"Природные зоны России"
Методическая разработка нестандартного урока.
Образовательная область Начальные классы. Окружающий мир.
Класс 4
Тип урока обобщающий
Тема «Обобщающий урок-викторина «По природным зонам России»
Цели:
– познавательные обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Природа России», познакомить с экологическими проблемами нашей страны, с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу;
-развивающие: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес и творческую активность;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать взаимопомощь и взаимовыручка в результате совместной деятельности учащихся
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Объясните экологические ситуации:
1.Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразиться на рыбном богатстве водоёма? Для человека?
2. Участились случаи отравления грибами, которые считаются съедобными. Почему так происходит?
3.Почему в районе новостроек больше пыли и тяжелее дышится, чем в других районах города?
4. Нефтеналивной танкер потерпел крушение недалеко от берега. Как это отразится на окружающей природе?
III Работа по теме урока.
Правила проведения викторины:
Викторина может проводиться двумя способами:
-
Между двумя участниками. Остальные учащиеся отвечают и дополняют ответы участников, зарабатывая баллы.
-
Между двумя командами, где участники совещаются перед тем, как дать правильный ответ. Выступления команд поочередное.
На слайде представлены категории вопросов: «Название природной зоны», «Зона арктических пустынь», «Тундра», «Зона лесов», «Зона степей», «Пустыня», «Черноморское побережье и стоимость вопросов от 10 до 50. Стоимость вопроса определяется его сложностью. Отвечающая команда выбирает категорию (тему) и номер вопроса. Можно набрать наибольшее количество баллов, отвечая на сложные вопросы. После выбора вопроса ведущий задает вопрос. За правильный ответ вручают жетон с количеством набранных за ответ очков. Другие участники могут дополнить ответ и тоже получить жетон и 10 баллов. Во время игры учащиеся могут также давать сопутствующую информацию о птицах, тем самым зарабатывать дополнительные баллы для команды.
(При ответах на вопросы категории «Название природной зоны» участники для проверки своего ответа специальной «ручкой» прикасаются к экрану. При ответах на вопросы всех остальных категорий учащиеся прикасаются к выбранному ими ответу. На перевернувшейся табличке появляется слово «ДА» или «НЕТ»)
-
По завершении викторины проводится тест, проверяющий в письменном виде знания учащихся по данной теме.
IV Итог урока
По результатам урока-викторины все участники получают оценку в зависимости от количества полученных баллов.
V Домашнее задание.
«Сильные» ученики получают задание подготовить небольшую презентацию на одну из природных зон. «Слабые» нарисовать рисунок по данной теме. Остальные готовят небольшое сообщение об одном животном или растении природной зоны.
Результаты урока.
В результате проведения данного урока был достигнут воспитательный и образовательный эффект. Учащиеся обобщили, закрепили знания по данной теме, узнали некоторые новые сведения о природных зонах. Совместная деятельность учащихся, их взаимопомощь и взаимовыручка отразилась на достигнутых результатах.
Источники
www.opeclass,ru
http://www.ayda.ru/images/countries/Kazakhstan2.jpg
http://www.pentaxnews.ru/img/photos/21287-medium.jpg
http://www.photographic.com.ua/image/68547.jpg
http://macroid.ru/_data/medium/05/1377.jpg
http://photos.vitebsk.by/data/media/12/kuznechik.jpg
http://img-2006-06.photosight.ru/08/1476760.jpg
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004/07/03/232726.jpg
http://z1.foto.rambler.ru/public/aleksandrledenev/3/IMG_0203_2/IMG_0203_2-web.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3202/ivspoll.0/0_f4e_44a5e28e_XL
http://photo.main.ru/photos/big/2009/05/14/652552.jpg
Самоанализ урока.
Для проведения данного урока была выбрана нестандартная форма проведения для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся, а также для развития умения совместной деятельности учащихся.
Совместная с детьми формулировка целей и задач позволила мотивировать их познавательную активность, а выбранная форма урока обеспечила занятость всех учеников.
Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и учебным возможностям класса.
На уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы работы: коллективная, индивидуальная, на уроке уделялось внимание развитию умения учащихся выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.
В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом. Присутствовали оздоровительные моменты: физкультминутка, минуты релаксации.
Цель урока была достигнута полностью, что подтвердили результаты контрольного тестирования учащихся. Но необходимо больше давать заданий на развития логического мышления на основе уже полученных знаний.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре