Мастер – класс «Мое отношение к оценке»
Мастер – класс «Мое отношение к оценке» (групповое занятие).
Ерсайова Анара Кабдрахимовна, педагог-психолог МБОУ «Красноярская СОШ № 2» с.Красный Яр
Оборудование: карточки с названиями профессий (по числу детей); кружки с нарисованными «+», «+-«, и «- «, альбомы, цветные карандаши.
1.Ритуал приветствия.
Поздороваться ручками, ножками, носиками.
2. Психологическая разминка.
ИГРА «Оцени другого». Каждый ребенок получает карточку с профессией и должен изобразить ее без слов так, чтобы другие отгадали, что это за профессия. После выступления каждого ученика группа оценивает, насколько хорошо он справился с заданием: поднимает кружок с нарисованными знаками. После упражнения обсуждается , насколько комфортно, легко или сложно было в роли оцениваемого и оценивающего. Делается вывод о том, что оценивать порой сложно и необходимо делать это осторожно, чтобы не задеть чувства другого человека. Кроме того, резюмируется, что оценка – это часть жизни вообще и школьной жизни особенно, мы все время от времени оцениваем друг друга, и это нормально.
3.Основное содержание занятия.
1) Беседа «Мое отношение к оценке». Ведущий беседует с детьми о том, что каждый получает разные оценки: хорошие, плохие, средние. «Конечно, всем хочется получать только высокие отметки, но иногда и низкая отметка может пойти на пользу». Психолог просит детей представить, что однажды они получили плохую оценку, и записать в альбом, какую оценку они считают для себя плохой (поставить цифру). Кроме того, ведущий просит детей написать рядом, какие чувства они испытали бы, получив такую отметку: злость на себя, на учителя, радость, равнодушие, страх, обиду, удивление или какое-нибудь другое. По желанию дети могут поделиться с группой тем, что они написали, и обсудить, какая реакция на плохую оценку наиболее приемлема и эффективна.
2) Сказка «Волчонок Тема».
Однажды в лесу случилось невероятное событие: открыли Лесную школу. И все звери , птицы и даже насекомые отправили своих детей учиться. Школа была очень хорошая: красивая, светлая, просторная. А самое главное – там были замечательные учителя, приехавшие из далеких лесов.
В эту школу ходил и наш герой Волчонок Тема. Теме все здесь нравилось: и парты, и доски, и классы, и даже ручки с тетрадками. Каждый день он с радостью бежал в Лесную школу. Он завел там друзей и подруг: Крота Ваську, Лисичку Невеличку и Белку Стрелку.
Каждый день Волчонок узнавал в школе что-то новое и интересное. Он даже научился клеить самолетики из дубовых листьев и писать лапкой свое имя «Тема». Он с нетерпением ждал дня, когда начнут ставить оценки. Ведь учительница Тигра Прекрасная всегда хвалила его и говорила, что он точно будет получать одни пятерки! А это была заветная мечта Темы.
Так проходили дни за днями, и наконец настал тот момент, когда впервые учительница выставила всем оценки. Волчонок волновался больше всех: он так хотел получить «5», что даже «4» привела бы его в уныние. Он больше всего на свете боялся не справиться и получить плохую оценку. Тема думал, что вся его семья, весь Лес, вся школа считают «4» плохой оценкой.
Так вот, учительница начала впервые объявлять оценки классу. Дошла очередь и до Темы:
- Волчонок Тема, ты получаешь «4»!
- «4», - прошептал Волчонок и сел от удивления на Ежика Мотю. – Не может быть, это какое-то недоразумение!
Теме казалось, что весь класс смотрит на него и смеется. Он думал только о том, что первая оценка в его жизни – «4», а не «5». Когда урок закончился, волчонок вышел из класса и уныло побрел домой, где вся семья ждала его за праздничным столом.
«Не переживай, «4» тоже хорошая оценка, - утешали его по дороге Лисичка и Белка. – Учительница сказала, что ты хорошо потрудился». Но эти слова не утешили Тему. «Не думай об этом, - крикнул хулиганчик Барашек Скрепка. – Главное, что не «2», ведь за «2» все будут ругать и обзывать тебя неумехой, а «4» - это вообще классная оценка!» Но и эти слова не утешили Волчонка. «Мне ничего не нужно, кроме «5», - думал он. – Только она – свет в моем окне!»
«Эй, Темка! – крикнул Лягушонок Муся. – Ты только сразу-то новость родителям не говори, а то они разозлятся. Где это видано, чтобы волки учились на «4»? Это же кошмар! Вы же, как и мы, Лягушки, лучшие в лесу по учебе! Представляю, как тебе плохо, это же настоящая трагедия – получить «4»!
Еще хуже стало Волчонку от этих слов, и в его душе постепенно начал закипать гнев (он же породистый волк из клана «Волчьи Клыки»!). «Это все учительница виновата, - думал он. – Она специально поставила мне такую отметку, ведь Тигры никогда не любили Волков. Или нет, во всем виновата ручка, да, да, именно она меня подвела! Или нет, виноват ветер, этот ужасный ветер сбил меня с толку. Я, я, я…» Волчонок уже не шел по лесу, а бежал, все больше и больше раздувая в себе гнев на всех и вся: «В моих страданиях виноваты все, все!.. Я худший из волчат, я не могу вернуться домой!».
Так он прибежал к своему любимому озеру и лег возле него, закрыв глаза. Неожиданно Тема услышал тонкий голосок: «Не переживай, это всего лишь твоя первая оценка, и она вовсе не означает твоего провала. Все зависит от того, как ты ее воспримешь. Ты можешь обозлиться, обидеться на всех и перестать учиться, начать всем мешать! А можешь направить свой гнев в положительное русло, собрать волю в кулак и начать трудиться. Помни: иногда хорошая оценка, например «5», может помешать ученику, а плохая – «2» или «3» может помочь его учебе!». Волчонок с удивлением открыл глаза и увидел рядом с собой свою бабушку Волчиху Феону. Она знала, где искать своего любимого внука!
- Ну, как, все понял? Не бывает всегда плохих и хороших оценок, они разные в зависимости от нашего отношения к ним! Одну и ту же оценку один зверь будет считать плохой, а другой – хорошей.
- Значит и «4», и «3», и «2» могут быть хорошими оценками, помогающими мне учиться лучше? – прошептал Тема.
- Да, - ответила Феона. – Главное – делать правильные выводы из каждой полученной оценки, и тогда оценки будут расти. А сейчас пойдем домой, все тебя ждут, чтобы поздравить с первой оценкой в твоей жизни!
И они пошли домой, где их ждала дружная семья и вкусный луковый пирог!
После чтения сказки дети отвечают на следующие вопросы: «Почему Волчонок Тема так сильно расстроился из-за «4», «Бывали ли у вас подобные ситуации?» ,«Как вы справлялись с ними?», «Какой совет можно дать волчонку?», «Чему может научить плохая оценка?»
4. Ритуал прощания.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей