Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Новосибирска «Прогимназия №2»
Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Учитель – логопед:
Смирнова Татьяна Алексеевна
2012г.
Письменная речь не есть результат развития только устной, последняя может способствовать развитию письменной речи тем, чтобы решить, в объеме своих возможностей. Задачи созревания необходимых для письменной речи умений, а не тем, чтобы предоставить ей свои психические механизмы.
Анализ нарушенных и сохранных предпосылок речевых и психических функций у детей с общим недоразвитием речи школьного возраста позволил выделить группы, детей с нарушением: 1) слухового (фонематического) восприятия; 2) зрительного (предметного) восприятия; 3) мотивационных инициативных процессов (психической активности); 4) пространственных представлений; 5) кинестетических представлений.
Использование системного анализа привело к выделению различных по структуре первичных и вторичных речевых дефектов у детей с ОНР.
Первичное преобладание какой-либо недостаточности в том или другом звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном, кинестетическом), участвующем в раннем формировании речи детей, закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и вторичной задержки развития познавательных возможностей у детей.
Вторичное недоразвитие высших познавательных функций у этих детей претерпевает принципиально те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком функциональном уровне.
Проанализировав особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики. «В период овладения устной речью создаются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению, языковые обобщения образуют определенное единство, составляющее содержание готовности ребенка к усвоению письма».
Внешняя правильность речи ребенка еще не является исчерпывающим критерием подготовленности к усвоению письма, что важно учитывать путь овладения ребенка опытом языковых наблюдений, сравнений, обобщений.
Таким образом, Р.Е.Левина, использовала в своей работе комплексный подход для реализации всех компонентов речевой системы, а также мыслительной деятельности для нормального процесса овладения письмом.
Установив связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в речевом развитии, Г.А. Каше разработала систему своевременного обеспечения готовности старших дошкольников к усвоению звукового и морфологического состава слова.
В ее основу был положен принцип предупреждения нарушений чтения и письма, который реализовывался наряду с формированием у детей четкой, правильной речи. Затруднения в овладении школьными навыками можно своевременно предупредить, воспитывая у старших дошкольников готовность к усвоению звукового и морфологического состава слова.
Методика, Г.А.Каше, в работе с детьми, имеющими недостатки произношения, сопровождающиеся отклонениями в фонематическом восприятии. Показывает что полученные результаты, несомненно, явились толчком к углубленной разработке проблемы профилактики в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
Тем не менее, развитие устной речи в системе подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте в школе не обеспечивает создания всех предпосылок для письменной речи.
Многие отечественные авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового анализа (Л.Ф.Спирова, Г.А.Каше, Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова и другие). Нарушения письма объясняются исследователями неспособностью детей с общим недоразвитием речи улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.
Воплощением идеи профилактического подхода в работе по предупреждению недостатков письменной речи у детей с ОНР является исследование Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой.
Помимо коррекции речевых психических функций, авторы разработали упражнения, направленные на формирование ряда нарушенных у детей неречевых психических функций: общей и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, пространственного восприятия, зрительного внимания.
Был подобран проверочный материал для обследования детей в конце обучения. Практический материал, рассчитан не на возрастные группы детей, а на их речевые уровни, и должен был использоваться творчески с каждым ребенком по усмотрению логопеда.
В этом и заключалась сложность включения коррекционного материала в программы обучения детей разных возрастных групп.
К рациональным идеям указанных авторов относилось то, что они не только стремились помочь подготовить ребенка к школе, но и, учитывая различный коррекционный эффект, пытались установить преемственность между детским садом и школой.
Данную современную систему коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР, направленную на формирование устной (звуковой) речи, можно рассматривать как профилактику возможного возникновения недостатков письменной речи у детей с ОНР.
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.
Правильная устная речь наряду с достаточным уровнем развития психических процессов и функций, лежащих в основе письменной речи, составляют готовность к овладению грамотой, которую в силу особенностей речевого, познавательного, сенсомоторного развития дошкольников с речевой патологий необходимо целенаправленно формировать.
- Международный вебинар «План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»