В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Сера, ее физические и химические свойства.

Сера, ее физические и химические свойства.

Светлана Овчинникова
Тип материала: Урок
просмотров: 6927 комментариев: 1
Краткое описание
•    Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы некоторых соединений серы.
•    Химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.
•    Закрепить навыки работы с помощью тренажера
Описание


Овчинникова

Светлана Михайловна

высшая квалификационная категория

с. Обшаровка Приволжский район  Самарская область

ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка

Химия

Габриелян О.С.

Сера, ее физические и химические свойства.

9 класс

40 мин

презентация, химический тренажер
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент
Приветствие учащихся, отмечает присутствующих учеников
1
2 Актуализация знаний Актуализация и целеполагание.

2
3 Фронтальный опрос На основании положения в ПС Д.И. Менделеева рассматривают строение атома.
1.Осуществляет фронтальный опрос
2.Контролирует деятельность учащихся
3.Организует взаимопомощь среди учащихся
4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод

Записывают строение атома кислорода, серы и селена.

5
4 Изучение нового материала Презентация учителя (приложение 2) Использование ЭОР 1.Взаимодействие серы с натрием

2.Взаимодействиесерыс медью

3.Горениесерыв кислороде

Демонстрирует модули с ЭОР, параллельно рассматривает физические и химические свойства серы Учащиеся самостоятельно записывают уравнения химических свойств серы в свете ОВР.

15
5 Выполнение лабораторной работы Презентация учителя (приложение 2) 1. Контролирует деятельность учащихся
3. Организует взаимопомощь среди учащихся
4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод

Учащиеся самостоятельно записывают свои наблюдения и выводы.
7
6 Самостоятельная работа с учебником и ЭОР 1. Применение серы и ее соединений

2. Химические свойства серы и ее применение


.
Направляет учащихся самостоятельно вести поиск информации Находят информацию о применение серы 3
7 Домашнее задание
1.Текст учебника
№ 21, упр.№ 1,3,4

Тесты по теме «Сера и её соединения» (вариатив)


Делает комментарий к выполнению домашней работы Записывают домашнее задание 2
8 Выставление оценок Выставляет оценки в журнал Выставляют оценки в дневник Высказывают свои мнения 2
9 Закрепление. Тренажер «Химические свойства серы» Контролирует деятельность учащихся
Выполняют тренажер 7
10 Рефлексия Благодарит за работу и выясняет отношение к изученному материалу Высказывают свои мнения 1


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Копия Речь.doc Скачать

учитель химии высшей категории

Овчинникова С.М.

МОУ Обшаровская СОШ № 2

Цель урока: Дать общую характеристику халькогенов. Охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простых веществ, а следовательно, и аллотропию ее, а также в форме некоторых соединений серы.

Сегодня на уроке мы должны:

  1. Повторить и закрепить положение элементов, строение их атомов на основании их положения в Периодической Системе Д.И. Менделеева.

  2. Познакомиться с месторождениями и соединениями серы. Более полно изучить физические и химические свойства её.

  3. Закрепить навыки окислительно-восстановительных процессов и совершенствовать свои знания в умении делать выводы. Т.е. вы будете думать, решать, обобщать, поэтому пытайтесь, осмеливайтесь делать то, чего ещё никто не пытался делать до вас.

А для этого мы с вами немного повторим.

Назовите мне, пожалуйста, современную формулировку Периодического закона.

А каков же физический смысл закона?

Как изменяются неметаллические свойства в главных подгруппах сверху вниз?

Слайд 1. Периодическая система Д.И.М.

Итак, VI группа, главная подгруппа. Давайте дадим характеристику и сравним строения атомов этих элементов на основании положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Что общего можно выделить в строении атома этих элементов?

Как вы догадались, сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных химических элементов, соединения которого известны с глубокой древности.

В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ.

В жизни современного человека, соединения этого элемента играют заметную роль, что нашло отражение в художественной литературе.

Тема нашего урока «Сера и ее свойства»

Слайд №2. Сера и ее свойства.

Свойства серы можно прогнозировать по положению химического элемента.

Слайд №3. Сера в П.С.

Мы выяснили, сера в П.С., находясь в одной подгруппе с О имеет сходное с ним строение внешнего электронного слоя.

Попытаемся узнать, какова же внутренняя структура кристаллической S.

Слайд № 4. Молекулы серы.

Оказывается, что каждый атом S соединяется с 2 другими, а 8 атомов S замыкаясь в кольцо, образуют молекулу S8.

Физические свойства серы.

Исследуем основные физические свойства S;

Опыт №1.

Прочные на вид кристаллы легко разламываются.

Опыт №2.

Хотя р S больше р воды, сера в воде не тонет, разгадка- в несмачиваемости S. Она хорошо растворима в органических растворителях и практически и практически нерастворима в воде.

Опыт №3.

Удивительно необычные свойства проявляет сера при плавлении.

Сначала разрушаются кристаллы, изменяется цвет вещества, при t=1120С S превращается в легко подвижную жидкость, при дальнейшем нагревании, жидкость начинает терять подвижность.

Слайд № 5. Цепочки.

Кристаллы S построены из 8-членных молекул, при t выше 150 кольцевые молекулы рвутся, отдельные цепочки соединяются друг с другом в цепи.

При 250 0 C длина цепей максимальна.

Вязкость серы постоянно повышается, что она не выливается из сосуда, но если продолжить нагревание, цепи рвутся и S опять становится жидкой.

Постараемся этот расплав быстро охладить и вылить его в стакан с водой.

Слайд № 6. сера-пластическая.

И вновь неожиданность, получилось вещество по свойствам не похожее на серу. Это аллотропная модификация серы –пластическая сера,

Слайд № 7. График.

но пластическая сера неустойчива и она опять через некоторое время превращается в кристаллическую.

Так вы убедились, что свойства серы связаны с ее строением.

Химические свойства серы.

Слайд № 8.

Строение атома серы доказывает, что она может отдавать или принимать электроны, играя роль восстановителя или окислителя.

Рисунок.

Реакции при которых атом серы принимает электроны, это взаимодействие серы с металлами.

Обычно они идут с выделением тепла и света.

Опыт.

Бурно соединяется сера с натрием.

Опыт.

Обратите внимание на условия реакции взаимодействия S с медью.

Каковы признаки этой реакции.?

Соединения которые образуются при взаимодействии S с металлами называются - сульфиды.

Слайд № 9. Ртуть.

Эта капля ртути принесет нам новую неожиданность, взаимодействие S с Hg проходят при обычных условиях.

Так можно связать в химическое соединение случайно пролитую Hg. Этот процесс лежит в основе удаления в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например, из разбитого термометра и называется - Демеркуризацией.

В этих реакциях мы наблюдаем окислительные свойства серы, а в каких же случаях сера ведет себя как восстановитель.

Сера сгорает в кислороде с образованием

оксида серы ( IV), взаимодействует с F с образованием фторида серы.

Вывод.

Сера при химических реакциях может быть и окислителем и восстановителем, как ярко выраженный типичный неметалл.

А в каком же виде сера встречается в природе?

Слайд № 10. Сера самородная.

Она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений.

В фантастическом романе В.А. Обручева «Плутония» об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью, читаем: «…За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками.

В желтых налетах нетрудно было узнать самородную серу в виде мелких и крупных кристаллов сидевших в пустотах лавы или покрывавших ее поверхность нетолстым слоем».

-У вас на столах образцы разных минералов, найдите среди них серу.

-Помог ли вам только что зачитанный отрывок?.

-По каким признакам вы ее узнали.?

Слайд № 11. Таблица минералов.

Еще чаще сера встречается в виде соединений.

Слайд № 12 . Пирит.

Среди них большое значение имеет минерал –пирит.

Пирит -огненный камень, и именно в этой роли он был известен еще на заре человечества.

Кусок пирита выполнял функцию огнива.

Этот достаточно распространенный минерал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.

Мы сегодня с вами познакомились со строением атома серы, с ее аллотропными модификациями, и напрашивается вопрос

А зачем, с какой целью мы это изучаем?

  • Чтобы узнать о применении серы в настоящее время.

  • Какие области применения серы вам известны?

  • Кто может назвать?

  • Откройте учебник стр._____ абзац _____________

Дополните!

«В полночный час с горящего вулкана возьми немного серы, смерть дарящей, и мелкий порошок её смешав с составом чудотворным, для ран бальзам получишь, краски для картин, а дымом едким нечисть всю убьешь…» -, так писал античный поэт Лукреций Кар об удивительном веществе сере.

Шло время, эти жёлтые кристаллы находили всё новые и новые области применения.

Слад № 13. Области применения.

Их используют для чернения оружия и изготовления пороха. Тысячелетия жизнь людей связана с серой. И каждый из нас связан с этим обычным и необычным веществом – серой.

Д/з §21 стр. 96-99. Задание 1 и 5 для всех, 3 – кто увлекается химией.

Я обращаю ваше внимание, на дополнительную литературу по данной теме.

1-ая книга для чтения по химии расскажет об атомах S. Стр.____

2-ая книга «Химия жизни».

В этой книге вы прочитаете о влиянии S на наш организм, потому что она входит в состав белков, и эта книга вам поможет более полно раскрыть функцию белков на уроках биологии. Стр. _______.

У нас осталось с вами время, и мне хотелось бы знать степень усвоения данного материала.

Тесты

Всего вам доброго!



Сера,её физические и химические свойства. Овчинникова С.М..doc Скачать


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сера, ее физические и химические свойства.


ФИО (полностью)

Овчинникова Светлана Михайловна

Место работы

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Обшаровка Приволжского района Самарской области

Должность

Учитель высшей категории

Предмет

Химия

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Неметаллы. № 31

Базовый учебник

Габриелян О.С. М.,Дрофа, 2004 г.



Цель урока:

  • Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы некоторых соединений серы.

  • Химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.

  • Закрепить навыки работы с помощью тренажера

Задачи:

- обучающие

  1. Рассмотреть строение атома серы согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации серы.

  2. Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.

  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

-развивающие

  1. Развивать память и внимание учащихся.

  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.

  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

-воспитательные

  1. Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Тип урока Комбинированный. Урок изучения нового материала

Формы работы учащихся

  • Индивидуальная

  • работа в парах;

  • самостоятельная работа с текстом учебника и ЭОР;

  • сотрудничество с учителем

  • прохождение тренажера.

Необходимое техническое оборудование

ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, Коллекция «Минералы», образец серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент






Приветствие учащихся, отмечает присутствующих учеников


1

2

Актуализация знаний


Актуализация и целеполагание.


2

3

Фронтальный опрос


На основании положения в ПС Д.И. Менделеева рассматривают строение атома.



1.Осуществляет фронтальный опрос

2.Контролирует деятельность учащихся

3.Организует взаимопомощь среди учащихся

4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод


Записывают строение атома кислорода, серы и селена.


5

4


Изучение нового материала

Презентация учителя (приложение 2)

Использование ЭОР

1. Взаимодействие серы с натрием


2.Взаимодействие серы с медью


3.Горение серы в кислороде


Демонстрирует модули с ЭОР, параллельно рассматривает физические и химические свойства серы

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения химических свойств серы в свете ОВР.


15

5

Выполнение лабораторной работы

Презентация учителя (приложение 2)

1. Контролирует деятельность учащихся

3. Организует взаимопомощь среди учащихся

4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод


Учащиеся самостоятельно записывают свои наблюдения и выводы.


7

6

Самостоятельная работа с учебником и ЭОР

1. Применение серы и ее соединений



2. Химические свойства серы и ее применение


.

Направляет учащихся самостоятельно

вести поиск информации

Находят информацию о применение серы

3

7


Домашнее задание

1.Текст учебника

21, упр.№ 1,3,4

Тесты по теме "Сера и её соединения" (вариатив)

Делает комментарий к выполнению домашней работы

Записывают домашнее задание

2


8

Выставление оценок


Выставляет оценки в журнал

Выставляют оценки в дневник Высказывают свои мнения

2

9

Закрепление.

Тренажер «Химические свойства серы»


Контролирует деятельность учащихся


Выполняют тренажер

7

10

Рефлексия


Благодарит за работу и выясняет отношение к изученному материалу

Высказывают свои мнения

1




Приложение № 1 к плану-конспекту урока

Сера, ее физические и химические свойства.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Взаимодействие серы с натрием

информационный


видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e6b77cf-8fff-882a-d3c3-c50221c6eba9/index.htm

2

Взаимодействие серы с медью


информационный


видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42758cf3-5b68-9657-3837-31362f6a488c/index.htm


3

Горение серы в кислороде


информационный


видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm


4

Химические свойства серы и ее применение


информационный


Модули презентации

http://www.fcior.edu.ru/card/2287/himicheskie-svoystva-sery-i-ee-primenenie.html


5

Тренажер «Химические свойства серы»


практический

тренажер

http://www.fcior.edu.ru/card/9851/trenazher-himicheskie-svoystva-sery.html

6

Тесты по теме "Сера и её соединения" (вариатив)


контрольный

Тестовые задания

http://www.fcior.edu.ru/card/7208/testy-po-teme-sera-i-ee-soedineniya-variativ.html



Приложение № 2 к плану-конспекту урока

Сера, ее физические и химические свойства.

Презентация учителя химии Овчиннникова С.М. (представлена в файле)

________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________


 





Сера, её физические и химические свойства. Овчинникова С.М..rar Скачать
Обсуждение материала
Наталья Ширшина
24.11.2012 11:59
Спасибо за интересную разработку урока. Рекомендуем для использования.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос