Урок-игра «Гусёна против мегавольта
(8 класс)
Тема урока: Электрические явления
Цель урока: закрепление навыков по теме «Электричество»; обучение применению знаний в новой ситуации, правильно объясняя происходящие физические явления; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. План урока:
1. Организационный момент
2. Разминка
3. Конкурс «Да или нет»
4. Конкурс «Подножка».
5. Конкурс «Не задачка»
6. Конкурс «Собираем схемы»
7. Конкурс «Кто вперед»
8. Конкурс «Любитель задачек»
9. Подведение итогов
Ход урока 1. Организационный момент. Класс разбивается на 5 команд и выбирает капитанов.2. Разминка. «Кто есть кто?» Каждая команда получает портрет ученого, которого они должны узнать и кратко рассказать о нем.
1) И.Ньютон. Английский ученый, создатель классической механики. Он сформулировал четыре закона механики, изучал корпускулярную теорию света, создал физическую картину мира. 2) Аристотель. Древнегреческий философ и ученый. Учился в академии Платона в Афинах, а у царя Македонии Филиппа был воспитателем его сына Александра. В Афинах он основал свою школу — перипатетиков, в своих трактатах изложил свои представления о природе и движении. 3) Д. Б.Паскаль. Французский математик, физик и философ. Изобрёл счётную машину, открыл закон гидростатики, получивший его имя, установил принцип действия гидравлического пресса, а также доказал, что воздух имеет вес. 4) Р.Гук. Английский физик, проводивший исследования в области термодинамики и оптики. Открыл закон упругости, усовершенствовал микроскоп, изобрёл дождемер, один из видов телескопов и др. 5) М.В.Ломоносов. Российский учёный, сформулировавший закон сохранения материи и движения. Занимался исследованиями атмосферного электричества, впервые сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. 3.Конкурс «Да или нет». Каждый представитель от команды
получает карточку с физическим понятием. Команда должна угадать
понятие, задавая вопросы своему товарищу, на которые он может от
ветить «да или нет. 1)Электрический параметр батареи аккумуляторов (емкость)
2)Коэффициент пропорциональности в законе Гука (жест
кость) 3) Устройство, предназначенное для обнаружения электризации и ее оценки (электроскоп) 4) Прибор для измерения силы (динамометр)
5) Способ изменения внутренней энергии системы без совершения работы (теплопередача) 4.Конкурс «Подножка». Команды получают по карточке с оп-
ределением, в котором допущена ошибка. Учащиеся должны найти
ошибку и дать правильный ответ. 1)
Электрическим током называется упорядоченное движение
нейтральных частиц. Ответ: Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц. 2)Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно
произведению квадрата силы тока, напряжения и времени. Ответ: Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени. 3)Сила тока равна отношению электрона, прошедшего через
поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. Ответ: Сила тока равна отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. 4)Напряжение на концах участка прямо пропорционально силе
тока и обратно пропорционально сопротивлению проводника. Ответ: Напряжение на концах участка цепи прямо пропорционально силе тока, умноженному на сопротивление проводника. 5)Удельное сопротивление проводника прямо пропорционально
длине проводника, его сопротивлению и обратно пропорционально
площади поперечного сечения. Ответ: Удельное сопротивление проводника прямо пропорционально площади поперечного сечения, его сопротивлению и обратно пропорционально длине проводника. 5.Конкурс «Не задачка». Каждая команда решает предложен-
ную ей задачу. 1)Сила тока в цепи электрической плитки равна 1,4 А. какой
электрический заряд проходит через поперечное сечение ее спирали за
10 мин? 2)Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А? 3)Каким сопротивлением обладает вольтметр, рассчитанный на
150 В, если сила тока в нем не должна превышать 0,01 А? 4)Сила тока в железном проводнике длиной 150 мм и площадью
поперечного сечения 0,02 мм2 равна 250 мА. Чему равно напряжение
на концах проводника? 5)Мощность электрического утюга 0,6 кВт. Найдите работу то-
ка в нем за 1,5 ч. 6. Конкурс «Собираем схемы». Команды получают задания.
1) Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех последовательно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется ток. 2) Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех параллельно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется ток. 3) Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех резисторов, включенных смешанно, причем в этой цепи измеряется напряжение. 4) Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех последовательно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется напряжение. 5) Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех параллельно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется напряжение. Ответ: номер правильного ответа совпадает с цифрой на рис. 9.
7. Конкурс «Кто вперед». Команды наперегонки отвечают на вопросы. Им показывают условные обозначения, применяемые в схемах, а они должны определить название (рис. 10).
Ответ: 1) аккумулятор, 2) батарея аккумуляторов, 3) ключ, 4) плавкий предохранитель, 5) резистор, 6) регулируемое сопротивление, 7) электрическая лампа, 8) электрический звонок, 9) нагревательный элемент, 10) амперметр, 11) вольтметр, 12) ваттметр. 8. Конкурс «Любитель задачек». Капитаны команд решают по задачке. 1) При включении в цепь амперметра так, как показано на рис. 11, а, сила тока была 1 А. Какими будут показания амперметра при включении его в туже цепь так, как на рис. 11, б?
Ответ: 1 А.
2)На рис. 12, а показано последовательное соединение резисторов со значениями R1= 1 Ом, R2= 2 Ом, R3= 3 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи. Ответ: R = 6 Ом.
3)На рис. 12, б показано параллельное соединение резисторов со значениями R1= 1 Ом, R2= 2 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи. Ответ: R = 2/3 Ом.
4)На рис. 12, в показано последовательное соединение резисторов со значениями R1= 1 Ом, R2= 2 Ом, R3= 3 Ом, R4= 4 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи. Ответ: R= 31/5 Ом.
5)На рис. 12, г показано последовательное соединение резисторов со значениями R1= 1 Ом, R2= 1 Ом, R3= 1 Ом, R4= 1 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи. Ответ: R = 1 Ом.
9. Подведение итогов. Вместе с учащимися подводим итоги конкурсов и определяем победителей. Победителям вручаются призы.
Урок-игра «Гусёна против мегавольта»
(8 класс)
Тема урока: Электрические явления
Цель урока: закрепление навыков по теме «Электричество»; обучение применению знаний в новой ситуации, правильно объясняя происходящие физические явления; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
План урока:
-
Организационный момент
-
Разминка
-
Конкурс «Да или нет»
-
Конкурс «Подножка».
-
Конкурс «Не задачка»
-
Конкурс «Собираем схемы»
-
Конкурс «Кто вперед»
-
Конкурс «Любитель задачек»
-
Подведение итогов
Ход урока
-
Организационный момент. Класс разбивается на 5 команд и выбирает капитанов.
-
Разминка. «Кто есть кто?» Каждая команда получает портрет ученого, которого они должны узнать и кратко рассказать о нем.
-
И.Ньютон. Английский ученый, создатель классической механики. Он сформулировал четыре закона механики, изучал корпускулярную теорию света, создал физическую картину мира.
-
Аристотель. Древнегреческий философ и ученый. Учился в академии Платона в Афинах, а у царя Македонии Филиппа был воспитателем его сына Александра. В Афинах он основал свою школу — перипатетиков, в своих трактатах изложил свои представления о природе и движении.
-
Д. Б.Паскаль. Французский математик, физик и философ. Изобрёл счётную машину, открыл закон гидростатики, получивший его имя, установил принцип действия гидравлического пресса, а также доказал, что воздух имеет вес.
-
Р.Гук. Английский физик, проводивший исследования в области термодинамики и оптики. Открыл закон упругости, усовершенствовал микроскоп, изобрёл дождемер, один из видов телескопов и др.
-
М.В.Ломоносов. Российский учёный, сформулировавший закон сохранения материи и движения. Занимался исследованиями атмосферного электричества, впервые сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры.
3. Конкурс
«Да или нет». Каждый
представитель от команды
получает
карточку с физическим понятием. Команда
должна угадать
понятие, задавая
вопросы своему товарищу, на которые он
может от
ветить
«да или нет.
1) Электрический параметр батареи аккумуляторов (емкость)
2) Коэффициент
пропорциональности в законе Гука
(жест
кость)
-
Устройство, предназначенное для обнаружения электризации и ее оценки (электроскоп)
-
Прибор для измерения силы (динамометр)
-
Способ изменения внутренней энергии системы без совершения работы (теплопередача)
4. Конкурс
«Подножка». Команды
получают по карточке с оп-
ределением,
в котором допущена ошибка. Учащиеся
должны найти
ошибку
и дать правильный ответ.
1) Электрическим
током называется упорядоченное
движение
нейтральных
частиц.
Ответ: Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
2) Количество
теплоты, выделяемое проводником с
током, равно
произведению квадрата
силы тока, напряжения и времени.
Ответ: Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
3) Сила
тока равна отношению электрона,
прошедшего через
поперечное сечение
проводника, ко времени его прохождения.
Ответ: Сила тока равна отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
4) Напряжение
на концах участка прямо пропорционально
силе
тока и
обратно пропорционально сопротивлению
проводника.
Ответ: Напряжение на концах участка цепи прямо пропорционально силе тока, умноженному на сопротивление проводника.
5) Удельное
сопротивление проводника прямо
пропорционально
длине
проводника, его сопротивлению и обратно
пропорционально
площади
поперечного сечения.
Ответ: Удельное сопротивление проводника прямо пропорционально площади поперечного сечения, его сопротивлению и обратно пропорционально длине проводника.
5. Конкурс
«Не задачка». Каждая
команда решает предложен-
ную
ей задачу.
1) Сила
тока в цепи электрической плитки равна
1,4 А. какой
электрический
заряд проходит через поперечное сечение
ее спирали за
10
мин?
2) Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А?
3) Каким
сопротивлением обладает вольтметр,
рассчитанный на
150
В, если сила тока в нем не должна превышать
0,01 А?
4) Сила
тока в железном проводнике длиной 150
мм и площадью
поперечного
сечения 0,02 мм2
равна 250 мА. Чему равно напряжение
на
концах проводника?
5) Мощность
электрического утюга 0,6 кВт. Найдите
работу то-
ка
в нем за 1,5 ч.
6. Конкурс «Собираем схемы». Команды получают задания.
-
Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех последовательно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется ток.
-
Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех параллельно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется ток.
-
Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех резисторов, включенных смешанно, причем в этой цепи измеряется напряжение.
-
Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех последовательно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется напряжение.
-
Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех параллельно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется напряжение.
Ответ: номер правильного ответа совпадает с цифрой на рис. 9.
7. Конкурс «Кто
вперед». Команды наперегонки
отвечают на вопросы. Им
показывают условные обозначения,
применяемые в схемах, а они
должны определить название (рис. 10).
Ответ: 1) аккумулятор, 2) батарея аккумуляторов, 3) ключ, 4) плавкий предохранитель, 5) резистор, 6) регулируемое сопротивление, 7) электрическая лампа, 8) электрический звонок, 9) нагревательный элемент, 10) амперметр, 11) вольтметр, 12) ваттметр.
8. Конкурс «Любитель задачек». Капитаны команд решают по задачке.
1) При включении в цепь амперметра так, как показано на рис. 11,а, сила тока была 1 А. Какими будут показания амперметра при включении его в туже цепь так, как на рис. 11,б?
Ответ: 1 А.
2) На рис. 12, а показано последовательное соединение резисторов со значениями R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 3 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи.
Ответ: R = 6 Ом.
3) На рис. 12, б показано параллельное соединение резисторов со значениями R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи.
Ответ: R = 2/3 Ом.
4) На рис. 12, в показано последовательное соединение резисторов со значениями R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 3 Ом, R4 = 4 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи.
Ответ: R = 31/5 Ом.
5) На рис. 12, г показано последовательное соединение резисторов со значениями R1= 1 Ом, R2 = 1 Ом, R3 = 1 Ом, R4 = 1 Ом. Рассчитайте общее сопротивление цепи.
Ответ: R = 1 Ом.
9. Подведение итогов. Вместе с учащимися подводим итоги конкурсов и определяем победителей. Победителям вручаются призы.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»