Факультативный курс "Лекарственные травы Сибири"
Факультативный курс «Лекарственные травы Сибири»
Пояснительная записка
Факультативные занятия по теме «Лекарственные травы Сибири» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование знаний и умений, способствующих укреплению здоровья воспитанников, развитию навыков заботы о своём здоровье, усвоению здорового образа жизни.
Факультатив призван решать следующие задачи:
- познакомить с лекарственными травами Сибири;
- пополнить знания о полезных свойствах овощей;
- выработать умения заготавливать лекарственные травы;
- научить применять средства народной медицины в необходимых ситуациях
- познакомить воспитанников с народной косметикой;
- формировать нравственные качества, адаптировать к дальнейшей жизни в современном обществе.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма знаний. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано расширять знания и укреплять практические навыки воспитанников.
На занятиях учащиеся знакомятся с лекарственными травами Сибири и правилами их заготовки и применения, расширяют знания о целебных свойствах овощей, их значении для организма человека, получают представление о пользе воздушных и водных процедур, лечении музыкой и звуками, различных видов гимнастики и массажа, учатся использовать резервы своего организма.
На занятиях отводится время для изучения правил приготовления, заготовки, сушки, хранения лекарственных трав, при одном важном
условии – назначает их только врач.
Ближе знакомясь с окружающей природой, её целебными свойствами, воспитанники учатся бережно к ней относиться, вырабатываются качества рачительного и разумного хозяина природы.
В разделах «Целебные свойства ягодных кустарников», «Здоровье на грядке» учащиеся знакомятся с широко распространёнными заболеваниями, учатся оказывать первую помощь, применяя народные средства медицины. Каждый человек может оказаться в непредвиденной ситуации, когда по тем или иным причинам рассчитывать на быструю и квалифицированную медицинскую помощь не приходится. И тогда знания народной медицины помогут учащимся найти оптимальный выход.
Особое внимание на занятиях уделяется профилактике отравлений грибами, ягодами, растениями. Так как большинство случаев отравлений происходит дома, и жертвами являются дети, необходимо научить их придерживаться некоторых общепринятых правил, которые позволят избежать несчастного случая, ведь отравление легче предупредить, чем вылечить.
В разделе народная косметика учащиеся знакомятся со строением и функцией кожи, выполняют практические работы ухода за кожей лица, рук, волосами, применяя лекарственные растения и другие народные косметические средства. Прививаются эстетические навыки, которые помогут детям в любых обстоятельствах выглядеть опрятными, привлекательными, красивыми.
Основными формами и методами обучения являются беседы, экскурсии, практические работы, проведение опытных и исследовательских работ, широкое участие воспитанников в школьных конкурсах, викторинах.
В процессе занятий отводится время для закрепления правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, а также навыков обращения с кипятком при приготовлении отвара, настоя, витаминного чая. Во время выполнения практических заданий учащиеся учатся соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Во время занятий факультатива уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения. Углубляются теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, уроков СБО.
На занятиях ведётся тетрадь, в которую вносится необходимая информация, записываются правила приготовления настоев, отваров, народные методы лечения, которые можно применить в будущей самостоятельной жизни. Результаты годовой работы факультатива (рисунки, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.
Новизна факультативного курса в пропедевтике знаний о лекарственных растениях Сибири. Знания и умения, полученные на факультативном курсе, позволят побудить интерес к формированию потребности в здоровом образе жизни.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений учащимися в повседневной жизни. Изучение учебной программы факультативного курса повышает уровень социальной компетентности воспитанников.
Список литературы
-
Заликина Л. Общий уход. – Медицина, 1982.
-
Полный семейный справочник домашнего доктора Н.Н. Полушкина Рипол. Классик Москва 2007г.
-
С.А.Кабанова «Секреты здоровья» (энциклопедия)
-
И.А.Лившиц «Здоровье рядом»
-
Мурашко В.В. Учебник для подготовки младших медицинских сестёр по уходу за больными. Медицина, 1983.
-
Милич М.В. Ланченко С.Н. Поздняков В.И. Учебное пособие по специальному уходу за больными. – Медицина 1983.
-
Мухина С.А. Тарновская И.И.Общий уход за больными. – Медицина, 1989.
-
Петров В.Д. Врач, больной и здоровье.
-
Перекопская А.Г. Саркисян Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. – Медицина 1972.
-
Полная энциклопедия массажа. Ленинград 2005г.
-
«Попращайтесь с болезнями» Майя Гогулан Санкт-Петербург «Вектор» 2009г.
-
«Лекарственные растения Восточной Сибири» Восточно-Сибирское книжное издательство 1996г.
-
Энциклопедия народной медицины. Изд. «АНС»
и «Олма Пресс» 2004г.
-
Домашняя аптека (справочник) 2001г.
Календарно-тематический план по факультативному курсу «Лекарственные травы Сибири»
2012 2013 учебный год
6класс
№ |
Тема урока |
часы |
дата |
Формы методы |
Общие сведения (2часа)
1. |
Введение. Народная медицина. Состав лекарственных растений. |
1 |
7.09 |
Игра-путешествие |
2. |
Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. |
1 |
14.09 |
Практ. работа |
Лекарственные растения Сибири (3час.)
1. |
Многообразие лекарственных растений Сибири. |
1 |
21.09 |
Рассказ
|
2. |
Лекарственные растения Сибири в Красной книге |
1 |
28.09 |
Беседа |
3. |
Ядовитые растения. |
1 |
5.10 |
Сообщ. уч. |
Целебные свойства ягодных кустарников (7час.)
1. |
Малина |
1 |
12.10 |
Сообщ. уч. |
2. |
Смородина. |
1 |
19.10 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
3. |
Боярышник. |
1 |
26.10 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
4. |
Шиповник |
1 |
9.11 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
5. |
Черёмуха |
1 |
16.11 |
Пригот. реферата |
6. |
Рябина |
1 |
23.11 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
7. |
Облепиха |
1 |
30.11 |
Беседа |
Здоровье на грядке (7час.)
1. |
Разнообразие овощей. Полезные свойства для организма человека. |
2 |
7.12 14.12 |
Викторина Творч. Игра «Я знаток природы» |
2. |
Огурец |
1 |
21.12 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
3. |
Морковь |
1 |
28.12 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
4. |
Чеснок |
1 |
11.01 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
5. |
Свёкла |
1 |
18.01 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
6. |
Редька |
1 |
25.01 |
Сообщ. уч. Практ. Работа |
Народная косметика (5час.)
1. |
Лицо – зеркало души. |
2 |
1.02 8.02 |
Практ. работа |
2. |
Косметика на кухне. |
1 |
15.02 |
Практ. работа |
3. |
Советы для каждого дня. |
2 |
22.02 1.03 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
Интересное о здоровье (4час.)
1. |
Здоровые зубы – здоровый организм |
1 |
15.03 |
Защита рефератов |
2. |
Питание для глаз |
1 |
5.04 |
Беседа Тест |
3. |
Как победить усталость |
1 |
12.04 |
Практич. работа |
4. |
Добрые мысли лучшее лекарство |
1 |
19.04 |
Беседа Ролевые игры |
Оздоровление организма (5час.)
1. |
Фитотерапия и хорошее самочувствие. |
1 |
26.04 |
Беседа |
2. |
Воздушные и водные процедуры. |
1 |
3.05 |
Оформление стенда |
3. |
Баня и здоровье. |
1 |
10.05 |
Соц. опрос |
4. |
Ароматерапия. |
1 |
17.05 |
Беседа |
5. |
Домашние лечебные процедуры. |
1 |
24.05 |
Практ. работа |
Учащиеся должны иметь представление:
- о многообразии лекарственных растений Сибири;
- о сборе и хранении лекарственного растительного сырья;
- о разнообразии методов и приёмов укрепления здоровья человека.
Учащиеся должны знать:
- целебные свойства изученных растений и овощей;
-правила применения народных средств в конкретных ситуациях;
- значение фитотерапии для организма человека;
- лечение лекарственными растениями проводится под наблюдением врача.
- косметические средства для ухода за кожей лица.
Учащиеся должны уметь:
- приготовить настой, отвар, целебный чай;
- применять полученные знания в жизни и практической деятельности;
- использовать народные средства медицины при оказании первой помощи;
-демонстрировать приобретённые навыки.
7 класс
№ |
Тема урока |
часы |
дата |
Формы методы |
Общие сведения (3час.)
1. |
Здоровье без лекарств |
1 |
3.09 |
|
2. |
Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. |
1 |
10.09 |
Практ. работа |
3. |
Сибирская тайга – клад для здоровья человека |
1 |
17.09 |
Сообщ. уч. |
Полезные дикорастущие растения (4час.)
1. |
Берёза |
1 |
24.09 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
2. |
Ель |
1 |
1.10 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
3. |
Сосна, пихта |
1 |
8.10 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
4 |
Кедр |
1 |
15.10 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
Целебные свойства трав (4час.)
1. |
Мята, мелисса |
1 |
22.10 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
2. |
Укроп |
1 |
12.11 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
3. |
Петрушка |
1 |
19.11 |
Сообщ. уч. Практ. Работа |
4. |
Крапива |
1 |
26.11 |
Оформл. рефератов |
Ягоды для здоровья (4час.)
1. |
Брусника |
1 |
3.12 |
Конкурс знатоков |
2. |
Голубика |
1 |
10.12 |
Сообщ. уч. |
3. |
Черника |
1 |
17.12 |
Соц.опрос |
4. |
Толокнянка обыкновенная |
1 |
24.12 |
Беседа школьн. фельдшера |
Здоровье на грядке (5час.)
1. |
Картофель |
2 |
14.01 21.01 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
2. |
Лук |
1 |
28.01 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
3. |
Помидор |
1 |
4.02 |
Оформление плаката |
4. |
Тыква |
1 |
11.02 |
Защита реферата |
Народная косметика (5час.)
1. |
Волосы – наше украшение. |
2 |
18.02 25.02 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
2. |
Уход за руками. |
1 |
4.03 |
Сообщ. уч. Практ. работа |
3. |
Язык - мой друг. |
1 |
11.03 |
|
4. |
Накануне праздника. |
1 |
18.03 |
Мастер-класс |
Интересное о здоровье (4час.)
1. |
Всё о мёде. |
1 |
1.04 |
Беседа |
2. |
Массаж для всех. |
1 |
8.04 |
Практ. работа |
3. |
Помоги себе сам. |
1 |
15.04 |
Практ. работа |
4. |
Поговорим о стрессе. |
1 |
22.04 |
Беседа Практ. работа |
Оздоровление организма (5час.)
1. |
Фитотерапия и её значение. |
1 |
29.04 |
Конкурс |
|
2. |
Профилактика простудных заболеваний. |
1 |
6.05 |
Практ. работа |
|
3. |
Домашние лечебные процедуры. Соколечение. |
1 |
13.05 |
Практ. работа |
|
4. |
Аутогенная тренировка. |
1 |
20.05 |
Практ. работа |
|
5 |
Ваш друг – физкультура. |
1 |
27.05 |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
- о значении фитотерапии для здоровья человека;
- о правилах сбора, сушки и хранении лекарственных растений;
-о значении массажа для сохранения и укрепления здоровья человека;
-о самовоспитании при помощи аутотренинга;
- о пользе и вреде применения народных средств медицины.
Учащиеся должны знать:
- целебные свойства изучаемых растений и овощей;
- применение народных средств при общих симптомах заболеваний;
- приёмы профилактики по предупреждению простудных заболеваний;
Учащиеся должны уметь:
- готовить блюда при уходе за больным;
-выполнять основные домашние лечебные процедуры;
-использовать средства народной медицины в косметических целях;
-применять рекомендации врача в практической деятельности.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»