Рабочая программа по географии на 2012-2013 учебный год Образовательная область «Обществознание» Предмет география Класс 6-7 Учитель Патрушева Олеся Владимировна
На заседании ШМО учителей
Руководитель МО
_____________ Речкина Г.А..
Протокол № 2
«21» сентября2012г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УЧ
______________ Казанцева Е.П.
«____»__________ 2012г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 130
______________ Машкина М.А.
«____»____________ 2012г.
Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 130
Рабочая программа по географии
на 2012-2013 учебный год
Образовательная область«Обществознание»
Предметгеография
Класс6-7
Учитель Патрушева Олеся Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования»// Сборник нормативных документов. География / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.; 2. Примерная программа основного общего образования по географиидля 6-10классов, 2004 . 3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013учебный год (Приложение 1 (2) к приказу МОиН РФ от 21.2.2012г. № 23290); 4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404); 5. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997); 6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2012/2013учебном году» от 28.02.2012г. № МД172/03 7. Учебный план МОУ СОШ № 130 на 2012– 2013уч. год; 8. Положение о рабочей учебной программе педагога МОУ СОШ № 130 от 30.03.2011 г.
Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения. В программе предусмотрена возможность для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий. Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом — региональном (материковом) уровне.Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами математики.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
·начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
· начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
· сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
· начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
· создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
· раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
· воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Данная рабочая программа скорректирована в соответствии с требованиями федерального компонента стандарта 2004.и реализуется на базе УМК , который внесен в федеральный перечень учебников. Обоснование выбора УМК:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ № 130, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображенийй поверхности Земли, Строение Земли, Населнение Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Разделы соответствуют программе.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Учебно-методический комплекс
Дидактическое и методическое обеспечение | |||
Программа | Учебник | Методическое и дидактическое обеспечение | Инструментарий по отслеживанию результатов |
1. примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. 2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008. |
.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007. Атлас. География Материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа; издательство ДИК, 2010 |
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: Дрофа, 2007 . В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008. |
6 класс
Введение.
География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Виды изображений поверхности Земли.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.
План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.Условные знаки.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.Строение Земли.
Земные оболочки.Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли.
Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Стихийные природные явления.
Содержание программы
7 класс
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
— изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
— изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации. Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Учащиеся должны знать и уметь: Требования к уровню подготовки учащихся6 классов
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
— форму и размеры Земли;
— полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб, условные знаки карт;
— части внутреннего строения Земли;
— основные формы рельефа;
— части Мирового океана;
— виды вод суши;
— причины изменения погоды;
— типы климатов;
— виды ветров, причины их образования;
— виды движения воды в океане;
— пояса освещенности Земли;
— географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
— различных видов карт;
— горных пород и минералов;
— типов погоды;
— взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
— стороны горизонта на местности (ориентироваться);
— относительную и абсолютную высоту географических объектов по плануместности или географической карте;
— расстояния и направления по плану и карте;
— осадочные и магматические горные породы;
— направление ветра.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся7 классов
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
— географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
— причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
— основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
— связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
— причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
— географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
— давать характеристики материков и океанов;
— характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
— приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
— определять географическое положение природных объектов.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»: — Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
— Нил, Конго, Нигер, Замбези;
— Виктория, Танганьика, Чад;
— Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»: — Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
— Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
— Муррей, Эйр;
— Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»: — Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
— горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
— Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
— Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»: — полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
— Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
— Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
— горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
— Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
— Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
— Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан- Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»: — полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
— моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
— Финский, Ботнический, Персидский заливы;
— проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
— острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
— равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно- Сибирское, Декан;
— горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
— реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
— озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Количество часовВсего 35часов; в неделю 1час.
Распределение учебных часов по разделам курса
и последовательность изучения тем и разделов по примерной программе
Содержательные линии Дидактические единицы | Количество часов по рабочей программе | |
Введение. | 1 | |
I. Раздел. Источники географической информации. | 7 | |
II. Раздел. Природа Земли и человек. | 26 | |
Тема. Земля – планета солнечной системы. | 2 | |
Тема. Земная кора и литосфера. | 5 | |
Тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 7 | |
Тема. Гидросфера – водная оболочка Земли. | 7 | |
Тема. Биосфера. | 2 | |
Тема. Почва как особое природное образование. | 2 | |
Тема. Географическая оболочка Земли. | 2 | |
Итого: | 35 |
Календарно – тематическое планирование по географии.
Начальный курс. 6 класс.
(34 часа)
Кол-во часов | Название темы |
Тема урока | Практические работы | дата |
2 часа | Введение |
Урок 1. Что изучает география? Источники географических знаний. Урок 2. История географических открытий. | ||
5 часов |
Тема 1. Земля как планета. |
Урок 1.1. Планеты солнечной системы. Урок 1.2. Форма, размеры и движение Земли. Урок 1.3. Система географических координат. Урок 1.4. Практикум. Определение географических координат. Урок 1.5. Распределение света и тепла на поверхности Земли. |
Практическая работа №1 (оценочная) Определение географических координат. | |
4 часа |
Тема 2. Способы изображения земной поверхности |
Урок 2.1. Географическая карта. Масштаб карты. Урок 2.2. Виды условных знаков. Урок 2.3. Стороны горизонта. Урок 2.4. Изображение рельефа на плане и карте. |
Практическая работа № 2 (оценочная) Определение направлений и расстояний по карте. Практическая работа (учебно-тренировочная) Определение сторон горизонта с помощью компаса. | |
6 часов |
Тема 3. Литосфера. |
Урок 3.1. Строение Земли. Урок 3.2. Виды горных пород. Урок 3.3. Полезные ископаемые. Урок 3.4. Движения земной коры. Урок 3.5. Выветривание горных пород. Урок 3.6. Рельеф суши и дна океана. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Определение горных пород. Практическая работа № 3 (оценочная) Определение географического положения гор по плану. | |
8 часов |
Тема 4. Атмосфера. |
Урок 4.1. Строение атмосферы. Урок 4.2. Температура воздуха. Урок 4.3. Атмосферное давление. Урок 4.4. Движение воздуха. Урок 4.5. Практикум. Анализ наблюдений за погодой. Урок 4.6. Вода в атмосфере. Урок 4.7. Погода. Урок 4.8. Климат. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Проведение простейших метеонаблюдений. Практическая работа №4 (оценочная) Построение графика месячного хода t0 воздуха и розы ветров. | |
4 часа |
Тема 5. Гидросфера. |
Урок 5.1. Гидросфера и её состав. Урок 5.2. Мировой океан и его части. Урок 5.3. Воды суши. Реки и озёра Урок 5.4. Воды суши. Подземные воды и ледники. |
Практическая работа №5 (оценочная) Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. | |
2 часа |
Тема 6. Биосфера. |
Урок 6.1. Практикум. Разнообразие растительного и животного мира. Урок 6.2. Биосфера и охрана природы. |
Экскурсия. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности. | |
3 часа |
Тема 7. Почва и геосфера. |
Урок 7.1. Почва. Урок 7.2. Природный комплекс. Урок 7.3. Природные зоны. |
Экскурсия. Изучение строения почвы на местности. |
Количество часовВсего 70 часов; в неделю 2 час.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по примерной программе
Раздел |
Кол-во часов по разделам в примерной программе |
Количество часов по рабочей программе |
Корректировка часов |
Обоснование |
Введение |
1 |
1 | ||
Как открывали мир |
2 |
2 | ||
Географическая карта –величайшее творение человечества |
2 |
2 | ||
Земля-уникальная планета Литосфера и рельеф Земли Атмосфера и климат Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Земля-планета людей |
8 |
12 2 5 2 1 1 1 |
4 |
Данный раздел является объемным и основополагающим для понимания составных частей географической оболочки |
Материки и океаны Африка Австралия и Океания Южная Америка Океаны Северная Америка Евразия |
50 |
50 13 5 6 2 7 14 | ||
Земля — наш дом |
3 |
3 | ||
Итого: |
66 |
70 |
Материки и океаны. 7 класс (68 часов)
Кол-вочасов | Название раздела и темы |
Тема урока |
Практические работы | |||
1 час |
Введение. |
Урок 1. История создания и разнообразие карт. |
Практическая работа № 1 (оценочная) Характеристика карт по плану. Работа с картами. | |||
21 час 1 час |
Раздел 1. Планета, на которой мы живём. Тема 1. Мировая суша. |
Урок 1.1. Соотношение суши и океана на Земле. |
_ | |||
6 часов |
Тема 2. Поверхность Земли. |
Урок 1.2. Геологическое время. Урок 1.3. Строение земной коры. Урок 1.4. Теория литосферных плит. Урок 1.5. Литосферные плиты и современный рельеф. Урок 1.6. Платформы и равнины. Урок 1.7. Складчатые пояса и горы. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Составление картосхемы «Литосферные плиты» | |||
4 часа |
Тема 3. Атмосфера. |
Урок 1.8. Пояса планеты. Урок 1.9. Типы воздушных масс. Урок 1.10. Климатические пояса Земли. Урок 1.11. Климатообразующие факторы. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Анализ климатограммам для основных типов климата. | |||
4 часа |
Тема 4. Мировой океан. |
Урок 1.12. Мировой океан и его части. Урок 1.13. Движения вод Мирового океана. Урок 1.14. Органический мир океана. Урок 1.15. Практикум. Особенности отдельных океанов. |
Практическая работа № 2 (оценочная) Комплексная характеристика одного из океанов. | |||
2 часа |
Тема 5. Геосфера. |
Урок 1.16. Географическая оболочка. Природные комплексы. Урок 1.17. Географическая зональность. Высотная поясность. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Анализ схем круговоротов веществ и энергии. | |||
4 часа |
Тема 6. Человек. |
Урок 1.18. Освоение Земли человеком. Урок 1.19. Население Земли. Урок 1.20. Страны мира. Урок 1.21. Охрана природы. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Сопоставление политической карты мира с картой человеческих рас. | |||
46 часов 10 часов |
Раздел 2. Материки планеты Земля. Тема 1. Африка. |
Урок 2.1. История исследования и географическое положение Африки. Урок 2.2. Тектоническое строение и рельеф Африки. Урок 2.3. Климат Африки. Урок 2.4. Внутренние воды Африки. Урок 2.5. Влажные экваториальные и переменно – влажные леса Африки. Урок 2.6. Саванны и редколесья. Пустыни Африки. Урок 2.7. Население материка. Урок 2.8 Северная и Западная Африка. Урок 2.9. Центральная, Восточная и Южная Африка. Урок 2.10. Обобщение знаний по теме «Африка» |
Практическая работа №3 (оценочная) Обозначение на контурной карте географических объектов Африки. | |||
5 часов |
Тема 2. Австралия и Океания. |
Урок 2.11. История открытия и ФГП Австралии. Урок 2.12. Компоненты природы Австралии. Урок 2.13. Особенности природы Австралии. Урок 2.14. Население Австралии. Австралийский союз. Урок 2.15. Океания. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Сравнение ФГП и основных компонентов природы Австралии и Африки. |
| ||
2 часа |
Тема 3. Антарктида. |
Урок 2.16. ФГП и история исследования Антарктиды. Урок 2.17. Своеобразие природы Антарктиды. |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Сравнение природы Арктики и Антарктики. | |||
9 часов |
Тема 4. Южная Америка. |
Урок 2.18… История открытия и исследования Америки. Урок 2.19. Географическое положение материка. Урок 2.20 Геологическое строение и рельеф Южной Америки. Урок 2.21. Климат Южной Америки. Урок 2.22. Внутренние воды материка. Урок 2.23. Разнообразие природы Южной Америки. Урок 2.24. Население материка. Урок 2.25. Регионы Южной Америки. Урок 2.26. Обобщающий урок по теме «Южная Америка». |
Практическая работа №4 (оценочная) Характеристика ФГП материка. Практическая работа №5 (оценочная) Описание по плану одной из рек Южной Америки. | |||
9 часов |
Тема 5. Северная Америка. |
Урок 2.27. Географическое положение Северной Америки Открытие и исследование. Урок 2.28. Геологическое строение и рельеф Северной Америки. Урок 2.29. Климат Сев. Америки Урок 2.30.Гидрография Сев. Америки Урок 2.31. Природные зоны Северной Америки. Урок 2.32. Уникальные природные ландшафты материка. Урок 2.33. Население материка. Урок 2.34. Регионы Сев. Америки. Урок 2.35. Обобщающий урок по теме «Северная Америка». |
Практическая работа №6 (оценочная) Сравнение климата отдельных частей материка. Практическая работа №7 (оценочная) Комплексная характеристика природных зон материка. | |||
11 часов |
Тема 6. Евразия. |
Урок 2.36. Географическое положение и история исследования. Урок 2.37. Геологическое строение и рельеф Евразии. Урок 2.38. Общая характеристика климата Евразии. Урок 2.39. Практикум.Характеристика климатической области по климатограммам. Урок 2.40. Распределение внутренних вод по территории Евразии. Урок 2.41. Разнообразие природы Евразии. Урок 2.42. Население Евразии. Урок 2.43. Политическая карта Европы. Регионы Европы. Урок 2.44. Политическая карта Азии. Юго-Западная и Восточная Азия. Урок 2.45. Южная и Юго-Восточная Азия. Урок 2.46. Обобщающий урок по теме «Евразия». |
Практическая работа (учебно-тренировочная) Сравнение климата Северной Америки и Евразии. Практическая работа №8 (оценочная) Характеристика климатической области по климатограммам. Практическая работа №9 (оценочная) Обозначение на контурной карте внутренних вод Евразии. Практическая работа (учебно-тренировочная) Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке. Практическая работа №10 (оценочная) Комплексная характеристика одной из стран по плану. | |||
1 час |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека. |
Урок 3.1. Практикум. Выявление связей между компонентами в природных комплексах. |
Экскурсия в природу. | |||
В соответствии с областным учебным базисным планом общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2003-2004 уч.год(приложение к приказу ГУОиН от 01.07.04 №01-678) введен раздел по формированию НРК- 7 часов(280 минут) учебного времени.
На основании методических рекомендаций ИДППО(О преподавании географ в образовательных учреждениях Челябинской области в 2004-2005 уч.г.) НРК в курс 7 класса введен дисперсно при изучении отдельных тем курса.
Национально-региональный компонент
Раздел |
Тема урока |
НРК |
Географическая карта-величайшее творение человечества |
Роль, свойства и виды карт. |
Карты Челябинской области |
Атмосфера и климат |
Климатическая карта. Воздушные массы. |
Воздушные массы Челябинской области. |
Евразия |
Географическое положение Евразии |
Географическое положение Челябинской области. |
Особенности природы Евразии. Рельеф. |
Особенности природы Челябинской области. Рельеф. | |
Климатические пояса и области Евразии. |
Климатические пояса и области Челябинской области. | |
Внутренние воды Евразии |
Внутренние воды Челябинской области | |
Взаимодействие природы и общества |
Изменение природы Челябинской области | |
Современная география |
Экскурсия. ТР.пр.р. на местном материале.Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. ТР.пр.р. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. |
Критерии оценивания учащихся
Оценка устного ответа учащихся
Отметка «5»ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка «5»ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2) если правильно выполнил менее половины работы.
Требования к оцениванию тестовых работ Задания группы Арассчитаны на знание учащимися фактического исторического материала. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Задание считается выполненным успешно в том случае, если учащийся зафиксировал вариант только одного правильного ответа. Если учащийся указывает несколько вариантов ответов, один из которых правильный, задание считается невыполненным, поскольку данный ответ показывает недостаточную проработку учащимся учебного материала. Задания части Внаправлены на выявление способностей учащихся соотносить даты и события, выстраивать логические цепочки, давать краткие ответы на поставленные вопросы. Задания этой группы считаются выполненными правильно в том случае, если учащиеся последовательно указывают символы букв или цифр, термины и определения. Ответы группы В оцениваются в 2 балла, если в задании верно указаны более двух элементов ответа. Ответы оцениваются в 1 балл, если правильно указан хотя бы один ответ. Задания части Соцениваются отдельно, что позволяет в процессе проведения тестов выставлять учащимся две оценки. Ответы к этим заданиям должны быть полными и правильными по сути и содержанию. Задание оценивается в 5 баллов, если учащийся выполнил все требования и не допустил грамматических ошибок при письме. Если задание выполнено правильно, но в тексте присутствуют грамматические или лексические ошибки, задание оценивается в 4 балла. Задание оценивается в 3 балла, если ответ изложен частично, допущены грамматические ошибки. Задание оценивается неудовлетворительно, если ответ изложен частично, допущены грамматические ошибки, отсутствует исторический анализ текста. 80% от максимальной суммы балов – оценка «5»;
60-80% -оценка «4»;
40-60% -оценка «3»;
0-40%- оценка «2»
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.
Цель этих работ — помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как но составляется, видят образец составленного плана, проводят повторные действия по образцу, выполненному учителем, т. е. выполняют тренировочную работу с целью выработки определенных умений.
Лишь после они проводят практическую работу по составлению плана местности. При ее выполнении детям приходится самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями и применять приемы работы, усвоенные на уроках.
Или же другой пример. В VII классе ученики при изучении темы «Минеральные ресурсы мира» на уроках под руководством учителя изучают, какие важнейшие полезные ископаемые имеются, где они расположены, как полезные ископаемые связаны с горными породами различного происхождения, знакомятся с условными изображениями ископаемых на карте.
По окончании изучения темы учитель проводит с учащимися практическую работу — предлагает обозначить на контурной карте крупнейшие месторождения угля, нефти и железной руды. Для ее выполнения учащиеся уже имеют необходимый запас конкретных знаний, приобрели путем тренировки умение в чтении и изображении условных обозначений ископаемых на карте. Для выполнения практической работы им необходимо самостоятельно отобрать в тексте учебника крупнейшие месторождения ископаемых, обозначить и подписать их на своей контурной карте.
Круг практических работ при изучении географии весьма обширен и характер их разнообразен.
Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.
Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы по контурной карте, когда учащиеся размещают на ней изученные географические объекты — надписывают крупнейшие реки, обозначают высочайшие горные хребты и величайшие низменности, наносят границы государств и др.
Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике, например определение высоты холма при изучении форм поверхности, проведение различных наблюдений за погодой и их обработка.
Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся. Так, практическая работа по чтению и сопоставлению карт может подвести учащихся к теоретическим выводам о зависимости климата от широты места, особенностей строения рельефа, степени удаленности от океанов.
Таким образом, практические работы проводятся при изучении географии с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой учитель тщательно инструктирует учащихся, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает, каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований.
Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать, и значительные элементы самостоятельности учащихся. Например, при наличии прочных умений и навыков сравнительного чтения различных карт, знания плана географической характеристики территории и понимания взаимосвязей географических явлений, практическая работа по составлению характеристики страны (района) может выполняться как самостоятельная. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся. Но все это, однако, не дает оснований для объединения этих понятий.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, освоение каждого нового вида самостоятельной работы,подготовлено предшествующими занятиями, предусмотреннонарастание трудностей заданий и необходимость проявления учащимися все большей самостоятельности.
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей Руководитель МО _____________ Речкина Г.А.. Протокол № 2 «21» сентября 2012г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УЧ ______________ Казанцева Е.П. «____»__________ 2012г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 130 ______________ Машкина М.А. «____»____________ 2012г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 130
Рабочая программа по географии
на 2012-2013 учебный год
Образовательная область «Обществознание»
Предмет география
Класс 6-7
Учитель Патрушева Олеся Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования»// Сборник нормативных документов. География / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.;
-
Примерная программа основного общего образования по географии для 6-10 классов, 2004 .
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год (Приложение 1 (2) к приказу МОиН РФ от 21.02.2012г. № 23290);
-
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404);
-
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);
-
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2012/2013 учебном году» от 28.02.2012 г. № МД172/03
-
Учебный план МОУ СОШ № 130 на 2012 – 2013 уч. год;
-
Положение о рабочей учебной программе педагога МОУ СОШ № 130 от 30.03.2011 г.
Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения. В программе предусмотрена возможность для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий. Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом - региональном (материковом) уровне. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами математики.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
-
начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
-
начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
-
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
-
начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
-
создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
-
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
-
воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Данная рабочая программа скорректирована в соответствии с требованиями федерального компонента стандарта 2004.и реализуется на базе УМК , который внесен в федеральный перечень учебников.
Обоснование выбора УМК:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ № 130, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображенийй поверхности Земли, Строение Земли, Населнение Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Разделы соответствуют программе.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Учебно-методический комплекс
Дидактическое и методическое обеспечение |
|||
Программа |
Учебник |
Методическое и дидактическое обеспечение |
Инструментарий по отслеживанию результатов |
|
. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007. Атлас. География Материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа; издательство ДИК, 2010 |
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007 . В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008. |
|
Содержание программы
6 класс
Введение.
География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Виды изображений поверхности Земли.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.
План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.Условные знаки.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.Строение Земли.
Земные оболочки.Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли.
Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Стихийные природные явления.
Содержание программы
7 класс
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации. Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Учащиеся должны знать и уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
Учащиеся должны:
-
Называть и показывать:
-
форму и размеры Земли;
-
полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб , условные знаки карт;
-
части внутреннего строения Земли;
-
основные формы рельефа;
-
части Мирового океана;
-
виды вод суши;
-
причины изменения погоды;
-
типы климатов;
-
виды ветров, причины их образования;
-
виды движения воды в океане;
-
пояса освещенности Земли;
-
географические объекты, предусмотренные программой.
-
Приводить примеры:
-
-
различных видов карт;
-
горных пород и минералов;
-
типов погоды;
-
взаимовлияния всех компонентов природы.
-
Определять:
-
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
-
относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
-
расстояния и направления по плану и карте;
-
осадочные и магматические горные породы;
-
направление ветра.
-
Описывать географические объекты.
-
Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
-
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
-
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
-
основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
-
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
-
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
-
географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
-
давать характеристики материков и океанов;
-
характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
-
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
-
определять географическое положение природных объектов.
-
Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
-
Нил, Конго, Нигер, Замбези;
-
Виктория, Танганьика, Чад;
-
Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
-
Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
-
Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
-
Муррей, Эйр;
-
Сидней, Мельбурн, Канберра.
-
Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
-
горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
-
Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
-
Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
-
полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
-
Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
-
Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
-
горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
-
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
-
Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
-
Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан- Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
-
полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
-
моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
-
Финский, Ботнический, Персидский заливы;
-
проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
-
острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
-
равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно- Сибирское, Декан;
-
горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
-
реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
-
озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Распределение учебных часов по разделам курса
и последовательность изучения тем и разделов по примерной программе
Содержательные линии Дидактические единицы |
Количество часов по рабочей программе |
Введение. |
1 |
I. Раздел. Источники географической информации. |
7 |
II. Раздел. Природа Земли и человек. |
26 |
Тема. Земля – планета солнечной системы. |
2 |
Тема. Земная кора и литосфера. |
5 |
Тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. |
7 |
Тема. Гидросфера – водная оболочка Земли. |
7 |
Тема. Биосфера. |
2 |
Тема. Почва как особое природное образование. |
2 |
Тема. Географическая оболочка Земли. |
2 |
Итого: |
35 |
Календарно
– тематическое планирование по географии.
Начальный курс. 6 класс.
(34 часа)
Кол-во |
Название темы |
Тема урока |
Практические работы |
дата |
2 часа |
Введение |
Урок
1. Что изучает география? Источники
географических знаний. |
|
|
5 часов |
Тема
1. |
Урок
1.1. Планеты солнечной системы. |
|
|
4 часа |
Тема
2. |
Урок
2.1. Географическая карта. Масштаб
карты.
|
Практическая
работа № 2 (оценочная) |
|
6 часов |
Тема 3. Литосфера. |
Урок
3.1. Строение Земли. |
|
|
8 часов |
Тема 4. Атмосфера. |
Урок
4.1. Строение атмосферы. Урок 4.2.
Температура воздуха. Урок 4.3. Атмосферное
давление. |
Практическая
работа (учебно-тренировочная) |
|
4 часа |
Тема 5. Гидросфера. |
Урок
5.1. Гидросфера и её состав. |
|
|
2 часа |
Тема
6. |
Урок
6.1. Практикум. Разнообразие растительного
и животного мира. |
Экскурсия. |
|
3 часа |
Тема
7. |
Урок
7.1. Почва. |
Экскурсия. |
|
Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по примерной программе
Раздел |
Кол-во часов по разделам в примерной программе |
Количество часов по рабочей программе |
Корректировка часов |
Обоснование |
Введение |
1 |
1 |
|
|
Как открывали мир |
2 |
2 |
|
|
Географическая карта –величайшее творение человечества |
2 |
2 |
|
|
Земля-уникальная планета Литосфера и рельеф Земли Атмосфера и климат Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Земля-планета людей |
8 |
12 2 5 2 1 1 1 |
4 |
Данный раздел является объемным и основополагающим для понимания составных частей географической оболочки |
Материки и океаны Африка Австралия и Океания Южная Америка Океаны Северная Америка Евразия |
50 |
50 13 5 6 2 7 14 |
|
|
Земля - наш дом |
3 |
3 |
|
|
Итого: |
66 |
70 |
|
|
Календарно
– тематическое планирование по географии.
Материки и океаны. 7 класс (68 часов)
Кол-вочасов |
Название раздела и темы |
Тема урока |
Практические работы |
||
1 час |
Введение. |
Урок 1. История создания и разнообразие карт. |
Практическая работа № 1 (оценочная) Характеристика карт по плану. Работа с картами. |
|
|
21 час
|
Раздел
1. Планета, на которой мы живём. |
Урок 1.1. Соотношение суши и океана на Земле. |
_ |
|
|
6 часов |
Тема 2. Поверхность Земли. |
Урок
1.2. Геологическое время. |
Практическая
работа |
|
|
4 часа |
Тема 3. Атмосфера. |
Урок
1.8. Пояса планеты. |
Практическая
работа |
|
|
4 часа |
Тема
4. |
Урок
1.12. Мировой океан и его части. |
|
|
|
2 часа |
Тема
5. |
Урок
1.16. Географическая оболочка. Природные
комплексы. |
Практическая
работа |
|
|
4 часа |
Тема 6. Человек. |
Урок
1.18. Освоение Земли человеком. |
Практическая
работа |
|
|
46 часов 10 часов |
Раздел
2. Тема 1. Африка. |
Урок
2.1. История исследования и географическое
положение Африки. |
Практическая
работа №3 (оценочная)
|
|
|
5 часов |
Тема
2. |
Урок
2.11. История открытия и ФГП Австралии. |
Практическая
работа |
|
|
2 часа |
Тема
3. |
Урок
2.16. ФГП и история исследования
Антарктиды. |
Практическая
работа |
|
|
9 часов |
Тема
4. |
Урок
2.18. . История открытия и исследования
Америки. |
|
|
|
9 |
Тема
5. |
Урок
2.27. Географическое положение Северной
Америки Открытие и исследование. |
Практическая
работа №6 (оценочная) |
|
|
11 |
Тема
6. |
Урок
2.36. Географическое положение и история
исследования.
|
|
|
|
1 час |
Раздел
3. |
Урок 3.1. Практикум. Выявление связей между компонентами в природных комплексах. |
Экскурсия в природу. |
|
В соответствии с областным учебным базисным планом общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2003-2004 уч.год(приложение к приказу ГУОиН от 01.07.04 №01-678) введен раздел по формированию НРК- 7 часов(280 минут) учебного времени.
На основании методических рекомендаций ИДППО(О преподавании географ в образовательных учреждениях Челябинской области в 2004-2005 уч.г.) НРК в курс 7 класса введен дисперсно при изучении отдельных тем курса.
Национально-региональный компонент
Раздел |
Тема урока |
НРК |
Географическая карта-величайшее творение человечества |
Роль, свойства и виды карт. |
Карты Челябинской области |
Атмосфера и климат |
Климатическая карта. Воздушные массы. |
Воздушные массы Челябинской области. |
Евразия |
Географическое положение Евразии |
Географическое положение Челябинской области. |
|
Особенности природы Евразии. Рельеф. |
Особенности природы Челябинской области. Рельеф. |
|
Климатические пояса и области Евразии. |
Климатические пояса и области Челябинской области. |
|
Внутренние воды Евразии |
Внутренние воды Челябинской области |
|
Взаимодействие природы и общества |
Изменение природы Челябинской области |
|
Современная география |
Экскурсия. ТР.пр.р. на местном материале.Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. ТР.пр.р. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. |
Критерии оценивания учащихся
Оценка устного ответа учащихся
Отметка
"5" ставится в случае:
1.
Знания, понимания, глубины усвоения
обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные
положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать,
делать выводы, устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие ошибок и
недочётов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устранение
отдельных неточностей с помощью
дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
Отметка
"4":
1. Знание всего
изученного программного материала.
2.
Умений выделять главные положения в
изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и
недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил
культуры устной речи.
Отметка "3"
(уровень представлений, сочетающихся
с элементами научных понятий):
1. Знание
и усвоение материала на уровне минимальных
требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи
преподавателя.
2. Умение работать на
уровне воспроизведения, затруднения
при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких
негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение
основных правил культуры устной речи.
Отметка
"2":
1. Знание и усвоение
материала на уровне ниже минимальных
требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне
воспроизведения, затруднения при ответах
на стандартные вопросы.
3. Наличие
нескольких грубых ошибок, большого
числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное
несоблюдение основных правил культуры
устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка
"5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и
недочетов;
2) допустил не более одного
недочета.
Отметка "4"
ставится, если ученик выполнил работу
полностью, но допустил в ней:
1) не
более одной негрубой ошибки и одного
недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если
ученик правильно выполнил не менее 2/3
работы или допустил:
1) не более двух
грубых ошибок;
2) или не более одной
грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;
3) или не более двух-трех
негрубых ошибок;
4) или одной негрубой
ошибки и трех недочетов;
5) или при
отсутствии ошибок, но при наличии
четырех-пяти недочетов.
Отметка
"2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов
превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка "3";
2) если
правильно выполнил менее половины
работы.
Требования к оцениванию тестовых работ
Задания группы А рассчитаны на знание учащимися фактического исторического материала. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Задание считается выполненным успешно в том случае, если учащийся зафиксировал вариант только одного правильного ответа. Если учащийся указывает несколько вариантов ответов, один из которых правильный, задание считается невыполненным, поскольку данный ответ показывает недостаточную проработку учащимся учебного материала.
Задания части В направлены на выявление способностей учащихся соотносить даты и события, выстраивать логические цепочки, давать краткие ответы на поставленные вопросы. Задания этой группы считаются выполненными правильно в том случае, если учащиеся последовательно указывают символы букв или цифр, термины и определения. Ответы группы В оцениваются в 2 балла, если в задании верно указаны более двух элементов ответа. Ответы оцениваются в 1 балл, если правильно указан хотя бы один ответ.
Задания части С оцениваются отдельно, что позволяет в процессе проведения тестов выставлять учащимся две оценки. Ответы к этим заданиям должны быть полными и правильными по сути и содержанию. Задание оценивается в 5 баллов, если учащийся выполнил все требования и не допустил грамматических ошибок при письме. Если задание выполнено правильно, но в тексте присутствуют грамматические или лексические ошибки, задание оценивается в 4 балла. Задание оценивается в 3 балла, если ответ изложен частично, допущены грамматические ошибки. Задание оценивается неудовлетворительно, если ответ изложен частично, допущены грамматические ошибки, отсутствует исторический анализ текста.
80% от максимальной суммы балов – оценка «5»;
60-80% -оценка «4»;
40-60% -оценка «3»;
0-40%- оценка «2»
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.
Цель этих работ — помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как но составляется, видят образец составленного плана, проводят повторные действия по образцу, выполненному учителем, т. е. выполняют тренировочную работу с целью выработки определенных умений.
Лишь после они проводят практическую работу по составлению плана местности. При ее выполнении детям приходится самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями и применять приемы работы, усвоенные на уроках.
Или же другой пример. В VII классе ученики при изучении темы «Минеральные ресурсы мира» на уроках под руководством учителя изучают, какие важнейшие полезные ископаемые имеются , где они расположены, как полезные ископаемые связаны с горными породами различного происхождения, знакомятся с условными изображениями ископаемых на карте.
По окончании изучения темы учитель проводит с учащимися практическую работу — предлагает обозначить на контурной карте крупнейшие месторождения угля, нефти и железной руды. Для ее выполнения учащиеся уже имеют необходимый запас конкретных знаний, приобрели путем тренировки умение в чтении и изображении условных обозначений ископаемых на карте. Для выполнения практической работы им необходимо самостоятельно отобрать в тексте учебника крупнейшие месторождения ископаемых, обозначить и подписать их на своей контурной карте.
Круг практических работ при изучении географии весьма обширен и характер их разнообразен.
Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.
Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы по контурной карте, когда учащиеся размещают на ней изученные географические объекты — надписывают крупнейшие реки, обозначают высочайшие горные хребты и величайшие низменности, наносят границы государств и др.
Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике, например определение высоты холма при изучении форм поверхности, проведение различных наблюдений за погодой и их обработка.
Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся. Так, практическая работа по чтению и сопоставлению карт может подвести учащихся к теоретическим выводам о зависимости климата от широты места, особенностей строения рельефа, степени удаленности от океанов.
Таким образом, практические работы проводятся при изучении географии с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой учитель тщательно инструктирует учащихся, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает, каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований.
Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать, и значительные элементы самостоятельности учащихся. Например, при наличии прочных умений и навыков сравнительного чтения различных карт, знания плана географической характеристики территории и понимания взаимосвязей географических явлений, практическая работа по составлению характеристики страны (района) может выполняться как самостоятельная. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся. Но все это, однако, не дает оснований для объединения этих понятий.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, освоение каждого нового вида самостоятельной работы, подготовлено предшествующими занятиями, предусмотренно нарастание трудностей заданий и необходимость проявления учащимися все большей самостоятельности.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»