Практикум по экономике «Копейка рубль бережет»
Час общения:Практикум по экономике «Копейка рубль бережет»
Возраст детей:средний школьный возраст
Цель:формирование коммуникативных умений и регулятивных навыков.
Задачи:
§ Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
§ Формировать навыки заполнения квитанции по оплате за электроэнергию.
§ Уточнить понятия «бюджет», «доходы», «расходы».
§ Воспитывать такие нравственные качества как бережливость, самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
ноутбук, кошелек из бумаги, раздаточный материал по теме, абонентская книжка и увеличенная копия квитанции для оплаты за электроэнергию, счетчик, афоризмы по теме, микрофон.
Ход занятия: I. Организационный момент
Практикум проходит на фоне спокойной музыки.
Дети прошли в комнату и сели за столы. Звучит тихая спокойная музыка и их вниманию предлагается притча.
— «Решили деньги богом себя объявить.А что? Все их почитают, все им кланяются, и никто не может без них обойтись. Сообщили они об этом людям. И дали им много денег. Те обрадовались. А один благочестивый человек спросил:
— При жизни, понятно, вы действительно можете многое дать. А потом?
— И потом тоже – с жаром принялись объяснять деньги. – Пышные похороны, красивые венки, роскошные памятники…
— И всё?
— А что же еще? – удивились деньги.
И тогда все поняли, что никакие они не боги!
II. Введение в тему
— Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную, полезную и сложную тему. Ответьтесначала на один вопрос, что такое потребности?
(предполагаемые ответы детей: то без чего не сможешь жить, это то, что вы хотели бы иметь)
— Так давайте, сейчас соединяясь по кругу пальчиками, пожелаем друг другу то, что по вашему мнению, сейчас ему необходимо и может поднять ему настроение.
-Надеюсь все остались довольны виртуальными подарками? Ксожалению вжизни ни так все просто. Хочется дарить подарки и радовать своих близких чаще, но не всегда на это достаточно средств. И все-таки, чтобы наши желания осуществлялись — нужно учиться экономить….
III. Основная часть.
— Обратите внимание на столы, на них вы видите таблички с фамилиями. Вам необходимо разделиться на две команды- две семьи: семья Ивановых и Семья Петровых.
(Девочки расходятся по одной за каждый стол. Мальчики делятся на команды по жребию).
— Вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлой нашей встрече?
— Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок». Бюджет – план доходов и расходов.)
— Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
— Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
— Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет; сколько и на что можно будет потратить.)
На доске размещено изображение большого кошелька. «Семьям» дается задание:«семья Петровых -выбрать из предлагаемых вариантов, те термины, которые относятся к понятию «доход» и закрепить их на кошельке; «семье Ивановых» — «расход», и закрепить варианты вне кошелька. По окончании выполнения заданий «семьями», проходит взаимопроверка.
— Молодцы! Самый первый обязательныйплатеж– это квартплата, плата за электроэнергию и телефон. А кто мне может сказать, как платить за электроэнергию? (ответы детей).
— Ребята, каждому квартиросъемщику выдаетсяабонентская книжка (детям предлагается посмотреть образец настоящей абонентской книжки). Предлагаю вам сейчас попробовать заполнить квитанцию об оплате за электроэнергию. Перед вами лежит копия листка из абонентской книжки. На доске образец предыдущего платежа.
Дети в сопровождении инструкции воспитателя заполняют бланк.
— Как вы думаете, где можно производить оплату за электроэнергию?(через терминал, на почте, в сберкассе или кассе энергоуправления вашего района)
— Молодцы, вы справились. Что было для вас сложным в этом задании?(ответы детей)
— Рассчитать семейный бюджет нелегко. Надо четко осознавать свои семейные возможности и подчинять им свои потребности — это краткий девиз хорошо спланированной семейной экономики. Необходимо научиться распределять средства из семейного бюджета. Бюджет семьи необходимо создавать совместными усилиями, учитывая потребности каждого. Нельзя разделять функции по такому принципу — ты будешь зарабатывать, а я тратить. Обязательно в семье необходимо установить практику очередности приобретения крупных покупок.Обычно молодая семья, затрудняется в распределении бюджета даже на продукты. Чтобы не было сложностей, необходимо сначала составитьменю на следующий день, затем закупить недостающие продукты.И так день за днем.
Можно для начала завести тетрадь расходов, где отмечать дату покупок, вид расходов, количество приобретенных товаров, сумму расходов и остаток денежных средств. Так вы легко сможете определить, сколько расходуется денежных средств семьи в неделю, месяц.
И не расстраивайтесь, если месяц или два у вас не останется лишних денег на отдых и развлечения. Все впереди. Экономия экономией, но «режим питания нарушать нельзя».
Предлагаю вамрассчитать расход семейного бюджета на 1 день. Вам необходимо составить меню на один день.Условие: питание трехразовое, состав семьи 4 человека. На столах вы найдете все, что вам нужно для выполнения этого задания.
Дети советуясь, составляют меню, с помощью воспитателя, считают сумму затраченных денег на продукты. Примерно выводят сумму на неделю и на месяц. Анализируются результаты выполненной работы. Подводятся итоги: чья семья была более экономной.
— Вы сейчас подтвердили слова: «Богатый или бедный – разница заключается не в том, сколько Вы зарабатываете, а в том, как Вы используете то, что Вы зарабатываете. Выбор – за Вами».
Советы:
Не берите в магазин денег больше, чем планируете потратить.
Перед походом в магазин составьте список и следуйте ему.
Если спонтанные покупки — это семейная проблема, то не отпускайте зависимого человека одного за покупками.
Есть еще одно правило, которое необходимо соблюдать при распределении семейного бюджета…. Я хочу, что бы Вы сами вывели его.
Детям предлагаются проблемные ситуации для их проигрывания и разрешения.
«Отец, копил на спиннинг деньги, и на следующей встрече с рыболовами, хотел похвастаться своей покупкой. Но вечером подходит сын и говорит, что у него порвался сапог. Проблема: что делать?»
«Продолжение первой ситуации: прошло 2 дня. Вы сходили на рыбалку со старой удочкой, вернулись с хорошим уловом и в прекрасном настроении.Подходит заплаканный сын и показывает разорванный сапог. Проблема: что делать в этой ситуации?
— Вы должны знать свои права. Если в магазине отказываются принимать назад некачественный товар, то вы можете решить этот вопрос в специальном отделе«Отдел защиты прав потребителей». Вашу вещь возьмут на экспертизу, и если подтвердится брак, то в магазине вам будут обязаны вернуть деньги или поменять на другой товар! Это касается всех видов товара. Адрес и телефон вы можете найти в магазине на стенде «Уголок покупателя».
Наглядная информация на доске: Отдел защиты прав потребителей Прокопьевска Отдел потребительского рынка, предпринимательству и защите прав потребителей г. Прокопьевска. Адрес: г. Прокопьевск, пр. Шахтеров, 41 Телефон: 67-42-66
— Но нужно помнить, что даже если нарушены ваши права и вы точно знаете, что вы правы, вы должны разрешать все вопросы по данной проблеме очень корректно. Заранее обдумайте, что вы будете говорить и в какой последовательности. Вы, должны помнить, что если Вам не нравится тон или манера общения человека, к которому вы обращаетесь – не меняйте интонации, не переходите на крик и в спокойной форме доведите свой рассказ до конца.
IV. Заключительная часть
— Об экономии, о семейном бюджете, о его рациональном распределении, можно говорить долго. Но наша встреча, на сегодня заканчивается. А теперь домашнее задание:
«У одной пары, которая справляла 60-летие совместной жизни, спросили: «Как вам удалось прожить вместе так долго?». Пара ответила: «Понимаете, мы родились и жили в то время, когда сломанные вещи не выкидывали, а чинили!». Прошувас подготовить сообщение о способах экономии. Подойдите к этому заданию творчески, оформите ваши предложения в виде листовок, буклетов. В помощь для выполнения заданияя вам раздам памятки об экономии в быту.
Это будет темой нашей следующей с вами встречи.
V. Обратная связь
«Свободный микрофон». Дети высказываются, чему сегодня научились и полезны ли эти знания.
Литература
1. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики/ учебное пособие для учащихся VIIIкласса общеобразовательной школы/ Брянск 1996
2. http://jesuschrist.ru/forum/814705,76.php
3. http://www.mammy-pappy.ru/o-vere-detyam/pritchi-dlya-detey/360-obman-pritcha-o-dengah-dlya-detey-i-vzroslih.html
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Мальцева Елена Николаевна, воспитатель I квалификационной категории
Час общения: Практикум по экономике «Копейка рубль бережет»
Возраст детей: средний школьный возраст
Цель: формирование коммуникативных умений и регулятивных навыков.
Задачи:
-
Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
-
Формировать навыки заполнения квитанции по оплате за электроэнергию.
-
Уточнить понятия «бюджет», «доходы», «расходы».
-
Воспитывать такие нравственные качества как бережливость, самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
ноутбук, кошелек из бумаги, раздаточный материал по теме, абонентская книжка и увеличенная копия квитанции для оплаты за электроэнергию, счетчик, афоризмы по теме, микрофон.
Ход занятия:
-
Организационный момент
Практикум проходит на фоне спокойной музыки.
Дети прошли в комнату и сели за столы. Звучит тихая спокойная музыка и их вниманию предлагается притча.
- «Решили деньги богом себя объявить.А что?Все их почитают, все им кланяются, и никто не может без них обойтись. Сообщили они об этом людям. И дали им много денег. Те обрадовались. А один благочестивый человек спросил:
- При жизни, понятно, вы действительно можете многое дать. А потом?
- И потом тоже – с жаром принялись объяснять деньги. – Пышные похороны, красивые венки, роскошные памятники…
- И всё?
- А что же еще? – удивились деньги.
И тогда все поняли, что никакие они не боги!
-
Введение в тему
- Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную, полезную и сложную тему. Ответьтесначала на один вопрос, что такое потребности?
(предполагаемые ответы детей: то без чего не сможешь жить, это то, что вы хотели бы иметь)
- Так давайте, сейчас соединяясь по кругу пальчиками, пожелаем друг другу то, что по вашему мнению, сейчас ему необходимо и может поднять ему настроение.
-Надеюсь все остались довольны виртуальными подарками? Ксожалению вжизни ни так все просто. Хочется дарить подарки и радовать своих близких чаще, но не всегда на это достаточно средств. И все-таки, чтобы наши желания осуществлялись - нужно учиться экономить….
-
Основная часть.
- Обратите внимание на столы, на них вы видите таблички с фамилиями. Вам необходимо разделиться на две команды- две семьи: семья Ивановых и Семья Петровых.
(Девочки расходятся по одной за каждый стол. Мальчики делятся на команды по жребию).
- Вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлой нашей встрече?
- Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок». Бюджет – план доходов и расходов.)
- Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
- Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
- Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет; сколько и на что можно будет потратить.)
На доске размещено изображение большого кошелька. «Семьям» дается задание:«семья Петровых -выбрать из предлагаемых вариантов, те термины, которые относятся к понятию «доход» и закрепить их на кошельке; «семье Ивановых» - «расход», и закрепить варианты вне кошелька. По окончании выполнения заданий «семьями», проходит взаимопроверка.
- Молодцы! Самый первый обязательныйплатеж– это квартплата, плата за электроэнергию и телефон. А кто мне может сказать, как платить за электроэнергию? (ответы детей).
- Ребята, каждому квартиросъемщику выдаетсяабонентская книжка (детям предлагается посмотреть образец настоящей абонентской книжки). Предлагаю вам сейчас попробовать заполнить квитанцию об оплате за электроэнергию. Перед вами лежит копия листка из абонентской книжки. На доске образец предыдущего платежа.
Дети в сопровождении инструкции воспитателя заполняют бланк.
- Как вы думаете, где можно производить оплату за электроэнергию?(через терминал, на почте, в сберкассе или кассе энергоуправления вашего района)
- Молодцы, вы справились. Что было для вас сложным в этом задании?(ответы детей)
- Рассчитать семейный бюджет нелегко. Надо четко осознавать свои семейные возможности и подчинять им свои потребности - это краткий девиз хорошо спланированной семейной экономики. Необходимо научиться распределять средства из семейного бюджета. Бюджет семьи необходимо создавать совместными усилиями, учитывая потребности каждого. Нельзя разделять функции по такому принципу - ты будешь зарабатывать, а я тратить. Обязательно в семье необходимо установить практику очередности приобретения крупных покупок.Обычно молодая семья, затрудняется в распределении бюджета даже на продукты. Чтобы не было сложностей, необходимо сначала составитьменю на следующий день, затем закупить недостающие продукты.И так день за днем.
Можно для начала завести тетрадь расходов, где отмечать дату покупок, вид расходов, количество приобретенных товаров, сумму расходов и остаток денежных средств. Так вы легко сможете определить, сколько расходуется денежных средств семьи в неделю, месяц.
И не расстраивайтесь, если месяц или два у вас не останется лишних денег на отдых и развлечения. Все впереди. Экономия экономией, но «режим питания нарушать нельзя».
Предлагаю вамрассчитать расход семейного бюджета на 1 день. Вам необходимо составить меню на один день.Условие: питание трехразовое, состав семьи 4 человека. На столах вы найдете все, что вам нужно для выполнения этого задания.
Дети советуясь, составляют меню, с помощью воспитателя, считают сумму затраченных денег на продукты. Примерно выводят сумму на неделю и на месяц. Анализируются результаты выполненной работы. Подводятся итоги: чья семья была более экономной.
- Вы сейчас подтвердили слова: «Богатый или бедный – разница заключается не в том, сколько Вы зарабатываете, а в том, как Вы используете то, что Вы зарабатываете. Выбор – за Вами».
Советы:
-
Не берите в магазин денег больше, чем планируете потратить.
-
Перед походом в магазин составьте список и следуйте ему.
-
Если спонтанные покупки — это семейная проблема, то не отпускайте зависимого человека одного за покупками.
Есть еще одно правило, которое необходимо соблюдать при распределении семейного бюджета…. Я хочу, что бы Вы сами вывели его.
Детям предлагаются проблемные ситуации для их проигрывания и разрешения.
«Отец, копил на спиннинг деньги, и на следующей встрече с рыболовами, хотел похвастаться своей покупкой. Но вечером подходит сын и говорит, что у него порвался сапог. Проблема: что делать?»
«Продолжение первой ситуации: прошло 2 дня. Вы сходили на рыбалку со старой удочкой, вернулись с хорошим уловом и в прекрасном настроении.Подходит заплаканный сын и показывает разорванный сапог. Проблема: что делать в этой ситуации?
- Вы должны знать свои права. Если в магазине отказываются принимать назад некачественный товар, то вы можете решить этот вопрос в специальном отделе«Отдел защиты прав потребителей». Вашу вещь возьмут на экспертизу, и если подтвердится брак, то в магазине вам будут обязаны вернуть деньги или поменять на другой товар! Это касается всех видов товара. Адрес и телефон вы можете найти в магазине на стенде «Уголок покупателя».
Наглядная информация на доске: Отдел защиты прав потребителей Прокопьевска Отдел потребительского рынка, предпринимательству и защите прав потребителей г. Прокопьевска. Адрес: г. Прокопьевск, пр. Шахтеров, 41 Телефон: 67-42-66
- Но нужно помнить, что даже если нарушены ваши права и вы точно знаете, что вы правы, вы должны разрешать все вопросы по данной проблеме очень корректно. Заранее обдумайте, что вы будете говорить и в какой последовательности. Вы, должны помнить, что если Вам не нравится тон или манера общения человека, к которому вы обращаетесь – не меняйте интонации, не переходите на крик и в спокойной форме доведите свой рассказ до конца.
-
Заключительная часть
- Об экономии, о семейном бюджете, о его рациональном распределении, можно говорить долго. Но наша встреча, на сегодня заканчивается. А теперь домашнее задание:
«У одной пары, которая справляла 60-летие совместной жизни, спросили: «Как вам удалось прожить вместе так долго?». Пара ответила: «Понимаете, мы родились и жили в то время, когда сломанные вещи не выкидывали, а чинили!». Прошувас подготовить сообщение о способах экономии. Подойдите к этому заданию творчески, оформите ваши предложения в виде листовок, буклетов. В помощь для выполнения заданияя вам раздам памятки об экономии в быту.
Это будет темой нашей следующей с вами встречи.
-
Обратная связь
«Свободный микрофон». Дети высказываются, чему сегодня научились и полезны ли эти знания.
Литература
-
Симоненко В.Д. Основы домашней экономики/ учебное пособие для учащихся VIII класса общеобразовательной школы/ Брянск 1996
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»