В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дифференциация учебной деятельности младших школьников на уроках математики

Дифференциация учебной деятельности младших школьников на уроках математики

Ольга Романовская
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 3313
Краткое описание
Реализация индивидуального подхода к детям через  дифференциацию  в обучении. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход  осуществляется применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.  
Описание
«Дифференциация учебной деятельности младших школьников на уроках математики» Составила: Романовская Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. ЗимаИркутской области
2012 год Учитель старается создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. В подобной ситуации учитель строит обучение, ориентируясь на некоего «среднего» ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти
Одним из путей реализации индивидуального подхода к детям я считаю дифференциацию обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход осуществляю применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.
Для организации внутриклассной дифференциации я придерживаюсь плана работы, который включает несколько этапов:
1. Определила критерии для создания групп учащихся.
2. Были проведены диагностики на основе выбранных критериев.
3. Создавались группы с учётом результатов диагностики.
4. Разрабатывала дифференцированные задания для выделенных групп учащихся.
5. Реализовывала дифференцированный подход.
6. Проводился диагностический контроль результатов работы учащихся, в соответствии с которыми менялся состав групп и характер заданий.
Для дифференцированной работы с классом были определены критерии: 1. Готовность к обучению.
2. Обученность.
3. Обучаемость.
По итогам диагностики были созданы три группы.
На уроках математики дифференциацию чаще всего осуществляю при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Какие способы дифференциации использую?
Дифференцирую учебные задания:
— по уровню творчества,
— по уровню трудности,
— по объёму,
— по степени самостоятельности,
— по степени и характеру помощи учащихся.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
*В задания для второй группы подобранны ряды с одинаковой закономерностью, а в задании для третьей группы ряды чисел построены на основе разных закономерностей, поэтому задания труднее.
*В задании для второй группы найти лишнее выражение проще, чем в задании для третьей группы.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
* В задании для второй группы достаточно сравнить только первые множители и на основе этого определить порядок увеличения произведений. В задании для третьей группы нужно соотносить друг с другом выражения с одинаковым вторым и с одинаковым первым множителями.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
*Всему классу даётся первое задание
*Дополнительное задание даётся тем, кто уже выполнил задание 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Можно схематично представить так:
*Сильные ученики могут сразу приступить к самостоятельной работе, выполнить кроме основного задания ещё и дополнительные, а остальные получают от учителя необходимую помощь, имеют возможность более активно участвовать в анализе материала, более осознанно выполнять задания.
Сложность в том, что дети не могут определить, сумеют ли они сами справиться с заданием. В этом случае им нужна помощь. Например, если среди учеников, поднявших руки, окажутся дети с низкой обучаемостью, учитель предлагает им поработать вместе с классом.
Ещё одна сложность, с которой столкнулась в ходе реализации таких заданий – это неумение распределять и концентрировать своё внимание. Детям трудно работать самостоятельно, в то время, когда идёт фронтальная работа. Но т.к. самостоятельная работа предлагается ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости, то они постепенно привыкают и не отвлекаются.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
Использую три вида помощи:
1. Стимулирующая – ободрения, разъяснения заданий.
2. Направляющая – указывается путь, который приведёт к выполнению работы.
3. Обучающая – в этом случае раскрываю перед учеником путь выполнения задания. Например, — нужно 23* 4.
— замени 23 суммой разрядных
слагаемых.
— какие это будут слагаемые?
Конечно, уровень самостоятельности при использовании помощи очень низкий, но ученик хотя бы часть упражнения выполняет сам, а не переписывает готовые решения.

Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников. Использование дифференцированных заданий позволяет ученикам работать в полную меру своих сил, чувствовать уверенность в себе, ощущать радость учебного труда, сознательно и прочно усваивать программный материал, продвигаться в развитии.
Литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 2009
Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа.-1990.-№6
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М., 2007

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дифференциация.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос