"Волшебница вода"
Краткое описание
Цель: закрепить знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Описание
Цель: закрепить знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Оборудование: полоски цветной бумаги ( голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, одеколон или шампунь, иллюстрации к рассказу, музыка, атрибуты для игры.
Форма работы: экспериментирование, беседа, рассказывание, наглядность.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
— Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
Воспитатель: — Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят? (ответы детей)
Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
— Что можно сказать о форме воды?
— Как доказать что вода не имеет форму?
Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: «Вода жидкая,» может течь
— Как доказать, что вода жидкая?
Предложить перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льётся Вода? Почему?»
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса»
Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона? Вам хорошо знаком вкус Яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6:»Лед – твердая вода»
Предложить детям кусочки льда.
Как доказать что лед вода? Заливаем горячей водой- лед превращается в воду.
Вывод: лед – твердая вода. Комочки снега опускаем в воду. Что произошло?
Снег тает и превращается в воду.
Опыт №7: «Пар -это тоже вода»
Взять термос с кипятком, открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало(стекло).
На стеле появилась вода. Вывод: пар это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры? ( Да) Почему?
Игра: «Где спряталась вода?»
Цель: закрепление знаний о состоянии воды в окружающей среде.
— Посмотрите на картинки и соедините линией изображения, где прячется вода.
Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. ( Показ схемы)
Физминутка
Вы ребята поднимайтесь и в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки Покружиться на месте
Вверх взлетели белой стаей Поднять руки
Легкие пушинки. Покружиться на носках
Чуть затихла злая вьюга Опустить руки, встать прямо
Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу
Заблестели, словно жемчуг,- Встать руки вперед
Все дивятся чуду Развести руки в стороны
Заискрились, засверкали Руками выполняют ножницы
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки Шаги на месте
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
Я вам сейчас расскажу удивительную сказку, послушайте.
«Жил — был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику- попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
— Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
— Эй, Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
— Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
— Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
— Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
— А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
— Давай, — согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
_ Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
— Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А капелька улыбнулась.
— Ты как туда забралась? – спросил Зайка
— Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
— Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
— Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
— Друга своего, Капельку, — ответил заяц.
— Да вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
— Как же так? – удивился зайчик.
— А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
— Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
— Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
Беседа: обсуждение с детьми, куда исчезла Капелька?
Воспитатель: капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
Игра «Тучка и капельки»
Материал: музыка Вивальди «весна», корна тучки, солнца и короны капелек.
Цель: закрепление полученные элементарные знания о круговороте воды в природе, снять напряженность.
Ход игры: выбор солнца с помощью считалки, воспитатель надевает корону тучки, детям короны капелек. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко тнцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх( присевши, капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке( дети возвращаются, солнышко уходит).
Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Оборудование: полоски цветной бумаги ( голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, одеколон или шампунь, иллюстрации к рассказу, музыка, атрибуты для игры.
Форма работы: экспериментирование, беседа, рассказывание, наглядность.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
— Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
Воспитатель: — Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят? (ответы детей)
Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
— Что можно сказать о форме воды?
— Как доказать что вода не имеет форму?
Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: «Вода жидкая,» может течь
— Как доказать, что вода жидкая?
Предложить перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льётся Вода? Почему?»
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса»
Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона? Вам хорошо знаком вкус Яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6:»Лед – твердая вода»
Предложить детям кусочки льда.
Как доказать что лед вода? Заливаем горячей водой- лед превращается в воду.
Вывод: лед – твердая вода. Комочки снега опускаем в воду. Что произошло?
Снег тает и превращается в воду.
Опыт №7: «Пар -это тоже вода»
Взять термос с кипятком, открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало(стекло).
На стеле появилась вода. Вывод: пар это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры? ( Да) Почему?
Игра: «Где спряталась вода?»
Цель: закрепление знаний о состоянии воды в окружающей среде.
— Посмотрите на картинки и соедините линией изображения, где прячется вода.
Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. ( Показ схемы)
Физминутка
Вы ребята поднимайтесь и в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки Покружиться на месте
Вверх взлетели белой стаей Поднять руки
Легкие пушинки. Покружиться на носках
Чуть затихла злая вьюга Опустить руки, встать прямо
Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу
Заблестели, словно жемчуг,- Встать руки вперед
Все дивятся чуду Развести руки в стороны
Заискрились, засверкали Руками выполняют ножницы
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки Шаги на месте
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
Я вам сейчас расскажу удивительную сказку, послушайте.
«Жил — был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику- попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
— Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
— Эй, Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
— Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
— Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
— Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
— А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
— Давай, — согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
_ Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
— Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А капелька улыбнулась.
— Ты как туда забралась? – спросил Зайка
— Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
— Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
— Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
— Друга своего, Капельку, — ответил заяц.
— Да вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
— Как же так? – удивился зайчик.
— А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
— Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
— Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
Беседа: обсуждение с детьми, куда исчезла Капелька?
Воспитатель: капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
Игра «Тучка и капельки»
Материал: музыка Вивальди «весна», корна тучки, солнца и короны капелек.
Цель: закрепление полученные элементарные знания о круговороте воды в природе, снять напряженность.
Ход игры: выбор солнца с помощью считалки, воспитатель надевает корону тучки, детям короны капелек. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко тнцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх( присевши, капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке( дети возвращаются, солнышко уходит).
Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
25 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»