Урок "Сила трения. Трение покоя" (7 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Городищенская средняя общеобразовательная школа № 1.
Урок физики с использованием инновационных технологий
Тема: «Сила трения. Трение покоя»
класс 7
Разработала и провела
учитель высшей категории
Бубенец Валентина Ивановна
Городище – 2012г.
С
Инновационный
подход к обучению
Цели урока:
Дидактические – создать условия для усвоения нового материала, используя методы проблемного обучения и индивидуальную работу в микромодуле.
Образовательные – формировать у учащихся понятие силы трения на основе наблюдений и экспериментов; выявить зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.
Развивающие – учить школьников высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять различные точки зрения, находить способы решения конкретных ситуаций, которые могут встретиться в жизни.
Воспитательные – прививать культуру умственного труда, учить детей быть толерантными во время работы в парах.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Форма урока - работа в микромодуле с элементами исследовательской работы
Оборудование для учителя: динамометр демонстрационный, деревянный брусок, груз, трибометр, два штатива; плакат «Сухое трение»
для учащихся: набор приборов по механике из серии оборудования «L-микро».
Структура урока
-
Организационный момент (1 мин)
-
Подготовка к усвоению нового материала, проверка домашнего задания (6 мин)
-
Актуализация опорных знаний (3 мин)
-
Объяснение нового материала (14 мин)
-
Работа в микромодуле (10 мин)
-
Релаксация (2 мин)
-
Проверка понимания материала (5 мин)
-
Подведение итогов урока (рефлексия) (4 мин)
Ход урока
На доске записан эпиграф: Школьник понимает физический
опыт, только тогда хорошо,
когда он его делает сам.
(П.Л. Капица)
I. Оргмомент
II. Подготовка к усвоению нового материала
У каждого ученика на столе лежит карточка с кроссвордом, надо ответить на вопросы кроссворда и отдать товарищу по парте на проверку.
У. Обратите внимания, какое слово получилось в выделенном столбце?
Ш, Слово «трение». Приложение 1
У. Сегодня мы формируем новое понятие – «трение» и познакомимся с силой, связанной с этим понятием, - с силой трения.
Вы сегодня узнаете много интересного на уроке о проявлении этой силы в жизни и природе, даже не подозревая, что это «проделки» именно этой силы.
И цель нашего урока: научится определять эту силу экспериментально и распознавать эту силу, отличать ее от других сил, знать ее природу. (Формулирую тему урока и записываю ее на доске).
Начнем изучать трение с таких вопросов:
-
Почему машина останавливается после того, как шофер выключит двигатель?
-
Шайба после удара по ней клюшкой останавливается чрез некоторое время? Почему?
Ш. Во всех этих примерах на тела действует сила трения.
У. Молодцы, вы абсолютно правы. Любое движение сопровождается этой силой, а значит, она очень важна и надо знать, как она проявляется.
III. Актуализация опорных знаний.
У. Для достижения цели урока необходимо нам узнать изначальный смысл слова «трение» и связать с другими изучаемыми предметами.
Приведите примеры однокоренных слов к слову «трение».
Ш. Трущийся, трутся
У. Составьте с глаголами, имеющими корень слова «трут», любые предложения.
Ш. а) Трутся колеса о дорогу.
б) Трет ластик бумагу.
в) Туфли трут ногу.
У. О скольких телах говорится в этих примерах?
Ш. О двух.
У. Как они взаимно расположены?
Ш. Соприкасаются (трутся)
У. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Ш. Сила трения возникает при взаимодействии двух тел ( при соприкосновении)
У. И что же происходит при соприкосновении?
IV. Объяснение нового материала
У. Провожу опыт с движением бруска по трибометру. Брусок прикреплен посредствам нити с демонстрационным динамометром. Обращаю внимание учащихся на показание динамометра. Потом нагружаю брусок гирей в 300 г и снова обращаю внимание учащихся на показание динамометра. Какой вывод можно сделать?
Ш. Сила трения бруска с грузом больше, чем сила трения, измеренная без груза.
У. Вывод: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения. Ребята, как вы думаете, какова причина возникновения силы трения?
Ш. Ученики высказывают свои версии о причине возникновения силы трения.
У. Приведем в систему ваши предположения. Используя плакат «Сухое трение», анализируем причины возникновения трения:
Ш. а) из-за шероховатости поверхности;
б) из-за сил молекулярного взаимодействия;
У. Перед вами предметы: брусок, стоящий на демонстрационном столе; брусок скользящий, привязанный за веревку; шарик, катящийся по столу. Между солом и данными предметами существует сила трения?
Ш. Да.
У. Как называется сила трения в каждом случае?
Ш. а) сила трения покоя
б) сила трения скольжения
в) сила трения качения
У. Как вы думаете, какая из этих сил наименьшая и наибольшая?
Ш. Проводят эксперимент по определению сил трения.
На основе эксперимента делают вывод: сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения при равны нагрузках. Сила трения покоя – самая большая из всех трех сил.
У. Представим, что сила трения исчезла, что будет происходить?
Ш. Все будет падать, ничего и никто не сможет двигаться, все будет выскальзывать из рук.
У. Трение бывает полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.
Это уже вопрос следующего урока.
Итак, мы с вами теоретически изложили тему урока. А сейчас перейдем к практике. Для этого предлагаю вам поработать в информационной карте микромодуля «Сила трения» Приложение 2
V. Работа в микромодуле
Перед вами лежат листы с микромодулем, поработайте с ним: внимательно изучите УЭ-О и ответьте на вопросы в рабочих тетрадях на УЭ-1 и УЭ-2, а УЭ-3; УЭ-4 с вами обсудим устно. (ученики работают в микромодуле). После работы в микромодуле – взаимопроверка.
VI. Физминутка (релаксация)
Под тихую спокойную мелодию Френсиса Гойя – Ностальгия.
Упражнения, снимающие усталость мышц глаз, рук; растяжка позвоночника.
VII. Проверка понимания материала
Работа с УЭ-4 (выходной контроль)
VIII. Рефлексия
Работа с УЭ-3
Учащиеся передают тетради на проверку по УЭ-1 и УЭ-2.
У. Подвожу итоги урока. Отметки за урок и комментариями.
Сегодня мы поработали с вами отлично, занимались разными видами деятельности и сами узнали новое. Эту работу продолжить дома: составите рассказ «Что произойдет, если исчезнет сила трения?» Спасибо вам, ребята. Молодцы. Вы свободны.
Самоанализ урока и его методическое обоснование.
На данном уроке мы шли от экспериментальных данных к теории, к теоретическому выводу (при рассмотрении трения) и его проверки (сравнение сил трения). Это соответствует логике формирования научных знаний.
Разнообразные виды и приемы деятельности:
-
структура урока; его формы
-
беседа, работа в парах, взаимоконтроль, обсуждение результатов опытов, работа в микромодуле, осмысливание результатов эксперимента, его теоретическое объяснение, рефлексия – позволили учителю реализовать основные принципы ЛОО.
В течение урока поддерживалась высокая работоспособность учащихся, что обеспечило возможность полного изучения материала в классе, это способствовало успешному решению поставленных задач.
Остановлюсь на некоторых важных аспектах урока подробнее.
● Данный урок первый по теме «Сила трения. Трение покоя»
● Тип урока: урок усвоения новых знаний.
● Форма урока: работа в микромодуле с элементами исследовательской работы.
● Инновационные формы и приемы
- использование блочно-модульной технологии; работа в микромодуле;
- элементы здоровьесберегающей технологии;
- устное анкетирование в целях рефлексии;
- реализация принципа приоритета смыслообразующих мотивов;
- актуализация опорных знаний:
● решение проблемных задач
● межпредметные связи (компетентностный подход);
● элементы технологии интегрированного обучения
- изучение нового материала:
● демонстрация опытов с последующим обсуждением;
● систематизация выводов по принципу: от общего к частному;
● классификация видов трения;
- работа в информационной карте микромодуля
● изучение учебных элементов (УЭ);
● запись в тетради ответов на вопросы УЭ-1 и УЭ-2 (индивидуальная работа)
● взаимопроверка работы в микромодуле (обмен тетрадями)
- психологическая и физическая релаксация (погружение в музыку, упражнение для глаз, мышц рук и т.д.)
- выходной контроль – фронтальная работа: устные ответы на УЭ-4 (подведение итогов урока по теме)
●рефлексия – ответы на УЭ-3 (о затруднениях во время работы – устное анкетирование)
● комментированное оценивание работы на уроке
- формулировка и пояснение домашнего задания
Литература.
-
Лукашик В. И., Иванова Е. В., Сборник задач по физике М. «Просвещение» 2004 г.
-
Журналы «Физика в школе» № 6, 2007 г., № 4, 2006 г.
-
Громов С. В. школьная энциклопедия «Физика», 2002 г.
Приложение 1
Кроссворд
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
-
Явление взаимного притяжения всех тел, имеющих массу.
-
Сила, возникающая в теле в результате его деформации.
-
Сила, действующая на опору или подвес.
-
Единица измерения силы.
-
Причина изменения скорости движения.
-
Какой величиной является сила (вектор или скаляр)?
Приложение 2
Информационная карта микромодуля «Сила трения»
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Учебник (стр.) |
Рекомендации к выполнению заданий |
||||||||||
|
Изученный материал Сила является мерой взаимодействия тел. Сила – физическая величина, её обозначают буквой F. Сила – векторная величина (F), так как, кроме значения, имеет направление. Существуют силы: тяжести, упругости.
Fтяж = g*m
Fупр = k*Δl (закон Гука)
Сила измеряется прибором – динамометром. |
§23 - §28 стр. 55-65 |
|
||||||||||
УЭ-0 |
Интегрирующая цель Формирование понятия «сила трения», умение определять силу трения с помощью динамометра. |
стр. 70-75 §30 - §32 |
Внимательно прочитайте цели урока |
||||||||||
УЭ-1 |
Входной контроль - запишите обозначение силы трения; - причины возникновения силы трения; - заполните таблицу
|
стр. 71-72 §30 |
Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы и запишите ответы в рабочую тетрадь. Эксперимент по выявлению зависит или нет сила трения от силы тяжести груза. |
||||||||||
УЭ-2 |
Перевод единиц силы 1кH = H; 8 H = кH; 4 мH = H. |
Рабочая тетрадь |
Выполните это задание самостоятельно и дайте на проверку товарищу по парте. |
||||||||||
УЭ-3 |
Рефлексия - В каких учебных элементах сделал(а) ошибки? - Над чем тебе надо поработать? - Как ты собираешься решать вышеуказанные проблемы; а) разберусь сам(а); б) попрошу помощи учителя; в) попрошу помощи у знающего ученика; г) попрошу помощи родителей; д) найду другой способ. |
|
|
||||||||||
УЭ-4 |
Выходной контроль
|
|
Фронтальный опрос. |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»