Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности "Экологический букварь"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пед. калейдоскоп. Внеурочная деятельность начального общего образования)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 8123
Приложение № 1
Интерактивные игры по экологии
«Ноев ковчег»
Количество участников: 15-20. Время: 5-10 минут.
Ведущий тихо сообщает на ухо каждому участнику (чтобы другие не слышали) название того или иного животного (например: кошка, собака, корова, мышь, лягушка, ворона и пр.) так, чтобы названия повторялись дважды. Если число участников нечетное – одно из названий может повторяться три раза.
Задание участникам: не говоря никаких слов, найти свою пару. Можно имитировать звуки, издаваемые тем или иным животным, особенности его внешнего вида и передвижения.
Игра заканчивается, когда каждый нашел свою пару.
«Крокодилы и лягушки»
Количество участников:15-20. Время: 5-10 минут. Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4 или старые газеты. Подготовка: требуется свободное пространство около 1 кв.м. на каждого участника.
Из числа участников выбираются 2-3 крокодила, остальные – лягушки. Ведущий раскладывает на полу «болото». Листы бумаги – «кочки». Задача лягушек встать - на кочку, не касаясь пола. Задача крокодилов ловить зазевавшихся лягушек, которые находятся вне кочек.
По команде ведущего: «лягушки» - лягушки прыгают по болоту, а крокодилы «спят». По команде: «крокодилы» - крокодилы начинают «охотиться», а лягушки начинают прятаться на кочках.
После каждой «охоты» одна кочка убирается. Когда кочек лягушкам перестает хватать (сокращение местообитания, внутривидовая конкуренция), они могут разорвать лист бумаги, либо вставать на кочку лишь носком ноги, либо держать друг друга на руках.
Игра заканчивается, когда на болоте остается 1-2 лягушки.
«Слова и образы»
Количество участников:25-30. Время: 15-20 минут. Материалы и оборудование: столы: 1 на 4-5 участников, стулья по числу участников, доска/стенд, листы бумаги формата А1(1 на 4-5 участников), фломастеры, узкие и длинные полоски бумаги 20 см., ножницы. Подготовка: ведущий записывает на полосках бумаги экологические высказывания (например: пословицы, поговорки экологического содержания, «законы» экологии Б.Коммонера) и разрезает полоски на части по числу участников.
Ведущий предлагает участникам выбрать по одному разрезанному кусочку и, общаясь с другими участниками, собрать целое высказывание. Каждое собранное высказывание – группа.
Задание группам – в течение 5-10 минут согласовать общее представление о содержании своего высказывания и изобразить его фломастерами на листе бумаги.
По окончании проводится итоговая презентация работ, в которой 1-2 представителя от каждой группы демонстрируют свой рисунок и кратко поясняют его.
«Альтернатива»
Количество участников: 15-20. Время: 15-20 минут. Подготовка: необходимо свободное пространство около 1 кв. м. на каждого участника.
Ведущий зачитывает дискуссионные высказывания экологической тематики, предлагая участникам выразить свое мнение относительно их. Те, кто согласен с высказыванием , переходят в один конец помещения, несогласные – в другой конец, сомневающиеся остаются посередине. Представители каждой из образовавшихся групп поясняют свой выбор, сопоставляя приводимые аргументы. В ходе обсуждения мнение участников может измениться, что выражается переходом в другую группу.
Список высказываний.
-
В современных социально-экономических и политических условиях экологические проблемы не могут быть решены.
-
Научно-технический прогресс обеспечит возможности для развития человечества и в настоящем, и в будущем.
-
Проблемам окружающей среды надо уделять больше внимания.
-
Экологические проблемы возникают чаще по вине отдельных лиц, нежели из-за несовершенства промышленных предприятий.
-
Действия человека, провоцирующие загрязнение окружающей среды, являются нарушением прав других людей и должны рассматриваться в судебном порядке.
-
Современное общество игнорирует фундаментальные закономерности круговорота веществ и энергии в экологических системах, когда использует природные ресурсы.
-
За контроль над загрязнением окружающей среды отвечает, прежде всего, правительство.
-
В решении местных экологических проблем ключевую роль играют сами жители.
-
Поскольку экологические проблемы предстоит решать демократическим путем, шансов на быстрое достижение положительного результата у нас нет.
«Внуки Карла Линнея»
Ребятам дается задание: придумать видовое название животных и растений, те. Добавить прилагательное к названию вида, чтобы само название вызывало у людей положительные эмоции, а растение или животное с этим названием стало трудно обидеть; паук – великолепный, заяц – пушистик, змея – шустренькая.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества № 1»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Экологический букварь»
Эколого – биологическая направленность
Автор-составитель:
педагог
дополнительного
образования Журавлева
Ольга Анатольевна
г. Красноярск, 2007 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Экологический букварь» разработана для учащихся начальной ступени.
Основной целью программы является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе, которое постепенно обогащается за счет все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Задачами курса являются: развитие кругозора, любознательности, расширение знаний о животном и растительном мире, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков правильного поведения в природной среде.
Данная образовательная программа эколого – биологической направленности, тематический спектр – экология, биология, ботаника, зоология, краеведение, а основными видами образовательной деятельности являются практические работы, интерактивные игры, экологические тренинги, экскурсии, виртуальные экспедиции. Основным и ведущим методом обучения является игра. Так как в игре учащиеся не только осваивают знания в увлекательной форме, но также получают опыт общения друг с другом, совместной творческой деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций.
Программа модифицирована. Основой её является авторская образовательная программа дополнительного образования детей Л.А. Клоповой «Экологический букварь». Модификация заключается в следующем:
- увеличен срок обучения с одного года до двух;
- второй год обучения предусматривает так же изучение природы в алфавитном порядке, но в обобщенных понятиях;
- изменена периодичность занятий;
- содержание программы дополнено краеведческим материалом;
- в содержание курса включены интерактивные формы обучения;
- практическая часть дополнена разнообразными видами работ.
Актуальностью и новизной данной программы является то, что учебная деятельность открывает перед детьми возможности для приобретения опыта социального действия – участие в социально-значимых делах, акциях; приобретение социальных знаний, понимания экологической реальности.
При составлении программы учитывались нормативно – правовые документы Министерства образования и науки РФ: примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей № 06-1844); о реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 20.05.2003 г. № 28-51-391/16) и санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27).
Образовательная программа «Экологический букварь» предназначена для учащихся 7 – 9 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут каждое.
По завершению программы «Экологический букварь» дети должны знать:
-
названия растений и животных;
-
их внешний вид;
-
места обитания, чем питаются в природе;
-
какую пользу приносят природе;
-
взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой;
-
как человек влияет на живые организмы;
-
как сохранить живую природу.
Уметь:
-
распознавать изученные растения и животных;
-
называть места их обитания;
-
составлять цепи питания;
-
находить взаимосвязи в животном и растительном мире;
-
давать рекомендации по сохранению многообразия животных и растений;
-
правильно вести себя в природной среде.
Эффективность реализации программы оценивается с помощью анкетирования, заполнения листов достижений и методики «Карта самооценки учащимися и оценки педагогом компетентности учащегося». Кроме того, один раз в полугодие проводится итоговая викторина, выставка и презентации учебных и творческих достижений учащихся.
Комплексная организация эколого-биологической деятельности, приобщение детей к природе формирует в детских душах культуру чувств, культуру мыслей, культуру человеческих отношений!
Учебно - тематический план 1-го года обучения
№ |
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1 |
Введение. Знакомство с животными уголка природы. Техника безопасности. |
1 |
1 |
2 |
2 |
Экология животного и растительного мира. Внешний вид, места обитания, питание, взаимоотношения в природе. |
1 |
2 |
3 |
3 |
Буква А (аист, астра) |
1 |
1 |
2 |
4 |
Буква Б (бабочка, береза) |
1 |
1 |
2 |
5 |
Буква В (волк, василек) |
1 |
1 |
2 |
6 |
Буква Г (голубь, гвоздика) |
1 |
1 |
2 |
7 |
Буква Д (дятел, дуб) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Буква Е (еж, ель) |
1 |
1 |
2 |
9 |
Буква Ж (жук, жимолость) |
1 |
1 |
2 |
10 |
Буква З (заяц, земляника) |
1 |
1 |
2 |
11 |
Буква И (иволга, ива) |
1 |
1 |
2 |
12 |
Буква К (кукушка, картофель) |
1 |
1 |
2 |
13 |
Буква Л (лиса, ландыш) |
1 |
1 |
2 |
14 |
Буква М (медведь, мухомор) |
1 |
1 |
2 |
15 |
Буква Н (носорог, нарцисс) |
1 |
1 |
2 |
16 |
Буква О (олень, одуванчик) |
1 |
1 |
2 |
17 |
Буква П (паук, подорожник) |
1 |
1 |
2 |
18 |
Буква Р (рысь, росянка) |
1 |
1 |
2 |
19 |
Буква С (сова, смородина) |
1 |
1 |
2 |
20 |
Буква Т (тигр, тыква) |
1 |
2 |
3 |
21 |
Буква У (улитка, укроп) |
1 |
1 |
2 |
22 |
Буква Ф (филин, фасоль) |
1 |
1 |
2 |
23 |
Буква Х (хомяк, хурма) |
1 |
1 |
2 |
24 |
Буква Ц (цапля, цикламен) |
1 |
1 |
2 |
25 |
Буква Ч (черепаха, черемуха) |
1 |
2 |
3 |
26 |
Буква Ш (шакал, шиповник) |
1 |
1 |
2 |
27 |
Буква Щ (щегол, щавель) |
1 |
1 |
2 |
28 |
Буква Э, Ю (эвкалипт, юкка) |
1 |
1 |
2 |
29 |
Буква Я (як, ячмень, яблоня) |
1 |
2 |
3 |
30 |
Экологическая викторина. Выставка работ из природного материала. |
|
2 |
2 |
31 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
|
2 |
2 |
|
Итого: |
29 |
37 |
68 |
Содержание программы «Экологический букварь» 1-го года обучения
№ |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. Окружающая нас живая природа – растения и животные. Охрана животного и растительного мира. Знакомство с обитателями уголка живой природы. Техника безопасности. Как вести себя на экскурсиях в природу. |
Упражнения на сравнение, внимательность, наблюдательность. Знакомство с природным материалом – засушенные листья, цветы, мох, шишки, стебли злаков. Необходимые дополнительные материалы и инструменты для работы. |
2 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву А: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об аистах. Загадки. |
Творческое задание: - раскрасить рисунки; - дописать слова. Творческое задание: изготовление книжки-малышки. |
3 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Б. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о березе и бабочках. Загадки. Сказка «Лесные музыканты» Работа с экологическим букварем: - дописать слово; - разгадать кроссворд; - раскрасить бабочку. |
Аппликация «Бабочка» из засушенных листьев и стеблей злаков. |
4 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву В А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о волках и васильке. Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод. |
Упражнения на внимательность «Найди пару», «Сравни и сделай вывод» |
5 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Г: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о голубях. Птицы и животные, занесенные в красную книгу. «Черный список». Странствующий голубь. Загадки. |
Поделка из природных материалов – голубь. |
6 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Д: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о дятле и дубе.. Птицы из красной книги – дронт, дрофа. Загадки. |
Составить устный рассказ по картинкам. |
7 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Е, Ё А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о ежах. Сказка «Ежик и ершик». |
Пройди лабиринт, раскрась рисунок. |
8 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ. Загадки. Сказка. Легенда. |
Раскрась рисунок. Игра «Цепи питания» |
9 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву З: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о зайцах. Загадки, сказка и быль. Где правда, где вымысел? Дорисуй рисунок. |
Композиция из природного материала «Лесная полянка». Коллективная работа. |
10 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву И: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об иволге и иве. |
Сочиняем сказку. |
11 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву К: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о кукушке. Загадки |
«Картофельная» викторина. Упражнение - доскажи слово. |
12 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Л: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о лисе. Русские народные сказки. Где правда, где вымысел? |
Экологический тренинг «Красная книга» |
13 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву М: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о медведях. Бурый и белый медведь, панда и коала. Сказки и были. Загадки. Доскажи слово. |
Изготовление поделок из природного материала. Индивидуальная работа. |
14 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Н: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о носорогах. Легенда о нарциссе. |
Упражнение – живая буква, третий лишний. |
15 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву О: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об оленях и одуванчике. |
Интерактивная игра «Внуки Карла Линнея» |
16 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву П: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о пауках и подорожнике. Загадки. Кроссворд. |
Панно из плодов и семян петух. |
17 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Р: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о рыси и росянке. Удивительные факты из жизни росянки. |
Экологическая игра «Поиск» |
18 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву С: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о смородине, сове. |
Интерактивная игра «Слова и образы» |
19 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Т: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о тыкве и тиграх. |
Аппликация из засушенных листьев – тыква, сова. |
20 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву У: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об улитке и укропе. |
Упражнения – живая буква, третий лишний, доскажи слово. |
21 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о филине и фасоли. Загадки. Задание – сочини сказку. |
Изготовление рамки из семян фасоли. |
22 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Х: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о хомяках и хурме. Загадки. |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» |
23 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ц: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о цапле и цикламене. Стихи, сказки и загадки. |
Экологическая игра «Кот-баюн» |
24 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ч: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о черемухе и черепахе. Загадки. |
Поделки из скорлупы грецкого ореха – черепаха. Упражнения – доскажи слово, найди 10 отличий. |
25 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ш: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о шакале и шиповнике. |
Игра «Ноев ковчег». |
26 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Щ: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о щегле и щавеле. |
Упражнение – третий лишний. |
27 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Э, Ю: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об эвкалипте и юле. Чем отличаются экзотические растения от сибирских. |
Экологический тренинг «Красная книга» |
28 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Я: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о яблоне, ячмене, яке. Загадки. Игра «Кот Баюн» |
Композиция из засушенных листьев «Яблоневый сад». Коллективная работа. |
29 |
Экологическая викторина. Выставка работ из природного материала. |
Оформление выставки работ из природного материала. |
30 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
|
Учебно - тематический план 2-го года обучения
№ |
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1 |
Введение. Живая и неживая природа. Техника безопасности. |
1 |
|
1 |
2 |
Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
2 |
|
2 |
3 |
Экскурсия на природу. |
2 |
|
2 |
4 |
Буква А (акация, агат) |
1 |
1 |
2 |
5 |
Буква Б (барометры – растения) |
1 |
2 |
3 |
6 |
Буква В (вода, воздух) |
1 |
1 |
2 |
7 |
Буква Г (грибы) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Буква Д (деревья) |
1 |
2 |
3 |
9 |
Буква Е (елань, ельник) |
1 |
1 |
2 |
10 |
Буква Ж (животные рекордсмены, животные предсказатели) |
1 |
2 |
3 |
11 |
Буква З (злаки) |
1 |
1 |
2 |
12 |
Буква И (индикаторы – растения) |
1 |
2 |
3 |
13 |
Буква К (кустарники) |
1 |
1 |
2 |
14 |
Буква Л (лекарственные растения и животные) |
1 |
2 |
3 |
15 |
Буква М (млекопитающие) |
1 |
2 |
3 |
16 |
Буква Н (насекомые) |
1 |
1 |
2 |
17 |
Буква О (овощи) |
1 |
1 |
2 |
18 |
Буква П (птицы) |
1 |
1 |
2 |
19 |
Буква Р (рыбы) |
1 |
1 |
2 |
20 |
Буква С (семена растений) |
1 |
1 |
2 |
21 |
Буква Т (травы) |
1 |
1 |
2 |
22 |
Буква У (уж, удод) |
1 |
1 |
2 |
23 |
Буква Ф (фрукты) |
1 |
1 |
2 |
24 |
Буква Х (хищники) |
1 |
1 |
2 |
25 |
Буква Ц (цветы) |
1 |
1 |
2 |
26 |
Буква Ч (чай) |
1 |
1 |
2 |
27 |
Буква Ш (шилоклювка, шпинат) |
1 |
1 |
2 |
28 |
Буква Э (эндемичные растения) |
1 |
2 |
3 |
29 |
Буква Я (ядовитые растения) |
1 |
2 |
3 |
30 |
Экологическая игра «Крестики - нолики». Выставка работ из природного материала. |
1 |
1 |
2 |
31 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
1 |
|
1 |
32 |
Итого: |
33 |
35 |
68 |
Содержание курса «Экологический букварь» 2-го года обучения
№ |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. Живая и неживая природа. Человек и природа. Техника безопасности. Как вести себя на экскурсиях в природу. |
|
2 |
Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
Сбор, подготовка к хранению природного материала. |
3 |
Экскурсия в природу. Сезонные изменения в природе. Наблюдение, установление причинно – следственных связей. Выводы. |
Интерактивная игра «Слова и образы» |
4 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву А. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об акации, агате. Загадки. |
Практические упражнения. |
5 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Б. Барометры – растения. Загадки. Работа с экологическим букварем: - дописать слово; - разгадать кроссворд; - раскрасить бабочку. |
Кроссворд – лесенка. |
6 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву В. Вода, воздух. Как компоненты неживой природы, как среда обитания. Легенды, загадки. |
Экологическая игра «Альтернатива» |
7 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Г. Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание. Подробный рассказ о грибах. Загадки. |
Поделка из природных материалов – грибы. |
8 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Д. Деревья. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о деревьях нашей местности. Загадки. Составить устный рассказ по картинкам. |
Композиция из листьев, шишек «Деревья». Интерактивная игра «Найди свое дерево» |
9 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Е, Ёж, ежевика А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о ежах. Сказка «Ежик и ершик». |
Пройди лабиринт, раскрась рисунок. |
10 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ. Загадки. Сказка. Легенда. Раскрась рисунок. |
Поделки животных из природного материала. |
11 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву З. Злаки. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о злаках. Загадки. Дорисуй рисунок. |
Аппликация из соломки. |
12 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву И. Индикаторы – растения. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Сочиним сказку. |
Экологические ребусы. |
13 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву К. Красная книга. Растения и животные красной книги. |
Экологическая игра «Красная книга» |
14 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Л. Лекарственные растения. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Легенды о растениях, загадки. |
Панно «Лекарственные растения нашей области» |
15 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву М. Млекопитающие. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о медведях. Бурый и белый медведь, панда и коала. Сказки и были. Загадки. Доскажи слово.
|
Игра «Ноев ковчег» |
16 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Н. Насекомые. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о носорогах. Легенда о нарциссе. |
Упражнение – живая буква, третий лишний. |
17 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву О.Овощи. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об оленях и одуванчике. |
Поделки из овощей. |
18 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву П. Птицы А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о птицах нашей области.. Загадки. Кроссворд. |
Панно из плодов и семян петух. |
19 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Р. Рыбы А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о рыбах Красноярского края. Удивительные факты из жизни рыб. |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» |
20 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву С. Садовая растительность. Подробный рассказ о садовых растениях и их вредителях. |
Интерактивная игра «Слова и образы» |
21 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Т. Травы. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Многообразие трав Красноярского края. Сказки, загадки. |
Композиция из засушенных трав. «Разнообразие травянистых растений» |
22 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву У.Уж. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об улитке и укропе. |
Упражнения – живая буква, третий лишний, доскажи слово. |
23 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф.Фрукты. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о филине и фасоли. Загадки. |
Панно из семян, кожуры фруктов. Задание – сочини сказку. |
24 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Х. Хищники. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о хомяках и хурме. Загадки. |
Составление цепей питания. Экологическая игра «Хищник-жертва» |
25 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ц. Цветы. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о цветах. Праздники цветов. Стихи, сказки и загадки. |
Аппликация из лепестков цветов. |
26 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Чешуекрылые. А) внешний вид; Б) места обитания.
|
Экологическая игра «Мозговой штурм» |
27 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ш. Шилоклювка. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о шакале и шиповнике. |
Игра «Ноев ковчег». |
28 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Щ: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о щегле и щавеле. |
Упражнение – третий лишний. |
29 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Э. Эфа и другие ядовитые змеи. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. |
Экологическая игра «Крокодилы и лягушки» |
30 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Я. Ядовитые растения. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Отличительные особенности ядовитых растений. Ядовитые растения нашей области. Загадки. |
Игра «Кот - баюн». Экологический тренинг «Красная книга» |
31 |
Экологическая игра «Крестики - нолики». Выставка работ из природного материала. |
|
32 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основными формами образовательной деятельности являются практические работы, интерактивные игры, экологические тренинги, экскурсии, виртуальные экспедиции.
Ведущим методом обучения является игра. Так как в игре учащиеся не только осваивают знания в увлекательной форме, но также получают опыт общения друг с другом, совместной творческой деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций. Интерактивные методы работы подразумевают определенные принципы проведения игр: активность учащихся, приоритет процесса деятельности над её формальным результатом, творческая позиция учащихся, осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле осознаваемого, партнерское общение. Используя интерактивные формы работы, мы учим детей составлять свою декларацию, кодекс душевной жизни. Такие методы не оставляют равнодушными никого!
Специфика программы «Экологический букварь» определяет и методы обучения, это: методы развития экологических представлений, методы развития отношения к миру природы, методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы.
Методы развития экологических представлений заключаются в формировании мыслеобразов, экологических представлений, как на основе научной информации, так и произведений искусств.
Экологическая лабилизация – заключается в целенаправленном педагогическом воздействии, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания совей отрицательной деятельности в природе.
Экологические ассоциации направлены на обогащение и углубление представлений школьников о мире природы (Игра «Цепи питания»).
Методы развития отношения к миру природы. В основе этой группы методов заложен принцип партнерского отношения к растениям и животным: экологическая идентификация – школьник ставит себя на место того или иного животного или растения, погружает себя в ситуацию, обстоятельства. Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния живых существ, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя представления об этих существах.
Экологическая эмпатия – сопереживание, перенос школьником собственных состояний на другие вещества, сопереживание тем состояниям, которые характерны для растений или животных, а также сочувствие им.
Экологическая рефлексия – обращение назад, развитие потребности в самоанализе своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы. Здесь заложен принцип содействия миру природы, формирования целесообразных способов экологической деятельности: экологические ожидания – психологическая и технологическая подготовка к встрече с природой (экскурсии, игра «Найди свое дерево»).
Ритуализация экологической деятельности – отработка ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной в мир природы (игра «Запрещающие знаки»).
Экологическая забота – оказание помощи и содействие живым существам, особенно в трудных для них ситуациях. Стимулируется сострадание, соучастие, поддержка, попечение (игра «Поиск»).
Дидактические материалы: конспекты занятий, методические руководства по проведению экологических игр, сборники загадок о грибах, растениях и животных; подборка экологических сказок, легенд о растениях и животных, карточки – задания, иллюстративный материал, гербарии, муляжи. Реквизит для проведения игр. Подборка мультипликационных фильмов, слайдов, фильмов о живой природе.
Формы подведения итогов – контрольные задания и упражнения, викторины, выставки. Эффективность реализации программы оценивается с помощью анкетирования, заполнения листов достижений и методики «Карта самооценки учащимися и оценки педагогом компетентности учащегося». Кроме того, один раз в полугодие проводится итоговая викторина, выставка и презентации учебных и творческих достижений учащихся.
Список литературы
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
-
Казакова С. Т. Психологические акции с экологическим компонентом в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие. – М.: Экопресс, 2012. – 44 с.
-
Материалы I Московского экологического форума учащихся. /Под общ. ред. Д. В. Моргуна, С. Ю. Самсоновой. – М.: Экспресс, 2010. – 352с.
-
Моргун Д. В., Орлова Л. М. Методическая работа в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. М.: Экопресс, 2008. 396 с.
-
Моргун Д. В. Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования. М., 2004. — МосГорСЮН, 80 с.
-
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с.
-
Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 5: Методы дополнительного образования / под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2009. – 96 с.
-
Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.
-
Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4 Натуралистическое образование: традиции и современность. / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Экопресс», 2008, 328 с.
-
Сажнева Т. А., Орлова Л. М. Организация учебного занятия в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биолгической направленности. 2008. — М.: МГСЮН, 32 с.
-
Филиппова С.В. Экологические игровые программы: игры-сказки и игры в дороге.- М.: МДЭБЦ.- 2010.- 68с.
-
Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт. – сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
Приложение № 2
Загадки о животных
1
Сброшу я старый и тесный пиджак,
Пусть он валяется возле;
Новый, просторный, расправлю – да так,
Чтоб его выкрасить после.
(речной рак и другие членистоногие)
2
Я с пилой не расстаюсь,
Суечусь, мечусь, верчусь:
Объедаю листья ртом,
А пилою строю дом
(пилильщики с пиловидными яйцекладками)
3
Вдруг появляется черная туча;
Ветер не дует, но туча летуча;
Дождик с нее урожай не умножит,
Ливень живой все вокруг уничтожит.
(саранча)
4
Я видел в море чудо-диво:
На дне – животное-крапива!
(актиния)
5
Ни головы, ни ног,
Ни рук мы не имеем,
Зато какой чертог
Мы выстроить умеем!
(кораллы)
6
Всю ночь работали ткачи:
По кружевам бегут лучи,
Из конца в конец ведут
Трубочки-дорожки
(пауки-крестовики)
7
За сто верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь
(акула)
8
На дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет всех врагов?
(электрический скат)
9
Я ношусь по морю,
Борозжу морской простор
Вроде как бы реактивный
У меня внутри мотор
(кальмар)
10
Никогда мне страх неведом,
Смело дам отпор врагу
Острым носом, как торпедой
Танкер я пробить могу
(рыба-меч)
11
Жить я люблю в морских морях,
В темных водах корм ищу
Хвост свой, как надежный якорь,
Я бросаю, где хочу
(морской конек)
12
Удивляется цветок:
«Что за новый лепесток?»
Кто так прячется?
(бабочка)
13
На лужайке возле речек
В травах прячется…
(кузнечик)
14
Кто там под мостиком
Виляет хвостиком?
(рыба)
15
Маленький шарик
Под лавкой шарит
(мышь)
16
Ползун ползет
Иголки везет
(ёж)
17
Схоронился под пенек
С иголками клубок
(ёж)
18
То рыжая, то серая
А в прозванье – белая
(белка)
19
У кого усатая, морда полосатая?
(кот)
20
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
(петушок)
21
Узнаете молодца?
Только вышел из яйца –
Сразу ножками пошел
Крошку хлебную нашел,
Осмотрел внимательно,
Съел самостоятельно
(цыпленок)
22
Глазки черные,
Шубка серая,
Из норки бегом,
В норку с узелком
(мышь)
23
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище
(кошка)
24
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род,
На охоту вышел….
(кот)
25
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её…
(лиса)
26
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом
(лиса)
27
Зимой беленький, летом серенький
(заяц)
28
Косолапый и большой
Кто под снегом спит зимой?
(медведь)
29
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна –
Просыпается от сна.
(медведь)
30
Ходит-бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа.
Все в лесу его бояться,
Кроме дядюшки ежа.
(волк)
31
На овчарку он похож,
Что не зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
32
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет.
(волк)
33
Кто там кудахчет, бежит по двору:
- Деток своих под крыло соберу!
(курица)
34
Сильный, грозный и красивый,
Он трясет могучей гривой.
А рычит как! Не, не зря
У зверей он за царя!
(лев)
35
В поле встретишь ее ты,
Это чудо красоты,
По цветам она порхает,
Лето радостно встречает
(бабочка)
36
Эта птичка-невеличка,
И дождю она сестричка,
Над рекой она летает –
Разных мошек собирает
(ласточка)
37
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит
(грач)
38
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник
(дятел)
39
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут
(снегирь)
40
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга
(олень)
41
Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
(жираф)
42
Окраска сероватая,
Походка мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая.
(ворона)
43
Меньше тигра, больше кошки,
На ушах кисточки-рожки,
С виду кроток, но не верь,
Страшен в гневе, этот зверь.
(рысь)
Приложение № 3
Загадки о грибах
1.Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдет,
Тот от радости поет.
(белый гриб)
2. Ловко спрятаться умеет,
Там, где лес с березняком,
При засушке он чернеет,
Хоть и бел его излом
(подберезовик)
3. Меж осиновых ветвей
Красной шапочкой своей,
Словно ягодка горит,
Будто – «Вот я!» - говорит
И хоть яркий вид имеет,
Срежь - мгновенно посинеет.
(подосиновик)
4. Этот гриб смертельно страшен
И не менее опасен
Бледен, чуть зеленоват
И таит сильнейший яд
(бледная поганка)
5. За семьей семья в сосенках,
Малышата в клейких пленках.
Сжались в желтые комочки,
Словно маленькие кочки
(маслята)
6. Маскируются под мох,
Снизу желт и скромен,
Этот гриб не так уж плох,
С синью на изломе.
(моховик)
7. Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо не пройдет, всяк поклонится.
(гриб)
8. Этот крепкий Кабальеро
Носит белое сомбреро,
Под листвою и хвоей
Скрыт от взора с головой
Но когда в азарт войдешь –
Целый выводок найдешь!
(груздь)
9. То светлы, то темноваты,
Краешек короночкой
Розоваты, чуть мохнаты,
Шапочки вороночкой
(волнушки)
10. Разноцветные береты –
Лета яркие приметы –
Разбрелись в лесу как стая,
Чудо-радуга грибная.
(сыроежка)
11. Не тигренок, не лисенок,
Кругл, пластиночками тонок,
С головы до самых ног
Ярко-рыжий паренек
(рыжик)
12. Он меж зелени желтеет,
Имя «хитрое» имеет.
Хоть и не кусается,
Странно называется
(лисичка)
13. Я сморщен, я весенний гриб,
На вырубках встречаюсь.
И от собратьев всех своих
Я видом отличаюсь
(сморчок)
14. Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть, нет головы.
(гриб)
15. Пока дети – каждый в берете,
Повзрослели – шляпы надели.
(грибы)
16. Стоит на полянке в красном платье Татьянка,
А платье все в белых крапинках
(мухомор)
17. Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно в березовой роще.
(подберезовик)
18. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик,
На нем сер кафтанчик,
Красна шапочка.
(подосиновик)
19. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети –
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опята)
Приложение № 4
Загадки о растениях
На кусточки, под листочки
Кто – то бусы бросил.
Вся поляна - в черных точках
У зеленых сосен.
(черника)
На узкие дольки разрезан листок,
По тысяче долек назвали цветок.
Растет на лугу, на поляне, у троп –
Везде повстречаем мы розовый зонт.
(тысячелистник)
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети –
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опята)
Четыре листа –
Вроде креста.
Да черный глаз
Глядит на нас.
(вороний глаз)
Цветок родился в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит
(ландыш)
Вкус у ягоды хорош,
На малину плод похож,
Куст колючий, словно ёж
(ежевика)
Вид у нас совсем не страшен,
Мы зелены и свежи,
Хоть во все названья наши
Влезли мирные ужи
(ужовник)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость.
И лесам – украшение,
И дроздам – угощение
(рябина)
Красотой своей завлек
Невысокий стебелек
Смотрят маленькие глазки
Фиолетовой окраски
(анютины глазки)
В чаще, в овраге и на опушке,
И на пригорке – цветные подружки,
Желтые, красные, фиолетовые
Лес весь усеян, словно монетами
(сыроежки)
Красные ягоды, как у брусники:
Только мучнисты, невкусны они.
Листья похожи на уши зверей
Ушки медвежьи - зовут средь людей
(толокнянка)
То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?
(тополь)
Хороша трава – красная голова:
И медку подарит, и чайку заварит
(Иван-чай, кипрей)
Зовут его растеньем слепоты
И так зовут, конечно, не напрасно
Не зарься на его блестящий венчик ты:
Он ядовит, запомни это ясно!
(лютик едкий)
Под водой змея таится,
Над водой – краса-девица,
В блузке белоснежной
Близ травы прибрежной
(кувшинка белоснежная)
Цветок забавный,
Цветет под осиной:
Был красный недавно –
Теперь уже синий
(медуница)
Любят зайчатки
Листья тройчатки
От травки – полевки,
Красной головки
(клевер)
Золотая середина,
И лучи кругом.
Это, может быть, картина
Солнца в небе голубом?
(ромашка)
Много рук, а нога одна.
(дерево)
Невысокая, краснощекая,
Жила на поле, спала в подполье,
А в дом попала- кормить нас стала.
(свекла, морковь)
И садко, и кисло,
Красным горошком повисло,
А внутри горошины
Камешки накрошены
(красная смородина)
Три сестры похожи,
Но разные по коже:
Одна – белянка,
Другая – румянка,
Третья – смуглянка
(ягоды белой, красной, черной смородины)
Древесина крепка (не хуже дубка),
Кора со смолкой,
Листок иголкой, только не колкий.
(лиственница)
На боках у свинки
Выросли щетинки
В животе у свинки –
Зернышки-крупинки.
(ягода крыжовника)
Где - то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке
(шиповник)
Цветок как бубенчик,
Беленький венчик…
Цветет он не пышно,
Звенит ли? Не слышно.
(ландыш)
На шнурочке-стебелечке
Сладких ягод груда –
На большое блюдо.
(виноград)
Привязаны бочки
К земле за шнурочки,
Там орешков запас
Приготовлен для нас,
Орешки мы грызли
Четыре недели,
А стенки у бочек
Мы с кашей поели.
(тыква)
Был тростинкой,
Стал простынкой
(лён)
Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не дается
(бешеный огурец)
А ядом лечат раны
И сводят бородавки
И я, и он, и ты!
(чистотел)
В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы
(береза)
Весной зеленела
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы
(рябина)
У меня иголки длиннее,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке
(сосна)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(черемуха)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит ?
(осина)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь не гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок
(дуб)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки
(лиственница)
Не достанешь их, покуда
Не исколешь пальчики
Любят эти изумруды
Девочки и мальчики
(крыжовник)
Сидит Ермошка на одной ножке,
На нем 100 одежек,
И все без застежек
(капуста)
На солнце я похожий,
И я его люблю,
За солнцем поворачиваю
Голову свою
(подсолнух)
Стоит красавица – косы зеленые,
Платье белое, кора горючая,
Ветка плакучая, семя летучее
(береза)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много – много желудей
(дуб)
Стоит столб до небес,
А на нем шатер – навес,
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной зеленый
(сосна)
Весной растет, летом цветет,
Осенью – осыпается, а цветок – что медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа
(липа)
Клейкие почки, зеленые листочки
С белой корой, стоит под горой
(береза)
Зелена, а не луг, бела, а не снег.
Кудрява, а без волос
(береза)
Что за это за девица:
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(елка)
Летом шубу надевает, а зимой её снимает
(лес)
Зимой и летом, в зеленую шубу одета
(ёлка)
Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо пройдет, всяк поклонится
(гриб)
Где - то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке
(шиповник)
Цветок как бубенчик,
Беленький венчик…
Цветет он не пышно,
Звенит ли? Не слышно.
(ландыш)
На шнурочке-стебелечке
Сладких ягод груда –
На большое блюдо.
(виноград)
Привязаны бочки
К земле за шнурочки,
Там орешков запас
Приготовлен для нас,
Орешки мы грызли
Четыре недели,
А стенки у бочек
Мы с кашей поели.
(тыква)
Был тростинкой,
Стал простынкой
(лён)
Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не дается
(бешеный огурец)
Много рук, а нога одна.
(дерево)
Невысокая, краснощекая,
Жила на поле, спала в подполье,
А в дом попала- кормить нас стала.
(свекла, морковь)
И садко, и кисло,
Красным горошком повисло,
А внутри горошины
Камешки накрошены
(красная смородина)
Три сестры похожи,
Но разные по коже:
Одна – белянка,
Другая – румянка,
Третья – смуглянка
(ягоды белой, красной, черной смородины)
Древесина крепка (не хуже дубка),
Кора со смолкой,
Листок иголкой, только не колкий.
(лиственница)
На боках у свинки
Выросли щетинки
В животе у свинки –
Зернышки-крупинки.
(ягода крыжовника)
Приложение № 7
Лист достижений обучающегося по программе
«Экологический букварь»
Фамилия, имя, класс __________________________________________________________________
№ |
Результаты |
Я научился Да Нет |
Самооценка Баллы (от 1 до 5) |
Оценка педагога |
|
1 |
Уметь ориентироваться в видовом разнообразии животных и растений |
|
|
|
|
2 |
Уметь работать с гербариями растений |
|
|
|
|
3 |
Уметь составлять пищевые цепи |
|
|
|
|
4 |
Выяснять, что непонятно самостоятельно или с помощью педагога |
|
|
|
|
5 |
Уметь по плану составить рассказ о растении или животном |
|
|
|
|
6 |
Уметь находить взаимосвязи в животном и растительном мире |
|
|
|
|
7 |
Уметь определять места обитания животных |
|
|
|
|
8 |
Уметь правильно вести себя в природной среде |
|
|
|
|
9 |
Уметь давать рекомендации по сохранению видового разнообразия растений и животных |
|
|
|
|
Комментарии учащегося по окончании изучения программы «Экологический букварь» |
|
Я посчитал |
|
интересным |
|
трудным |
|
скучным |
|
Приложение № 8
Приложение № 5
Какой смысл вот уже более тысячи лет несут обереги?
Злаки, бобовые – символ сытости и достатка
Кукуруза – символ здоровья у детей
Чеснок – отгоняет нечистую силу
Лук – оберегает от слез
Орехи, лекарственные травы – символ крепкого здоровья
Семена тыквы – символ плодородия
Лавровый лист – символ долголетия
Семена подсолнуха – символ солнца, жизнерадостности, привлекает новых, интересных людей
Жемчуг – символ чистоты, вечности, охраняет от мук безответной любви
Деньги – к деньгам
Перец – пусть ваша жизнь будет острой, полной впечатлений и приключений
Хлеб – всему голова, сочетание духовного и материального богатства
Мешок, ложка, плошка – к достатку в доме
Цветок – к радости
Ягоды – к семейному счастью
Веник – символ, оберегающий от зла, входящего в дом
Березовое полено – символ мужской силы
Осиновое полешко – отгоняет от жилища злых духов
Приложение № 6
Язык цветов – очень популярный в Европе в средние века, в Англии-XIX в., в России - начало XX в., ныне почти забыт.
Орхидеи – «Я ожидаю вашей благосклонности!»
Сирень – «Мое сердце принадлежит тебе!»
Белые хризантемы – «Старая любовь не ржавеет!»
Красные гвоздики – «Я страстно в тебя влюблен!»
Лютики – «Как ты неблагодарна!»
Гладиолусы – «Стремление к борьбе, фраза Святослава: Иду на вы!»
Любитель роз – пылкая, страстная и ревнивая натура.
Поклонник гвоздик – человек с широкой душой, стремящийся быть в центре внимания и шагающий в ногу со временем.
Сирень – жизнелюбивые люди, но склонные к опозданиям.
Тюльпаны и гиацинты – вы глубоко страдаете от недостатка любви к вам и от неразделенных дружеских чувств.
Гвоздика – цветок крови
Ландыш – цветок богини Весны и излияния сердец
Лилия – эмблема непорочности
Маргаритка – цветок рыцарей, любви и гаданий
Кувшинка – царица вод и цветок русалок
Хризантема – цветок смерти
Нарцисс – эмблема «влюбленных в себя»
Пион – эмблема «пламенной любви»
Незабудка – цветок постоянства, верности
Камелия – цветок бесстрастия
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"