Программа факультатива "В семье появился ребёнок"
Краткое описание
Программа факультатива "В семье появился ребёнок" более подробно знакомит учащихся с правилами по уходу за новорождённым ребёнком и требованиями, предъявляемые к посуде, игрушкам, питанию, мебели.
Описание
https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif ГКСОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида г. Коврова” Куликова Ирина Владимировна Учитель СБО Iквалификационной категории
Пояснительная записка.
Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижения такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно – воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы – занятия по социально – бытовой ориентировке. Целью социально – бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, умения и навыков, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. Программа факультатива “В семье появился ребёнок” является составной частью процесса обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными возможностями. В ходе обучения ученицы более подробно познакомятся с правилами по уходу за новорождённым ребёнком и требованиями, предъявляемые к мебели, посуде, игрушкам, питанию. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, желания и стремления заботиться о малыше. Опыт учащихся при сообщении нового материала используется как база для расширения их знаний, совершенствования у них умений и навыков и формирования новых.
Учащиеся должны знать:
1. Правила личной гигиены и санитарно – гигиенические правила, которые необходимо соблюдать в семье до и после появления ребёнка.
2. Возрастные этапы нервно – психического развития детей первого года жизни.
3. Виды и значение закаливания.
4. Причины детского травматизма.
5. Правила купания новорождённого.
6. Значение правильного питания и периодичность кормления ребёнка.
7. Инфекционные, острые кишечные и кожные заболевания и правила ухода за больным ребёнком.
8. Правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка.
9. Санитарно – гигиенические требования к содержанию детской постели, мебели, посуды, игрушек.
10. Способы выведения пятен с детской одежды.
Учащиеся должны уметь:
1. Последовательно одевать и пеленать ребёнка.
2. Купать новорождённого, соблюдая правила.
3. Правильно подбирать питание.
4. Делать массаж.
5. Ухаживать за больным ребёнком.
6. Выполнять медицинские назначения по дому.
Литература.
1. Брошюры “Мамочкина школа”, “Счастливая мама”
2. Ломако Л. Т. “В семье заболел ребенок”, издательство “Беларусь”, Минск 1975 г.
3. Мигалкина И. С. “Здоровье детей. Полная энциклопедия”СПб.: ИД “Весь”, 2002 г.
4. Журнал “Мой ребенок” издательский дом “Бурда”
Пояснительная записка.
Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижения такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно – воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы – занятия по социально – бытовой ориентировке. Целью социально – бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, умения и навыков, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. Программа факультатива “В семье появился ребёнок” является составной частью процесса обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными возможностями. В ходе обучения ученицы более подробно познакомятся с правилами по уходу за новорождённым ребёнком и требованиями, предъявляемые к мебели, посуде, игрушкам, питанию. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, желания и стремления заботиться о малыше. Опыт учащихся при сообщении нового материала используется как база для расширения их знаний, совершенствования у них умений и навыков и формирования новых.
Учащиеся должны знать:
1. Правила личной гигиены и санитарно – гигиенические правила, которые необходимо соблюдать в семье до и после появления ребёнка.
2. Возрастные этапы нервно – психического развития детей первого года жизни.
3. Виды и значение закаливания.
4. Причины детского травматизма.
5. Правила купания новорождённого.
6. Значение правильного питания и периодичность кормления ребёнка.
7. Инфекционные, острые кишечные и кожные заболевания и правила ухода за больным ребёнком.
8. Правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка.
9. Санитарно – гигиенические требования к содержанию детской постели, мебели, посуды, игрушек.
10. Способы выведения пятен с детской одежды.
Учащиеся должны уметь:
1. Последовательно одевать и пеленать ребёнка.
2. Купать новорождённого, соблюдая правила.
3. Правильно подбирать питание.
4. Делать массаж.
5. Ухаживать за больным ребёнком.
6. Выполнять медицинские назначения по дому.
№ |
Название темы |
Кол – во часов |
Содержание |
Оборудова- ние |
Словарь |
1 |
Вводные занятия |
1 |
Знакомство учащихся с темами занятий |
новорождённый | |
2 |
Гигиена девушки |
1 |
Значение гигиены |
Предметы личной гигиены, журнал “Счастливая мама” № 12 2008 год |
Гигиена |
3 |
Советы будущей матери |
1 |
Влияние здорового образа жизни на плод |
брошюры |
Токсикоз, неполноценный |
4 |
Влияние алкоголя и курения на организм беременной женщины и плод |
2 |
Изучение влияния алкоголя и курения на беременную женщину и плод |
Таблица, видеофильм, иллюстрация |
Никотин, цирроз |
5 |
Азы уходы за новорождённым |
2 |
Знакомство с элементарными навыками ухода за ребенком |
Журнал “Счастливая мама” № 11 2008 год с. 12 — 13 |
Опрелости, пеленальный, присыпка |
6 |
Уход за новорождённым. Практическая работа. |
2 |
Совершенствование навыков обработки пупочной ранки, чистки ушей |
Присыпка, детский крем, ватные палочки |
Пупочная ранка |
7 |
Возрастные этапы нервно – психического развития детей первого года жизни |
3 |
Знакомство с этапами развития |
Книга “В семье заболел ребёнок” с. 14 — 15 |
Доношенный, произвольное |
8 |
Правила купания ребёнка |
3 |
Изучение правил купания малыша |
Термометр, пеленка, ванночка, детский шампунь, детское мыло, кувшин, мочалка |
Термометр |
9 |
Купание ребенка. Практическая работа. |
1 |
Закрепление правил купания, регулирование температуры воды. |
Ванночка, горячая и холодная вода. | |
10 |
Одевание и пеленание |
2 |
Знакомство с видами пеленания |
Пеленальный столик, пеленки, подгузники, памперсы |
Памперсы |
11 |
Одевание и пеленание. Практическая работа |
1 |
Пеленание ребенка разными способами |
Распашонки, ползунки, одеяло |
Пинетки |
12 |
Изготовление распашонок и подгузников |
2 |
Складывание подгузников из марли, обработка распашонки с лицевой стороны |
Марля, ситец |
подгузники |
13 |
Выведение пятен с детской одежды |
2 |
Знакомство со способами введения пятен с помощью различных средств |
Нашатырный спирт, мел, соль, лимонный сок |
Нашатырный спирт, перекись водорода, зубной порошок |
14 |
Практическая работа |
2 |
Выведение пятен | ||
15 |
Закаливание детей |
2 |
Изучение способов закаливания, знакомство с понятием “пестрая или кружевная тень” |
Таблица, книга“В семье заболел ребенок” – Ломако Л. Т. стр. 45 – 50 |
Пестрая тень, контрастный душ |
16 |
Массаж и его значение для ребенка |
2 |
Изучение приемов массажа |
Крем, пеленка, кукла |
Растирание |
17 |
Практическая работа |
1 |
Выполнение массажа |
Пеленка, лосьон, крем |
Сдавливание |
18 |
Детский травматизм и его причины |
2 |
Изучение причин детского травматизма и способов их устранения |
Брошюра |
Травма, травматизм |
19 |
Режим дня |
2 |
Режим дня в разные возрастные периоды |
Журнал “Мой ребенок” июль 2007 года |
Режим |
20 |
Правильное питание – основа здоровья ребенка |
3 |
Понятие правильное питание, докорм, прикорм |
Баночки из – под детского питания, коробки от смесей, журнал “Мой ребенок” июль 2007с. 122 – 123 |
Полноценное, докорм, прикорм |
21 |
Уход за больным ребенком, питание и кормление больного ребенка |
3 |
Действие взрослого до прихода врача |
Брошюры,”В семье заболел ребенок”, с. 53 – 70 |
Нательное белье, борная кислота |
22 |
Инфекционные заболевания и пути их распространения |
3 |
Изучение инфекционных заболеваний, сравнение симптомов, путей их распространения |
Ломако Л. Т. “В семье заболел ребенок”, с. 71 – 87 |
Гриб, корь, скарлатина, коклюш, симптомы |
23 |
Острые кишечные заболевания и меры их профилактики |
2 |
Изучение симптомов заболеваний. |
“В семье заболел ребенок” с. 87 – 89, таблица |
Диспепсия, дизентерия |
24 |
Профилактика кожных заболеваний |
2 |
Знакомство с мерами профилактики кожных заболеваний. |
Иллюстрации |
Чесотка, лишай |
25 |
Выполнение медицинских назначений на дому |
3 |
Изучение правил измерения температуры, промывания носа, закапывания лекарств, закладывания глазной мази, правила накладывания компрессов и горчичников |
Градусник, горчичники, глазная мазь, ватные диски |
Компресс |
26 |
Значение потешек, стишков, песенок для развития ребенка первого года жизни |
2 |
Знакомство с потешками и песенками, их применение в режимных моментах |
Тексты, журнал “Мой ребенок”, № 10 2007 год стр. 114 “Бабушкины потешки” |
потешки |
27 |
Какие читать сказки |
2 |
Почему не все сказки можно читать маленькому ребенку, роль сказок в нервно – психическом развитии ребенка |
Книги |
Агрессия |
28 |
Тихие, подвижные и настольные игры |
2 |
Значение разных видов игр для развития умственных и физических способностей ребенка |
Мяч, лото, домино |
Настольные |
29 |
Рисуем пальчиками |
2 |
Развитие творчества с помощью рисования пальчиками |
Краски, бумага | |
30 |
Рисуем пузырьками |
2 |
Развитие творческих способностей |
Краски, бумага, трубочки | |
31 |
Что получится из кляксы |
2 |
Развитие воображения с помощью кляксографии |
Бумага, кисточка | |
32 |
Учимся лепить |
2 |
Развитие мелкой моторики с помощью лепки |
Пластилин, клеенка | |
33 |
Итоговый урок |
1 |
Литература.
1. Брошюры “Мамочкина школа”, “Счастливая мама”
2. Ломако Л. Т. “В семье заболел ребенок”, издательство “Беларусь”, Минск 1975 г.
3. Мигалкина И. С. “Здоровье детей. Полная энциклопедия”СПб.: ИД “Весь”, 2002 г.
4. Журнал “Мой ребенок” издательский дом “Бурда”
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Специальный педагог
Планирование работы, программы
22 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»