Cказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей
Cказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Сказкотерапия с подростками.
Ерсайова Анара Кабдрахимовна, педагог-психолог МБОУ «Красноярская СОШ № 2» с. Красный Яр
― А ты кто?
― Я и сама не знаю.
― Если ты не знаешь, то я тем более.
― Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...
Льюис Кэррол."Алиса в стране чудес"
Подростковый возраст ― это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, ― это самопознание, самовыражение и самоутверждение [5].
Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении ― желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
В подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного и психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.
Подростковый возраст ― это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить: "Кто Я?", "Откуда пришел?" и "Куда Я иду?" В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется установка: "Я не нравлюсь, Я не способен, Я не значу" ― это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится "трудным". На основе отрицательных самопредставлений строится негативное поведение.
История самостановления ― это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь "героя", проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Он сможет выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь на опыт других "героев".
Групповые и индивидуальные занятия с подростками проводятся один раз в неделю по полтора-два часа. Оптимальное количество участников в группе ― 8-12 человек. Исходя из возрастных новообразований, наиболее эффективной будет групповая форма работы.
В сказочном путешествии можно предложить подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.
На первом занятии мы можем узнать, какие же герои отправляются в сказочное путешествие. Для этого можно предложить следующее упражнение.
Упражнение "Сказочная поляна"
Задачи: развитие самоинтереса, творческое самовыражение, развитие рефлексии.
Участники сидят по кругу.
Ведущий: ― Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Именно с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: "Я", "Мой", "У меня"... Например: "Я ― Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард".
После представления всех участников ведущий спрашивает у героев:
― Чье самоописание понравилось больше всего?
― С кем они хотели бы встретиться в Фантазии?
― Что они могли бы дать волшебной стране?
В любой групповой работе важен этап принятия правил, по которым группа будет существовать. В сказкотерапевтической группе с подростками разработка и принятие правил проходит в игровой форме.
Игра "Свиток правил"
Материалы: большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Это могут быть краски для граффити (пульверизаторы для окраски автомобилей), если подростки захотят оформить правила в этом стиле. В этом случае на стены заранее нужно будет прикрепить обои.
Ведущий:
― Жизнь страны Фантазии протекает по определенным правилам. Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый из Вас может установить здесь любые законы, которые покажутся Вам разумными. Какие правила каждый из Вас введет в этой стране?
Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. (10 минут)
― После того, как все путешествующие герои ознакомят нас со своими правилами, необходимо из них составить один список, который будет действовать на территории Фантазии все время, пока продолжается путешествие. Для этого необходимо выделить общие для всех правила и те, которые готовы принять остальные.
Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путешествия.
Обсуждение проходит по следующей схеме:
― Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным?
― Понравилось ли тебе чье-то другое правило?
― С какими правилами ты был совершенно не согласен?
― Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?
На сказкотерапевтических занятиях с подростками мы часто используем зеркало. В древних философских концепциях зеркало ― символ души, удерживающий и хранящий все впечатления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь ("Алиса в зазеркалье") и поэтому оно может быть частью ритуала "перемещения" в сказочную страну или страну Фантазию.
Ведущий: ― Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: "Я хороший друг", "Я красивая", "Я сильный" и др. Это пароль для входа.
Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при "входе" называется новое достоинство.
При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: "Я хороший друг. В пути Я не оставил в беде своих друзей", "Я красивая. Красота помогала мне в общении" и т. д. Это пароль для выхода.
На своем пути наши герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может быть встрече с "Зеркальным оракулом" или с "Волшебными зеркалами троллей".
Упражнение "Зеркальный оракул"
Материалы: зеркала по количеству участников (могут быть разные).
Участники рассаживаются по кругу. На каждом стуле лежит зеркало. Это и есть "Зеркальный оракул".
Ведущий: ― Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Вопросы:
― Кто Я?
― Что Я люблю?
― Что Я не люблю?
― Что Меня пугает?
― Что имеет для Меня большое значение?
― Что Я хочу? " (5 минут)
Затем проводится обсуждение:
― Какой вопрос оказался для вас самым сложным?
― Что отвечал Оракул?
― Какой ответ понравился больше всего?
― Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный оракул?
Упражнение "Волшебные зеркала троллей"
Материалы: два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое ― нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам совершенно волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.
Ведущий: ― Страну Фантазия населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что пришли в голову пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе. (Две минуты на каждого)
Обсуждение проводится по следующим вопросам:
― Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала троллей?
― Какое зеркало понравилось больше?
― Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое?
― Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?
Часто у "трудных" подростков повышена агрессивность и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру.
Игра "Замок героя"
Материалы: скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман.
Ведущий: ― Недавно в стране Фантазии прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на три группы по четыре человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. А теперь очень важный момент ― в процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой.
Через 15 минут группы представляют свои замки.
Вопросы для обсуждения:
― Хватило ли материала?
― Как работала ваша группа?
― Был ли у вас ведущий?
― Как вы понимали друг друга?
― Довольны ли вы результатом?
― Сердился ли кто-то на кого-то?
― От чего зависит успех при такой работе?
Во многих ситуациях подростки воспринимают себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции самооценки можно предложить следующее упражнение.
Упражнение "Ослиная шкура"
Ведущий: ― Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда ― хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него... Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты... Ты один настоящий герой. И не просто герой, а принц или даже король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Одна минута)
― А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Одна минута)
― Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать королем, а другой "ослиной шкурой". Пусть король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии. (Одна-две минуты)
― Теперь пусть "Ослиная шкура" расскажет о своих чувствах.(Одна-две минуты)
― Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу. (Одна-две минуты)
Вопросы для обсуждения:
― Что дает ощущение, что ты "Король"?
― Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
― Какие есть преимущества у "Ослиной шкуры"?
― А какие недостатки?
― Какие преимущества дает равноправие?
― Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты был "Королем"? А "Ослиной шкурой"?
Для того чтобы человеку справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. В упражнении "Сон героя" мы помогаем подросткам разработать свой личный образ будущего.
Упражнение "Сон героя"
Ведущий: ― Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет…(15 секунд)
― Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет…
Где вы живете…
Что вы делаете…(15 секунд)
― Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 секунд)
― Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что Вы увидели о самом себе.
― Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого и т. д. (10 минут)
Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:
― Довольны ли вы увиденным образом будущего?
― Что понравилось больше всего?
― Было ли что-то, что не понравилось?
― Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей