Актерское мастерство
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность основного общего образования)
просмотров: 15716 комментариев: 1
Актерское мастерство Общеобразовательная программа отделения хореографического искусства ( Внеурочная деятельность основного общего образования)
Составитель: преподаватель хореографических дисциплин Бажанова Ольга Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Город Мегион 2007г.
1.Пояснительная записка.
Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. На характерно-выразительных пластических мотивах, которые, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма, композиции и драматургии основывается хореографическое искусство. Направленность дополнительной общеобразовательной программы. Программа «Актерское мастерство» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности, в образовательной области хореографическое искусство. В учебном плане образовательной программы этот предмет обозначен как предмет по выбору.
Новизна общеобразовательной программы « Актерское мастерство» заключается в ее узкой направленности. Она была составлена и адоптирована для учащихся хореографических отделений школ искусств и исключает в своем содержании занятия сценической речью. Воспитание пластической культуры тесно взаимосвязано с театральной деятельностью, поэтому здесь явно прослеживается межпредметная связь между предметами «Актерское мастерство» и «Сценическая практика» в системе хореографического образования. Как правило, такой предмет как «Актерское мастерство» в учебных программах хореографических отделений отсутствует, что усложняет работу преподавателям-хореографам в постановочной работе и воплощению сценических образов в танцевальных номерах.
Актуальность. Для художественного осмысления и материализации сценических образов и чувств посредством танцевального языка необходимо, развитие артистических способностей и приобретение актерских навыков. Этим обусловливается необходимость предмета «Актерское мастерство» в системе хореографического образования. Дети учатся формировать, воплощать пластические интонации, создавая художественный образ с ярко выраженной эмоциональной окраской, а так же развивают способность импровизировать, что способствует художественному воспитанию учащихся.
Набор нормативно-правовой документацииОбщеобразовательная программа «Актерское мастерство» разработана на основе методических требований к составлению образовательных программ дополнительного образования детей. Программа разработана на основе следующих работ:
1. А.В. Гребенкин «Сценическое движение» «Программы дополнительного образования» Москва «Просвещение» 2007 г2. А. Ершова, Б. Букатов «Актерская грамота — подросткам» Москва «Просвещение 1994г.3. С.В.Гиппиус «Гимнастика чувств» тренинг актерского мастерства. Издательство «Веды» 2000г.4. Авторская программа эстетического воспитания детей средствами театра И. В.Смирновой, М.А. Оленевой, В. И. Ивлева «Актерское мастерство» Учебно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» 1998г.5. Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А. Дрознина Учебно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» 1998г.ЦЕЛЬ— научить учащихся владеть состоянием актерской расслабленности, осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.
ЗАДАЧИ. Образовательные: · освоение необходимых актерских навыков и способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания;· умение чувствовать и проживать заданный образ;· умение фантазировать, сочинять, воплощать пластически художественный образ; · формирование, пластической выразительности и навыков импровизации;Воспитательные:· формирование эмоционального отношения к миру прекрасного, к людям;· формирование творческой активности ребенка;· формирование художественного вкуса;· формирование оптимизма и уверенности в своих силах· формирование навыков самостоятельной работы, потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуально направленного тренинга и самовоспитанияРазвивающие:· развитие зрительной памяти· развитие логического мышления;· развитие чувства партнерства· развитие координации в пространстве · развитие художественно- образного мышленияОсобенности реализации.Данная программа имеет два раздела: теоретический и практический. В основном программа основана на практических занятиях, где решаются задачи пластического воплощения образа в пантомимном этюде, а так же на основе музыкального материала. Теоретический раздел рассчитан на ознакомление учащихся со школой Станиславского и законов драматургии.
На уроках соучастие учеников слагается из состояния мыслительной работы и сценического действия на площадке. Творческая атмосфера занятий способствует рождению доброжелательности, открытости, раскованности каждого ученика. Результативность создается путем использования взаимооценки, формирования здоровой конкуренции.
Методическое обеспечение
Подростковый и юношеский возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Исследования показали, что для детей среднего школьного возраста наиболее характерно личностное творческое самовыявление. Дети в процессе театральных занятий оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате от этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир. Эта программа создает условия для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Главный методологический принцип преподавания «Актерского мастерства» — освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях.
Этюд как основное средство воспитания актера.
Первоначальный этап обучения детей направлен на формирование в ребенке готовности к творчеству. Первые практические занятия строится на творческих играх, где ученик не является пассивным исполнителем, а соучастником творческого процесса. Новые задания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и педагога совместных активных поисков, которые развивают такие качества как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира.
Следующий этап – работа над индивидуальными заданиями, на основе пантомимы, где генерируется воображение и фантазия, каждого ученика в отдельности. В основу методики работы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремиться развить творческую активность ученика и уверенность в своих силах.
Работа над пантомимным этюдом включает себя несколько этапов:
1. Событийный анализ этюда
2. Самостоятельная работа над образом.
3. Репетиция и показ этюда.
Не менее важно научить ребенка пластической импровизации и ассоциативному мышлению, в комплексе этих занятий дети учатся ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, воспитывают находчивость и умение согласовывать свои действия с партнерами.
Изучение раздела «Партнеринг» необходимо для коллективной работы и работы в паре. Чувство равновесия, знания центров тяжести, умение управлять ими, переносить и распределять между партнерами, все эти знания и навыки создают условия для полноценного ощущения чувства партнера на сценической площадке, в результате чего происходит тренировка психофизического аппарата.
Самый сложный этап данной программы это «Создание пантомимного этюда на основе коллективного творчества». Нужно ориентировать учащихся на сотворчество, умение организовать работу в парном этюде, грамотно выстраивать процесс органичного общения. Групповые этюды воспитывают импровизацию, чувства мизансцены («виден, слышен, не мешаю главному»).
Методической основой освоения и закрепления навыков является прием делегирования педагогом функции контроля самим ученикам. Эта эстафета ролевых функций позволяет значительно повысить у детей самостоятельность, ответственность и мотивированность в получении и закреплении знаний. Умений и навыков.
Возрастная группаучащихся, на которых ориентирована образовательная программа 12-14 лет. Согласно учебному плану она реализуется в течении 2 лет (5- 6 класс) с расчетом 1 часа в неделю. Курс составляет 72 часа.
Связь программы «Актерское мастерство» с учебным предметом «Сценическая практика» определяется применением учащимися актерских навыков и умений в хореографических постановках, а так же созданием ими художественного хореографического образа на сцене.
Планируемые результатыВ результате освоения программы у учащихся приобретается определенный запас знаний, умений и навыков: · Необходимо выработать творческое зрение – избирательное, конструирующее. · Острота наблюдательности, сенсорная отзывчивость, управление своим вниманием к предмету.· Умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства.· Умение найти внешний образ (пластический), адекватно выражающий чувство, характер, настроение. · Навык сочинения, подготовки и осуществления задуманного события в специальном задании.· Выработка критериев целесообразности и логичности поведения в этюде.· Умение анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.· Умение организовать работу в парном этюде, грамотно выстраивать процесс органичного общения.· Умение вносить коррективы в исполнение этюда.Принцип единства воспитания, обучения и развития способствует воспитанию художественного вкуса, эстетических качеств, чувства коллективизма, становлению мироощущения.Формы контроля успеваемостиВажным элементом учебного процесса в школе искусств является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными формами контроля успеваемости учащихся являются:
· текущий контроль успеваемости учащихся,
· промежуточная аттестация учащихся,
· итоговая аттестация учащихся.
Предмет «Актерское мастерство» согласно учебному плану является «Предметом по выбору», то есть факультативным курсом, в связи с этим итоговая аттестация не предполагается.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно(каждый 2 — 3 урок) в рамках расписания занятий учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Промежуточная аттестация проводиться в форме переводного зачета. Переводной зачёт проводится в конце учебного года с показом полной учебной программы, определяет успешность усвоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачёт проводится с применением недифференцированной системой оценивания.
Итоговая оценка по предмету выводится на основании оценки промежуточной аттестации, полученной учащимся в течение последнего года обучения.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
· систематичность,
· учёт индивидуальных особенностей обучаемого,коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ |
Наименование темы. |
Теоретические часы. |
Практические часы. |
1 год обучения (5 класс). | |||
1. |
Вступительная беседа | 1ч. | |
2. |
Упражнения на управление вниманием | ||
2.1. |
«Запомни фотографию» | 2ч. | |
2.2 |
«Внимательные звери» | 2ч | |
2.3. |
«Печатная машинка» | 2ч | |
2.4. |
«Живой телефон» | 2ч | |
3. |
Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти | ||
3.1 |
«Горячий – Холодный» | 2ч | |
3.2. |
«Тяжелый – Легкий» | 2ч | |
3.3. |
«Вкусный – Горький» | 2ч | |
4. |
Жест, как важное выразительное средство. | 1ч. | |
4.1. |
«Объясни» | 3ч. | |
5. |
Пластическая иллюстрация литературного теста (стихотворения). | 4ч | |
6. |
Основы пантомимы | 3ч | |
7. |
Организация движения во времени и пространстве. | 3ч. | |
8. |
Импровизированные массовые картины-пантомимы на заданную ситуацию. | 3ч. | |
9. |
Ассоциативная игра | 2ч. | |
Всего: 34 часов | 2ч. | 32ч. | |
2 год обучения (6 класс). | |||
1. |
Роль драматургии в сценическом искусстве. | 1ч | |
2. |
Создание сюжетного пантомимного этюда с пластическим воплощением образа. | ||
2.1. |
«В парке» |
4ч | |
2.2. |
«Завтрак» | 4ч. | |
2.3. |
«Утро» | 3ч. | |
2.4. |
«Уборка помещения» | 4ч. | |
3. |
Создание пантомимного этюда на основе пластического решения неодушевленного предмета. | 4ч | |
4. |
Система Станиславского. Две школы актерского мастерства. | 1ч. | |
5. |
Партнеринг. | ||
5.1 |
Синхронное исполнение движений на основе импровизации под музыкальное сопровождение. | 2ч | |
5.2 |
Изучение тяжести различных частей тела партнера на расслаблении. | 1ч. | |
5.3 |
Центровое управление партнером. | 1ч. | |
5.4 |
Распределение центра тяжести между партнерами. | 1ч. | |
5.5 |
Перенос центра тяжести от одного партера к другому. | 1ч. | |
6. |
Создание пантомимного этюда на основе коллективного творчества | ||
6.1 |
«Отгадай нашу фигуру» | 1ч. | |
6.2 |
Парный пантомимный этюд на основе заданного сюжета (зеркало) или свободной темы. | 2ч. | |
7. |
Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа. | 4ч. | |
Всего: 34 часа. | 2ч. | 32ч. |
Драматургия драматического театра, кинодраматургия, драматургия музыкального или хореографического искусств имеют общие черты, общие закономерности, общие тенденции развития, но каждое из них вместе с тем имеет и свои специфические особенности. В пьесе, предназначенной для драматического театра, раскрытию действия служит и построение сюжета, и система образов, выявление характера конфликта и сам текст произведения. То же самое можно сказать и о хореографическом искусстве, поэтому здесь большое значение имеет композиция танца, т. е. рисунок и танцевальный текст, которые сочиняются балетмейстером. Функции драматурга в хореографическом произведении, с одной стороны, выполняются драматургом-сценаристом, а с другой — они развиваются, конкретизируются, находят свое «словесное» хореографическое решение в творчестве балетмейстера-сочинителя. Драматург хореографического произведения, кроме знания законов драматургии вообще, должен иметь четкое представление о специфике выразительных средств, возможностях хореографического жанра. Изучив опыт хореографической драматургии предшествующих поколений, он должен полнее раскрыть ее возможности. Законы драматургии. 1. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздается образ эпохи, определяется место действия. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана. 2. Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается — начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценаристом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации. 3. Ступени перед кульминацией— это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Действующие лица выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то противореча друг другу. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. В этой части хореографического произведения в процессе развития действия для некоторых второстепенных персонажей может наступить кульминация их сценической жизни и даже развязка, но все это должно способствовать развитию драматургии спектакля, развитию сюжета, раскрытию характеров главных действующих лиц. 4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, т. е. композицией танца. Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмоциональная наполненность исполнения. 5. Развязка завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо, наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. «… Развязка фабулы должна вытекать из самой фабулы», — говорил Аристотель'. Развязка — идейно-нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Иногда автор подготавливает развязку неожиданно для зрителя, но и эта неожиданность должна быть рождена всем ходом действия. Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее. Только синтез всех компонентов позволит автору создать такую драматургию произведения, которая бы волновала, захватывала зрителя. Законы драматургии требуют, чтобы различные соотношения частей, напряженность и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец, длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это, в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений. Знание законов драматургии помогает автору сценария, хореографу, композитору в работе над сочинением, а также при анализе уже созданного сочинения. Говоря о применении законов драматургии в хореографическом искусстве, необходимо помнить о том, что здесь существуют определенные временные рамки сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться в определенное время, т. е. драматургу нужно раскрыть задуманную им тему, идею хореографического произведения в определенный временной период сценического действия.
2. Создание сюжетного пантомимного этюда с пластическим воплощением образа. Сочинение мизансцены на заданную тему с воображаемыми предметами и созданием яркого характерного персонажа. Такие задания развивают умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях. Составные части действия: логическая последовательность действия, препятствия в выполнении действия, предлагаемые обстоятельства, автоматизм в выполнении действий. «В парке» «Завтрак» «Утро» «Уборка помещения» 3. Создание сюжетного пантомимного этюда на основе пластического решения неодушевленного предмета. Сложность постановки такого этюда заключается в нахождении пластического решения образа, который имеет сложную статическую форму и определенные функции (например, чайник, кресло, телевизор), а так же воздействующие на него внешние факторы, на основе чего и выстраивается вся мизансцена. 4. Система Станиславского. Две школы актерского мастерства. Режиссура, как профессия возникла в конце 19 века. Режиссерскую профессию выполняли актеры театра. В 1898 году образовался МХАТ у его истоков стояли богатый промышленник Алексеев (К.С. Станиславский) и В.И. Немирович-Данченко. Открывался МХАТ пьесой «Чайка» Чехова. В 1903 году создается театральная школа во главе Станиславского и в дальнейшем она получает название «Система Станиславского». Целью данной системы, являлось воспитание актера на создание жизни человеческого духа на сцене. Пять принципов системы. 1. Принцип жизненной правды. Все как в жизни, но на сцене все приукрашено, где-то преувеличено, возвышенно необычно. Все направлено на то, чтобы эта жизненная правда вызывала интерес у зрителя. 2. Учение о сверхзадаче. Ради чего я выхожу на сцену. Ради чего художник внедряет свою идею в сознание зрителя. Это самое сокровенное, самое дорогое желание, которое я хочу передать зрителю. Сверхзадача всегда связанна с гражданской позицией художника. 3. Принцип активности и действия. В основе театрального искусства лежит действие и оно должно быть активным и целенаправленным. Действие вызывает сценические чувства. Чувства не играются, они возникают при решении в определенной сценической задаче. 4. Принцип органичности творчества актера. 5. Принцип перевоплощение актера в образ. Станиславский учил нас правде — правде понимания авторского замысла, художественного образа спектакля, правде актерского мастерства, органического сочетания всех компонентов спектакля, в том числе его декоративно-костюмного оформления. Учил умению искать эту правду, и не только искать, но и осуществлять в своих работах. Его метод помогает проникнуть в глубины жизни, где физическое и психологическое в человеке неотделимо. Артисту приходится нередко перевоплощаться в образ, совершенно противоположный его собственному характеру, находить для этого образа черты, не свойственные его индивидуальности. И здесь ему на помощь приходит система.
Система Станиславского во многом способствовала появлению на наших сценах реалистических балетов. Еще Б. В. Асафьев писал, что в основе русского хоровода лежит драма, понимай — жизненное действие. Вспомним дошедший до нас хоровод «А мы просо сеяли». Ведь действие его построено по законам драматургии — имеет экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку. Из этого примера видно, что понятие драматического действа было заложено давным-давно в народном искусстве и значительно позже закрепилось на профессиональной сцене. Нет такого театрального искусства, из которого можно было бы исключить понятие «драма». Драма — это жизнь, а театральное искусство призвано ее отражать в образно-художественной форме. Если балет — это театр, значит, и он не может быть исключением.
5. Партнеринг Акробатические упражнения очень полезны для тренировки вестибулярного аппарата; они развивают чувство равновесия, умение оперировать центром тяжести, повышают устойчивость. Важнейшим качеством для артиста является партнерство – готовность и способность к сотрудничеству со своим сценическим партнером. Занятия парной акробатикой способствуют выработке чувства партнера: мышечного ощущения партнера, тактильно-осязательного восприятия, зрительного контакта; обостряет понимание намерений партнера, его состояний, его действий; повышают способность координировать усилия партнеров, согласовывать свои действия по всем параметрам: время, пространство, интенсивность. Не мало важно так же воспитание в актере таких качеств, как доверие к партеру и ответственность за него. Идеальным качеством, является эмпатия – способность воспринимать состояние партнера как бы «изнутри», способность вчувствоваться в состояние партнера, мгновенно реагируя на малейшие изменения в его поведении. 5.1 Синхронное исполнение движений на основе импровизации под музыкальное сопровождение. Цель. Упражнение направленно на развитие чувства ансамбля, партнерства, умение импровизировать при условиях изоляции разных частей тела. Ход занятия.Учащиеся распределяются по парам и садятся друг напротив друга на стулья. Один из учеников, меняясь по очереди, исполняет ведущую роль, другой в точности повторяет его движения. Задание исполняется как зеркально, так и параллельно и проходит несколько этапов. 1 этап – Ведущий ученик, импровизируя, исполняет движения только одной рукой. 2 этап – В движении участвуют две руки. 3 этап — В движении участвуют две руки и голова. 4 этап — В движении участвуют две руки, голова и корпус. 5 этап – Учащиеся, стоя друг напротив друга исполняют движения только на шагах. 6 этап – К движению ног добавляются руки. Изучение тяжести различных частей тела партнера на расслаблении. Цель. Упражнение направленно на работу партнеров в телесном контакте и изучение центров тяжести его частей тела. Ход занятия.Учащиеся распределяются по парам. Один из учеников ложится на пол, закрывает глаза и расслабляется. Задача лежащего на полу: сохранять полное расслабление всего тела, несмотря на манипуляции, которые производит с ним его партнер. Другой ученик выступает в роли исследователя. Он изучает центры тяжестей разных частей тела своего партнера и их двигательные способности. Он должен действовать аккуратно не вызывая рефлекторной реакции у лежащего человека. Следующим этапом данного упражнения, является передвижение по полу лежащего человека его партнером, «исследователь» при этом двигает и управляет телом посредством разных центров тяжести. 5.3. Центровое управление партнером. Научить двигаться в паре в трехмерном ассоциативном пространстве, в соотношении управляемый и управляющий, воздействуя на три основных центра. Ход занятия. Учащиеся распределяются по парам. По очереди ученики выполняют роль: «ведущего» и «ведомого». Партнеры встают один чуть позади другого, так, чтобы рука стоящего сзади прижималась ладонью к поясницы стоящего человека впереди. Управление осуществляется с помощью одной ладони (движение вперед с поворотами направо и налево, движение назад) Упражнение проделывается с использованием всех трех центров. 5.4. Распределение центра тяжести между партнерами. Цель.Научить сохранять равновесие в состоянии взаимодействия центров тяжести двух партнеров. Ход занятия.На занятии используется комплекс различных поз и движений в паре. 5.5 Перенос центра тяжести от одного партнера к другого. Цель.Научить переносить тяжесть тела друг другу используя разные центры тяжести. Ход занятия.На занятии используется комплекс различных движений и упражнений в паре. 6. Создание пантомимного этюда на основе коллективного творчества. Цель.Коллективность в организации творческого процесса, умение создать сценический образ в соотношении с другими персонажами мизансцены, сохраняя тем самым целостность композиционного построения. 6.1 «Отгадай нашу фигуру» Цель.Умение коллективно создавать пластическую композицию, обозначающую какой либо образ Ход занятия.Занятие проводиться в игровой форме. Один из учеников выходит из класса, а другие участники совместно придумывают композицию-загадку, пластическое воплощение, какого – либо предмета или животного. Входящий ученик должен отгадать заданную композицию. 6.2 Парный пантомимный этюд на основе заданного сюжета (зеркало) или свободной темы. Цель.Развитие ансамблевости в актерской игре, чувство партнерства. Ход занятия.Учащиеся на первом этапе работают по парам. Сначала пластический этюд исполняется по заданию «Зеркало», где нужно предельно точно синхронизировать движения в паре, а затем учащиеся придумывают и обыгрывают ситуацию, в которой у каждого есть своя определенная роль (одушевленный и неодушевленный образ). На следующем этапе в пантомимном этюде участвуют все учащиеся группы, придумывают общий сюжет и распределяют роли. 7. Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа. Цель. Научить учащихся владеть состоянием актерской расслабленности, осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.
Ход занятия. Учащиеся определяется, какой бы образ они бы хотели воплотить в своем танцевальном этюде. Затем подбирают соответствующий музыкальный материал. Третий этап – это непосредственно сочинение этюда.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Министерство образования и науки РФ. Программы дополнительного образования М.: «Просвещение» 2007 г. 2. Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности М.: «Владос» 2004 . 3. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ 1998.-139с. 4. Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А. Дрознина.- М.: ВЦХТ(« Я вхожу в мир искусств.»), 2005,- 176с. 5. А. Ершова, Б. Букатов Актерская грамота — подросткам М.: «Просвещение» 1994г. 6. А. Ершова, Е.Захарова Искусство в жизни детей М.: «Просвещение» 1991г. 7. К. Станиславский Работа актера над собой М.: «Искусство» 1954г. 8. Л.Шихматов Сценические Этюды М.: «Просвещение» 1971г. 9. И.С. Иванов 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для актера. М.: ВЦХТ(« Я вхожу в мир искусств.»), 2005,- 160с. 10. С.В.Гиппиус «Гимнастика чувств» тренинг актерского мастерства. — СПб.: Издательство «Веды», 2000г.-378с Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение для занятий — просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой Аппаратура: телевизор, Музыкальный центр.
Мебель: стол и стул для преподавателя, стулья для учащихся.
Гимнастические коврики.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДШИ «КАМЕРТОН»
Актерское мастерство
Общеобразовательная программа отделения
хореографического искусства
( Внеурочная деятельность основного общего образования)
Составитель: преподаватель хореографических
дисциплин Бажанова Ольга Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город Мегион
2007г.
1.Пояснительная записка.
Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. На характерно-выразительных пластических мотивах, которые, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма, композиции и драматургии основывается хореографическое искусство.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы. Программа «Актерское мастерство» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности, в образовательной области хореографическое искусство. В учебном плане образовательной программы этот предмет обозначен как предмет по выбору.
Новизна общеобразовательной программы « Актерское мастерство» заключается в ее узкой направленности. Она была составлена и адоптирована для учащихся хореографических отделений школ искусств и исключает в своем содержании занятия сценической речью. Воспитание пластической культуры тесно взаимосвязано с театральной деятельностью, поэтому здесь явно прослеживается межпредметная связь между предметами «Актерское мастерство» и «Сценическая практика» в системе хореографического образования. Как правило, такой предмет как «Актерское мастерство» в учебных программах хореографических отделений отсутствует, что усложняет работу преподавателям-хореографам в постановочной работе и воплощению сценических образов в танцевальных номерах.
Актуальность. Для художественного осмысления и материализации сценических образов и чувств посредством танцевального языка необходимо, развитие артистических способностей и приобретение актерских навыков. Этим обусловливается необходимость предмета «Актерское мастерство» в системе хореографического образования. Дети учатся формировать, воплощать пластические интонации, создавая художественный образ с ярко выраженной эмоциональной окраской, а так же развивают способность импровизировать, что способствует художественному воспитанию учащихся.
Набор нормативно-правовой документации Общеобразовательная программа «Актерское мастерство» разработана на основе методических требований к составлению образовательных программ дополнительного образования детей. Программа разработана на основе следующих работ:
1. А.В. Гребенкин «Сценическое движение» «Программы дополнительного образования» Москва «Просвещение» 2007 г
2. А. Ершова, Б. Букатов «Актерская грамота - подросткам» Москва «Просвещение 1994г.
3. С.В.Гиппиус «Гимнастика чувств» тренинг актерского мастерства. Издательство «Веды» 2000г.
4. Авторская программа эстетического воспитания детей средствами театра И. В.Смирновой , М.А. Оленевой, В. И. Ивлева «Актерское мастерство» Учебно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» 1998г.
5. Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А. Дрознина Учебно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» 1998г.
ЦЕЛЬ - научить учащихся владеть состоянием актерской расслабленности, осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
-
освоение необходимых актерских навыков и способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания;
-
умение чувствовать и проживать заданный образ;
-
умение фантазировать, сочинять, воплощать пластически художественный образ;
-
формирование, пластической выразительности и навыков импровизации;
Воспитательные:
-
формирование эмоционального отношения к миру прекрасного, к людям;
-
формирование творческой активности ребенка;
-
формирование художественного вкуса;
-
формирование оптимизма и уверенности в своих силах
-
формирование навыков самостоятельной работы, потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуально направленного тренинга и самовоспитания
Развивающие:
-
развитие зрительной памяти
-
развитие логического мышления;
-
развитие чувства партнерства
-
развитие координации в пространстве
-
развитие художественно- образного мышления
Особенности реализации. Данная программа имеет два раздела: теоретический и практический. В основном программа основана на практических занятиях, где решаются задачи пластического воплощения образа в пантомимном этюде, а так же на основе музыкального материала. Теоретический раздел рассчитан на ознакомление учащихся со школой Станиславского и законов драматургии.
На уроках соучастие учеников слагается из состояния мыслительной работы и сценического действия на площадке. Творческая атмосфера занятий способствует рождению доброжелательности, открытости, раскованности каждого ученика. Результативность создается путем использования взаимооценки, формирования здоровой конкуренции.
Методическое обеспечение
Подростковый и юношеский возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Исследования показали, что для детей среднего школьного возраста наиболее характерно личностное творческое самовыявление. Дети в процессе театральных занятий оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате от этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир.
Эта программа создает условия для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Главный методологический принцип преподавания «Актерского мастерства» - освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях.
Этюд как основное средство воспитания актера.
Первоначальный этап обучения детей направлен на формирование в ребенке готовности к творчеству. Первые практические занятия строится на творческих играх, где ученик не является пассивным исполнителем, а соучастником творческого процесса. Новые задания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и педагога совместных активных поисков, которые развивают такие качества как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира.
Следующий этап – работа над индивидуальными заданиями, на основе пантомимы, где генерируется воображение и фантазия, каждого ученика в отдельности. В основу методики работы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремиться развить творческую активность ученика и уверенность в своих силах.
Работа над пантоминым этюдом включает себя несколько этапов:
-
Событийный анализ этюда
-
Самостоятельная работа над образом.
-
Репетиция и показ этюда.
Не менее важно научить ребенка пластической импровизации и ассоциативному мышлению, в комплексе этих занятий дети учатся ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, воспитывают находчивость и умение согласовывать свои действия с партерами.
Изучение раздела «Партнеринг» необходимо для коллективной работы и работы в паре. Чувство равновесия, знания центров тяжести, умение управлять ими, переносить и распределять между партерами, все эти знания и навыки создают условия для полноценного ощущения чувства партнера на сценической площадке, в результате чего происходит тренировка психофизического аппарата.
Самый сложный этап данной программы это «Создание пантомимного этюда на основе коллективного творчества». Нужно ориентировать учащихся на сотворчество, умение организовать работу в парном этюде, грамотно выстраивать процесс органичного общения. Групповые этюды воспитывают импровизацию, чувства мизансцены («виден, слышен, не мешаю главному»).
Методической основой освоения и закрепления навыков является прием делегирования педагогом функции контроля самим ученикам. Эта эстафета ролевых функций позволяет значительно повысить у детей самостоятельность, ответственность и мотивированность в получении и закреплении знаний. Умений и навыков.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована образовательная программа 12-14 лет. Согласно учебному плану она реализуется в течении 2 лет (5- 6 класс) с расчетом 1 часа в неделю. Курс составляет 72 часа.
Связь программы «Актерское мастерство» с учебным предметом «Сценическая практика» определяется применением учащимися актерских навыков и умений в хореографических постановках, а так же созданием ими художественного хореографического образа на сцене.
Планируемые результаты
В результате освоения программы у учащихся приобретается определенный запас знаний, умений и навыков:
-
Необходимо выработать творческое зрение – избирательное, конструирующее.
-
Острота наблюдательности, сенсорная отзывчивость, управление своим вниманием к предмету.
-
Умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства.
-
Умение найти внешний образ (пластический), адекватно выражающий чувство, характер, настроение.
-
Навык сочинения, подготовки и осуществления задуманного события в специальном задании.
-
Выработка критериев целесообразности и логичности поведения в этюде.
-
Умение анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.
-
Умение организовать работу в парном этюде, грамотно выстраивать процесс органичного общения.
-
Умение вносить коррективы в исполнение этюда.
Принцип единства воспитания, обучения и развития способствует воспитанию художественного вкуса, эстетических качеств, чувства коллективизма, становлению мироощущения.
Формы контроля успеваемости
Важным элементом учебного процесса в школе искусств является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными формами контроля успеваемости учащихся являются:
-
текущий контроль успеваемости учащихся,
-
промежуточная аттестация учащихся,
-
итоговая аттестация учащихся.
Предмет «Актерское мастерство» согласно учебному плану является «Предметом по выбору», то есть факультативным курсом, в связи с этим итоговая аттестация не предполагается.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Промежуточная аттестация проводиться в форме переводного зачета. Переводной зачёт проводится в конце учебного года с показом полной учебной программы, определяет успешность усвоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачёт проводится с применением недифференцированной системой оценивания.
Итоговая оценка по предмету выводится на основании оценки промежуточной аттестации, полученной учащимся в течение последнего года обучения.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
-
систематичность,
-
учёт индивидуальных особенностей обучаемого,коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ |
Наименование темы. |
Теоретические часы. |
Практические часы. |
|
1 год обучения (5 класс). |
|
|
1. |
Вступительная беседа |
1ч. |
|
2. |
Упражнения на управление вниманием |
|
|
2.1. |
«Запомни фотографию» |
|
2ч. |
2.2 |
«Внимательные звери» |
|
2ч |
2.3. |
«Печатная машинка» |
|
2ч |
2.4. |
«Живой телефон» |
|
2ч |
3. |
Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти |
|
|
3.1 |
«Горячий – Холодный» |
|
2ч |
3.2. |
«Тяжелый – Легкий» |
|
2ч |
3.3. |
«Вкусный – Горький» |
|
2ч |
4. |
Жест, как важное выразительное средство. |
1ч. |
|
4.1. |
«Объясни» |
|
3ч. |
5. |
Пластическая иллюстрация литературного теста (стихотворения). |
|
4ч |
6. |
Основы пантомимы |
|
3ч |
7. |
Организация движения во времени и пространстве. |
|
3ч. |
8. |
Импровизированные массовые картины-пантомимы на заданную ситуацию. |
|
3ч. |
9. |
Ассоциативная игра |
|
2ч. |
|
Всего: 34 часов |
2ч. |
32ч. |
|
|
|
|
|
2 год обучения (6 класс). |
|
|
1. |
Роль драматургии в сценическом искусстве. |
1ч |
|
2. |
Создание сюжетного пантомимного этюда с пластическим воплощением образа. |
|
|
2.1. |
«В парке» |
|
4ч |
2.2. |
«Завтрак» |
|
4ч. |
2.3. |
«Утро» |
|
3ч. |
2.4. |
«Уборка помещения» |
|
4ч. |
3. |
Создание пантомимного этюда на основе пластического решения неодушевленного предмета. |
|
4ч |
4. |
Система Станиславского. Две школы актерского мастерства. |
1ч. |
|
5. |
Партнеринг. |
|
|
5.1 |
Синхронное исполнение движений на основе импровизации под музыкальное сопровождение. |
|
2ч |
5.2 |
Изучение тяжести различных частей тела партнера на расслаблении. |
|
1ч. |
5.3 |
Центровое управление партнером. |
|
1ч. |
5.4 |
Распределение центра тяжести между партнерами. |
|
1ч. |
5.5 |
Перенос центра тяжести от одного партера к другому. |
|
1ч. |
6. |
Создание пантомимного этюда на основе коллективного творчества |
|
|
6.1 |
«Отгадай нашу фигуру» |
|
1ч. |
6.2 |
Парный пантомимный этюд на основе заданного сюжета (зеркало) или свободной темы. |
|
2ч. |
7. |
Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа. |
|
4ч. |
|
Всего: 34 часа. |
2ч. |
32ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
1 год обучения
1. Вступительная беседа: цели и задачи обучения, правила безопасности, форма для занятий.
Данный курс занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи предмета «Актерское мастерство» и взаимосвязь с хореографическим искусством. Определяются основные правила этики и безопасности.
2. Упражнения на управление вниманием.
Общеразвивающие игры, включенные в этот раздел готовят учащихся к художественной театральной деятельности, способствуют более быстрой и легкой адаптации к новому предмету, где требуется эмоциональная раскрепощенность. Развивают быструю реакцию, внимательность, память.
2.1. «Запомни фотографию»
Цель. Развивать внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
2.2. «Внимательные звери»
Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
2.3. «Живой телефон»
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.
Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.
2.4. «Печатная машинка»
Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность действий.
Ход игры. Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым достается по две буквы. Ведущий задает любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым – ребенок с буквой «о» и последним – ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком. Игру можно усложнить похлопыванием целых предложений и в определенном заданном темпе.
3. Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти.
Цель. Данный комплекс упражнений основан на принципе яркой контрастности физических ощущений и эмоциональных воспоминаний, в результате чего и активизируется ассоциативное образное мышление.
Ход занятия. Учащимся предлагается показать два взаимосвязанных действия (по заданию), но вызывающих две абсолютно противоположные реакции.
3.1. «Горячий – холодный»
3.2. «Тяжелый – легкий»
3.3. «Вкусный – горький»
4.Жест, как важное средство выразительности.
Жесты – это вспомогательные движения в сфере общения между людьми. Большинство жестов составляет язык пантомимы. У каждой нации, по мере того как развивался ее язык, развивается жестикулитивные действия, характерные привычки, темперамент. В танце, особенно в народном, это выявляется в особом пластическом характере жеста, который делает танцы одной национальности непохожими на танцы другой. Бытовой жест подвергается существенной стилизации, но при этом никогда не теряет заложенного в него смысла. Как только жест лишается своего смыслового значения, он сразу же переходит в систему выразительных движений, так как сохраняет эмоциональное свойство. Выражение эмоций зависит от характера человека, от его темперамента, культуры. Чем сильнее эмоциональное выражение, тем крупнее действия, выразительнее жесты.
Преподаватель предлагает учащимся изобразить жесты из различных жизненных ситуаций, которые могут использоваться в сценической деятельности.
-
«Объясни»
Цель. Научить детей эмоционально, выразительно и понятно объяснятся жестами.
Ход занятия. Ведущий ученик должен жестами объяснить остальным учащимся придуманную им жизненную ситуацию.
5. Пластическая иллюстрация литературного текста (стихотворения)
Цель. Научить учащихся перевоплощать заданный литературный текст в пластическое решение каждого слова, уметь находить и стилизовать движениями и выразительными жестами.
Ход занятия. Преподаватель, сначала для примера выбрав стихотворение, иллюстрирует его вместе с детьми. Затем дает задание всем учащимся иллюстрировать одинаковое стихотворение, далее каждый ученик получает в задание разные произведения. В этом занятии рекомендуется использовать стихотворения Агнии Барто.
6.Основы пантомимы.
Практическое знакомство с основными приемами техники пантомимы. Приобретение навыков стилизованного движения. Обработка стилизованных движений классической пантомимы (стена, неподвижная точка, борьба с воображаемым препятствием, шаг на месте, бег на месте, перетягивание каната, ползание по канату, движение вверх и вниз по ступеням лестницы, всадник, лыжник, стрелок из лука и т.д.)
7. Организация движений во времени и пространстве.
Основные законы сценического пространства и его знаковой системы. Практическое освоение законов мизансцены в этюдах пластической импровизации. Проработка законов трехмерности физического пространства,
Связанные с представлением о верхе и низе, тыле и анфас, направлениях направо и налево (стены, лабиринты, препятствия, грязь, в темноте, невесомость и т.д.)
8. Импровизационные массовые картины-пантомимы на заданную ситуацию.
Групповые этюды на воспитание импровизационного самочувствия или чувства мизансцены. Освоение простейших жизненных ситуаций, когда нужно освоить (понять и почувствовать) логику и последовательность малых физических действий в их непрерывной цепочке.
В этих занятиях зрителем остается только преподаватель участвуют в мизансцене все учащиеся. Педагог определяет жизненную ситуацию (вокзал, лес, пляж, общественный транспорт), которую ученики должны смоделировать и определить каждый свое место.
9. Ассоциативная игра.
Цель. Развитие творческой активности, инициативы, воображения, чувства коллективизма.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Выбирается по одному представителю с каждой команды, которые уединившись, говорят задание друг другу (например, показать название или сюжет сказки). Получив задание, игрок отправляется к своей команде и показывает его. Не отгадавшая команда проигрывает.
2 год обучения
-
Роль драматургии в сценическом искусстве.
Понятие драматургии. Значение и роль в театральном и хореографическом искусстве.
Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Со временем это понятие стало употребляться более широко, применительно не только к драматическому, но и к другим видам искусства: сейчас мы говорим «музыкальная драматургия», «хореографическая драматургия» и т. д.
Драматургия драматического театра, кинодраматургия, драматургия музыкального или хореографического искусств имеют общие черты, общие закономерности, общие тенденции развития, но каждое из них вместе с тем имеет и свои специфические особенности.
В пьесе, предназначенной для драматического театра, раскрытию действия служит и построение сюжета, и система образов, выявление характера конфликта и сам текст произведения. То же самое можно сказать и о хореографическом искусстве, поэтому здесь большое значение имеет композиция танца, т. е. рисунок и танцевальный текст, которые сочиняются балетмейстером. Функции драматурга в хореографическом произведении, с одной стороны, выполняются драматургом-сценаристом, а с другой — они развиваются, конкретизируются, находят свое «словесное» хореографическое решение в творчестве балетмейстера-сочинителя.
Драматург хореографического произведения, кроме знания законов драматургии вообще, должен иметь четкое представление о специфике выразительных средств, возможностях хореографического жанра. Изучив опыт хореографической драматургии предшествующих поколений, он должен полнее раскрыть ее возможности.
Законы драматургии.
1. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздается образ эпохи, определяется место действия. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.
2. Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается — начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценаристом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации.
3. Ступени перед кульминацией — это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации.
Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Действующие лица выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то противореча друг другу. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. В этой части хореографического произведения в процессе развития действия для некоторых второстепенных персонажей может наступить кульминация их сценической жизни и даже развязка, но все это должно способствовать развитию драматургии спектакля, развитию сюжета, раскрытию характеров главных действующих лиц.
4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев.
В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, т. е. композицией танца.
Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.
5. Развязка завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо, наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. «...Развязка фабулы должна вытекать из самой фабулы», — говорил Аристотель'. Развязка — идейно-нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Иногда автор подготавливает развязку неожиданно для зрителя, но и эта неожиданность должна быть рождена всем ходом действия.
Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее. Только синтез всех компонентов позволит автору создать такую драматургию произведения, которая бы волновала, захватывала зрителя.
Законы драматургии требуют, чтобы различные соотношения частей, напряженность и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец, длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это, в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений. Знание законов драматургии помогает автору сценария, хореографу, композитору в работе над сочинением, а также при анализе уже созданного сочинения. Говоря о применении законов драматургии в хореографическом искусстве, необходимо помнить о том, что здесь существуют определенные временные рамки сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться в определенное время, т. е. драматургу нужно раскрыть задуманную им тему, идею хореографического произведения в определенный временной период сценического действия.
-
Создание сюжетного пантомимного этюда с пластическим воплощением образа.
Сочинение мизансцены на заданную тему с воображаемыми предметами и созданием яркого характерного персонажа. Такие задания развивают умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях.
Составные части действия: логическая последовательность действия, препятствия в выполнении действия, предлагаемые обстоятельства, автоматизм в выполнении действий.
-
«В парке»
-
«Завтрак»
-
«Утро»
-
«Уборка помещения»
-
Создание сюжетного пантомимного этюда на основе пластического решения неодушевленного предмета.
Сложность постановки такого этюда заключается в нахождении пластического решения образа, который имеет сложную статическую форму и определенные функции (например, чайник, кресло, телевизор), а так же воздействующие на него внешние факторы, на основе чего и выстраивается вся мизансцена.
-
Система Станиславского. Две школы актерского мастерства.
Режиссура, как профессия возникла в конце 19 века. Режиссерскую профессию выполняли актеры театра. В 1898 году образовался МХАТ у его истоков стояли богатый промышленник Алексеев (К.С. Станиславский) и В.И. Немирович-Данченко. Открывался МХАТ пьесой «Чайка» Чехова. В 1903 году создается театральная школа во главе Станиславского и в дальнейшем она получает название «Система Станиславского». Целью данной системы, являлось воспитание актера на создание жизни человеческого духа на сцене.
Пять принципов системы.
-
Принцип жизненной правды. Все как в жизни, но на сцене все приукрашено, где-то преувеличено, возвышенно необычно. Все направлено на то, чтобы эта жизненная правда вызывала интерес у зрителя.
-
Учение о сверхзадаче. Ради чего я выхожу на сцену. Ради чего художник внедряет свою идею в сознание зрителя. Это самое сокровенное, самое дорогое желание, которое я хочу передать зрителю. Сверхзадача всегда связанна с гражданской позицией художника.
-
Принцип активности и действия. В основе театрального искусства лежит действие и оно должно быть активным и целенаправленным. Действие вызывает сценические чувства. Чувства не играются, они возникают при решении в определенной сценической задаче.
-
Принцип органичности творчества актера.
-
Принцип перевоплощение актера в образ.
Станиславский
учил нас правде — правде понимания
авторского замысла, художественного
образа спектакля, правде актерского
мастерства, органического сочетания
всех компонентов спектакля, в том числе
его декоративно-костюмного оформления.
Учил умению искать эту правду, и не
только искать, но и осуществлять в своих
работах. Его метод помогает проникнуть
в глубины жизни, где физическое и
психологическое в человеке неотделимо.
Артисту приходится нередко перевоплощаться
в образ, совершенно противоположный
его собственному характеру, находить
для этого образа черты, не свойственные
его индивидуальности. И здесь ему на
помощь приходит система.
Система
Станиславского во многом способствовала
появлению на наших сценах реалистических
балетов. Еще Б. В. Асафьев писал, что в
основе русского хоровода лежит драма,
понимай — жизненное действие. Вспомним
дошедший до нас хоровод «А мы просо
сеяли». Ведь действие его построено по
законам драматургии — имеет экспозицию,
завязку, развитие, кульминацию и развязку.
Из этого примера видно, что понятие
драматического действа было заложено
давным-давно в народном искусстве и
значительно позже закрепилось на
профессиональной сцене. Нет такого
театрального искусства, из которого
можно было бы исключить понятие «драма».
Драма — это жизнь, а театральное искусство
призвано ее отражать в образно-художественной
форме. Если балет — это театр, значит,
и он не может быть исключением.
-
Партнеринг
Акробатические упражнения очень полезны для тренировки вестибулярного аппарата; они развивают чувство равновесия, умение оперировать центром тяжести, повышают устойчивость.
Важнейшим качеством для артиста является партнерство – готовность и способность к сотрудничеству со своим сценическим партнером.
Занятия парной акробатикой способствуют выработке чувства партнера: мышечного ощущения партнера, тактильно-осязательного восприятия, зрительного контакта; обостряет понимание намерений партнера, его состояний, его действий; повышают способность координировать усилия партнеров, согласовывать свои действия по всем параметрам: время, пространство, интенсивность. Не маловажно так же воспитание в актере таких качеств, как доверие к партеру и ответственность за него. Идеальным качеством, является эмпатия – способность воспринимать состояние партнера как бы «изнутри», способность вчувствоваться в состояние партнера, мгновенно реагируя на малейшие изменения в его поведении.
5.1 Синхронное исполнение движений на основе импровизации под музыкальное сопровождение.
Цель. Упражнение направленно на развитие чувства ансамбля, партнерства, умение импровизировать при условиях изоляции разных частей тела.
Ход занятия. Учащиеся распределяются по парам и садятся друг напротив друга на стулья. Один из учеников, меняясь по очереди, исполняет ведущую роль, другой в точности повторяет его движения. Задание исполняется как зеркально, так и параллельно и проходит несколько этапов.
1 этап – Ведущий ученик, импровизируя, исполняет движения только одной рукой.
2 этап – В движении участвуют две руки.
3 этап - В движении участвуют две руки и голова.
4 этап - В движении участвуют две руки, голова и корпус.
5 этап – Учащиеся, стоя друг напротив друга исполняют движения только на шагах.
6 этап – К движению ног добавляются руки.
-
Изучение тяжести различных частей тела партнера на расслаблении.
Цель. Упражнение направленно на работу партеров в телесном контакте и изучение центров тяжести его частей тела.
Ход занятия. Учащиеся распределяются по парам. Один из учеников ложится на пол, закрывает глаза и расслабляется. Задача лежащего на полу: сохранять полное расслабление всего тела, несмотря на манипуляции, которые производит с ним его партнер.
Другой ученик выступает в роли исследователя. Он изучает центры тяжестей разных частей тела своего партнера и их двигательные способности. Он должен действовать аккуратно не вызывая рефлекторной реакции у лежащего человека. Следующим этапом данного упражнения, является передвижение по полу лежащего человека его партнером, «исследователь» при этом двигает и управляет телом посредством разных центров тяжести.
5.3. Центровое управление партнером.
Научить двигаться в паре в трехмерном ассоциативном пространстве, в соотношении управляемый и управляющий, воздействуя на три основных центра.
Ход занятия. Учащиеся распределяются по парам. По очереди ученики выполняют роль: «ведущего» и «ведомого». Партнеры встают один чуть позади другого, так, чтобы рука стоящего сзади прижималась ладонью к поясницы стоящего человека впереди. Управление осуществляется с помощью одной ладони (движение вперед с поворотами направо и налево, движение назад) Упражнение проделывается с использованием всех трех центров.
5.4. Распределение центра тяжести между партнерами.
Цель. Научить сохранять равновесие в состоянии взаимодействия центров тяжести двух партнеров.
Ход занятия. На занятии используется комплекс различных поз и движений в паре.
5.5 Перенос центра тяжести от одного партнера к другого.
Цель. Научить переносить тяжесть тела друг другу используя разные центры тяжести.
Ход занятия. На занятии используется комплекс различных движений и упражнений в паре.
-
Создание пантомимного этюда на основе коллективного творчества.
Цель. Коллективность в организации творческого процесса, умение создать сценический образ в соотношении с другими персонажами мизансцены, сохраняя тем самым целостность композиционного построения.
6.1 «Отгадай нашу фигуру»
Цель. Умение коллективно создавать пластическую композицию, обозначающую какой либо образ
Ход занятия. Занятие проводиться в игровой форме. Один из учеников выходит из класса, а другие участники совместно придумывают композицию-загадку, пластическое воплощение, какого – либо предмета или животного. Входящий ученик должен отгадать заданную композицию.
6.2 Парный пантомимный этюд на основе заданного сюжета (зеркало) или свободной темы.
Цель. Развитие ансамблевости в актерской игре, чувство партнерства.
Ход занятия. Учащиеся на первом этапе работают по парам. Сначала пластический этюд исполняется по заданию «Зеркало», где нужно предельно точно синхронизировать движения в паре, а затем учащиеся придумывают и обыгрывают ситуацию, в которой у каждого есть своя определенная роль (одушевленный и неодушевленный образ). На следующем этапе в пантомимном этюде участвуют все учащиеся группы, придумывают общий сюжет и распределяют роли.
7. Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа.
Цель. Научить учащихся владеть состоянием актерской расслабленности, осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.
Ход занятия. Учащиеся определяется, какой бы образ они бы хотели воплотить в своем танцевальном этюде. Затем подбирают соответствующий музыкальный материал. Третий этап – это непосредственно сочинение этюда.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Министерство образования и науки РФ. Программы дополнительного образования М.: «Просвещение» 2007 г.
2. Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности М. : «Владос» 2004 .
3. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М. : ВЦХТ 1998.-139с.
4. Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А. Дрознина.- М.: ВЦХТ(« Я вхожу в мир искусств.»), 2005,- 176с.
5. А. Ершова, Б. Букатов Актерская грамота - подросткам М.: «Просвещение» 1994г.
6. А. Ершова, Е.Захарова Искусство в жизни детей М.: «Просвещение» 1991г.
7. К. Станиславский Работа актера над собой М.: «Искусство» 1954г.
8. Л.Шихматов Сценические Этюды М.: «Просвещение» 1971г.
9. И.С. Иванов 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для актера. М.: ВЦХТ(« Я вхожу в мир искусств.»), 2005,- 160с.
10. С.В.Гиппиус «Гимнастика чувств» тренинг актерского мастерства. - СПб.: Издательство «Веды», 2000г.-378с
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой
Аппаратура: телевизор, Музыкальный центр.
Мебель: стол и стул для преподавателя, стулья для учащихся.
Гимнастические коврики.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей