Занятие "Венецианская маска. Выполнение изделия бумажным налепом в технике "папье-маше""
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Уренгойская Детская художественная школа»
Конспект занятия по предмету
«Прикладному искусству»
«Венецианская маска. Выполнение изделия бумажным налепом в технике «папье-маше»
преподаватель:
Виницина Евгения Анатольевна
пгт. Уренгой
2012 г.
Конспект занятия по предмету: прикладное искусство
Класс: 2 (7 ОП)
Тема занятия: «Венецианская маска. Выполнение изделия бумажным налепом в технике «папье-маше».
Количество учебных часов: 2
Тип занятия: комбинированный
Цели занятия:
1.Обучающая: Формирование умения передачи объёмной формы лица в лепных изделиях.
2.Развивающая: Развитие навыка последовательной работы с различными пластическими материалами (бумага), развитие образного мышления и пространственного видения фантазийного образа, развитие умения чувствовать и определять красоту линий формы и объёма.
3.Воспитательная: Воспитание аккуратности, самостоятельности анализа действий, эстетического чувства, интереса и любви к искусству.
Задачи:
- Ознакомление с историей Венецианского карнавала.
- Побуждение детей к созданию неповторимых образов.
- Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени.
Структура занятия
1.Организационный момент 2 – 3 мин
2.Проверка знаний учащихся 5–7 мин
3.Сообщение темы и цели урока 2 – 3 мин
4. Изложение нового материала 10– 15 мин
5. Инструктаж 5 – 7мин
6.Практическая работа 30– 33мин
6.1 Водный инструктаж (5 – 7мин)
6.2 Выполнение работы и текущий инструктаж (20 – 25 мин)
6.3 Заключительный инструктаж (5 – 8 мин)
7. Уборка рабочих мест 5 – 7 мин
Итого: 80 мин
Ход занятия
-
Организационный момент 2 – 3 мин
Приветствие учащихся, проверка посещаемости и готовности к занятию.
-
Проверка знаний учащихся 7–10 мин
Учитель раздает карточки – задания, на котором разработан кроссворд. На каждый вопрос дается 1 мин.
3.Сообщение темы и цели урока 2 – 3 мин
Тема сегодняшнего занятия «Венецианская маска. Выполнение изделия бумажным налепом в технике «папье-маше».
Ученики открывают рабочие тетради и записывают тему занятия. В ходе занятия не забывают вносить в тетрадь основные сведения.
4.Изложение нового материала 10– 15 мин
«...Под
маской все чины равны,
У маски ни души,
ни званья нет, есть тело,
И если маскою
черты утаены,
То маску с чувств срывают
смело...».
(Лермонтов М.Ю. «Маскарад»).
В класс входят два театральных актера в венецианских нарядах и начинают рассказ об истории возникновения венецианского карнавала. (Грандиозный венецианский карнавал зародился в Венеции. Ещё Доже Витале Фалиеро в 1094 году занёс его в официальные документы). Что происходит во время карнавала. (Безудержная фантазия, беспредельное веселье, безостановочная музыка, бессонные ночи - вот что такое карнавал. В течение всего года в Венеции можно купить карнавальные маски и костюмы, которые на несколько дней изменят вашу внешность, а может быть, и вашу жизнь. Детские мечты, юношеские грезы, устремления зрелого человека, старческие надежды - все-все может исполниться в эти дни. Достаточно лишь надеть маску, забыть о реальности и слиться с карнавальной толпой, над которой витают дух чуда, ощущение праздника и аромат любви).
Актеры демонстрируют свои костюмы, прощаются с учащимися, и уходят.
Давайте вспомним значение понятия «техника Папье-маше»? (Папье-маше - легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги, гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования.)
Для выполнения маски в технике папье-маше лучше всего подходит газетная бумага. Порвите газету на длинные узкие полоски (вдоль строчек), а затем на короткие кусочки. Рваные куски при склеивании дают ровную поверхность, тогда как резаные края более заметны на стыках.
Первый слой бумаги выкладывается на форму без клейстера (чтобы потом отделить бумагу от глины). Чтобы легче было это сделать, необходимо каждый кусочек смочить водой. Первый слой будет мокрой бумагой. Все последующие слои тщательно промазать клейстером, и уложить кусочки слой за слоем. При работе на форме из пластилина бумага не нуждается в смачивании, т.к. она хорошо прилипает к поверхности, т.е. первый слой вы просто укладываете на поверхности формы, подгоняя кусочки друг к другу.
Куски бумаги не должны быть большими, во избежание складок или неплотного прилегания бумаги тщательно разглаживайте каждый слой. Количество слоёв должно быть не менее 5-7. Для прочности в середине слоёв проложите слой марли (лучше бинт), очень аккуратно разгладьте его, чтобы не было складок и воздушных пузырей.
Не сбиться со счёт слоёв проклеенной бумаги поможет чередование слоёв с напечатанным текстом и белой бумаги (поля газеты). Например, нечётные слои – с текстом, чётные - белые. Последний слой очень тщательно промажьте клейстером. Проследите, чтобы не отходили уголки бумаги. Разгладьте все складки. Не снимайте бумагу с формы до полного высыхания. Запаситесь терпением на 3-4 дня (а лучше на неделю) - процесс высыхания зависит от температуры и влажности воздуха в помещении, где вы работаете.
Учитель демонстрирует последовательность изготовления маски.
После того как вы убедитесь, что бумага высохла, отделите её от формы. Пластилиновая форма, в силу своей эластичности, очень легко отделяется от бумаги.
Таким образом, вы получили точную бумажную копию маски. Обрежьте неровные края, удалите оставшееся кусочки глины, подклейте бумагу по необходимости.
Перед росписью маски покроем её поверхность слоем водоэмульсионной краски, которая заменяет грунтовку и выравнивает все шероховатости поверхности, а заодно закрасит газетный текст. Для росписи красок можно использовать гуашевые краски.
Учитель демонстрирует плакаты «Маски Венеции», «Маски народов мира».
Маска должна быть легко узнаваемой, яркой, нарядной, отображать характер героя-персонажа. Не будем раскрашивать маску одним цветом, сделаем её красочной и привлекательной, и в этом нам поможет фантазия и картинка-образец или эскиз. После высыхания краски покроем всю поверхность маски защитным слоем клея ПВА.
5. Инструктаж 5 – 7мин
Руководитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
6. Практическая работа 30– 33мин
6.1 Вводный инструктаж (5 – 7 мин).
Учитель раздает инструкционные карты «Последовательность изготовления основы маски», в которой описана последовательность выполнения венецианской маски.
6.2 Текущий инструктаж (20 – 25 мин)
Учащиеся приступают к самостоятельной практической работе, руководитель наблюдает за работой, следит за выполнением техники безопасности, порядком на рабочих местах.
Предлагаю немного отдохнуть, сделать разминку для пальцев рук.
1, 2, 3, 4, 5
Вышли
пальцы погулять.
Этот пальчик самый
сильный,
Самый толстый и большой.
Этот
пальчик для того,
Чтоб показывать
его.
Этот пальчик самый длинный,
И
стоит он в середине.
Этот пальчик
безымянный,
Он избалованный самый.
А
мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и
удал!
Немного отдохнув, приступаем к выполнению работы.
Если у учащихся возникают вопросы, учитель дает на них исчерпывающие ответы. Разъяснения и инструктаж может вестись в индивидуальном порядке, но если преподаватель видит, что у учащихся возникают затруднения на определенном этапе работы, следует отвлечь их от работы и объяснить операцию всем вместе.
6.3 Заключительный инструктаж (3 – 5 мин)
Занятие подходит к концу, завершаем работу, подводим итог сегодняшнего занятия.
Сегодня на занятии вы начали выполнение изделия бумажным налепом в технике «папье – маше»».
Учитель указывает на успехи и недостатки в работе, оценивает работы учащихся с комментарием.
7. Уборка рабочих мест (5 – 7 мин)
Занятие окончено, убираем рабочие места.
Учащиеся собирают вещи, убирают рабочие места.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
С ув. модератор Юлия Анатольевна