Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Краткое описание
Представленные коррекционно-развивающие занятия разработаны для дошкольников с задержкой психического развития и специально направлены на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6»)
Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна, высшая квалификационная категория город Прокопьевск Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Одним из важных направлений подготовки детей с задержкой психического развития к школе является развитие у них познавательных процессов, что существенно влияет на качество формирования учебных умений и навыков. Представленные коррекционно-развивающие занятия специально направлены на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Задачи:
· формирование познавательной активности и учебной мотивации; · развитие зрительного и слухового восприятия; · формирование произвольного внимания; · развитие зрительной и слуховой памяти; · формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи; · развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции; · формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, подчиняться словесным указаниям взрослого, умение учитывать в своей работе заданную систему требований); · улучшение психофизического самочувствия детей. Занятия отличаются высокой динамичностью, так как включает интеллектуально-развивающие игры, упражнения и задания, а также целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Особую ценность представляет использование на каждом занятии кинезиологических упражнений, что оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, улучшение психологического и физического здоровья детей. Игровая методика проведения занятий является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Именно обучение в игре и через игру позволяет заинтересовать детей учебным процессом, развивает у них познавательную активность, помогает лучше усвоить любой материал. Использованием большого количества яркого красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. ТЕМА: «До свидания, лето!»
ТЕМА: Это я.
ТЕМА: «Во саду ли, в огороде…»
ТЕМА: «Дары леса».
ТЕМА: «В гостях у лесных жителей».
Используемая литература:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.- Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». М.: «Гном Пресс», 2000. 3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003. 4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М., 1985. 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекс Центр, 1993. 6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.- Санкт-Петербург, Дельта, 1997. 7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейро-психологическая диагностика.- М., 1993. 8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»: «Премьера»: «Аквариум», 1999. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство-Пресс» 2004.
Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна, высшая квалификационная категория город Прокопьевск Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Одним из важных направлений подготовки детей с задержкой психического развития к школе является развитие у них познавательных процессов, что существенно влияет на качество формирования учебных умений и навыков. Представленные коррекционно-развивающие занятия специально направлены на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Задачи:
· формирование познавательной активности и учебной мотивации; · развитие зрительного и слухового восприятия; · формирование произвольного внимания; · развитие зрительной и слуховой памяти; · формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи; · развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции; · формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, подчиняться словесным указаниям взрослого, умение учитывать в своей работе заданную систему требований); · улучшение психофизического самочувствия детей. Занятия отличаются высокой динамичностью, так как включает интеллектуально-развивающие игры, упражнения и задания, а также целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Особую ценность представляет использование на каждом занятии кинезиологических упражнений, что оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, улучшение психологического и физического здоровья детей. Игровая методика проведения занятий является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Именно обучение в игре и через игру позволяет заинтересовать детей учебным процессом, развивает у них познавательную активность, помогает лучше усвоить любой материал. Использованием большого количества яркого красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. ТЕМА: «До свидания, лето!»
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Оборудование |
Релаксация | Мимические упражнения: «Ласковое солнышко» — Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко. Дети имитируют расслабление. Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Дети напрягаются. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз. | |
Зрительная память, произвольное внимание |
Игра «Я фотоаппарат! » Детям предлагается представить себя фотоаппаратом. В течение нескольких секунд они рассматривают сюжетную картинку на тему: «Лето». Затем картинка убирается, а дети перечисляют все, что удалось запомнить. — Какое время года изображено на картине? (Лето.) |
сюжетная картина на тему: «Лето» |
Слухо-моторная координация; слуховая память |
Игра «Зеленый светофор » Дефектолог произносит ряд предложений о разных временах года; дети должны поднять зеленый светофор, когда услышат предложение о лете и повторить его. § Дует морозный ветер. § Дети купаются в реке. § Птицы улетели. § Дети катаются на лыжах. § Дети ходят в лес за ягодами. § Солнышко светит ярко и жарко. § Река покрыта льдом. § Дети загорают. |
зеленые светофорики из картона на каждого ребенка |
Мелкая моторика кистей и пальцев рук |
Пальчиковая гимнастика: « Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка: Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. | |
Аналитико-синтетическая деятельность |
Игра «Собери цветок из частей». Детям предлагается собрать осколочные картинки. | конверты с осколочными картинками с изображением цветов |
Классификация, обобщение |
Игра “Разложи на группы». Детям предлагается разложить картинки на группы и дать название каждой группе. Картинки: роза, астра, гладиолус, пион, ромашка, незабудка, тысячелистник, крапива, подорожник, лопух, колокольчик. Обобщающие понятия: «полевые цветы», «садовые цветы», «травы». |
предметные картинки |
Самоконтроль, произвольность |
Дыхательное упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырять в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. | |
Профилактика нарушений зрения |
Глазодвигательное упражнение. Задание: нарисовать ромашку глазами. | |
Переключение и распределение внимания |
Игра «Найди два одинаковых букета». Детям предлагается два одинаковых букета среди шести предложенных. | рисунок с изображением шести букетов цветов, два из которых одинаковые |
Анализ, сравнение |
Игра «Что общего и чем отличаются?» — Назовите общие и отличительные признаки растений: береза и ромашка. | предметные картинки с изображением березы и ромашки |
Образное мышление; связная речь |
Составление предложений на тему: «Лето». Детям раздаются предметные картинки (солнце, ягоды, цветы, речка, велосипед и др.) и просят составить предложение на летнюю тему. Например: Летом солнце греет жарко. Летом дети купаются в речке. Летом дети ходят в лес за ягодами и др. | предметные картинки |
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия. |
ТЕМА: Это я.
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Оборудование |
Зрительная память, произвольное внимание Обобщение |
Игра «Запомни и назови». Дефектолог по порядку показывает картинки с изображением частей тела человека и просит детей запомнить их последовательность. Картинки меняются несколько раз. В конце дети называют все картинки одним словом «ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА». |
предметные картинки: голова, нога, рука, глаза, ухо, пальцы, колено, нос, губы |
Объем слуховой памяти |
Игра « У куклы есть…» Дети передают по кругу куклу. Первый называет любую часть тела куклы. Второй повторяет слово, сказанное первым ребенком и свое. Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое слово и т. д. |
кукла |
Аналитико-синтетическая деятельность |
Игра «Собери куклу из частей». Детям предлагается собрать осколочные картинки. | конверты с осколочными картинками с изображением куклы |
Классификация, обобщение |
Игра «Четвертый лишний». — Назовите «лишний» предмет и объясните свой выбор. 1) голова, шапка, ладонь, шея; 2) варежки, пальцы, кулак, ухо; 3) нога, стопа, колено, сапоги; 4) глаза, нос, очки, рот. |
4 карточки с предметными картинками |
Профилактика нарушений зрения |
Глазодвигательное упражнение. Задание: нарисовать тело человека глазами. |
|
Зрительно-моторная координация; произвольное запоминание |
Физминутка «Запомни и выполни». Дефектолог показывает несколько движений. Дети запоминают, а затем выполняют эти движения по памяти: 2 наклона влево, 2 наклона вправо, 3 приседания на полной ступне, 5 прыжков на двух ногах. | |
Мелкая моторика |
Игра «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. | |
Пространственные представления, мелкая моторика |
Игра «Ладошки». Детям предлагается обвести карандашом ладошки. В центре правой ладошки нарисовать красный кружок, в центре левой – синий. | листы бумаги, цветные карандаши |
Установление связей и отношений между предметами |
Игра «Подбери картинки». На доске вывешиваются картинки с частями тела. Детям раздаются предметные картинки с изображением различных предметов (пластилин, телевизор, цветы, магнитофон, конфета и др.) — Поставьте свои картинки под той частью тела, к которой они относятся, и объясните свой выбор. | картинки с частями тела: глаз, нос, язык, ухо, рука. Раздаточные картинки: пластилин, мороженое, духи, магнитофон, картина, цветы, телевизор, колокольчик, конфета, ручка |
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия. |
ТЕМА: «Во саду ли, в огороде…»
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Оборудование |
Психогимнастика |
Мимические упражнения: «Семена растений». - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. Повторить расслабление. | |
Зрительное восприятие, концентрация внимания Обобщение | — Сегодня мы отправляемся на дачу к тетушке Алене. Посмотрим, какие растения растут на ее даче, и поможем ей собрать урожай. Игра «Узнай и назови овощи». «Назовите растения, которые вырастила тетушка Алена». — Назовите одним словом эти растения? (Овощи.) |
таблица с контурными и наложенными изображениями овощей |
Объем слуховой памяти | — Давайте поможем собрать тетушке Алене овощи в мешок. Игра «Я положил в мешок». Дефектолог начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок свеклу». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок свеклу и капусту». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. |
мешочек |
Целостность восприятия, мелкая моторика |
Игр. упр. «Дорисуй вторую половину». — Мышка забралась в огород и погрызла несколько овощей. Давайте сделаем их целыми. | |
Восприятие вкуса | — Тетушка Алена очень довольна тем, что вы спасли ей овощи. И за это она вас угостила. А чем, вы должны угадать? Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи. | блюдце с кусочками овощей; повязка для глаз |
Профилактика нарушений зрения |
Глазодвигательное упражнение Задание: нарисовать глазами в воздухе помидор, сначала левым глазом, затем правым. | |
Зрительная память Обобщение |
— Кроме овощей, тетушка Алена выращивает еще и другие плоды. Давайте посмотрим на картинку. Игра «Запомни и назови картинки». Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем разложить в такой же последовательности у себя на столе. — Назовите одним словом эти плоды? (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете? (Апельсин, мандарин, абрикос, виноград, персик, лимон, банан…) | таблица с изображением фруктов набор предметных картинок с изображением фруктов на каждого ребенка |
Слухо-моторная координация |
Физкультминука: «Яблонька». У дороги яблонька стоит. А на ветке яблочко висит. Сильно ветку я потряс – Вот и яблоко у нас. В сладко яблочко вопьюсь. Ах, какой приятный вкус! Дети сопровождают текст движениями. | |
Обобщение, классификация |
Игра «4-й лишний». — На каждой картинке одно растение чем-то отличается от трех других. Назови лишнее растение на каждой картинке и объясни свой выбор. | 4 карточки с изображением овощей, фруктов, ягод |
Анализ, сравнение |
Игра «Что общего и чем отличаются?» Назовите общие и отличительные признаки предметов: яблоко и мяч. | |
Моторная координация |
Упражнение «Ухо-нос». Детям предлагается левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять местами положения рук с точностью до наоборот. | |
Выделение существенных признаков; связная речь |
Составление описательного рассказа о любимом огородном или садовом растении (овощ, фрукт, ягода). «Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о тех растениях, которые она вырастила на даче». План-схема. 1. Что это (овощ, фрукт или ягода)? 2. Где растет? 3. Какой вкус? 4. Какой формы? 5. Какого цвета? 6. Какой на ощупь? 7. Что можно из него приготовить? |
план-схема |
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Оборудование |
Релаксация |
Мимические упражнения: «Дубы, березы». Выставляются картинки. — Какие это деревья? (Дубы, березы.) Вокруг себя повернись и в деревья превратись. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют тонким голосом: «и-и-и-и». |
картинки с изображением дуба и березы |
Образное мышление | Выставляются картинки. — Догадайтесь по этим картинкам, куда мы отправимся сегодня на прогулку? (Мы пойдем в лес.) А как вы догадались? (В лесу растут деревья, кустарники, ягоды, грибы…) Итак, сегодня мы совершим удивительную прогулку по сказочному лесу. | картинки с изображением деревьев, кустарников, лесных ягод, грибов |
Слуховое внимание |
Игра «Хлопни в ладоши». — Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь дерево – хлопни в ладоши. Слова: стол, книга, береза, ромашка, тополь, осина, яблоко, елка, масло, лимон, чайник, клен, дуб, дорога, снег, рябина, липа, черемуха, малина, одуванчик. | |
Целостность восприятия |
Игра «Сложи картинку». Дети должны составить осколочные картинки. Затем назвать дерево, которое они составили, и назвать его части. | конверты с разрезными картинками деревьев |
Наблюдательность |
Игр. упр. «Найди два одинаковых листочка». — Посмотрите внимательно на эту карточку и найдите среди всех нарисованных листьев два одинаковых. | рисунок с изображением шести листьев, из которых два листика одинаковые |
Объем слуховой памяти |
Игра «Я положил в корзинку». — Сейчас мы с вами будем собирать лесные ягоды и складывать их в корзинку. Дети передают по кругу корзинку. Дефектолог начинает игру и говорит: «Я положила в корзину бруснику». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положила в корзину бруснику и землянику». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. |
корзинка |
Психогимнастика | Физминутка. Пантомима «Прогулка по лесу». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. — Мы зашли далеко в лес и заблудились. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно) Закричали все: «Ау!» (Громко) Никто не отзывается, (Печально) Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» — Нашли тропинку, возвращаемся домой. «Ура! Ура!» (Весело) | |
Классификация, обобщение |
Игра «Четвертый лишний». -Назовите лишнюю картинку и объясните свой выбор. Земляника, брусника, голубика, яблоко. Клен, береза, смородина, ель. Осина, шиповник, дуб, рябина. Крыжовник, черемуха, рябина, яблоня. Осина, липа, дуб, сосна. | 5 карточек с изображением деревьев, кустарников, фруктов, ягод |
Мелкая моторика |
Игр. упр. «Листочки». Детям предлагается заштриховать горизонтальными и вертикальными линиями контуры листьев. | листы бумаги с контурным изображением листьев; простые карандаши |
Анализ, сравнение; связная речь |
Игра «Что общего и чем отличаются?» — Назовите общие и отличительные признаки предметов: березы и шиповника. | предметные картинки с изображением березы и шиповника |
Моторная координация |
Упражнение «Ухо-нос». | |
Выделение существенных признаков, связная речь |
Составление описательных рассказов. Дети выбирают картинку с изображением дерева (кустарника) и составляют рассказ- описание с опорой на план. План описания. 1. Что это? 2. Это дерево или куст? 3. Какие части у него есть? 4. Где чаще всего растет? 5. Какую пользу приносит людям? | план-схема |
Итог. Обобщающие вопросы по теме занятия. |
ТЕМА: «В гостях у лесных жителей».
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Оборудование |
Релаксация |
Пантомима «Прогулка по лесу». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. — Мы зашли далеко в лес и заблудились. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу. (Грустно.) Закричали все: «Ау!» (Громко.) Никто не отзывается, (Печально. Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!» — Нашли тропинку, возвращаемся домой. «Ура! Ура!» (Весело.) | |
Выделение существенных признаков Обобщение |
Игра «Кого мы встретили в лесу?» Дети отгадывают загадки. Дефектолог выставляет картинки-отгадки. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (Лиса.) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (Заяц.) Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж.) — Что объединяет этих животных? Как их называют? (Они живут в лесу. Звери. Дикие животные.) |
картинки с изображением зверей |
Зрительное восприятие, концентрация внимания |
Игра «Кто спрятался в кустах?» Дети узнают и называют зверей. F Детям с низким уровнем развития восприятия предлагается карточка с контурными и наложенными изображениями 2-3 животных. | карточки со скрытыми и наложенными изображениями зверей |
Слуховое внимание | Игра «Хлопни в ладоши». — Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову дикое животное – хлопни в ладоши. Слова: воробей, кошка, петух, еж, лиса, синица, медведь, коза, заяц, гусь, белка, волк. | |
Профилактика нарушений зрения |
Глазодвигательное упражнение «Белка». Задание: проследить глазами за тем, как скачет белка с ветки на ветку. | палочка, к концу которой прикреплена фигурка белки |
Вербальное мышление (классификация, обобщение) | Игра «Исключение лишнего». — Назовите лишнее слово и объясните свой выбор. · синица, белка, ворона, снегирь; · волк, собака, коза, кошка; · лошадь, корова, баран, лось; · будка, нора, дупло, берлога. F Дети с низким уровнем развития мышления называют «лишнее» слово на наглядной основе. | |
Моторная координация |
Игра «Зарядка для белочки». Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день, С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам. | |
Зрительная память |
Игра “Угощенье для зверей”. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что на ней изображено. Далее картинка убирается, а детей просят ответить на вопросы: – Назовите угощенье, которое вы видели? – Сколько морковок? — Какого цвета яблоки? Сколько их? F Детям с низким объемом памяти демонстрируется картинка с изображением 3-4 предметов. | сюжетная картинка с изображением: 3-х морковок, 2-х яблок (жёлтого и красного цвета), шишка, грибок |
Анализ, сравнение |
Игра “Что общего и чем отличаются?” — Назовите общие и отличительные признаки. · волк и коза F Дети с низким уровнем мышления повторяют ответы сверстников. | предметные картинки с изображением волка и козы |
Итог. |
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.- Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». М.: «Гном Пресс», 2000. 3. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003. 4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М., 1985. 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекс Центр, 1993. 6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.- Санкт-Петербург, Дельта, 1997. 7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейро-психологическая диагностика.- М., 1993. 8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»: «Премьера»: «Аквариум», 1999. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство-Пресс» 2004.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Специальный педагог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
25 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ