорно, действительно в самом деле, без сомнения, разумеется
|
Выражающие неуверенность |
наверное, кажется, по-видимому, может быть, вероятно |
Выражающие чувства |
к счастью, к сожалению, к нашему удивлению, странное дело |
Указывающие на источник информации |
говорят, по словам..., по сообщению..., по-моему, помнится |
Представляющие призывы к собеседнику с целью привлечь его внимание |
послушай (те), видишь (ли), знаешь (ли), уверяю вас, простите, допустим, здравствуйте |
Указывающие на связь мыслей и последовательность изложения |
итак, во-первых, наконец, например, кроме того, словом, вообще, однако |
Сообщающие о том, как люди говорят |
иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, другими словами, одним словом. |
Помни!
Вводное слово |
Часть речи (самостоятельная или служебная) |
Наконец = во-первых |
Наконец = под конец, напоследок, в результате всего * Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (Подставь -то *Давал три бала ежегодно и промотался наконец-то.) |
Вообще =«вообще говоря»: |
Вообще = в целом, в общем (наречие) |
Однако= |
Однако= но (союз) * Однако никто не заметил моего отсутствия |
Вводные слова рядом с союзом А отделяются запятой с одной стороны!
Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.
Сравните: Уже поздно, и, пожалуй, нам пора возвращаться.
Не являются вводными словами!
Частицы ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже и др.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
А22-1 Если вы (1) именно (2) полюбите Россию, вы будете рват()ся служить ей. Тогда только во всей силе вы почу…ствуете, что любовь к ней (3) разумеется (4) всемогуща.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 1,2 4) 1,2,3
А22-2 Красота природы (1) безусловно (2) воздейству…т на человека, воспитыва…т его, дела…т добрее. Только (3 ) поэты способны в словах передать любовь к своей родине землякам.
1) 1,2,3 2) 1,2 3) 1,3 4) 3
А22-3 Именно простой, близкий к пр…роде народ (1) как правило(2) уме…т говорить продуман…о и образно. Это (3) видно (4) по народным песням, страрин…ым сказкам и пр..даниям.
1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4.
А22-4 Чтобы любить и защищать свою родную культуру, достаточно (1) допустим (2) родиться в своей стране. Родину(3) как известно (4) (не) выб…рают, она дается нам вместе с рождением и впитыва…тся с детством.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,2, 3
А22- 5 «Малая» родина — это не только пр…рода в деревне и история в городе, но еще(1) разумеется (2) и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Конечно (3) «малой» родиной (4) может быть (5) и большой город, и даже маленький район города.
1) 1,2,3,4, 5 2) 1,2, 3 3) 1,3, 4,5 4) 4,5
А22- 6 Именно (1) образ этой родины, ее запахи, ее звуки человек помнит до гробовой доски. Пр…рода родного края (2) безусловно (3) отчеканива…тся в наших душах навеки.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
А22-1 Если вы (1) именно (2) полюбите Россию, вы будете рват()ся служить ей. Тогда только во всей силе вы почу…ствуете, что любовь к ней (3) разумеется (4) всемогуща.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 1,2 4) 1,2,3
А22-2 Красота природы (1) безусловно (2) воздейству…т на человека, воспитыва…т его, дела…т добрее. Только (3 ) поэты способны в словах передать любовь к своей родине землякам.
1) 1,2,3 2) 1,2 3) 1,3 4) 3
А22-3 Именно простой, близкий к пр…роде народ (1) как правило(2) уме…т говорить продуман…о и образно. Это (3) видно (4) по народным песням, страрин…ым сказкам и пр..даниям.
1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4.
А22-4 Чтобы любить и защищать свою родную культуру, достаточно (1) допустим (2) родиться в своей стране. Родину(3) как известно (4) (не) выб…рают, она дается нам вместе с рождением и впитыва…тся с детством.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,2, 3
А22- 5 «Малая» родина — это не только пр…рода в деревне и история в городе, но еще(1) разумеется (2) и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Конечно (3) «малой» родиной (4) может быть (5) и большой город, и даже маленький район города.
1) 1,2,3,4, 5 2) 1,2, 3 3) 1,3, 4,5 4) 4,5
А22- 6 Именно (1) образ этой родины, ее запахи, ее звуки человек помнит до гробовой доски. Пр…рода родного края (2) безусловно (3) отчеканива…тся в наших душах навеки.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 4
Работа с текстом
(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию пр…ехал в Германию, а оттуда во Францию.
(2)Я уехал на (пол)года и (не)вернулся. (3)Зачем бы я вернулся? (4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве, к сожалению, нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие ум…рают от голода и холода? (5)Нет, я этого (не)хочу.
(6)Но нет дня, разумеется, когда бы я (не)тосковал о России, нет часа, когда бы я (не)порывался вернуться. (7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова (не)кажутся убедительными. (8)Россия, безусловно, всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается…(9)Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня…тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем бл…стящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (14)Там везде говорят (по)русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, моей первой любви…
Задание
1) О чем говорится в тексте?
2) Найдите главное ключевое предложение (-я), в котором выражена позиция автора.
3) Сформулируйте позицию автора с помощью вводных конструкций.
4) Среди предложений 1-8 найдите предложения, в которых есть вводные конструкции. Напишите номера этих предложений.
5) Укажите 3 (из перечисленных ниже) синтаксических средства выразительности, использованные в предложениях 6 - 14? Напишите номера этих средств выразительности.
1. Эпитет 2. Ряд однородных членов 3. Лексический повтор
4. Риторическое обращение 5. Сравнительный оборот 7. Инверсия
6) Какое из предложений связано с предыдущими при помощи сочинительного противительного союза? Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 7- 14 найдите сложное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
8) Из предложения 9 выпишите все местоимения.
9)Из предложения 6 - 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
10) Назовите тип связи, который используется в словосочетании ПРИЕХАЛ ОТТУДА
11) Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Работа с текстом
(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию пр…ехал в Германию, а оттуда во Францию.
(2)Я уехал на (пол)года и (не)вернулся. (3)Зачем бы я вернулся? (4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве, к сожалению, нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие ум…рают от голода и холода? (5)Нет, я этого (не)хочу.
(6)Но нет дня, разумеется, когда бы я (не)тосковал о России, нет часа, когда бы я (не)порывался вернуться. (7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова (не)кажутся убедительными. (8)Россия, безусловно, всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается…(9)Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня…тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем бл…стящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (14)Там везде говорят (по)русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, моей первой любви…
Задание
1) О чем говорится в тексте?
2) Найдите главное ключевое предложение (-я), в котором выражена позиция автора.
3) Сформулируйте позицию автора с помощью вводных конструкций.
4) Среди предложений 1-8 найдите предложения, в которых есть вводные конструкции. Напишите номера этих предложений.
5) Укажите 3 (из перечисленных ниже) синтаксических средства выразительности, использованные в предложениях 6 - 14? Напишите номера этих средств выразительности.
1. Эпитет 2. Ряд однородных членов 3. Лексический повтор
4. Риторическое обращение 5. Сравнительный оборот 7. Инверсия
6) Какое из предложений связано с предыдущими при помощи сочинительного противительного союза? Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 7- 14 найдите сложное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
8) Из предложения 9 выпишите все местоимения.
9)Из предложения 6 - 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
10) Назовите тип связи, который используется в словосочетании ПРИЕХАЛ ОТТУДА
11) Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Урок русского языка 11 класс
Пунктуация при вводных конструкциях
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
1.Обучающая – обобщить и систематизировать знания по теме «Водные конструкции»,
2.Развивающая – развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умения аргументировать, доказывать; умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
3. Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, русскому языку, воспитание сознательной дисциплины.
Средства обучения: компьютер, доска магнитная, на рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки, карандаши, таблицы орфограмм, индивидуальные карточки, раздаточный материал с тестовыми заданиями, с текстом К.Бальмонта «Тоска по Родине».
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
-устный и письменный.
-фронтальный, групповой, индивидуальный.
Задачи урока:
1. Научить отличать вводные слова от членов предложения, расставлять необходимые знаки препинания;
2. Повторить изученные орфограммы;
3. Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.
4. Обогащать активный словарный запас школьников.
5. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
6. Закрепить умения анализа текста.
7. Развивать умения работать с заданиями ЕГЭ
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
(Сообщить тему урока. Спросить о том, как они понимают задачу урока)
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с вводными словами и словосочетаниями, работа с текстом. Мы будём анализировать текст, а также займемся повторением изученных орфограмм.
II. Работа по теме урока.
1) Работа с эпиграфом. Знаменитый 26 президент США Теодор Рузвельт ( нам очень хорошо известна его фраза : «Не ошибается тот, кто ничего не делает»). Сказал о России: «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой»
Как вы относитесь к данному высказыванию?
2) Работа со словарем. Какое слово для вас имеет непонятное (скрытое) лексическое значение?
оплотом
ОПЛОТ, -а; м. чего.
1.
Надёжная защита, опора, твердыня. О
плот дружбы
2. Устар. Ограда,
заграждение. * Казачья слобода...
обнесена была оплотом и рогатками (Пушкин).
3) Проблемная ситуация.
Мною допущена пунктуационная ошибка при расстановке знаков препинания. Где?
4) Работа с теорией вопроса. Вводные конструкции. Устное фронтальное повторение изученного материала.
-
Вводные конструкции - это….
-
Вводные конструкции выражают…..
-
Чаще всего вводные конструкции в предложении являются….
-
Чаще всего вводные конструкции выделяются...
-
Дополните каждый ряд своими примерами:
а) Разумеется, бесспорно...
б) Следовательно, наоборот...
в) Одним словом...
-
Закрепление изученного. Работа с предложениями.
(расставить пропущенные знаки препинания, объяснить)
Карточки (3-4 уч-ся)
-
Работа с текстом
Предлагаемый вам текст принадлежит перу
известного русского поэта К. Бальмонта (1867 - 1942).
В 1920 году Бальмонт уехал из России. Умер на чужбине, во Франции.
(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
(2)Я уехал на полгода и не вернулся. (3)Зачем бы я вернулся? (4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве, к сожалению, нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? (5)Нет, я этого не хочу.
(6)Но нет дня, разумеется, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. (7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. (8)Россия, безусловно, всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается…(9)Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня…тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (14)Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, юности, моей первой любви…
(По К. Бальмонту)
1) О чем говорится в тексте? ( О любви к Родине, о богатстве и красоте русского языка).
2) Найдите главное ключевое предложение (я), в котором выражена позиция автора.
3) Сформулируйте позицию автора с помощью вводных конструкций.
4) Среди предложений 1-8 найдите предложения, в которых есть вводные конструкции. Напишите номера этих предложений.
5) Укажите 3 (из перечисленных ниже) синтаксических средства выразительности, использованные в предложениях 6 - 14? Напишите номера этих средств выразительности.
1. Эпитет
2. Ряд однородных членов =
3. Лексический повтор
4. Риторическое обращение
5. Сравнительный оборот =
7. Инверсия =
6) Какое из предложений связано с предыдущими при помощи сочинительного противительного союза? Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 7- 14 найдите сложное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
8) Из предложения 9 выпишите все местоимения.
- В каком предложении использован эпитет?
Из предложения 6 - 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(неограниченное)
9)Назовите тип связи, который используется в словосочетании ПРИЕХАЛ ОТТУДА (предложение 1). (примыкание)
Купавы – цветы.
Затонах - 1.Вдавшийся в берег речной залив, заводь.
2.Место стоянки и ремонта речных судов на болотных затонах.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942) - поэт, переводчик, критик.
Опасаясь репрессий, в 1905 году Константин Дмитриевич покидает Россию. В 1913 году после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. В 1920 году Бальмонт окончательно покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работал, занимался переводами, издавал поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт — то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд - впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий».
Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках.
III. Подведение итогов урока. Оценки.
IV. Домашнее задание. Работа с текстом, выполнение заданий к тексту.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»