Дифференциация учебной деятельности младших школьников на уроках математики
Краткое описание
Реализация индивидуального подхода к детям через дифференциацию в обучении. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход осуществляется применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.
Описание
«Дифференциация учебной деятельности младших школьников на уроках математики» Составила: Романовская Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. ЗимаИркутской области
2012 год Учитель старается создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. В подобной ситуации учитель строит обучение, ориентируясь на некоего «среднего» ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти
Одним из путей реализации индивидуального подхода к детям я считаю дифференциацию обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход осуществляю применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.
Для организации внутриклассной дифференциации я придерживаюсь плана работы, который включает несколько этапов:
1. Определила критерии для создания групп учащихся.
2. Были проведены диагностики на основе выбранных критериев.
3. Создавались группы с учётом результатов диагностики.
4. Разрабатывала дифференцированные задания для выделенных групп учащихся.
5. Реализовывала дифференцированный подход.
6. Проводился диагностический контроль результатов работы учащихся, в соответствии с которыми менялся состав групп и характер заданий.
Для дифференцированной работы с классом были определены критерии: 1. Готовность к обучению.
2. Обученность.
3. Обучаемость.
По итогам диагностики были созданы три группы.
На уроках математики дифференциацию чаще всего осуществляю при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Какие способы дифференциации использую?
Дифференцирую учебные задания:
— по уровню творчества,
— по уровню трудности,
— по объёму,
— по степени самостоятельности,
— по степени и характеру помощи учащихся.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
*В задания для второй группы подобранны ряды с одинаковой закономерностью, а в задании для третьей группы ряды чисел построены на основе разных закономерностей, поэтому задания труднее.
*В задании для второй группы найти лишнее выражение проще, чем в задании для третьей группы.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
* В задании для второй группы достаточно сравнить только первые множители и на основе этого определить порядок увеличения произведений. В задании для третьей группы нужно соотносить друг с другом выражения с одинаковым вторым и с одинаковым первым множителями.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
*Всему классу даётся первое задание
*Дополнительное задание даётся тем, кто уже выполнил задание 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Можно схематично представить так:
*Сильные ученики могут сразу приступить к самостоятельной работе, выполнить кроме основного задания ещё и дополнительные, а остальные получают от учителя необходимую помощь, имеют возможность более активно участвовать в анализе материала, более осознанно выполнять задания.
Сложность в том, что дети не могут определить, сумеют ли они сами справиться с заданием. В этом случае им нужна помощь. Например, если среди учеников, поднявших руки, окажутся дети с низкой обучаемостью, учитель предлагает им поработать вместе с классом.
Ещё одна сложность, с которой столкнулась в ходе реализации таких заданий – это неумение распределять и концентрировать своё внимание. Детям трудно работать самостоятельно, в то время, когда идёт фронтальная работа. Но т.к. самостоятельная работа предлагается ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости, то они постепенно привыкают и не отвлекаются.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
Использую три вида помощи:
1. Стимулирующая – ободрения, разъяснения заданий.
2. Направляющая – указывается путь, который приведёт к выполнению работы.
3. Обучающая – в этом случае раскрываю перед учеником путь выполнения задания. Например, — нужно 23* 4.
— замени 23 суммой разрядных
слагаемых.
— какие это будут слагаемые?
Конечно, уровень самостоятельности при использовании помощи очень низкий, но ученик хотя бы часть упражнения выполняет сам, а не переписывает готовые решения.
Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников. Использование дифференцированных заданий позволяет ученикам работать в полную меру своих сил, чувствовать уверенность в себе, ощущать радость учебного труда, сознательно и прочно усваивать программный материал, продвигаться в развитии.
Литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 2009
Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа.-1990.-№6
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М., 2007
2012 год Учитель старается создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. В подобной ситуации учитель строит обучение, ориентируясь на некоего «среднего» ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти
Одним из путей реализации индивидуального подхода к детям я считаю дифференциацию обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход осуществляю применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.
Для организации внутриклассной дифференциации я придерживаюсь плана работы, который включает несколько этапов:
1. Определила критерии для создания групп учащихся.
2. Были проведены диагностики на основе выбранных критериев.
3. Создавались группы с учётом результатов диагностики.
4. Разрабатывала дифференцированные задания для выделенных групп учащихся.
5. Реализовывала дифференцированный подход.
6. Проводился диагностический контроль результатов работы учащихся, в соответствии с которыми менялся состав групп и характер заданий.
Для дифференцированной работы с классом были определены критерии: 1. Готовность к обучению.
2. Обученность.
3. Обучаемость.
По итогам диагностики были созданы три группы.
На уроках математики дифференциацию чаще всего осуществляю при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Какие способы дифференциации использую?
Дифференцирую учебные задания:
— по уровню творчества,
— по уровню трудности,
— по объёму,
— по степени самостоятельности,
— по степени и характеру помощи учащихся.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
*В задания для второй группы подобранны ряды с одинаковой закономерностью, а в задании для третьей группы ряды чисел построены на основе разных закономерностей, поэтому задания труднее.
*В задании для второй группы найти лишнее выражение проще, чем в задании для третьей группы.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
* В задании для второй группы достаточно сравнить только первые множители и на основе этого определить порядок увеличения произведений. В задании для третьей группы нужно соотносить друг с другом выражения с одинаковым вторым и с одинаковым первым множителями.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
*Всему классу даётся первое задание
*Дополнительное задание даётся тем, кто уже выполнил задание 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Можно схематично представить так:
*Сильные ученики могут сразу приступить к самостоятельной работе, выполнить кроме основного задания ещё и дополнительные, а остальные получают от учителя необходимую помощь, имеют возможность более активно участвовать в анализе материала, более осознанно выполнять задания.
Сложность в том, что дети не могут определить, сумеют ли они сами справиться с заданием. В этом случае им нужна помощь. Например, если среди учеников, поднявших руки, окажутся дети с низкой обучаемостью, учитель предлагает им поработать вместе с классом.
Ещё одна сложность, с которой столкнулась в ходе реализации таких заданий – это неумение распределять и концентрировать своё внимание. Детям трудно работать самостоятельно, в то время, когда идёт фронтальная работа. Но т.к. самостоятельная работа предлагается ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости, то они постепенно привыкают и не отвлекаются.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
Использую три вида помощи:
1. Стимулирующая – ободрения, разъяснения заданий.
2. Направляющая – указывается путь, который приведёт к выполнению работы.
3. Обучающая – в этом случае раскрываю перед учеником путь выполнения задания. Например, — нужно 23* 4.
— замени 23 суммой разрядных
слагаемых.
— какие это будут слагаемые?
Конечно, уровень самостоятельности при использовании помощи очень низкий, но ученик хотя бы часть упражнения выполняет сам, а не переписывает готовые решения.
Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников. Использование дифференцированных заданий позволяет ученикам работать в полную меру своих сил, чувствовать уверенность в себе, ощущать радость учебного труда, сознательно и прочно усваивать программный материал, продвигаться в развитии.
Литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 2009
Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа.-1990.-№6
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М., 2007
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Математика
2 класс
28 ноября 2012
Файлы
Дифференциация.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО