Урок "Кто такие рыбы"
Краткое описание
Знакомство детей с понятием "рыбы"
Описание
Тема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ Цель:Знакомство детей с понятием «рыбы».
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
межпредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Повторение изученного. — мотылек, мотылек, Сядь поближе на цветок. — я не сяду на цветок: У тебя в руке сачок. — Мотылек, мотылек, я ловить тебя не стану, Подойду поближе, гляну, Посчитаю сколько ног у тебя, мотылек. — я и сам могу считать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять…. Сосчитаю, сколько ног, Без тебя, дружок! Ребята, сколько же ног у мотылька? Вспомните, у каких животных 6 ног? А сегодня нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? Послушайте историю…… Так на какой вопрос мы должны с вами ответить? III. Новая тема. — Вспомните, каких рыб вы знаете? — Отгадывание загадок на стр.34 Загадки не простые, отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных. Отгадываем первую загадку. — Что нам подсказывает отгадка? (рыбы водные животные) Строение рыбы слайд Построение модели рыбы(приложение) — А что нам подсказывает вторая отгадка?Учитель: «Что это за одежда? (Чешуя.)» (тело рыбы покрыто чешуёй) Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 23 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу. Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно Рассказ учителя. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Подвести итог, кто такие рыбы, если кто-то ошибся исправить. Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб.
Учитель: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.) А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.
Учитель предлагает хором сказать нужное слово:
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими»
Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 22—23 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают ее изображение фишкой. Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ерш)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
(Щука)
Ее называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у нее в шесть рядов
и острые, как бритва.
(Акула)
Эта рыба плоская, как блин,
и все время лежит на дне.
(Камбала)
Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов». Затем учитель просит найти на рисунке рыб, о которых еще не говорили, прочитать их названия и самим дать короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. В данном случае требуется произвольное фрагментарное описание, выделяющее какие-либо особенности рыбы (по аналогии с тем, которое давал учитель). Одни дети предлагают описания рыб, а другие угадывают. После этого выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 1). Дети работают самостоятельно, в случае затруднений сверяются с учебником. Далее проводится работа в группах (бригадах). Каждая бригада получает конверт с карточкой-заданием подготовить по плану подробное (устное) описание одной из рыб, изображенных в учебнике. План описания рыбы 1. Название рыбы. 2. Речная или морская. 3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая). 4. Форма тела. 5. Окраска туловища, плавников. 6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников). План описания также приведен на карточке. Его читает бригадир, описание составляется коллективно. Затем представители бригад выступают со своими описаниями перед классом. В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 2). При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб. — Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.) -Приведите примеры. (Ответы детей.) Беседа. (На экране картина с изображением рыб) - Кто такие рыбы? (Ответы детей) -Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море) -Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.) - Как рыбы дышат? (Жабрами.) Физкультминутки.Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — два раза.
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
межпредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Повторение изученного. — мотылек, мотылек, Сядь поближе на цветок. — я не сяду на цветок: У тебя в руке сачок. — Мотылек, мотылек, я ловить тебя не стану, Подойду поближе, гляну, Посчитаю сколько ног у тебя, мотылек. — я и сам могу считать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять…. Сосчитаю, сколько ног, Без тебя, дружок! Ребята, сколько же ног у мотылька? Вспомните, у каких животных 6 ног? А сегодня нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? Послушайте историю…… Так на какой вопрос мы должны с вами ответить? III. Новая тема. — Вспомните, каких рыб вы знаете? — Отгадывание загадок на стр.34 Загадки не простые, отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных. Отгадываем первую загадку. — Что нам подсказывает отгадка? (рыбы водные животные) Строение рыбы слайд Построение модели рыбы(приложение) — А что нам подсказывает вторая отгадка?Учитель: «Что это за одежда? (Чешуя.)» (тело рыбы покрыто чешуёй) Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 23 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу. Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно Рассказ учителя. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Подвести итог, кто такие рыбы, если кто-то ошибся исправить. Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб.
Учитель: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.) А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.
Учитель предлагает хором сказать нужное слово:
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими»
Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 22—23 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают ее изображение фишкой. Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ерш)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
(Щука)
Ее называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у нее в шесть рядов
и острые, как бритва.
(Акула)
Эта рыба плоская, как блин,
и все время лежит на дне.
(Камбала)
Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов». Затем учитель просит найти на рисунке рыб, о которых еще не говорили, прочитать их названия и самим дать короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. В данном случае требуется произвольное фрагментарное описание, выделяющее какие-либо особенности рыбы (по аналогии с тем, которое давал учитель). Одни дети предлагают описания рыб, а другие угадывают. После этого выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 1). Дети работают самостоятельно, в случае затруднений сверяются с учебником. Далее проводится работа в группах (бригадах). Каждая бригада получает конверт с карточкой-заданием подготовить по плану подробное (устное) описание одной из рыб, изображенных в учебнике. План описания рыбы 1. Название рыбы. 2. Речная или морская. 3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая). 4. Форма тела. 5. Окраска туловища, плавников. 6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников). План описания также приведен на карточке. Его читает бригадир, описание составляется коллективно. Затем представители бригад выступают со своими описаниями перед классом. В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 24, № 2). При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб. — Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.) -Приведите примеры. (Ответы детей.) Беседа. (На экране картина с изображением рыб) - Кто такие рыбы? (Ответы детей) -Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море) -Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.) - Как рыбы дышат? (Жабрами.) Физкультминутки.Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — два раза.
17 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре