Сера, ее физические и химические свойства.
• Химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.
• Закрепить навыки работы с помощью тренажера
Овчинникова
Светлана Михайловна
высшая квалификационная категория
с. Обшаровка Приволжский район Самарская область
ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка
Химия
Габриелян О.С.
Сера, ее физические и химические свойства.
9 класс
40 мин
презентация, химический тренажер
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, отмечает присутствующих учеников | 1 | ||
2 | Актуализация знаний |
Актуализация и целеполагание. | 2 | ||
3 | Фронтальный опрос |
На основании положения в ПС Д.И. Менделеева рассматривают строение атома. |
1.Осуществляет фронтальный опрос 2.Контролирует деятельность учащихся 3.Организует взаимопомощь среди учащихся 4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод |
Записывают строение атома кислорода, серы и селена. | 5 |
4 | Изучение нового материала |
Презентация учителя (приложение 2) Использование ЭОР 1.Взаимодействие серы с натрием 2.Взаимодействиесерыс медью 3.Горениесерыв кислороде | Демонстрирует модули с ЭОР, параллельно рассматривает физические и химические свойства серы |
Учащиеся самостоятельно записывают уравнения химических свойств серы в свете ОВР. | 15 |
5 | Выполнение лабораторной работы | Презентация учителя (приложение 2) |
1. Контролирует деятельность учащихся 3. Организует взаимопомощь среди учащихся 4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод |
Учащиеся самостоятельно записывают свои наблюдения и выводы. | 7 |
6 | Самостоятельная работа с учебником и ЭОР |
1. Применение серы и ее соединений2. Химические свойства серы и ее применение. | Направляет учащихся самостоятельно вести поиск информации | Находят информацию о применение серы | 3 |
7 |
Домашнее задание |
1.Текст учебника № 21, упр.№ 1,3,4 Тесты по теме «Сера и её соединения» (вариатив) | Делает комментарий к выполнению домашней работы | Записывают домашнее задание | 2 |
8 | Выставление оценок | Выставляет оценки в журнал | Выставляют оценки в дневник Высказывают свои мнения | 2 | |
9 | Закрепление. | Тренажер «Химические свойства серы» |
Контролирует деятельность учащихся | Выполняют тренажер | 7 |
10 | Рефлексия | Благодарит за работу и выясняет отношение к изученному материалу | Высказывают свои мнения | 1 |
учитель химии высшей категории
Овчинникова С.М.
МОУ Обшаровская СОШ № 2
Цель урока: Дать общую характеристику халькогенов. Охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простых веществ, а следовательно, и аллотропию ее, а также в форме некоторых соединений серы.
Сегодня на уроке мы должны:
-
Повторить и закрепить положение элементов, строение их атомов на основании их положения в Периодической Системе Д.И. Менделеева.
-
Познакомиться с месторождениями и соединениями серы. Более полно изучить физические и химические свойства её.
-
Закрепить навыки окислительно-восстановительных процессов и совершенствовать свои знания в умении делать выводы. Т.е. вы будете думать, решать, обобщать, поэтому пытайтесь, осмеливайтесь делать то, чего ещё никто не пытался делать до вас.
А для этого мы с вами немного повторим.
Назовите мне, пожалуйста, современную формулировку Периодического закона.
А каков же физический смысл закона?
Как изменяются неметаллические свойства в главных подгруппах сверху вниз?
Слайд 1. Периодическая система Д.И.М.
Итак, VI группа, главная подгруппа. Давайте дадим характеристику и сравним строения атомов этих элементов на основании положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Что общего можно выделить в строении атома этих элементов?
Как вы догадались, сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных химических элементов, соединения которого известны с глубокой древности.
В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ.
В жизни современного человека, соединения этого элемента играют заметную роль, что нашло отражение в художественной литературе.
Тема нашего урока «Сера и ее свойства»
Слайд №2. Сера и ее свойства.
Свойства серы можно прогнозировать по положению химического элемента.
Слайд №3. Сера в П.С.
Мы выяснили, сера в П.С., находясь в одной подгруппе с О имеет сходное с ним строение внешнего электронного слоя.
Попытаемся узнать, какова же внутренняя структура кристаллической S.
Слайд № 4. Молекулы серы.
Оказывается, что каждый атом S соединяется с 2 другими, а 8 атомов S замыкаясь в кольцо, образуют молекулу S8.
Физические свойства серы.
Исследуем основные физические свойства S;
Опыт №1.
Прочные на вид кристаллы легко разламываются.
Опыт №2.
Хотя р S больше р воды, сера в воде не тонет, разгадка- в несмачиваемости S. Она хорошо растворима в органических растворителях и практически и практически нерастворима в воде.
Опыт №3.
Удивительно необычные свойства проявляет сера при плавлении.
Сначала разрушаются кристаллы, изменяется цвет вещества, при t=1120С S превращается в легко подвижную жидкость, при дальнейшем нагревании, жидкость начинает терять подвижность.
Слайд № 5. Цепочки.
Кристаллы S построены из 8-членных молекул, при t выше 150 кольцевые молекулы рвутся, отдельные цепочки соединяются друг с другом в цепи.
При 250 0 C длина цепей максимальна.
Вязкость серы постоянно повышается, что она не выливается из сосуда, но если продолжить нагревание, цепи рвутся и S опять становится жидкой.
Постараемся этот расплав быстро охладить и вылить его в стакан с водой.
Слайд № 6. сера-пластическая.
И вновь неожиданность, получилось вещество по свойствам не похожее на серу. Это аллотропная модификация серы –пластическая сера,
Слайд № 7. График.
но пластическая сера неустойчива и она опять через некоторое время превращается в кристаллическую.
Так вы убедились, что свойства серы связаны с ее строением.
Химические свойства серы.
Слайд № 8.
Строение атома серы доказывает, что она может отдавать или принимать электроны, играя роль восстановителя или окислителя.
Рисунок.
Реакции при которых атом серы принимает электроны, это взаимодействие серы с металлами.
Обычно они идут с выделением тепла и света.
Опыт.
Бурно соединяется сера с натрием.
Опыт.
Обратите внимание на условия реакции взаимодействия S с медью.
Каковы признаки этой реакции.?
Соединения которые образуются при взаимодействии S с металлами называются - сульфиды.
Слайд № 9. Ртуть.
Эта капля ртути принесет нам новую неожиданность, взаимодействие S с Hg проходят при обычных условиях.
Так можно связать в химическое соединение случайно пролитую Hg. Этот процесс лежит в основе удаления в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например, из разбитого термометра и называется - Демеркуризацией.
В этих реакциях мы наблюдаем окислительные свойства серы, а в каких же случаях сера ведет себя как восстановитель.
Сера сгорает в кислороде с образованием
оксида серы ( IV), взаимодействует с F с образованием фторида серы.
Вывод.
Сера при химических реакциях может быть и окислителем и восстановителем, как ярко выраженный типичный неметалл.
А в каком же виде сера встречается в природе?
Слайд № 10. Сера самородная.
Она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений.
В фантастическом романе В.А. Обручева «Плутония» об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью, читаем: «…За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками.
В желтых налетах нетрудно было узнать самородную серу в виде мелких и крупных кристаллов сидевших в пустотах лавы или покрывавших ее поверхность нетолстым слоем».
-У вас на столах образцы разных минералов, найдите среди них серу.
-Помог ли вам только что зачитанный отрывок?.
-По каким признакам вы ее узнали.?
Слайд № 11. Таблица минералов.
Еще чаще сера встречается в виде соединений.
Слайд № 12 . Пирит.
Среди них большое значение имеет минерал –пирит.
Пирит -огненный камень, и именно в этой роли он был известен еще на заре человечества.
Кусок пирита выполнял функцию огнива.
Этот достаточно распространенный минерал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.
Мы сегодня с вами познакомились со строением атома серы, с ее аллотропными модификациями, и напрашивается вопрос
А зачем, с какой целью мы это изучаем?
-
Чтобы узнать о применении серы в настоящее время.
-
Какие области применения серы вам известны?
-
Кто может назвать?
-
Откройте учебник стр._____ абзац _____________
Дополните!
«В полночный час с горящего вулкана возьми немного серы, смерть дарящей, и мелкий порошок её смешав с составом чудотворным, для ран бальзам получишь, краски для картин, а дымом едким нечисть всю убьешь…» -, так писал античный поэт Лукреций Кар об удивительном веществе сере.
Шло время, эти жёлтые кристаллы находили всё новые и новые области применения.
Слад № 13. Области применения.
Их используют для чернения оружия и изготовления пороха. Тысячелетия жизнь людей связана с серой. И каждый из нас связан с этим обычным и необычным веществом – серой.
Д/з §21 стр. 96-99. Задание 1 и 5 для всех, 3 – кто увлекается химией.
Я обращаю ваше внимание, на дополнительную литературу по данной теме.
1-ая книга для чтения по химии расскажет об атомах S. Стр.____
2-ая книга «Химия жизни».
В этой книге вы прочитаете о влиянии S на наш организм, потому что она входит в состав белков, и эта книга вам поможет более полно раскрыть функцию белков на уроках биологии. Стр. _______.
У нас осталось с вами время, и мне хотелось бы знать степень усвоения данного материала.
Тесты
Всего вам доброго!
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сера, ее
физические и химические свойства.
|
ФИО (полностью) |
Овчинникова Светлана Михайловна |
|
Место работы |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Обшаровка Приволжского района Самарской области |
|
Должность |
Учитель высшей категории |
|
Предмет |
Химия |
|
Класс |
9 |
|
Тема и номер урока в теме |
Неметаллы. № 31 |
|
Базовый учебник |
Габриелян О.С. М.,Дрофа, 2004 г. |
Цель урока:
-
Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы некоторых соединений серы.
-
Химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.
-
Закрепить навыки работы с помощью тренажера
Задачи:
- обучающие
-
Рассмотреть строение атома серы согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации серы.
-
Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.
-
Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
-
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
-развивающие
-
Развивать память и внимание учащихся.
-
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
-
Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
-воспитательные
-
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Тип урока Комбинированный. Урок изучения нового материала
Формы работы учащихся
-
Индивидуальная
-
работа в парах;
-
самостоятельная работа с текстом учебника и ЭОР;
-
сотрудничество с учителем
-
прохождение тренажера.
Необходимое техническое оборудование
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, Коллекция «Минералы», образец серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационный момент |
|
Приветствие учащихся, отмечает присутствующих учеников |
|
1 |
2 |
Актуализация знаний |
|
Актуализация и целеполагание. |
|
2 |
3 |
Фронтальный опрос |
На основании положения в ПС Д.И. Менделеева рассматривают строение атома. |
1.Осуществляет фронтальный опрос 2.Контролирует деятельность учащихся 3.Организует взаимопомощь среди учащихся 4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод |
Записывают строение атома кислорода, серы и селена. |
5 |
4 |
Изучение нового материала |
Презентация учителя (приложение 2) Использование ЭОР 1. Взаимодействие серы с натрием |
Демонстрирует модули с ЭОР, параллельно рассматривает физические и химические свойства серы |
Учащиеся самостоятельно записывают уравнения химических свойств серы в свете ОВР. |
15 |
5 |
Выполнение лабораторной работы |
Презентация учителя (приложение 2) |
1. Контролирует деятельность учащихся 3. Организует взаимопомощь среди учащихся 4. Учит учащихся самостоятельно делать вывод |
Учащиеся самостоятельно записывают свои наблюдения и выводы. |
7 |
6 |
Самостоятельная работа с учебником и ЭОР |
1. Применение серы и ее соединений 2. Химические свойства серы и ее применение. |
Направляет учащихся самостоятельно вести поиск информации |
Находят информацию о применение серы |
3 |
7 |
Домашнее задание |
1.Текст учебника № 21, упр.№ 1,3,4 Тесты по теме "Сера и её соединения" (вариатив)
|
Делает комментарий к выполнению домашней работы |
Записывают домашнее задание |
2 |
8 |
Выставление оценок |
|
Выставляет оценки в журнал |
Выставляют оценки в дневник Высказывают свои мнения |
2 |
9 |
Закрепление. |
Тренажер «Химические свойства серы» |
Контролирует деятельность учащихся |
Выполняют тренажер |
7 |
10 |
Рефлексия |
|
Благодарит за работу и выясняет отношение к изученному материалу |
Высказывают свои мнения |
1 |
Приложение № 1 к плану-конспекту урока
Сера, ее физические и химические свойства.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение № 2 к плану-конспекту урока
Сера, ее физические и химические свойства.
Презентация учителя химии Овчиннникова С.М. (представлена в файле)
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»