Самоанализ коррекционно–развивающего занятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зайцевореченская образовательная средняя школа Нижневартовский район Тюменская область
Самоанализ коррекционно–развивающего занятия
Автор: учитель-логопед Мухаматулина Лилия Абдурахимовна с.п. Зайцева Речка Нижневартовский район Тюменской области ХМАО-Югра
с.п. Зайцева Речка 2012г Самоанализ коррекционно – развивающего занятия
Кто на себя глядит, свой видит лик Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе – тот истинно велик. Пьер Гренгор Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это одна из продуктивных мер повышения квалификации.качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки – логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести. Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно- следственных связей между элементами педагогических явлений, определенных путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной. Самоанализ является подтверждением педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося: · в освоении новейших достижений педагогической науки и практики, в профильной области знаний; · в умении творчески решать педагогические задачи; · в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания; · в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы; · в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников); · в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся и собственное самообразование. Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, одним из главных его профессиональных умений, является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности, это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия — до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально–значимых качеств. В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся. Очень часто педагоги готовы провести много открытых уроков с условием, что не будут проводить самоанализ. Иногда – это приходится делать под давлением других, тогда наблюдается неприглядная картина: формальные пустые фразы, беспомощность тех, кто при этом присутствует. страх перед самоанализом всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного контроля. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействие с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Работа по развитию самоанализа предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Необходимо: 1. Пропагандировать и разъяснять необходимость самоанализа. 2. Обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа занятий. 3. Фиксировать лучшие образцы самоанализа 4. Занимать в ходе самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия, быть готовым к подготовке вопросов педагогу на понимание. на какие вопросы важно ответить при самоанализе? Самоанализ будет конструктивным и качественным, если учитель ответит на вопросы памятки. Памятка-алгоритм для самоанализа занятия 1.Каков был замысел, план занятия и почему? Каково место занятия в теме? Как он связан с предыдущими? Как он работает на последующие занятия, темы? Как были учтены особенности занятия? Как был определен тип занятия и почему? 2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к занятию и почему? Какие задачи решались на занятие? Почему была избрана именно такая структура занятия? Обоснование хода занятия, деятельность учащихся? Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? 3. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на занятие? Как осуществлялось управление деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, работа над ошибками) и почему? Какие условия были созданы для проведения занятия? 4. Были ли отклонения от плана в ходе занятия, если да, то почему? Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи занятия? Самооценка занятия, каковы причины неудач и недостатков проведенного занятия? Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее? Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. Самоанализ-это не статистический отчет. Предмет самоанализа — не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа — это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности. Структура самоанализа предполагает включение самооценки деятельности по следующим направлениям: научный аспект, прикладной аспект, практический аспект. Научный аспект – педагог указывает научную тему. Прикладной аспект – динамика результативности деятельности. Особое место в рассмотрение прикладного аспекта деятельности в рамках самоанализа должна занимать критическая оценка существующих трудностей в работе педагога и причин данных затруднений: — в поставке целей; — в составление программ; — определение критериев оценки результатов деятельности; — в подготовке и проведение занятий; — в выборе форм и методов деятельности; — в организации индивидуальной работы с детьми; Практический аспект – в данном аспекте педагог отражает основные положительные результаты своей деятельности. Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом, а то, какая задача им решается, почему эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат. То есть, сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению. Педагогическая рефлексия – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Самоанализ занятия, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, дает возможность: · формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цель своей деятельности и деятельности учеников; · развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей; · формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; · сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую существенную связь между способом его действий и конечным результатом занятия. От умения анализировать свое собственное занятие, конкретные педагогические ситуации, возникшее на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовывать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зайцевореченская образовательная средняя школа
Нижневартовский район Тюменская область
Самоанализ коррекционно–развивающего занятия
Автор: учитель-логопед
Мухаматулина Лилия Абдурахимовна
с.п. Зайцева Речка
Нижневартовский район
Тюменской области
ХМАО-Югра
с.п. Зайцева Речка
2012г
Самоанализ коррекционно – развивающего занятия
Кто на себя глядит, свой видит лик
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе – тот истинно велик.
Пьер Гренгор
Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это одна из продуктивных мер повышения квалификации .качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки – логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов , к которым они привели или могут привести .
Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно- следственных связей между элементами педагогических явлений, определенных путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Самоанализ является подтверждением педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
-
в освоении новейших достижений педагогической науки и практики, в профильной области знаний;
-
в умении творчески решать педагогические задачи;
-
в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания;
-
в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы;
-
в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников);
-
в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся и собственное самообразование.
Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, одним из главных его профессиональных умений, является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности, это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия - до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально–значимых качеств. В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся. Очень часто педагоги готовы провести много открытых уроков с условием , что не будут проводить самоанализ. Иногда – это приходится делать под давлением других , тогда наблюдается неприглядная картина: формальные пустые фразы ,беспомощность тех , кто при этом присутствует . страх перед самоанализом всегда очень плохой признак ,говорящий или о низком профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного контроля.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом , целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний ,способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействие с классом и конкретными учениками . Это рефлексия , позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны , определить нереализуемые резервы , уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Работа по развитию самоанализа предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Необходимо:
-
Пропагандировать и разъяснять необходимость самоанализа.
-
Обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа занятий.
-
Фиксировать лучшие образцы самоанализа
-
Занимать в ходе самоанализа позицию открытого , эмпатического и активного восприятия , быть готовым к подготовке вопросов педагогу на понимание . на какие вопросы важно ответить при самоанализе?
Самоанализ будет конструктивным и качественным , если учитель ответит на вопросы памятки.
Памятка-алгоритм для самоанализа занятия
1.Каков был замысел, план занятия и почему? Каково место занятия в теме? Как он связан с предыдущими? Как он работает на последующие занятия, темы? Как были учтены особенности занятия? Как был определен тип занятия и почему?
2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к занятию и почему? Какие задачи решались на занятие? Почему была избрана именно такая структура занятия? Обоснование хода занятия, деятельность учащихся? Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения?
3. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на занятие? Как осуществлялось управление деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, работа над ошибками) и почему ? Какие условия были созданы для проведения занятия?
4. Были ли отклонения от плана в ходе занятия, если да, то почему? Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи занятия? Самооценка занятия, каковы причины неудач и недостатков проведенного занятия? Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
Самоанализ-это не статистический отчет. Предмет самоанализа - не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа - это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности. Структура самоанализа предполагает включение самооценки деятельности по следующим направлениям: научный аспект, прикладной аспект, практический аспект.
Научный аспект – педагог указывает научную тему.
Прикладной аспект – динамика результативности деятельности. Особое место в рассмотрение прикладного аспекта деятельности в рамках самоанализа должна занимать критическая оценка существующих трудностей в работе педагога и причин данных затруднений:
- в поставке целей;
- в составление программ;
- определение критериев оценки результатов деятельности;
- в подготовке и проведение занятий;
- в выборе форм и методов деятельности;
- в организации индивидуальной работы с детьми;
Практический аспект – в данном аспекте педагог отражает основные положительные результаты своей деятельности.
Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом, а то, какая задача им решается, почему эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат. То есть, сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению. Педагогическая рефлексия – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него.
Самоанализ занятия, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, дает возможность:
-
формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цель своей деятельности и деятельности учеников;
-
развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
-
формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-
сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую существенную связь между способом его действий и конечным результатом занятия.
От умения анализировать свое собственное занятие, конкретные педагогические ситуации, возникшее на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовывать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»