В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Охрана зрения как важный компонент здоровьесберегающего образования

Охрана зрения как важный компонент здоровьесберегающего образования

Татьяна Царяпина
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4781
Краткое описание
Познакомить родителей и  учащихся с приемами проведения зрительных гимнастик, их значением для сохранения и укрепления зрения. Показать роль правильного питания в укреплении зрения и общего состояния организма. Приведенные в методических рекомендациях упражнения направлены на снятие утомления глаз, на укрепление глазодвигательных мышц, на расслабление зрительной системы.
Методические рекомендации дают возможность формировать у обучающихся умения заботиться о своем здоровье.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
методические рекомендации.doc Скачать



Составители: Мачитова Лариса Александровна, учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Каземир Елена Минигаляновна, учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Царяпина Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

МАОУ СОШ №2УИИЯ

г. Ноябрьск, ЯНАО

2012г.


Методическое пособие «Охрана зрения как важный компонент здоровьесберегающего образования»

Предназначено для специальных коррекционных общеобразовательных классов 4 вида с целью познакомить родителей и учащихся с приемами проведения зрительных гимнастик, их значением для сохранения и укрепления зрения. Показать роль правильного питания в укреплении зрения и общего состояния организма. Приведенные в методических рекомендациях упражнения направлены на снятие утомления глаз, на укрепление глазодвигательных мышц, на расслабление зрительной системы.

Методические рекомендации дают возможность формировать у обучающихся умения заботиться о своем здоровье.















































Введение.

Зрение и движение неразрывны. И действительно, глаза - самый подвижный наш орган. Еще И.М.Сеченов, отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Яркий пример этого - близорукость (миопия), которая формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий. Согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.


Плохое зрение - чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.


Учёные показывают, что здоровье зависит от следующих факторов:

10% - от медицинского обеспечения,

20% -от наследственности,

22% - от экологии,

48% - от образа жизни.

А этим процессом можно управлять. Следовательно, главная социальная задача – это сохранение здоровья детей, формирование у ученика потребности вести здоровый образ жизни, формирование у него мотивации и привычки к этому.

Возникает вопрос: какие же действия и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных нарушений работы глаза?


Чтобы ответить на него, мы предлагаем вашему вниманию памятки для учеников и родителей, а также рекомендации по питанию и упражнения для глаз.

Организация рабочего места в школе и дома.


Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним, относятся, прежде всего, достаточная освещенность рабочего места, как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.


  1. Освещение

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс — единица измерения освещенности).

Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности.

В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч.

В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.

Освещенность комнаты снижается на 10—40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках.

На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона

повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый — около 80%, голубой — 70%, зеленый — 60%, темно-зеленый — 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи.

Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки,- она окажется затемненной.

Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

2. Роль физических упражнений

При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения.

Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

3. Рабочая поза

Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1)


Таблица 1 . Соответствие роста школьника размерам мебели. 

Рост школьника, см.

Высота стула, см.

Высота стола, см.

Разница высот стула и стола, см.

120—129

35

57

22

130—139

38

62

24

140—149

41

67

26

150—159

44

72

28

160—169

47

77

30

170—179

47

79

32

Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе - диапазон роста школьников (например, г / 160-175 ) Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.

Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).


Таблица 2 . Размеры ученических парт, столов и стульев.


Группа мебели и цветовая маркировка

Рост школьника, см

Высота заднего края крышки стола над полом, см

Высота переднего края сиденья над полом, см

А (желтая)

до 130

54

32

Б (красная)

130 — 145

60

36

В (голубая)

145 — 160

66

40

Г (зеленая)

160 — 175

72

44

Д (белая)

выше 175

78

48

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, навык низко склоненной головы. Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы навык низко склоненной головы был выражен наиболее сильно, проявления близорукости отмечались чаще и в большей степени.

Памятка для учащихся об охране и гигиене

зрения детей.


Дорогие ребята!


Знаете ли вы, что глаза воспринимают 90% информации. Потеря зрения - всегда трагедия. Снижение зрения может отразиться на выборе профессии, ограничить возможности человека.

Глаз - самый ценный и удивительный дар природы. В нём отражается всё, что мы чувствуем: радость, страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья.

Глаза - это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительного внимания, ведь они чувствительный и легко ранимый орган. Глаза всегда должны быть чистыми и сияющими. А для этого необходим ежедневный и тщательный уход за ними.

Любая работа чередуется с отдыхом. После долгой ходьбы хочется сесть, то начинаем перемещаться с ноги на ногу. А вот маленькая мышца глаза работает без отдыха и в постоянном напряжении. Следовательно, у детей, физически недостаточно развитых, мало бывающих на свежем воздухе и солнце, подолгу занятых зрительной работой возникают нарушения зрения. И необходимо поставить преграду этим неблагоприятным воздействиям. А дети должны знать эти неблагоприятные факторы, чтобы бороться с ними, не дожидаясь изменений, которые могут возникнуть в результате неправильного образа жизни.

Но как облегчить работу глаза?


Во - первых, глазам легче трудиться, если расстояние от до книги не меньше 30 см, т. е. примерно равно длине предплечья от локтя до кончиков пальцев.


Во-вторых, надо следить за своей посадкой. Сиди прямо, не горбясь, поставь ногу на планку. Сиди правильно и во время приготовления домашних заданий. Приспособьте мебель к своему росту если, например, стул низок, то положите что-нибудь под него, под ноги поставьте скамейку.


В-третьих, работай при хорошем освещении и в классе и дома. Свет на рабочем месте должен падать слева.

Не заставляйте подоконники ветвистыми растениями, не занавешивайте массивными шторами – они «отнимают» свет.


Не читайте лёжа, особенно на боку, а также во время еды; в трамвае, троллейбусе, автобусе. Дело в том, что в положении лёжа, как правило, не достигается правильная освещённость предмета, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомлённости и головной боли.

В-четвёртых, глаза не могут трудиться беспрестанно, им необходим отдых. Некоторые учащиеся во время перемены остаются в классе, повторяют; а то и готовят домашние задания, но если и выходят из класса, то в коридоре, бывает, читаю, и даже умудряются что-нибудь писать на ходу.


Во время сочинений, контрольных работ, когда особенно напрягаются глаза, очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, на небо. Это поможет снять утомление.

Небольшие перемены делайте и дома во время приготовления уроков. Всячески старайтесь уменьшить зрительное напряжение. Следите, чтобы всё написанное на доске было хорошо видно, вытирайте доску влажной тряпкой и пишите хорошим мелом. Телевизор смотрите не чаще 2-х раз в неделю.


Эти советы простые, но, выполняя их, вы сохраните хорошее зрение.


Важно также помнить. Что любое зрительное упражнение должно сочетаться с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения, которые лучше проводить на свежем воздухе в любое время года и погоду.










Дорогие ребята!


Вам, школьникам, приходиться немало читать и писать не только во время занятий, но и после школы. Чтобы ваши глаза как можно меньше уставали, предлагаем упражнения профессора Э.С.Аветисова.



Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии правильного и систематического их выполнения.


Комплекс гимнастики должен занимать 5-10 минут, один раз в день, лучше утром, в течение 15-30 дней. Затем перерыв на 2-3 месяца и повторение. Упражнения, входящие в комплекс, нужно время от времени менять.


(Смотри в приложении 1)























Памятка родителям об охране и гигиене зрения детей.


Как сохранить хорошее зрение.


«Всё видеть, всё понять, всё знать, всё переживать.

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить»

Максимилиан Волошин.


С первого дня появления ребёнка на свет зрение помогает ему постигать окружающий мир. С помощью глаз человек видит чудесный мир красок и солнца, зримо воспринимает колоссальный поток информации. Глаз даёт человеку возможность читать и писать знакомиться с произведениями искусства и литературы. Любая квалифицированная работа требует хорошего, полноценного зрения.

Есть целый ряд заболеваний, не угрожающих жизни, но лишающих человека возможности зримо воспринимать окружающий нас мир. Это - глазные болезни; близорукость, косоглазие, глаукома и другие.


Уважаемые родители!


Мы перечислим основные правила, которые помогут вашим детям сберечь хорошее зрение, предупредить близорукость.


  1. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т.п.).

Рекомендуется местное освещение (настольная лампа) с лампочкой мощностью в 60 ватт и абажуром такой конструкции, чтобы свет был направлен на рабочую поверхность стола. Настольную лампу следует располагать слева или спереди так, чтобы при письме на тетрадь не ложилась тень от руки. Помимо настольной лампы врачи советуют включать общее освещение, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и тёмной комнатой, когда глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещённости.

Но даже самая хорошая лампа не даст нужного освещения, если забывать регулярно вытирать с неё пыль.

Проникновение в комнату естественного света мешают сильно разросшиеся цветы на окнах, занавески, грязь на стёклах.

  1. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать для глаз специальную гимнастику. Поработали минут 20 – 25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно, на небо.

  2. Не рекомендуется читать лёжа, в транспорте, идущем по тряской дороге.

  3. При выполнении домашнего задания дети не должны наклоняться близко к тетради, книге (важно помнить о своей осанке)

  4. Для сохранения хорошего зрения надо, чтобы питание было полноценным (дети должны стараться есть в определённое время, питаться разнообразно, употреблять правильно приготовленную пищу, соблюдать культуру еды)

(Смотри приложение 2)



Уважаемые родители!


Нельзя заниматься предупреждением болезней органов зрения, не учитывая, что он тесно связан со всем организмом, что процессы, происходящие в организме в той или иной мере, отражаются на состоянии глаз.

Не секрет, что сельские жители, моряки, рыболовы меньше подвержены заболеваниям глаз, так как основное рабочее время они проводят на лоне природы. Следовательно, больше, чем горожане, поглощают кислорода, так необходимого для нормальных процессов в организме, в том числе и органе зрения. Кроме того, нахождение в поле, на речных просторах, в лесу помогают человеку воспринимать всю гамму красок, которые благотворно влияют на глаза.

Здесь необходим ваш личный пример: ради сохранения здоровья ребёнка переборите себя, оторвитесь от интересной телепередачи, отложите газеты. Доставьте ребенку радость общения во время лыжной прогулки, поездки за город на велосипеде, в туристическом походе.


Не забывайте, что малоподвижный образ жизни, злоупотребление высококалорийной пищей, алкоголем и курением способствуют развитию сосудистых заболеваний глаз. Организуйте свою жизнь и жизнь ваших детей рационально, в соответствии с правилами гигиены.



Это залог сохранения ваших глаз и глаз ваших детей!




Приложение 1


Специальные упражнения для наружных мышц глаз (по методике профессора Э. С. Аветисова)


Упражнение 1.

Выполняется сидя.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд.

Повторить 6-8 раз.


Упражнения 2.

Выполняется сидя.

Быстрые моргания в течение 1-2 минут.


Упражнение 3.

Выполняется стоя.

- Смотреть вдаль перед собой 2-3 секунды;

- поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз;

- перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд;

- опустить руку.

Повторить 10- 12 раз.


Упражнение 4.

Выполняется стоя.

- Вытянуть руку вперёд;

- смотреть на конец пальца вытянутой руки,

расположенной по средней линии лица;

- медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения.

Повторить 6-8 раз.


Упражнение 5.

Выполняется сидя.

- Закрыть веки;

- массажировать их с помощью круговых движений пальца.

Повторять в течение 2 минуты.


Упражнение 6.

Выполняется стоя.

- Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз;

- смотреть двумя глазами на палец 3-5 секунд;

- прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 секунд;

- убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд;

- поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз;

- смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд;

- прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 секунд;

- убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд.

Повторить 5-6 раз.


Упражнение 7.

Выполняется сидя, при закрытых веках.

- Поднять глаза кверху;

- опустить вниз;

- повернуть глаза вправо;

- повернуть глаза влево.

Повторить 6-8 раз.


Упражнение 8.

Выполняется стоя.

- Отвести руку в правую сторону;

- медленно передвигать палец полусогнутой руки права налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем;

- медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем.

Повторить 6-8 раз.


Упражнение 9.

Выполняется стоя.

- тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко;

- спустя 1-2 секунды снять пальцы с век;

Повторить 6-8 раз.


Упражнение 10.

Выполняется сидя.

- Поднять глаза кверху;

- сделать ими круговые движения по часовой стрелке;

- сделать ими круговые движения против часовой стрелки.

Повторить 6-8 раз.


Упражнение 11.

Выполняется сидя.

- смотреть прямо перед собой 2-3 секунды,

- перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд.

Повторить 6-8 раз.


Упражнение 12.

Выполняется стоя.

- поднять правую руку вверх;

- медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и при неподвижной голове следить глазами за пальцем.

Повторить 10-12 раз.


Упражнение 13.

Выполняется сидя.

Голова неподвижна.

- Вытянуть полусогнутую руку вперёд и вправо;

- производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца;

- проделать тоже упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки.

Повторить 3-8 раз.





























Приложение 2

Питание для глаз

Питание, прежде всего, заключается в трёх принципах:

  • умеренность в еде;

  • полноценная, легкоусваиваемая и разнообразная пища;

  • повышенное добавление в рацион продуктов, богатых витаминами А, Е, С.

При заболевании глаз организм требует определённых витаминов.

Витамин А содержится в моркови, помидорах, дыне, салате, зеленом горошке, зеленом луке, твороге, печенке.

Витамин В – в овощах, грибах, кисломолочных продуктах.

Витамин С – в шиповнике, картофеле, квашеной капусте, цитрусовых.

Отлично питает всю глазную систему морковный сок. Он – самый богатый источник витамина А. Быстро и хорошо усваивается. Этот сок можно пить, когда хочется, но два раза в год необходимо пить морковный сок как лекарство, курсом. Стакан сока каждое утро в течение месяца. Морковный сок лечит нервную систему и способен привести организм в бодрое состояние.

При заболевании глаз и зрительного нерва, изъязвлении роговой оболочки глаза, катаракты и коньюктивите эффективен сок петрушки. Он - один из самых сильнодействующих соков, поэтому его не стоит пить не более чем 30 – 40 мл. в день. Количество сока за один прием должно быть не больше одной ложки. Сок петрушки лучше смешивать с водой или с другим овощным соком. Исключительно полезна смесь сока моркови и петрушки.

Отлично «освежает» глаза, очищает кровь и вообще весь организм свекла. Две столовые ложки ее сока стоит добавлять к смеси морковно-петрушечного сока.

Положительно воздействуют на сосуды газ абрикосы в любом виде: натуральные, свежие плоды, сок, сушеные – курага и урюк.

Из летних ягод улучшает зрение черника. В сезон ее следует съедать не менее 10 стаканов. Черника неплохо сохраняет свои уникальные свойства в виде сырого варенья. Перетирать чернику следует в пропорциях: один стакан ягод на один стакан сахарного песка. Если заготовленная черника хранится в холодильнике, порцию сахара можно уменьшить вдвое.

Обязательно пейте шиповник – по содержанию витамина С ему нет равных. Его ежедневное потребление обеспечивает прочность и эластичность сосудов.

Богата кератином, необходимым для ослабленных глаз, тыква. Ограничений в её потреблении нет.


Приложение 3

Краткое изложение правильных привычек зрения.

  • Моргайте и двигайтесь: непрерывно и автоматически.

  • Дышите: легко и непрерывно. Смотрите на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаз.

  • Возбуждайте в себе интерес: во время рассматривания объекта путешествуйте по нему.

  • Воспринимайте увиденное без усилия. Часто закрывайте глаза, чтобы дать им отдых.

Глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть.
Глаз обладает идеальным зрением только тогда, когда он находится в состоянии абсолютного покоя.

Если человек хочет избежать аномалий рефракции, ему необходимо избавиться от любых мыслей об усилии.

Психическое напряжение любого рода всегда приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз.

Если расслабление достигается лишь на момент, коррекция также одномоментна. Когда расслабление становится постоянным, коррекция также постоянна. Поэтому для хорошего зрения необходимо постоянно расслабленное состояние органа зрения.


Расслабление, массаж, разминка

Упражнение для бровей.

Замечали ли вы, стоя перед зеркалом, что тяжелые ткани ваших бровей буквально свисают над веками так, что они едва или совсем не видны под ними? У сильно напряженных глаз тяжелые брови как бы спадают на ресницы.

Однако этого не было (и не бывает), когда вы были ребенком и были свободны от напряжения. Вы можете избавиться от веса своих тяжелых бровей и помочь как своему зрению, так и своей внешности.
Поднимите сознательным усилием свои брови. Появилось ли у вас
какое-нибудь ощущение в верхней части ушей? Старайтесь делать это до тех пор, пока оно у вас не появится.

Теперь тренируйтесь до тех пор, пока вы не сможете воспроизвести такое же ощущение в ушах, не поднимая брови и не наморщив лоб. «Прижмите уши назад». Когда вы сможете добиться этого (и с легкой улыбкой, чтобы помочь этому приподнятому ощущению), вся эта тяжесть автоматически поднимется с глаз, глаза избавятся от ее давления, а вы будете выглядеть на годы моложе.

Расслабление глаз.


Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Лицо и тело также расслабить.

Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувства тепла и тяжести должны смениться легкостью, а в дальнейшем — полной потерей ощущения глаз.

Время расслабления не ограничено. В промежутках между другими упражнениями для глаз оно может составлять 20-40 секунд, выполняемое само по себе — 3-5 минут.

Расслабление можно проводить в любое время.


Пальминг.

Сложите чашкообразно ладони рук и наложите одну ладонь руки на другую крест-накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основании мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков.

Окончательно подберите положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света, проверить, направив взгляд на источник света.

Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения не сопровождалось каким-либо мышечным напряжением.

В этих целях в домашних условиях удобно расположитесь сидя за столом, поставив локти на мягкую подстилку, или опираясь на локти можно устроиться лежа на животе.

Приняв удобную позу, спокойно закройте глаза под руками. Следующим этапом выполнения этого упражнения является психическое расслабление. Ваша цель достигнуть совершенно черного поля перед глазами. Для этого не требуется никаких специальных усилий. Наоборот, максимальное расслабление поможет исключить калейдоскопические явления штрихи, кружки, пятна, отражающие возбуждение зрительных центров мозга.

Закрыть глаза. Поморгайте сомкнутыми веками.

Зажмуривания глаз на 3–5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.



Приложение 4

Первый закон зрения — это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет.

Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых — разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.

Большие повороты

Встаньте лицом к окну своей комнаты, расставив ступни ног приблизительно на 30 см. Затем, перенося вес тела на левую ногу, поверните голову и плечи к левой стене.

После этого, перенеся вес тела на правую ногу, поверните голову и плечи к правой стене. Делайте эти движения в ритме медленного вальса, отрывая во время поворотов пятку от пола.

Если же во время поворотов вы будете еще напевать мелодию какого-нибудь понравившегося вам вальса, то это позволит вам быть уверенным в том, что вы во время поворотов глубоко дышите. Обратите внимание, что когда вы поворачиваетесь к правой стене, окна проходят мимо вас влево, а когда поворачиваетесь к левой стене, то окна уходят вправо.

Вы можете заметить, что окна проскакивают мимо лишь тогда, когда вы во время поворота «забираете глаза с собой». Не следует пытаться загипнотизировать себя ощущением этого движения.

Вам надо только ощутить относительность этого процесса — вы и окна проходят мимо друг друга. Пусть они проходят.

Если вы «прилипните» к ним глазами, то у вас появится головокружение или легкая тошнота. Таким образом, вы поймете, что не дали, как говорил доктор Бейтс, «пройти миру мимо вас».

Следите за тем, чтобы у вас не закрывались глаза в момент прохождения мимо окон, иначе вы не сможете увидеть их проплывающими мимо вас.

Во время поворотов считайте их количество. Чтобы достичь нужной вам степени расслабления, надо сделать до 60 поворотов.

В пределах от 60-го до 100-го поворота вы наслаждаетесь достигнутым вами уровнем расслабления, призванного помочь улучшить ваше зрение. Это упражнение надо делать по 100 раз каждое утро и еще столько же раз вечером перед сном.

Несмотря на то, что его выполнение занимает всего 2–3 минуты,

результаты его применения вас поразят.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника, нормализует функции внутренних органов человека (сердца, легких, пищеварительного тракта и так далее). Но в первую очередь, оно способствует возбуждению своеобразной вибрации глаз (очень мелких непроизвольных движений глаз)

Пальцевые повороты.

Поставьте указательный палец какой-нибудь руки перед своим носом. Мягко поворачивайте голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается.

Очень быстро ощущения движения можно добиться, если вы закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут «прилипать» к пальцу, у вас появится головокружение, и вы не сможете добиться ощущения движения.

Что, не можете добиться никакой иллюзии движения? Тогда попытайтесь проделать следующее:

  • поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы — это что-то вроде частокола, и смотрите в момент их прохождения не на них, а сквозь них вдаль. Пальцы должны проходить мимо вас.

  • Чередуйте три поворота с закрытыми глазами (с мыслью — «они движутся к одному уху, а потом к другому»), с тремя поворотами с открытыми глазами, видя пальцы проходящими мимо вас.

Делайте эти повороты всегда по 20–30 раз, не забывая при этом о дыхании. Эти повороты обладают снимающим боль эффектом.

Если у вас появилась головная боль или какая-нибудь боль вообще, то поделайте эти повороты в течение 10–20 минут, чередуя повороты с открытыми глазами с поворотами с закрытыми глазами. Сделайте после этого пальминг, и вам станет легче. Но в любом случае думайте о движении.

И дышите!

Повороты головы являются одним из наиболее ценных упражнений, поскольку они через симпатическую нервную систему снимают напряжение буквально с каждой частички вашего тела.



«Письмо носом»

Значительная часть напряжения, приходящаяся на нашу нервную систему, покоится в задней части шеи, у основания черепа.

Все мы так много читаем, пишем, печатаем на машинке, водим автомобиль, что на определенном этапе шея начинает тянуть голову назад и сутулить плечи. Мы в этот момент чувствуем, что «пожалуй, устали».

Глаза с нарушенной соосностью ведут к таким же последствиям. Чтобы облегчить это состояние, закройте глаза и, используя нос как удлиненную ручку, пишите им что-нибудь в воздухе.

Что именно писать? Вспомните алфавит и напишите названия городов, начинающиеся на буквы алфавита по порядку (на столько букв, на сколько вы сможете вспомнить).

Например, для А - Анапа, для Б - Брест, для К - Киев и так далее.

В следующий раз, чтобы избежать скуки, поставьте себе другую задачу. Пишите названия стран, цветов, драгоценных камней, профессий, продуктов и так далее - на каждом уроке разное.

Это вас развлечет, и вы потеряете ощущение усталости у основания черепа, ведущее к напряжению глаз.

Это упражнение, поскольку вы рисуете контуры букв, помимо всего прочего, пускает в ход вашу память и мысленное представление, что несет с собой расслабление.

«Письмо носом» можно использовать как первую помощь при появлении напряжения в течение дня, где бы оно не возникло. Конечно, на людях незаметно использовать свой нос в качестве удлиненной ручки и двигать при этом голову невозможно, но вы тогда можете закрыть глаза и мысленно писать кончиком вышивальной иглы какие-нибудь буквы на головке булавки.

Ни один человек не заметит этого. Даже такое упражнение способно уменьшить напряжение, поскольку оно дает возможность осуществляться вибрации глаз.

Держите глаза во время выполнения «письма носом» мягко прикрытыми, и под веками начнутся эти непроизвольные перемещения глаз с частотой около 70 раз в секунду. Зрение после того, как вы откроете глаза, покажется вам яснее.

[От автора: не пишите печатными буквами]

Массаж глаз

Хорошее тонизирующее влияние на циркуляцию крови, на глазные нервы и нервные окончания могут оказывать очень простые манипуляции — это поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание.

Наиболее распространен прием, когда одновременно массируются оба глаза двумя пальцами — указательным и средним.

По нижнему краю глаза — движение к носу, по верхнему краю глаза — над бровями. Такие движения повторяются 8–15 раз.

Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей проводить поглаживание бровей от переносицы к вискам с небольшим нажимом: глаза должны быть закрыты. Выполнить 20–30 движений.

Тремя пальцами надавите три раза под бровями, по верхнему краю глазницы, стараясь, чтобы ногти не касались кожи, и направляя движение вверх. То же самое сделайте по нижнему краю глазницы, направляя движение вниз.

Пран Мудра (Мудра Жизни)

Упражнения по воздействию на биоточки и энергетические каналы пальцев рук называются мудрами. Цель применения этой мудры — выравнивание энергетического уровня во всем организме и повышение его жизнеспособности.

Применять Мудру стоит при истощении и усталости. Кроме того, она положительно сказывается на зрении, способствует повышению его остроты, поможет при лечении различных заболеваний глаз. Также будет полезна нервным людям, поскольку благоприятно влияет на самочувствие, устраняет нежелательную сонливость. Позиция: подушечки безымянного, большого пальцев и мизинца соединены, а остальные пальцы свободно выпрямлены.

Выполняйте эту Мудру по 40-60 минут ежедневно. Это время можно выработать и частями — по 10, 15 и 20 минут.

Удобно сядьте в кресле или примите горизонтальное положение и положите на усталые глаза уже использованные чайные пакетики, смоченные в настое ромашки.

Они могут быть как теплыми, так и холодными. Можно предварительно промыть глаза некрепкой, слегка охлажденной заваркой чая.

Дубильные и дезинфицирующие вещества, содержащиеся в черном и зеленом чае, заметно снимают с глаз болевые ощущения.

Набрать в ладонь воды и плеснуть в закрытые глаза.

Ни в коем случае не переутомляться во время упражнений! Сделали пару упражнений — сделайте пальминг, моргание и т. п. (см. выше)

Стоя или сидя расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3–5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 секунд. То же, поменяв руки.

Выполняется стоя:

  • смотреть прямо перед собой 2–3 секунды;
    поставить палец руки на расстоянии 25–30 см от глаз;

  • перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3–5 секунд;

  • опустить руку.

Повторить 10–12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками или линзами, выполняют это упражнение, не снимая их.

Сведение глаз

Тренирующийся следит за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение переносится по центру к переносице и по 10 раз перед каждым глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки.

Отводя руку вправо, следите за пальцем, не поворачивая головы.

Верните руку в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца. То же выполните с левой рукой.

Метка на стекле

На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром 3–5 мм на расстоянии 30–35 см от глаз. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, найти любой удаленный предмет (ствол дерева, фонарный столб и т. д.) и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет или

взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на ладонь или наручные часы. Повторить 15 раз.

Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Для профилактики близорукости предлагаем следующие упражнения (исходное положение - сидя, каждое повторяется 5–6 раз):

  • Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

  • Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

  • Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

  • Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
    Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40–50 минут зрительной работы в домашних условиях. Продолжительность однократной тренировки 3–5 минут.

Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд.

    • Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение.

    • Медленно, с напряжением, переведите глаза вправо.
      Повторите упражнение 10 раз.

    • Старайтесь не щуриться.

    • Следите за тем, чтобы веки не подрагивали.

    • Напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным; со временем они укрепятся, и их двигательные возможности улучшатся.

    • В течение 5 секунд смотрите обоими глазами на переносицу. Расслабьтесь.

    • Обоими глазами смотрите на кончик носа до появления легкой усталости.

    Представьте, что вы стоите близко к большим настенным часам, центр которых расположен прямо перед вашими глазами.
    В начале упражнения взгляд устремлен в центральную точку. Затем, не поворачивая головы,
    бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем так же быстро вернитесь в центр.

    Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр. В целом необходимо обойти по данной методике весь циферблат по- и против часовой стрелки.

    • В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10–12 раз);

    • Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4–6 раз) — это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах;

    • Частое моргание в течение 20 секунд.

    Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол.

    Повторить 5–8 раз. Потом в обратном порядке.

    Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, по диагонали.

    Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написанных букв, например, написание слов на всю противоположную стену до минимального написания слов на предмете, отстоящем от глаз на расстоянии 33 см.

    Разнообразные движения совершаются при написании букв алфавита.

    Чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.

    Рекомендуется чередовать письмо с легким массажем глаз пальцами через веки.

    Эффективно тренирует ослабленные мышцы глаза чтение. Три минуты читайте текст, расположив книгу на удобном и привычном расстоянии, затем три минуты продолжайте чтение, отодвинув книгу дальше, внимательно всматриваясь в «далекие и нечеткие» буквы. Читать, таким образом, нужно каждый день, продолжительность этого упражнения — от 15 минут до получаса (аналогично можно работать за компьютером).

    Чтобы восстановить центральную фиксацию, а следовательно и нормальное зрение, применяют следующий метод.

    Выберите какую-либо строку в книге и сконцентрируйте взгляд на одном слове в центре этой строки.

    Затем закройте глаза и представьте, что вы видите это слово четче и яснее, чем остальные слова в строке.

    Пусть они кажутся вам как угодно размытыми. Откройте глаза и вновь посмотрите на это слово. Повторите все сначала.

    Выполняйте это упражнение в течение 5 минут, стараясь представить выбранное слово все четче и четче, а остальные слова все более и более размытыми. Вскоре вы обнаружите, что видите это слово действительно более четко, чем остальные слова строки. Это верный признак улучшения зрения.

    По мере улучшения зрения концентрируйте внимание на части слова или выбирайте односложные слова.

    Когда вы сможете четко представить одну букву в двухбуквенном слове, а оставшаяся буква будет размытой и неопределенной, тогда можно считать, что центральная фиксация почти восстановлена.

    У вас появилась реальная возможность вернуть нормальное зрение.

    Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну.
    Для улучшения зрения с древних времен использовали созерцание солнца и луны, что гораздо эффективней воздействовало на глаза, чем простое наблюдение горизонта. Нет света, равного по интенсивности солнечному.

    Солнечные лучи оживляют зрение, убыстряют циркуляцию крови, нейтрализуют инфекции, убивая микробы. Смотреть на солнце надо утром, когда оно не покрыто тучами, глазами, широко открытыми, но ослабленными — ненапряженными — столь долго, как возможно или пока на глазах не появятся слезы. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе.

    Люди с больными глазами должны расположиться так, чтобы смотреть в направлении солнца, а не на само солнце. Со временем они будут смотреть непосредственно на солнце без неудобств и слез.
    Нельзя смотреть на солнце в полдень. Созерцание солнца должно вводиться постепенно, начиная с 1–2 минут и до 10 минут в качестве предела.

    Это может значительно улучшить зрения. За рубежом, таким образом, успешно лечат такие заболевания, как конъюнктивы, трахомы, астигматизм, близорукость и дальнозоркость, гиперметропия.

    Эта процедура весьма проста, но на редкость эффективна.


    Мимоходом

    Для глаз полезно смотреть на пламя горящей свечи (это также полезно для нервной системы — когда болят зубы, нервы расшатались и т. п.) — до 15 минут.

    Как проверить правильное ли расстояние от глаз до книги? Поставьте руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснитесь виска. Такое расстояние и должно быть от глаз до рабочей поверхности.




    Приложение 6

    Вращения

    Вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. Закройте глаза и повторите то же самое.






    Вертикали-горизонтали

    Не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево (по 10- 15 раз)







    «Косые глаза»

    Поднесите палец к переносице, посмотрите на него. Теперь медленно отводите палец вдоль, продолжая следить за ним глазами.







    Массаж

    Закройте глаза. Осторожно в течение нескольких секунд помассируйте пальцами нижние и верхние веки по направлению от внутреннего к внешнему краю глаза.






    Темное расслабление

    Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрестите на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться идеального черного цвета.





    Диагонали

    Направьте взгляд в левый нижний угол (как будто смотрите на левое плечо), сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий то же самое повторите в правую сторону.

    После скосите глаза в левый верхний угол, а теперь в правый.








    Удивление

    Сильно зажмурьтесь и посмотрите в темноту. А теперь широко откройте глаза, как будто чему-то удивляетесь.






    Расслабление

    Плотно закройте глаза, расслабьте лоб. Попросите ребенка подумать о чем-нибудь приятном.

    Моргание.

    Поморгайте, быстро сжимая веки (не менее 100 раз)




    Приложение 7

    Зрительные упражнения для расслабления цилиарной мышцы.

    Данные упражнения расслабляют глаза и снимают спазм. После них зрение восстанавливается (для людей с нормальным зрением).

    У кого дальнозоркость или близорукость, или даже вообще астигматизм.

    Эти упражнения помогают в течение года восстановить зрение на половину или даже больше. Это самое эффективное консервативное лечение, которое было доказано большим опытом, проделанным всеми офтальмологами в мире.

    Проделывайте это упражнение каждый день, и вы увидите результат уже через месяц. Они занимают всего лишь 10-20 минут.


    Удачи вам и успешного выздоровления!


    Перед тем как начать упражнение нужно проделать гимнастику для шеи:

    1. Сесть на мягкий стул (можно на пол). При этом позвоночник в прямом положении.


    2. Подбородок подтянуть вниз вперёд, удерживая 5 секунд, а затем опрокинуть голову с максимальной амплитудой. Повторить 3 раза.


    3. Наклонить голову вправо, при этом шея остаётся в исходном положении, затем налево, удерживая 5 секунд. И так 3 раза.


    Упражнение 1. «Метка на стекле»

    Нанести на оконное стекло на уровне глаз метку диаметром 1,5-2 см. Встать на расстоянии 30-35 см от оконного стекла и переводить взгляд с метки на какой – либо предмет, расположенный за окном на расстоянии не менее 5-ти метров, и обратно. Повторить упражнение 10 раз.


    Упражнение 2.

    Сидя, тремя пальцами правой руки нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды убрать пальцы с век. Повторить 3-4 раза.


    Упражнение 3.

    Сидя, крепко зажмурить глаз на пять секунд, затем открыть на пять секунд. Повторить 6-8 раз.


    Упражнение 4.

    Чтение в выписанных тренировочно - лечебных очках текста, расположенного на расстоянии 33 см от глаз, в течение 20 минут.


    Упражнение 5.

    Переводить глаза вверх-вниз, влево - вправо с максимально возможной амплитудой. Глаза должны двигаться медленно, с равными интервалами, не напрягаясь. Повторить 6-8 раз.


    Упражнение 6.

    Двигать глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 4 круга в каждую сторону. Несколько секунд отдохнуть и повторить это упражнение 2-3 раза.


    Упражнение 7.

    Сидя, часто моргать 1-2 минуты.


    Упражнение 8.

    Стоя, вытянуть руку вперёд и смотреть на кончик указательного пальца. Медленно приближать палец к носу, не сводя с него взгляда, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить упражнение 6-8 раз.


    Упражнение 9.

    Стоя, установить палец правой руки на уровне лица, на расстоянии 25-30 см. от глаз. Смотреть двумя глазами на кончик пальца в течении 5 секунд, прикрыть рукой левый глаз на 5 секунд, убрать ладонь и вновь смотреть на палец двумя глазами 5 секунд. Поменять руки. Прикрыть правый глаз и 5 секунд смотреть левым глазом. Повторять упражнение 6-8 раз.


    Упражнение 10.

    Сидя, закрыть глаз и лёгкими круговыми движениями массировать веки в течение 1 минуты.









    Приложение 8


    Предлагаем вам комплекс занимательных упражнений, которые усиливают кровообращение в глазах, снимают глазное, нервное и мышечное напряжение, активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание и самочувствие.


    Ах, как долго мы писали!

    Ах, как долго мы писали!

    Глазки у ребят устали

    (Поморгать глазами)

    Посмотрите все в окно,

    (Посмотреть влево – вправо)

    Ах, как солнце высоко.

    (Посмотреть вверх)

    Мы глаза сейчас закроем.

    (Закрыть глаза ладошками)

    В классе радугу построим,

    Вверх по радуге пойдем

    (Посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево)

    Вправо, влево повернем,

    А потом скатимся вниз

    (Посмотреть вниз)

    Жмурься сильно, но держись

    (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)


    Бабочка

    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

    И вдруг проснулся,

    (Поморгать глазами)

    Больше спать не захотел

    (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

    Встрепенулся, потянулся,

    (Руки в стороны (выдох)

    Взвился вверх и полетел.

    (Потрясти кистями, посмотреть вправо – влево)


    Сон

    В небе солнышко сияет

    (Руки вверх, посмотреть на них)

    В речке рыбок веселит.

    (Руки вниз, посмотреть на них)

    Ветер листьями играет,

    (Движение рук из стороны в сторону, провожают взглядом)

    А сова спокойно спит.

    (Глаза закрыть)

    Ей приснился

    (Глаза широко открыть – «вытаращить»)

    Сладкий сон.

    (Глаза сильно зажмурить)

    Вот бы не кончался он.

    (Палец поставить к носу, качать головой из стороны в сторону, глазки куда хотят, туда и смотрят, пальцем задевать нос)


    Часовщик

    Часовщик прищурил глаз,

    (Закрыть один глаз, закрыть другой глаз)

    Чинит часики для вас.

    (Открыть глаза)


    Жук

    В класс к нам жук влетел

    (Ладошки перед собой. Дети смотрят то на одну, то на другую)

    Зажужжал и запел: ж-ж-ж

    (Голова неподвижна, смотрят вверх)

    Вот он вправо полетел

    Каждый вправо посмотрел.

    Вот он влево полетел

    Каждый влево посмотрел.

    Жук на нос хочет сесть

    Не дадим ему присесть

    (Отвести правую руку в сторону, посмотреть на неё,

    Отвести левую руку в сторону, посмотреть на неё.

    Поставить палец перед носом, не задевая носом пальцы)

    Жук наш приземлился

    (Руки в замок)

    Зажужжал и закружился

    (Вращать руками по кругу, следить глазами)

    Жук, вот правая ладошка

    (Показать правую руку и посмотреть на неё)

    Посиди немножко

    (Постучать пальчиком по ладони)

    Жук, вот левая ладошка

    (Показать левую руку и посмотреть на неё)

    Посиди немножко

    (Постучать пальчиком по ладони)

    Жук наверх полетел

    И на потолок присел

    (Поднять руки вверх и посмотреть на них)

    На носочки мы привстали

    (Подняться на носки)

    Но жука мы не достали

    (Руки вверху, покачать ими, следить взором)

    Хлопнем дружно: хлоп – хлоп,

    Чтобы улететь он смог.

    (Хлопки руками вверху, медленно опускать руки, следить глазами за руками)












    Список литературы.

    1. Э. С. Аветисов. «Охрана зрения у детей». Издательство «Медицина», 1975

    2. Е.К. Глушкова «Береги зрение». Издательство «Медицина», 1987 г.

    3. Гигиена детей и подростков: учебник/ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

    4. Ю. Н. Иванов «Йога. Как восстановит зрение». Москва, 1991г.

    5. Особенности физиологии детей: уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

    6. Путь к долголетию: энциклопедия/ Ю.А. Мерзляков. М. 1994 г.

    7. Общая гигиена: учебник/ В.С. Габович: 1986 г.

    8. Психология здоровья: книга/ В.И. Белов. М.:1994 г.

    9. Энциклопедия здоровья/ В.И. Белов. М.:1993 г.

    10. Тренируйте зрение: брошюра/ Г.Г. Демирчоглян.М.:1990 г.


    методические рекомендации.zip Скачать
    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос