Внеклассное занятие "Русская берёза - символ Родины моей"
Краткое описание
Цель: Развивать чувства патриотизма и любви к Родине.
Описание
Былина Вера Владимировна, воспитатель
Iквалификационная категория
ГК СОУ СКОШИ VIIIвида г. Коврова
Тема занятия: Русская берёза – символ Родины моей
7 класс
Внеклассное занятие Русская берёза – символ Родины моей
Цель: Развивать чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
— уточнить знания детей о символах России;
— расширить знания учащихся о русской берёзе как символе России;
— развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности;
— воспитывать доброту, отзывчивость.
Оборудование:мультимедийная система, фонограмма, магнитофон, рисунки детей, рассказ М. Бубёнова «Белая берёза».
Ход занятия. Вводная часть занятия:
Воспитатель.Что означает слово Родина? Как называется страна, в которой мы живём?
Учащиеся. Мы живём в России.
Воспитатель.У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими и любят. Назовите символы нашего государства.
Учащиеся.Флаг, герб.
Воспитатель.Ребята, вспомните, когда в школе проходит торжественная линейка, где звучит главная песня России – гимн? Что вы испытываете в тот момент?
Учащиеся.Волнение, гордость.
Воспитатель.Такие же чувства русский человек испытывает, когда видит флаг или герб своей страны. (на экране показать герб, флаг России).
Воспитатель.Сегодня на занятии мы поговорим с вами ещё об одном символе нашей Родины. Готовясь к занятию, мы много о нём читали, рисовали его, смотрели фильмы. Кто догадался, о каком символе пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
Учащиеся.О русской берёзе.
Основная часть занятия:
Воспитатель.Ребята, тема сегодняшнего занятия «Русская берёза – символ Родины моей» (фрагмент клипа на песню «Почему так в России берёзы шумят?»).
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грёз.
Воспитатель. Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. Из берёзовых веток делали банные веники, лучины для освещения изб, из коры берёзы изготавливали берестяную посуду, пили берёзовый сок. Берёза очень выносливое дерево давая много семян она засевает недоступные для других деревьев места. Почками берёзы лечат людей от простуды. Берёзовые дрова дают много тепла. Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — это праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорил: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». Исполняется русский танец «Во поле берёзка стояла». Ты так мила мне (отрывок из песни «Берёзовая роща», сл. М. Пляцковского) До любой росинки, В твоих просторах Дремлет тишина, Берёзовая, русская Россия, Ромашковая, добрая страна. Воспитатель. Русской берёзе посвящали свои лучшие произведения поэты, художники, музыканты. Обратите внимание на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Посмотрите внимательно и скажите, какие чувства у вас вызывает эта картина. Учащиеся. Воспитатель.Да я с вами согласна. Всё это знакомое и такое родное. Сейчас я хотела бы обратить внимание на ваши рисунки, где вы, как художники, постарались показать свою любовь к этому дереву. Каждая нарисованная вами берёза имеет свою особенность. У кого-то берёза получилась весёлая и задорная, у кого-то задумчивая. Получилась целая берёзовая роща, где светит солнце, поют птицы, и на душе становиться хорошо и радостно. Воспитатель.Ребята, послушайте, какие замечательные стихи посвящены этому удивительному русскому дереву. Ты до того березонька красива И в полдень жаркий, и в часы росы. Что без тебя не мыслила Россия, И я не мыслил без твоей красы. (П. Балацкий)
Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос. Поэтому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов)
Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз. И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. (М. Лермонтов)
На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белоствольная берёзка – Символ Родины моей. (Ероха) Воспитатель. О берёзе много написано музыкальных произведений. Послушайте одно из них. (звучит песня «Белая берёза» на слова С. Есенина). Какими словами в песне автор подчёркивает красоту берёзы в зимнюю пору? Учащиеся.Горят снежинки в золотом огне, осыпает ветви будто серебром. Воспитатель.Да, русая берёза хороша в любое время года. Удивительна судьба русской берёзы. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. О Великой Отечественной войне мы знаем из кинофильмов и художественных произведений. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Я хочу вам прочитать отрывок из рассказа М. Бубёнова «Белая берёза». (воспитатель читает отрывок). ……. Среди этого страшного поля, где целый день бушевали огонь и железо, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза _ Стоит! – изумлённо прошептал Андрей, сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильней почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы, русская берёза посреди поля, после страшного боя осталась стоять. Воспитатель.Ребята берёза помогла вселить уверенность в победу в русских солдат. Затихли военные грозы, (Слава из песни «Берёзовые сны». сл. Г. Фере, муз В. Гевиксмана) Свинцовый не цокает град, Но горькие раны берёзы Как память о прошлом хранят. Ласкают их ветры трубя, Никто, никогда их, Россия, Не в силах отнять у тебя. Летела б во мраке планета, И трудно бы людям жилось, Без этого доброго света Исконных, российских берёз. Заключительная часть занятия Звучит песня «Берёзовый сок» на её фоне демонстрируются слайды с изображением берёз. Воспитатель. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно потому, что вечен русский народ, вечна земля русская! Занятие заканчивается песней «Почему так в России берёзы шумят». Литература 1. Каптеров П.Ф. Об общественно-нравственном воспитании детей. – СПб., 2011. – 123с.
Iквалификационная категория
ГК СОУ СКОШИ VIIIвида г. Коврова
Тема занятия: Русская берёза – символ Родины моей
7 класс
Внеклассное занятие Русская берёза – символ Родины моей
Цель: Развивать чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
— уточнить знания детей о символах России;
— расширить знания учащихся о русской берёзе как символе России;
— развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности;
— воспитывать доброту, отзывчивость.
Оборудование:мультимедийная система, фонограмма, магнитофон, рисунки детей, рассказ М. Бубёнова «Белая берёза».
Ход занятия. Вводная часть занятия:
Воспитатель.Что означает слово Родина? Как называется страна, в которой мы живём?
Учащиеся. Мы живём в России.
Воспитатель.У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими и любят. Назовите символы нашего государства.
Учащиеся.Флаг, герб.
Воспитатель.Ребята, вспомните, когда в школе проходит торжественная линейка, где звучит главная песня России – гимн? Что вы испытываете в тот момент?
Учащиеся.Волнение, гордость.
Воспитатель.Такие же чувства русский человек испытывает, когда видит флаг или герб своей страны. (на экране показать герб, флаг России).
Воспитатель.Сегодня на занятии мы поговорим с вами ещё об одном символе нашей Родины. Готовясь к занятию, мы много о нём читали, рисовали его, смотрели фильмы. Кто догадался, о каком символе пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
Учащиеся.О русской берёзе.
Основная часть занятия:
Воспитатель.Ребята, тема сегодняшнего занятия «Русская берёза – символ Родины моей» (фрагмент клипа на песню «Почему так в России берёзы шумят?»).
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грёз.
Воспитатель. Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. Из берёзовых веток делали банные веники, лучины для освещения изб, из коры берёзы изготавливали берестяную посуду, пили берёзовый сок. Берёза очень выносливое дерево давая много семян она засевает недоступные для других деревьев места. Почками берёзы лечат людей от простуды. Берёзовые дрова дают много тепла. Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — это праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорил: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». Исполняется русский танец «Во поле берёзка стояла». Ты так мила мне (отрывок из песни «Берёзовая роща», сл. М. Пляцковского) До любой росинки, В твоих просторах Дремлет тишина, Берёзовая, русская Россия, Ромашковая, добрая страна. Воспитатель. Русской берёзе посвящали свои лучшие произведения поэты, художники, музыканты. Обратите внимание на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Посмотрите внимательно и скажите, какие чувства у вас вызывает эта картина. Учащиеся. Воспитатель.Да я с вами согласна. Всё это знакомое и такое родное. Сейчас я хотела бы обратить внимание на ваши рисунки, где вы, как художники, постарались показать свою любовь к этому дереву. Каждая нарисованная вами берёза имеет свою особенность. У кого-то берёза получилась весёлая и задорная, у кого-то задумчивая. Получилась целая берёзовая роща, где светит солнце, поют птицы, и на душе становиться хорошо и радостно. Воспитатель.Ребята, послушайте, какие замечательные стихи посвящены этому удивительному русскому дереву. Ты до того березонька красива И в полдень жаркий, и в часы росы. Что без тебя не мыслила Россия, И я не мыслил без твоей красы. (П. Балацкий)
Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос. Поэтому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов)
Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз. И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. (М. Лермонтов)
На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белоствольная берёзка – Символ Родины моей. (Ероха) Воспитатель. О берёзе много написано музыкальных произведений. Послушайте одно из них. (звучит песня «Белая берёза» на слова С. Есенина). Какими словами в песне автор подчёркивает красоту берёзы в зимнюю пору? Учащиеся.Горят снежинки в золотом огне, осыпает ветви будто серебром. Воспитатель.Да, русая берёза хороша в любое время года. Удивительна судьба русской берёзы. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. О Великой Отечественной войне мы знаем из кинофильмов и художественных произведений. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Я хочу вам прочитать отрывок из рассказа М. Бубёнова «Белая берёза». (воспитатель читает отрывок). ……. Среди этого страшного поля, где целый день бушевали огонь и железо, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза _ Стоит! – изумлённо прошептал Андрей, сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильней почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы, русская берёза посреди поля, после страшного боя осталась стоять. Воспитатель.Ребята берёза помогла вселить уверенность в победу в русских солдат. Затихли военные грозы, (Слава из песни «Берёзовые сны». сл. Г. Фере, муз В. Гевиксмана) Свинцовый не цокает град, Но горькие раны берёзы Как память о прошлом хранят. Ласкают их ветры трубя, Никто, никогда их, Россия, Не в силах отнять у тебя. Летела б во мраке планета, И трудно бы людям жилось, Без этого доброго света Исконных, российских берёз. Заключительная часть занятия Звучит песня «Берёзовый сок» на её фоне демонстрируются слайды с изображением берёз. Воспитатель. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно потому, что вечен русский народ, вечна земля русская! Занятие заканчивается песней «Почему так в России берёзы шумят». Литература 1. Каптеров П.Ф. Об общественно-нравственном воспитании детей. – СПб., 2011. – 123с.
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Воспитатель
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
21 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»