Семинар по теме: "Углеводы"
Краткое описание
Обобщение, систематизация, коррекция знаний по теме: «Углеводы».
Описание
Семинар по теме: «Углеводы» в10классе. Выполнила учитель химии и биологии Сидельникова И.М.
Цели:
1. дидактические – обобщение, систематизация, коррекция знаний по теме: «Углеводы»;
2. воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коммуникабельности;
3. развивающие (познавательные)– развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, проявлять творческие способности, мотивировать учебную деятельность.
Форма урока – контрольно – обучающий семинар;
Формы работы:
1) индивидуальная–выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов;
2) парная – решение задач;
3) коллективная– обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий.
Оборудование:план семинара по теме: «Углеводы» на каждую парту(8 шт.); карточки с заданиями(8 шт.); листы с ответами к тесту (6 шт.); сигнальные карточки трёх разных цветов (синий, красный и жёлтый);
Для опыта:изюм, ступка, дистиллированная вода, воронка с фильтром, химический стакан, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, р-р сульфата меди (II), р-р гидроксида натрия.
Ход урока: Учитель. Тема сегодняшнего урока семинар по теме: «Углеводы». Давайте вместе попробуем поставить цели нашего семинара. (Дети формулируют цели, учитель их корректирует).
Вопросы для подготовки к семинару вам были даны заранее, сейчас они лежат перед вами на столах (см. приложение).
Ну что же, начнём работать по намеченному плану. Работаем, как всегда, в темпе, надо успеть проверить и закрепить очень многое.
Вопрос, который нам сейчас предстоит обсудить, касается химического строения глюкозы и двойственности её химических свойств.
Давайте сразу договоримся, что все вы, присутствующие сегодня на семинаре, не должны быть сторонними наблюдателями. Пожалуйста, следите за ответами выступающих, задавайте вопросы, если они у вас возникнут по ходу ответов, исправляйте ошибки, чтобы при уходе с сегодняшнего занятия у вас не осталось никаких пробелов по теме «Углеводы».
Вызываю трёх учеников и предлагаю различные по характеру и трудности задания на выбор.
Задание 1 (на «3») Напишите уравнение реакции спиртового брожения глюкозы. Вычислите, какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при спиртовом брожении 1 моль глюкозы.
Ферменты
(Ответ: С6Н12О6→ 2С2Н5ОН + 2СО2↑)
Этанол V=44,8л
Задание 2 (на «4») Осуществите цепочку превращений. Приведите названия каждой из реакций в цепочке превращений:
Целлюлоза → глюкоза → глюконовая кислота
( Ответ: гидролиз (С6Н10О5)n+ nH2O→ nC6H12O6;
Окисление С6Н12О6 + Аg2O→ C6H12O7+2Ag
Задание 3 (на «5») (экспериментальная задача) Докажите опытным путём с помощью предложенных реактивов, что изюм содержит глюкозу. Проведите соответствующие реакции, отметьте их признаки. Запишите уравнения химических реакций и назовите их продукты.
(Ответ: С6Н12О6 + Сu(OH)2→ C6H12O7+ Cu2O+ H2O)
голубой красный
Дополнительные вопросы: 1) Почему у глюкозы не наблюдается всех химических свойств, характерных для альдегидов? (Ответ: в растворе глюкозы содержится не только альдегидная форма, но и две циклические формы, в которых нет альдегидной группы атомов).
2) В каком гибридном состоянии находится атом углерода альдегидной группы? ( Ответ: Sp2 – гибридизация).
3) При помощи, какой химической реакции можно отличить глюкозу от сахарозы. (Ответ: сахароза не даёт реакцию «серебряного зеркала» потому что не содержит альдегидной группы).
4) Опишите качественную реакцию на крахмал. Что произойдёт, если полученный синий раствор крахмала с йодом нагреть? (Ответ: Крахмал размешать в небольшом количестве воды и добавить в химический стакан с горячей водой. Полученную суспензию хорошо размешать и прилить несколько капель спиртового раствора йода. Наблюдаем образование синее окрашивание раствора. Если смесь нагреть, то окрашивание исчезнет ).
5) Чем, по отношению друг к другу являются все формы глюкозы? (Ответ: изомерами).
Учитель. Пока идёт подготовка к ответам на задания, мы времени зря терять не будем, а вспомним химические понятия, которые вы должны знать по теме «Углеводы». Я называю химическое понятие, а вы даёте ему быстро краткую и чёткую формулировку.
Для химической разминки вызываю трёх учащихся, им даётся по пять терминов каждому по очереди. Если они не отвечают, спрашиваю у остальных учащихся класса, выставляю оценки в зависимости от того, кто и сколько дал правильных ответов, предварительно спросив мнение самих учащихся и класса.
Химическая понятийная разминка. 1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n,m≥3).
2. Фотосинтез –процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.
3. Брожение –расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
4. Гидрирование -присоединение водорода.
5. Виноградный сахар –глюкоза.
6. Альдозы –моносахариды с альдегидной группой (глюкоза).
7. Фруктовый сахар –фруктоза.
8. Гибридизация –явление смещения электронных облаков, выравнивание их по форме и энергии.
9. Кетозы –моносахариды с кетогруппой (фруктоза).
10. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
11. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод -углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и не способны подвергаться гидролизу.
12. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием большого числа молекул моносахаридов.
13. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.
14. Бифункциональное соединение –вещество содержащее две функциональные группы ( глюкозы, молочная кислота).
15. Молочная сахар –лактоза.
Задаются дополнительные вопросы, выставляются оценки.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам на выбор решить задачи различной сложности. Работать можно в паре или индивидуально. На каждом столе находится карточка, выберите задание вам по силам. Если возникнут затруднения, поднимите руку, и я окажу вам помощь. На выполнение задания вам отводим не более 5 минут. Затем проводим взаимопроверку и оцениваем друг друга. Тетрадь сдаём мне на проверку.
Карточка Задача 1.(«3») При гидролизе сахарозы образовалось 640г изомерной смеси моносахаридов. Определите массу сахарозы подвергшейся гидролизу(608г).
Задача 2.(«4») Массовая доля, крахмала в картофеле равна 20%. Какую массу глюкозы можно получить из 2 тонн картофеля, если выход продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.(355,5кг)
Задача3.(«5») Вычислите массу целлюлозы и уксусной кислоты необходимой для производства 1 т триацетилцеллюлозы, если выход продукта составляет 80% от теоретического? (703,1кг и 781,25кг).
Учитель.Вы знаете, что на уроках химии мы изучаем те вещества, которые находят практическое применение. Дома вы должны были по желанию подготовить сообщения по практическому применению углеводов. Давайте послушаем их. (Заслушиваем 1,2 сообщения в зависимости от времени).
А сейчас мы проведём тест-опрос по применению углеводов. Я буду задавать вопросы, и приводить три варианта ответов к каждому из них. За каждый правильный ответ, вы получаете производное глюкозы – конфету (карамель). Кто же первым хотел бы попробовать свои силы?(Листы с вариантами ответов предварительно вывешивается на доске).
Вопросы 1) В начале XX века доктора уже знали, что сахар – это « белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов. Как называется один из заменителей сахара?( пинакон, сорбит, глицерин).
2) Как называется заболевание суставов, обусловленное нарушением обмена мочевой кислоты в организме, причиной которого является молочная кислота? (ревматизм, радикулит, подагра).
3) Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови, какого углевода? (глюкозы, фруктозы, галактозы).
4) Как называется соль, которую применяют в медицинской практике при аллергических, кожныхзаболеваниях, лёгочных и носовых кровотечениях, при усиленном выделении кальция из организма? (глюконат кальция, ацетат свинца, глицерат меди).
5) Глюкоза применяется в производстве зеркал и ёлочных украшений. Какой тип химической реакции лежит в основе этого производства? (замещение, окисление, присоединение).
6) Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество? (метанол,этанол, бутанол). Количество заданных вопросов, будет зависеть от оставшегося времени на уроках.
Учитель. Итак, мы подошли к заключительному этапу нашего урока. Теперь, я думаю, вы окончательно устранили многие пробелы по теме.
Рефлексивно – оценочный этап. Теперь я бы хотела узнать ваше отношение к сегодняшнему уроку. У вас на столах находятся жетоны красного, жёлтого и синего цвета. Вы уже знаете, что означают эти цвета. Выберите и поднимите жетон того цвета, который бы означал ваше отношение к уроку
Ø Красный – я узнал много интересной и полезной информации;
Ø Жёлтый –было интересно, но трудно;
Ø Синий – данный урок меня не заинтересовал;
Домашнее задание: Те, учащиеся которые не сдали свои творческие работы, приносят их к следующему уроку и мы подводим итоги конкурса творческих работ по теме: «Углеводы».
Семинар по теме: «Углеводы» в10классе. Выполнила учитель химии и биологии Сидельникова И.М.
Цели:
1. дидактические – обобщение, систематизация, коррекция знаний по теме: «Углеводы»;
2. воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коммуникабельности;
3. развивающие (познавательные)– развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, проявлять творческие способности, мотивировать учебную деятельность.
Форма урока – контрольно – обучающий семинар;
Формы работы:
1) индивидуальная–выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов;
2) парная – решение задач;
3) коллективная– обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий.
Оборудование:план семинара по теме: «Углеводы» на каждую парту(8 шт.); карточки с заданиями(8 шт.); листы с ответами к тесту (6 шт.); сигнальные карточки трёх разных цветов (синий, красный и жёлтый);
Для опыта:изюм, ступка, дистиллированная вода, воронка с фильтром, химический стакан, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, р-р сульфата меди (II), р-р гидроксида натрия.
Ход урока: Учитель. Тема сегодняшнего урока семинар по теме: «Углеводы». Давайте вместе попробуем поставить цели нашего семинара. (Дети формулируют цели, учитель их корректирует).
Вопросы для подготовки к семинару вам были даны заранее, сейчас они лежат перед вами на столах (см. приложение).
Ну что же, начнём работать по намеченному плану. Работаем, как всегда, в темпе, надо успеть проверить и закрепить очень многое.
Вопрос, который нам сейчас предстоит обсудить, касается химического строения глюкозы и двойственности её химических свойств.
Давайте сразу договоримся, что все вы, присутствующие сегодня на семинаре, не должны быть сторонними наблюдателями. Пожалуйста, следите за ответами выступающих, задавайте вопросы, если они у вас возникнут по ходу ответов, исправляйте ошибки, чтобы при уходе с сегодняшнего занятия у вас не осталось никаких пробелов по теме «Углеводы».
Вызываю трёх учеников и предлагаю различные по характеру и трудности задания на выбор.
Задание 1 (на «3») Напишите уравнение реакции спиртового брожения глюкозы. Вычислите, какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при спиртовом брожении 1 моль глюкозы.
Ферменты
(Ответ: С6Н12О6→ 2С2Н5ОН + 2СО2↑)
Этанол V=44,8л
Задание 2 (на «4») Осуществите цепочку превращений. Приведите названия каждой из реакций в цепочке превращений:
Целлюлоза → глюкоза → глюконовая кислота
( Ответ: гидролиз (С6Н10О5)n+ nH2O→ nC6H12O6;
Окисление С6Н12О6 + Аg2O→ C6H12O7+2Ag
Задание 3 (на «5») (экспериментальная задача) Докажите опытным путём с помощью предложенных реактивов, что изюм содержит глюкозу. Проведите соответствующие реакции, отметьте их признаки. Запишите уравнения химических реакций и назовите их продукты.
(Ответ: С6Н12О6 + Сu(OH)2→ C6H12O7+ Cu2O+ H2O)
голубой красный
Дополнительные вопросы: 1) Почему у глюкозы не наблюдается всех химических свойств, характерных для альдегидов? (Ответ: в растворе глюкозы содержится не только альдегидная форма, но и две циклические формы, в которых нет альдегидной группы атомов).
2) В каком гибридном состоянии находится атом углерода альдегидной группы? ( Ответ: Sp2 – гибридизация).
3) При помощи, какой химической реакции можно отличить глюкозу от сахарозы. (Ответ: сахароза не даёт реакцию «серебряного зеркала» потому что не содержит альдегидной группы).
4) Опишите качественную реакцию на крахмал. Что произойдёт, если полученный синий раствор крахмала с йодом нагреть? (Ответ: Крахмал размешать в небольшом количестве воды и добавить в химический стакан с горячей водой. Полученную суспензию хорошо размешать и прилить несколько капель спиртового раствора йода. Наблюдаем образование синее окрашивание раствора. Если смесь нагреть, то окрашивание исчезнет ).
5) Чем, по отношению друг к другу являются все формы глюкозы? (Ответ: изомерами).
Учитель. Пока идёт подготовка к ответам на задания, мы времени зря терять не будем, а вспомним химические понятия, которые вы должны знать по теме «Углеводы». Я называю химическое понятие, а вы даёте ему быстро краткую и чёткую формулировку.
Для химической разминки вызываю трёх учащихся, им даётся по пять терминов каждому по очереди. Если они не отвечают, спрашиваю у остальных учащихся класса, выставляю оценки в зависимости от того, кто и сколько дал правильных ответов, предварительно спросив мнение самих учащихся и класса.
Химическая понятийная разминка. 1. Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих общей формуле Сn(H2O)m, где n,m≥3).
2. Фотосинтез –процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы, и выделяется кислород.
3. Брожение –расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
4. Гидрирование -присоединение водорода.
5. Виноградный сахар –глюкоза.
6. Альдозы –моносахариды с альдегидной группой (глюкоза).
7. Фруктовый сахар –фруктоза.
8. Гибридизация –явление смещения электронных облаков, выравнивание их по форме и энергии.
9. Кетозы –моносахариды с кетогруппой (фруктоза).
10. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
11. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод -углеродных цепях от трёх до шести атомов углерода и не способны подвергаться гидролизу.
12. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием большого числа молекул моносахаридов.
13. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимодействия между молекулами вещества и воды.
14. Бифункциональное соединение –вещество содержащее две функциональные группы ( глюкозы, молочная кислота).
15. Молочная сахар –лактоза.
Задаются дополнительные вопросы, выставляются оценки.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам на выбор решить задачи различной сложности. Работать можно в паре или индивидуально. На каждом столе находится карточка, выберите задание вам по силам. Если возникнут затруднения, поднимите руку, и я окажу вам помощь. На выполнение задания вам отводим не более 5 минут. Затем проводим взаимопроверку и оцениваем друг друга. Тетрадь сдаём мне на проверку.
Карточка Задача 1.(«3») При гидролизе сахарозы образовалось 640г изомерной смеси моносахаридов. Определите массу сахарозы подвергшейся гидролизу(608г).
Задача 2.(«4») Массовая доля, крахмала в картофеле равна 20%. Какую массу глюкозы можно получить из 2 тонн картофеля, если выход продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.(355,5кг)
Задача3.(«5») Вычислите массу целлюлозы и уксусной кислоты необходимой для производства 1 т триацетилцеллюлозы, если выход продукта составляет 80% от теоретического? (703,1кг и 781,25кг).
Учитель.Вы знаете, что на уроках химии мы изучаем те вещества, которые находят практическое применение. Дома вы должны были по желанию подготовить сообщения по практическому применению углеводов. Давайте послушаем их. (Заслушиваем 1,2 сообщения в зависимости от времени).
А сейчас мы проведём тест-опрос по применению углеводов. Я буду задавать вопросы, и приводить три варианта ответов к каждому из них. За каждый правильный ответ, вы получаете производное глюкозы – конфету (карамель). Кто же первым хотел бы попробовать свои силы?(Листы с вариантами ответов предварительно вывешивается на доске).
Вопросы 1) В начале XX века доктора уже знали, что сахар – это « белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов. Как называется один из заменителей сахара?( пинакон, сорбит, глицерин).
2) Как называется заболевание суставов, обусловленное нарушением обмена мочевой кислоты в организме, причиной которого является молочная кислота? (ревматизм, радикулит, подагра).
3) Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови, какого углевода? (глюкозы, фруктозы, галактозы).
4) Как называется соль, которую применяют в медицинской практике при аллергических, кожныхзаболеваниях, лёгочных и носовых кровотечениях, при усиленном выделении кальция из организма? (глюконат кальция, ацетат свинца, глицерат меди).
5) Глюкоза применяется в производстве зеркал и ёлочных украшений. Какой тип химической реакции лежит в основе этого производства? (замещение, окисление, присоединение).
6) Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это вещество? (метанол,этанол, бутанол). Количество заданных вопросов, будет зависеть от оставшегося времени на уроках.
Учитель. Итак, мы подошли к заключительному этапу нашего урока. Теперь, я думаю, вы окончательно устранили многие пробелы по теме.
Рефлексивно – оценочный этап. Теперь я бы хотела узнать ваше отношение к сегодняшнему уроку. У вас на столах находятся жетоны красного, жёлтого и синего цвета. Вы уже знаете, что означают эти цвета. Выберите и поднимите жетон того цвета, который бы означал ваше отношение к уроку
Ø Красный – я узнал много интересной и полезной информации;
Ø Жёлтый –было интересно, но трудно;
Ø Синий – данный урок меня не заинтересовал;
Домашнее задание: Те, учащиеся которые не сдали свои творческие работы, приносят их к следующему уроку и мы подводим итоги конкурса творческих работ по теме: «Углеводы».
25 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»