Обобщение опыта воспитательной деятельности по теме: "Система работы по успешной социализации обучающихся в начальной школе"
Валентина Мацкевич
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:1просмотров: 13764 комментариев: 2
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:1просмотров: 13764 комментариев: 2
Краткое описание
Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения;
Воспитание самостоятельности в различных видах деятельности.
Воспитание самостоятельности в различных видах деятельности.
Описание
Министерство образования Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им.А.С.Попова» 171843 Тверская область, г.Удомля, пер. Красноармейский, д.1 тел/факс 8(48255) 5-04-26 «Система работы по успешной социализации обучающихся в начальной школе (индивидуальное обучение) в группе продленного дня (обобщение опыта)» Подготовила: Мацкевич Валентина Александровна воспитатель группы продленного дня МБОУ УСОШ №1 им.А.С.Попова Тверская область г.Удомля 2012 год Содержание 1. Теоритическое обоснование темы. Цели и задачи социализации обучающихся …………………………………………………… 3-4
2. Цели и задачи социализации обучающихся на ступени начального школьного образования ………………………………………….4-5 3. Планируемые результаты социализации обучающихся……….5 4. Из опыта работы ………………………………………………….5-7 5. Характеристика воспитанников ГПД ………………………… 7-11 6. Воспитательный процесс ……………………………………… 11-16 7. Работа с родителями …………………………………………… 16-18 8. Социализация обучающихся ……………………………………18-19 9. Используемая литература ……………………………………… 19 1. Теоритическое обоснование темы. Цели и задачи социализации обучающихся Специфика моей работы заключается в том, что в группе продленного дня находятся дети младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс) с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальной форме обучения (по заключению КЭК). Эти дети приходят в школу с разными способностями, памятью, вниманием, ослабленным состоянием соматического и психического здоровья. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема обучения воспитанию детей с отклонением в развитии и поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детей, которые не справляются с требованиями школьной программы, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Причины отклонений возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля, чрезмерная занятость родителей, эпидемии разводов, нарастания негативных явлений, пропаганда насилия в средствах массовой информации. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В основе нашей школы лежит главная цель – дифференцированный коррекционно-развивающий образовательный процесс, учитывающий специальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках достижения этой цели я нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания, а также морально-нравственное воспитание детей (которое является в течение ряда лет темой моей педагогической работы). В соответствии с темой определены задачи воспитания: Ø Формирование общения и доброжелательного отношения; Ø Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей; Ø Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду; Ø Воспитание эстетической культуры; Ø Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирования навыков санитарно-гигиенической культуры; Ø Развитие самостоятельности; Ø Интеллектуальный и личностный рост учащихся; Ø Выработка единых требований с родителями в воспитании детей. Задачи,которые решаются при обучении и воспитании учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Ø Обеспечение полноценного образования в соответствии с государственными стандартами; Ø Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей средствами организованных явлений – коррекция отклонений, имеющихся в развитии, компенсация недостатков развития семейного воспитания, активизация личностного потенциала, как главной опоры в коррекционно-развивающей работе. Цель моей деятельностибыла определена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом «Об образовании» Тверской области, Программой развития образования Удомельского района, Программой развития образовательного учреждения МБОУ УСОШ №1 им.А.С.Попова. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества ставит перед школой одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. А это значит, что воспитатель, претендующий на роль «значимого взрослого», должен вложить в детей свою часть знаний и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться, вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни. 2. Цели и задачи социализации обучающихся на ступени начального школьного образования Целями социализации обучающихсяна ступени начального образования являются: Ø Усвоение и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями; Ø Создание дружного коллектива; Ø Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения; Ø Воспитание самостоятельности в различных видах деятельности. 3. Планируемые результаты социализации обучающихся Социализация на каждом этапе возрастного развития осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, успехов и неудач), а с другой – на фоне изменяющегося социального окружения, той социо-культурной среды, в которой и происходит «взращивание» личности. Ребенок расширяет и обогащает свой опыт, соотносит его с опытом своих сверстников, выбирает из опыта взрослых то, что представляется ему ценным и значимым. Вместе с тем ближайшее социальное окружение обогащается за счет непосредственного вхождения в него не только ровесников-одноклассников, но и школьников разных возрастов, взаимодействие с которыми связаны с горизонтальной социализацией, или «социализацией среди равных». В области социальной жизни ребенок обретает индивидуализацию, личную самостоятельность, которая требует выхода. Конечно, говорить об абсолютной самостоятельности младших школьников в плане формирования личностного опыта на данном этапе его развития не приходится. Ученик еще зависит (причем как в позитиве, так и в негативе) от значимого Другого, от помощи и поддержки, которую ему оказывают родители, учителя, социальные педагоги, воспитатели. Но это тот путь, благодаря которому, он через череду проб и ошибок входит в социум полноправно и значимо. 4. Из опыта работы Несколько лет я работаю в группе продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Чаще всего – это дети со сложными судьбами, которые нуждаются в особом внимании, это дети пьющих родителей, дети из неполных семей, дети-сироты, а также воспитанники интерната. В силу своих возможностей я пытаюсь сделать их жизнь содержательной, интересной и правильной; правильно организую повседневность, наполняю каждый день полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями. Строя воспитательную работу, я опираюсь на следующие виды деятельности: Ø Познавательную; Ø Спортивную; Ø Творческую; Ø Коммуникативную; Ø Досуговую; Ø Работу с родителями и семьей. Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки, настольно-печатные игры и игры различной познавательной направленности, которые помогают видеть и познавать окружающий мир на тему: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», а также творческие задания: «Дорисуй, на что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши», которые развивают творческое воображение. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции. Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приемы в моей работе, возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психо-диагностических методиках. И, наконец, возможность, представление заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. В дальнейшем эти игры помогают в усвоении учебного материала. Для расширения кругозора учащихся выпускаем стенгазеты на разные темы: «Ближе к звездам», «Спортивный калейдоскоп», «Хорошие дела» и т.д., где содержаться занимательные задачи-смекалки, простейшие кроссворды. Большое место в газете занимают рисунки, которые привлекают детей, делают ее занимательной. Результатом от использования развивающих игр, являются: Ø Повышение уровня интеллектуальной деятельности; Ø Наблюдается рост познавательных интересов; Ø Происходит эмоциональное развитие детей; Ø Значительно возрастает творческая активность. Я использую личностный подход, который предполагает формирование у ребенка положительной концепции. Для этого я вижу в каждом ученике уникальную личность, поддерживаю детей, хвалю. Похвала за успех побуждает готовность к движению вперед с новыми усилиями. В группе создана спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу. Каждый обучающийся в моей группе требует индивидуального подхода, т.к. в ГПД находятся дети семей социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие инвалидность), дети, состоящие на учете в КДН и ПДН. В связи с этим проводится работы в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр. Динамика посещения воспитанников ГПД кружков и секций 5. Характеристика воспитанников ГПД Численный состав обучающихся каждый год меняется, т.к. дети, заканчивая обучение в начальной школе, переходят в среднюю, и группа пополняется вновь прибывшими обучающимися из других школ и поступающими детьми из детских садов города и района. У всех воспитанников имеются различные отклонения в развитии (неврозоподобные расстройства, ВСД, ЗПР, ММД, ДЦП и другие заболевания), сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, приводящие к нарушениям правил поведения, низкая успеваемость, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Изучив психолого-педагогическую характеристику воспитанников ГПД, выявила у детей проблемы и определила цель педагогической деятельности, в основе которой лежат принципы коррекционно-педагогической деятельности в сочетании с общепедагогическими принципами: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; 2. Принцип единства диагностики и коррекции; 3. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей. 4. Деятельностный принцип, определяющий тактику работы и способы реализации поставленных целей. 5. Принцип комплексного использования методов и приёмов. 6. Принцип интеграции усилий. Без сотрудничества с родителями, друзьями, близкими подростка, без взаимодействия со специалистами — психологами, дефектологами, социальным педагогом, органами ОДН и КДН — невозможно достичь положительного результата в деле воспитания и успешной социализации подростков. Исходя из вышеназванных принципов педагогической деятельности, определяются конечные цели воспитательного воздействия: Ø создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности. Задачи: Ø Формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины; Ø Работать над укреплением физического и психического здоровья; Ø Формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта; Ø Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка; Ø Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей; Ø Выработать единые требования с родителями в воспитании детей. В результате проделанной работы, я развивала у своих воспитанников следующие умения и навыки адаптивного поведения, и жизненно необходимые навыки: Ø знание своих желаний, потребностей; Ø сильных и слабых сторон своей личности; Ø особенностей своего характера; Ø знание способов реагирования (рефлексии); Ø прививала навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное; Ø давала понятия разных способов общения; Ø развивала умение вести диалог, беседу; Ø способы избегания конфликтных ситуаций; Ø закрепляла правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Взаимоотношения у воспитанников ГПД в основном ровные. Воспитанники ответственно относятся к порученному делу. Уровень межличностных отношений в группе средний. Но на фоне положительных моментов отмечаются и отрицательные взаимоотношения со сверстниками у некоторых вновь прибывающих ребят (состоящих на учете в правоохранительных структурах). У этих ребят воспитанность на низком уровне, частые нарушения правил поведения в школе и общественных местах, взаимоотношения в коллективе сложные, ребята могут позволить сквернословие, обидеть одноклассников, оскорбить взрослых, педагогов, нарушить правила поведения, порученные дела не выполняют или не доводят до конца. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Работа ведётся в тесном контакте с школьным психологом и социальным педагогом. Отмечается стабильная динамика показателей результата воспитанности у воспитанников ГПД. Дети развивают творческие способности в школьных кружках дополнительного образования: «Экодизайн», «Горячие кружева», «Вышивка» (вышивание крестиком). Девочки посещают кружок хореографии. С 2011 года дети-инвалиды принимают участие в интернет-конкурсах. Основная масса ребят активно принимает участие в предметных неделях, традиционно проводимых в нашей школе, принимают участие в городских и областных конкурсах и соревнованиях. Социальный портрет воспитанников ГПД и их семей Возрастной состав воспитанников
Состав воспитанников по половому признаку
Социальный портрет семьи воспитанников
Социальный статус воспитанников
Состоящие на учете в КДН и ПДН
Уровень развития психических процессов (обследования психолога)
Программы обучения
Результативность участия воспитанников ГПД индивидуального обучения в мероприятиях различного уровня за 2009-2012гг.
Динамика участия воспитанников ГПД индивидуального обучения в мероприятиях различного уровня за 2009-2012гг.
6. Воспитательный процесс Главное в моей деятельности как классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых достоверных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Достичь результата можно только при соблюдении комплекса требований и использовании современных педагогических технологий: Ø педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили); Ø личностно-ориентированного развивающего обучения (Е.В.Бондаревская); Ø игровые технологии (Д.Н.Узнадзе, Ю.П.Азаров, О.С.Газман); Ø здоровьесберегающие технологии (И.И.Брехман, Н.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татаринкова); Ø технология оказания психологической помощи (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин). Организация воспитательного процесса предполагает следующие направления: 1. Коррекционная помощь осуществляется через: Ø занятия с логопедом; Ø занятия с дефектологом; Ø занятия с психологом (в первой половине дня). Ø индивидуальную работу по заданию логопеда и дефектолога; Ø индивидуальную работу с логопедом и дефектологом; Ø индивидуальную работу с психологом; Ø групповые игровые тренинги. 2. Познавательное развитие предполагает: Ø занятия познавательного цикла; Ø наблюдения; Ø целевые прогулки; Ø экскурсии; Ø опыты, эксперименты (в первой половине дня). Ø индивидуальную работу с детьми; Ø развивающие игры; Ø интеллектуальные досуги (викторины); Ø занятия по интересам. 3. Художественно-эстетическое развитие предполагает: Ø занятия познавательного цикла; Ø эстетика быта; Ø посещение музеев, выставок; Ø самостоятельная творческая деятельность детей: Ø художественная речевая деятельность (концерты); 4. Личностное развитие предполагает: Ø утренний прием детей и оценку эмоционального настроения детей группы с последующей коррекцией плана; Ø формирование навыков культуры еды; Ø эстетику быта (в первой половине дня). Ø воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе; Ø общение младших и старших детей (совместные игры); Ø индивидуальную работу с психологом, групповые игровые тренинги; 5. Физическое развитие и оздоровление осуществляется через: Ø утреннюю гимнастику; Ø гигиенические процедуры; Ø занятия физической культурой; Ø закаливание (бассейн); Ø физкультминутки на занятиях; Ø физкультурные досуги, игры, забавы; Ø занятия лечебной физкультурой; Ø самостоятельную двигательную активность; Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. Основная цель в работе – дать детям необходимые знания и умения по всем видам деятельности, а, затем, накопив определенные умения у детей в разных видах деятельности, знакомим их с творческими работами детей студий и кружков нашего учреждения. Цель этого – заинтересовать ребенка, показать, чему он может научиться, развить интерес к той или иной деятельности. В процессе занятий в кружках у детей воспитывается усидчивость, стремление завершить начатую работу, не бояться трудностей, быть уверенным, что всему можно научиться и его обязательно научат. А в дальнейшем передать свою уверенность новичку, утверждая: “Если я умею, я и тебя научу!”. Но при этом воспитываем и критичность: “Я могу научиться этому, но для этого надо трудиться, и у другого может быть лучше”. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – моя задача. В своей ежедневной работе с детьми, я использую следующие методы и приемы воспитания: Метод убеждения– способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: Ø объяснение, Ø разъяснение, совет, Ø пожелания, Ø пример. Метод упражнения– осознание учениками действительности. Приемы: Ø просьба, Ø приучение, Ø испытание. Метод внушения, попечения— способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением. Приемы: Ø наблюдение, Ø защита, Ø помощь, Ø присмотр, Ø утешение и др. Метод управления– активизация ученического самоуправления. Приемы: Ø установление порядка, Ø планирование, Ø поручение, Ø подведение итогов, Ø инструктаж. Метод поощрения– способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы: Ø доверие, Ø одобрение, Ø похвала, Ø награда. Метод наказания– способ воздействия средствами торможения. Приемы: Ø замечание, Ø порицание, Ø осуждение, Ø недоверие и др. Использование этих методов и приемов воспитания в работе, позволяет мне найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности и особенности здоровья. Динамика участия в мероприятиях познавательной направленности Мониторинг успеваемости воспитанников ГПД индивидуального обучения за 2009-2012гг. Динамика участия воспитанников ГПД индивидуального обучения в интернет-конкурсах за 2009-2012гг.
Мониторинг воспитательной деятельности Программа самообразования по теме «Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений» помогла мне прийти к положительным результатам. Динамика уровня воспитанности за 2009-2012гг. 5 — 4,5 балла – высокий уровень 4,4 – 3,9 балла – хороший уровень 3,8 – 2,9 балла – средний уровень 2,8 – 2 балла – низкий уровень 7. Работа с родителями Важным направлением моей деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от моей подготовленности к этой работе. Я знаю цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль моей работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Цельюэтого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием моего взаимодействия с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни. Формы работы с родителями: Ø Посещение семьи, при котором происходит знакомство с условиями жизни ученика. Я беседую с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка; Ø Индивидуальные тематические консультации, в ходе которых родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а также помощь при решении возникающих проблем; Ø Родительское собрание— знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсуждение возможных путей реализации. В практической работе с родителями учащихся я использую разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями: Ø живой разговор Ø телефонный звонок Ø опросники и анкеты Ø посещение занятий Ø родительские собрания Ø помощь в организации деятельности Ø досуговые мероприятия Ø совместное творчество Ø индивидуальные консультации Ø посещение детей на дому Вся моя деятельность классного руководителя с родителями обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями: Ø изучение семей и условий семейного воспитания; Ø составление социального паспорта Ø информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; Ø психолого-педагогическое просвещение родителей; Ø взаимодействие с родительским комитетом; Ø совместная деятельность родителей и обучающихся. Взаимодействие с родительским комитетом Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно со мной и под моим руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы. В своей деятельности я вместе с родителями обучающихся создаю воспитывающую среду, обеспечивающую единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого добиваюсь, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах: Ø обращение к чувству родительской любви и уважение ее; Ø доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; Ø позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. 8. Социализация обучающихся
Свою работу по данной теме считаю еще не завершенной, но то, что уже сделано, оцениваю на должном уровне. Дальнейшее сотрудничество с психологом, логопедом, деффектологом и другими специалистами позволит корректировать новые формы и приемы развития детей в группе продленного дня. Все вышесказанное поможет детям проживать свой день на продленке более интересно и не скучно. Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено. Дети становятся инициаторами различных мероприятий. Самые одаренные дети выходят на большую сцену, демонстрируя свой талант всему городу, и радуют своими успехами родителей, а также меня – своего воспитателя группы продленного дня.
В свете полученных результатов и показателей воспитательной деятельности продолжаю активно решать для себя следующие задачи: Ø повысить личностно-профессиональную компетентность; Ø продолжить изучение и подбор литературы и материала по проблеме; Ø определить цели, задачи, содержание практической деятельности; средства и методы развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья для развития творческих способностей; Ø выбрать конкретные виды помощи воспитанникам; Ø совершенствовать уровень аналитических навыков; Ø подбирать наиболее эффективные элементы педагогических технологий; Ø определить средства и методы развивающего обучения и воспитания, для развития творческих способностей; Ø внедрять методы, приемы и формы, наиболее полно отвечающим проблемам и вопросам воспитания детей данной категории; Ø адаптировать изученные технологии в практической деятельности; Ø продолжить активное использование в работе интернет — ресурсов по обмену опытом с коллегами на региональном и федеральном уровнях. В целях успешного обмена опытом и приобретения полезной информации имею личные страницы на интернет-порталах «Методисты», «Учебно-методический портал», «ЗАВУЧ.инфо», «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Педсовет». 9. Используемая литература 1. Стюхина Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Уч.пособие по психологии.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. 3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель, 2001 №6. 4. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в ГПД, М., 1989. 5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983. 6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М., ВАКО, 2004. 7. Осипова М.П., Бутрин Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Мн., Экоперспектива, 2003.
2. Цели и задачи социализации обучающихся на ступени начального школьного образования ………………………………………….4-5 3. Планируемые результаты социализации обучающихся……….5 4. Из опыта работы ………………………………………………….5-7 5. Характеристика воспитанников ГПД ………………………… 7-11 6. Воспитательный процесс ……………………………………… 11-16 7. Работа с родителями …………………………………………… 16-18 8. Социализация обучающихся ……………………………………18-19 9. Используемая литература ……………………………………… 19 1. Теоритическое обоснование темы. Цели и задачи социализации обучающихся Специфика моей работы заключается в том, что в группе продленного дня находятся дети младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс) с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальной форме обучения (по заключению КЭК). Эти дети приходят в школу с разными способностями, памятью, вниманием, ослабленным состоянием соматического и психического здоровья. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема обучения воспитанию детей с отклонением в развитии и поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детей, которые не справляются с требованиями школьной программы, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Причины отклонений возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля, чрезмерная занятость родителей, эпидемии разводов, нарастания негативных явлений, пропаганда насилия в средствах массовой информации. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В основе нашей школы лежит главная цель – дифференцированный коррекционно-развивающий образовательный процесс, учитывающий специальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках достижения этой цели я нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания, а также морально-нравственное воспитание детей (которое является в течение ряда лет темой моей педагогической работы). В соответствии с темой определены задачи воспитания: Ø Формирование общения и доброжелательного отношения; Ø Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей; Ø Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду; Ø Воспитание эстетической культуры; Ø Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирования навыков санитарно-гигиенической культуры; Ø Развитие самостоятельности; Ø Интеллектуальный и личностный рост учащихся; Ø Выработка единых требований с родителями в воспитании детей. Задачи,которые решаются при обучении и воспитании учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Ø Обеспечение полноценного образования в соответствии с государственными стандартами; Ø Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей средствами организованных явлений – коррекция отклонений, имеющихся в развитии, компенсация недостатков развития семейного воспитания, активизация личностного потенциала, как главной опоры в коррекционно-развивающей работе. Цель моей деятельностибыла определена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом «Об образовании» Тверской области, Программой развития образования Удомельского района, Программой развития образовательного учреждения МБОУ УСОШ №1 им.А.С.Попова. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества ставит перед школой одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. А это значит, что воспитатель, претендующий на роль «значимого взрослого», должен вложить в детей свою часть знаний и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться, вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни. 2. Цели и задачи социализации обучающихся на ступени начального школьного образования Целями социализации обучающихсяна ступени начального образования являются: Ø Усвоение и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями; Ø Создание дружного коллектива; Ø Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения; Ø Воспитание самостоятельности в различных видах деятельности. 3. Планируемые результаты социализации обучающихся Социализация на каждом этапе возрастного развития осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, успехов и неудач), а с другой – на фоне изменяющегося социального окружения, той социо-культурной среды, в которой и происходит «взращивание» личности. Ребенок расширяет и обогащает свой опыт, соотносит его с опытом своих сверстников, выбирает из опыта взрослых то, что представляется ему ценным и значимым. Вместе с тем ближайшее социальное окружение обогащается за счет непосредственного вхождения в него не только ровесников-одноклассников, но и школьников разных возрастов, взаимодействие с которыми связаны с горизонтальной социализацией, или «социализацией среди равных». В области социальной жизни ребенок обретает индивидуализацию, личную самостоятельность, которая требует выхода. Конечно, говорить об абсолютной самостоятельности младших школьников в плане формирования личностного опыта на данном этапе его развития не приходится. Ученик еще зависит (причем как в позитиве, так и в негативе) от значимого Другого, от помощи и поддержки, которую ему оказывают родители, учителя, социальные педагоги, воспитатели. Но это тот путь, благодаря которому, он через череду проб и ошибок входит в социум полноправно и значимо. 4. Из опыта работы Несколько лет я работаю в группе продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Чаще всего – это дети со сложными судьбами, которые нуждаются в особом внимании, это дети пьющих родителей, дети из неполных семей, дети-сироты, а также воспитанники интерната. В силу своих возможностей я пытаюсь сделать их жизнь содержательной, интересной и правильной; правильно организую повседневность, наполняю каждый день полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями. Строя воспитательную работу, я опираюсь на следующие виды деятельности: Ø Познавательную; Ø Спортивную; Ø Творческую; Ø Коммуникативную; Ø Досуговую; Ø Работу с родителями и семьей. Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки, настольно-печатные игры и игры различной познавательной направленности, которые помогают видеть и познавать окружающий мир на тему: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», а также творческие задания: «Дорисуй, на что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши», которые развивают творческое воображение. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции. Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приемы в моей работе, возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психо-диагностических методиках. И, наконец, возможность, представление заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. В дальнейшем эти игры помогают в усвоении учебного материала. Для расширения кругозора учащихся выпускаем стенгазеты на разные темы: «Ближе к звездам», «Спортивный калейдоскоп», «Хорошие дела» и т.д., где содержаться занимательные задачи-смекалки, простейшие кроссворды. Большое место в газете занимают рисунки, которые привлекают детей, делают ее занимательной. Результатом от использования развивающих игр, являются: Ø Повышение уровня интеллектуальной деятельности; Ø Наблюдается рост познавательных интересов; Ø Происходит эмоциональное развитие детей; Ø Значительно возрастает творческая активность. Я использую личностный подход, который предполагает формирование у ребенка положительной концепции. Для этого я вижу в каждом ученике уникальную личность, поддерживаю детей, хвалю. Похвала за успех побуждает готовность к движению вперед с новыми усилиями. В группе создана спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу. Каждый обучающийся в моей группе требует индивидуального подхода, т.к. в ГПД находятся дети семей социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие инвалидность), дети, состоящие на учете в КДН и ПДН. В связи с этим проводится работы в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр. Динамика посещения воспитанников ГПД кружков и секций 5. Характеристика воспитанников ГПД Численный состав обучающихся каждый год меняется, т.к. дети, заканчивая обучение в начальной школе, переходят в среднюю, и группа пополняется вновь прибывшими обучающимися из других школ и поступающими детьми из детских садов города и района. У всех воспитанников имеются различные отклонения в развитии (неврозоподобные расстройства, ВСД, ЗПР, ММД, ДЦП и другие заболевания), сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, приводящие к нарушениям правил поведения, низкая успеваемость, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Изучив психолого-педагогическую характеристику воспитанников ГПД, выявила у детей проблемы и определила цель педагогической деятельности, в основе которой лежат принципы коррекционно-педагогической деятельности в сочетании с общепедагогическими принципами: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; 2. Принцип единства диагностики и коррекции; 3. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей. 4. Деятельностный принцип, определяющий тактику работы и способы реализации поставленных целей. 5. Принцип комплексного использования методов и приёмов. 6. Принцип интеграции усилий. Без сотрудничества с родителями, друзьями, близкими подростка, без взаимодействия со специалистами — психологами, дефектологами, социальным педагогом, органами ОДН и КДН — невозможно достичь положительного результата в деле воспитания и успешной социализации подростков. Исходя из вышеназванных принципов педагогической деятельности, определяются конечные цели воспитательного воздействия: Ø создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности. Задачи: Ø Формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины; Ø Работать над укреплением физического и психического здоровья; Ø Формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта; Ø Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка; Ø Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей; Ø Выработать единые требования с родителями в воспитании детей. В результате проделанной работы, я развивала у своих воспитанников следующие умения и навыки адаптивного поведения, и жизненно необходимые навыки: Ø знание своих желаний, потребностей; Ø сильных и слабых сторон своей личности; Ø особенностей своего характера; Ø знание способов реагирования (рефлексии); Ø прививала навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное; Ø давала понятия разных способов общения; Ø развивала умение вести диалог, беседу; Ø способы избегания конфликтных ситуаций; Ø закрепляла правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Взаимоотношения у воспитанников ГПД в основном ровные. Воспитанники ответственно относятся к порученному делу. Уровень межличностных отношений в группе средний. Но на фоне положительных моментов отмечаются и отрицательные взаимоотношения со сверстниками у некоторых вновь прибывающих ребят (состоящих на учете в правоохранительных структурах). У этих ребят воспитанность на низком уровне, частые нарушения правил поведения в школе и общественных местах, взаимоотношения в коллективе сложные, ребята могут позволить сквернословие, обидеть одноклассников, оскорбить взрослых, педагогов, нарушить правила поведения, порученные дела не выполняют или не доводят до конца. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Работа ведётся в тесном контакте с школьным психологом и социальным педагогом. Отмечается стабильная динамика показателей результата воспитанности у воспитанников ГПД. Дети развивают творческие способности в школьных кружках дополнительного образования: «Экодизайн», «Горячие кружева», «Вышивка» (вышивание крестиком). Девочки посещают кружок хореографии. С 2011 года дети-инвалиды принимают участие в интернет-конкурсах. Основная масса ребят активно принимает участие в предметных неделях, традиционно проводимых в нашей школе, принимают участие в городских и областных конкурсах и соревнованиях. Социальный портрет воспитанников ГПД и их семей Возрастной состав воспитанников
Учебный год | Год рождения обучающихся | Количество человек |
2009-2010 | 1998 1999 2000 2001 2002 2003 | 1 2 6 6 3 2 |
2010-2011 | 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 | 1 1 9 6 4 6 2 |
2011-2012 | 2001 2002 2003 2004 2005 | 2 5 5 5 5 |
Учебный год | Мальчики | Девочки |
2009-2010 | 13 | 7 |
2010-2011 | 18 | 11 |
2011-2012 | 12 | 10 |
Учебный год | Неполная семья | Семья группы «риска» | Опекаемые |
2009-2010 | 9 | 5 | 1 |
2010-2011 | 14 | 4 | - |
2011-2012 | 14 | 3 | 2 |
Учебный год | Дети-сироты | Опекаемые | Инвалидность |
2009-2010 | - | 1 | 3 |
2010-2011 | - | 1 | 7 |
2011-2012 | 1 | 1 | 6 |
Учебный год | Мальчики | Девочки |
2009-2010 | 2 | - |
2010-2011 | 5 | - |
2011-2012 | 3 | - |
Уровни развития психических процессов | внимание | память | мышление | восприятие | учебная мотивация | ЭВС |
Средний уровень | 6 чел. (33%) | 6 чел. (33%) | 6 чел. (33%) | 6 чел. (33%) | 6 чел. (33%) | 1 чел. (6%) |
Ниже среднего | 8 чел. (45%) | 5 чел. (28%) | 10 чел. (56%) | 8 чел. (45%) | 8 чел. (45%) | 16 чел. (88%) |
Низкий | 4 чел. 22% | 7 чел. (39%) | 2 чел. (11%) | 4 чел. (22%) | 4 чел. (22%) | 1 чел. (6%) |
Года | «Школа России» | Программа для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида |
2009-2010 | 11 | 9 |
2010-2011 | 16 | 13 |
2011-2012 | 10 | 12 |
Год | Грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности | |||
Школьный уровень | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всероссийский уровень | |
2009-2010 | 7 | - | - | - |
2010-2011 | 5 | 4 | - | - |
2011-2012 | 6 | 2 | - | - |
Год | Школьный уровень | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всероссийский уровень | Итого |
2009-2010 | 7 | 7 | - | - | 14 |
2010-2011 | 8 | 6 | 2 | - | 16 |
2011-2012 | 10 | 7 | - | 5 | 22 |
Год | Название конкурса | ||||
Дистанционные конкурсы по проекту «Дистанционное образование детей-инвалидов Тверской области» | Первый открытый интернет-конкурс «Kinder Art House» | Итого | |||
Конкурс чтецов | Фотоконкурс «Наш дом- Земля» | Конкурс поделок | |||
2009-2010 | - | - | - | - | - |
2010-2011 | 1 | - | - | 5 | 6 |
2011-2012 | - | 1 | 2 | 5 | 8 |
Свою работу по данной теме считаю еще не завершенной, но то, что уже сделано, оцениваю на должном уровне. Дальнейшее сотрудничество с психологом, логопедом, деффектологом и другими специалистами позволит корректировать новые формы и приемы развития детей в группе продленного дня. Все вышесказанное поможет детям проживать свой день на продленке более интересно и не скучно. Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено. Дети становятся инициаторами различных мероприятий. Самые одаренные дети выходят на большую сцену, демонстрируя свой талант всему городу, и радуют своими успехами родителей, а также меня – своего воспитателя группы продленного дня.
Год | Количество обучающихся, продолживших обучение | |
Среднее звено | Общеобразовательная школа | |
2009-2010 | 33% | 6% |
2010-2011 | 33% | 9,8% |
2011-2012 | 46% | 7% |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Классный руководитель, воспитатель
Технологии, методики, формы работы
17 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
Пожалуйста, оформите Вашу работу в соответствии с Требованиями к размещаемым на портале разработкам (прикрепить работу, разместить логотип портала).