ПРОЕКТ: «Что мы Родиной зовём?»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 969
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 285 Красноармейского района Волгограда»
МОУ Детский сад № 285
400082, Россия, Волгоград, ул. Российская, 3а.
Тел.62-04-52 (факс), 62-04-50, E-mail: ds285@yandex.ru
ОГРН 1033401198698, ИНН 3448019271, КПП 344801001
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация: «Научно- практическая конференция для обучающихся: проектная и исследовательская деятельность дошкольников, школьников и студентов»
Тема работы: ПРОЕКТ: «Что мы Родиной зовём?»
Авторы:
Егорова Юлия Владимировна, старший воспитатель
Иванищина Ольга Николаевна, воспитатель
Телефон: 62-04-52
Адрес электронной почты: ds285@yandex.ru
г. Волгоград
2018г.
Паспорт проекта «Что мы Родиной зовём?»
Тип проекта: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.
Сроки выполнения проекта: 6 месяцев.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические чувства к своему городу и своей стране путем организации плодотворного сотрудничества детей, родителей и педагогов согласно требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
Для детей:
-
Совершенствовать грамматический строй речи;
-
Пополнить активный словарь;
-
Формировать представления о символах страны (флаг, герб, гимн); о происхождении Российского флага;
-
Закрепить представления о празднике 9 Мая на основе конкретных исторических фактов, доступных детям, уточнить представления об историческом прошлом нашей страны - Великой Отечественной войне.
-
Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее;
-
Формировать гражданские позиции и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
-
Закрепить в речи названия улиц (адреса) города и названия достопримечательностей и памятных мест Волгограда.
-
Воспитывать уважение к защитникам Родины;
-
Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; чувство гордости за воинов, народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность всего народа, за мужество и отвагу.
Для педагогов:
-
Объединить усилия детского сада и семьи для развития и воспитания у детей осознанного отношения к истории страны, города;
-
Пополнить педагогическую копилку новыми формами работы с детьми патриотического содержания: квест- игры, занятия-экскурсии;
-
Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
-
Вовлечь родителей в образовательный процесс через участие в подготовке к квест– играм, занятию-экскурсии;
-
Обогатить развивающую предметно – пространственную среду по данному вопросу.
-
Пополнить активный словарь детей.
Для родителей:
-
Принять активное участие в подготовке кквест- играм «Широка страна моя Россия», «Мы помним, мы гордимся!», «Путешествие по родному городу»; занятию – экскурсии «Тепло домашнего очага»;
-
Принять участие в оформлении тематических альбомов «Красная площадь – сердце России», «Московский кремль. Башни кремля», «Достопримечательности города-героя Волгограда»; «Дети на защите Родины»;
-
Принять участие в создании фотогалереи «Бессмертный полк» с составлением рассказа совместно с детьми о героях семьи;
-
Принять активное участие в проведении праздника, посвящённого «Дню Победы».
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители и воспитывающие взрослые не уделяют должного внимания данной проблеме, считая ее менее значительной, чем, например, подготовка к школе или развитие интеллектуальных способностей. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, чувство гордости за неё.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для детей и родителей нашей группы, но и для общества в целом.
Актуальность
Патриотизм – это преданность своему Отечеству. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В наше время, к сожалению, дети мало знают об истории своей страны, родного города, с неохотой посещают памятные места города, музеи, часто путают одно историческое событие с другим.
Почему это происходит? Потому, что мы, взрослые, не в должной степени формируем представления об истории своей Родины с дошкольного детства.
На экранах телевизоров постоянно мелькают кадры, изображающие насилие, жестокость. Ложь и ненависть к историческому прошлому. Кроме того, современные «историки» полностью пытаются переделать историю, тем самим, осквернить память о прошлом, вызвать неуважение к старшему поколению, которое ценой своей жизни остановило фашизм на планете.
Очень часто средства массовой информации сообщают нам о том, что подростки разоряют братские могилы, воруют и продают боевые ордена и медали своих бабушек и дедушек. Тем самим они продают память, прошлое своей страны, её историю. Ту историю, которую знают и помнят люди старшего поколения, ту историю, перед которой они преклоняются…
В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, городу, стране входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, героическим страницам венного времени, трудовым подвигам соотечественников в годы войны.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В настоящее время педагогическое сообщество находится в поиске новых форм работы с детьми, образовательных программ и технологий, способствующих мотивировать воспитанников на усвоение представлений об истории своей страны, своего города, увлекательно и интересно преподносить детям познавательный материал соответствующего содержания. Однако, этот вопрос остаётся на сегодняшний день до конца неразработанным.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, уважение к армии, традициям, достопримечательностям, памятникам, известным и знаменитым людям, гордость за мужество воинов, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Противоречия
-
Между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования.
-
Между требованиями, предъявляемыми обществом к человеку, как к патриоту своей страны и слабая мотивация некоторой части воспитывающих взрослых к преумножению знаний о родном городе, родной стране. Не имея достаточного количества знаний и представлений, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, чувство гордости за неё.
-
Между ориентированием родителей Федеральными государственными образовательными стандартами на участие в жизни детского сада (группы) и сопротивлением, неготовностью со стороны родителей.
Новизна
Понятие «Родина», «Отчизна», «Отечество» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:
-
Малая Родина: дом, двор, улица, на которой он живёт и ходит в детский сад;
-
Родной город;
-
Родная страна.
В ходе бесед с детьми и наблюдений за ними во время проведения совместной деятельности, специально организованных занятий выяснилось, что дети не называют и не выделяют исторические памятники родного города и связанные с ними исторические события, не ориентируются в довоенной и послевоенной истории города, не знают истории происхождения российского флага, не имеют представлений о боевых наградах и о событиях времен Великой Отечественной войны, затрудняются в понимании значения подвига старшего поколения в годы войны.
Как изменить такое положение? Мы, взрослые, должны способствовать формированию и воспитанию у дошкольников «чувства Родины», привязанность к родной земле,вызвать эмоциональный отклик на исторические события довоенной, военной и послевоенной жизни города и страны, воспитывать чувство гордости к героическому прошлому родного народа.
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении. Появилась идея: создать проект«Что мы Родиной зовём?»
Краткое содержание.
Первый этап. Подготовительный (Организационный)
Была выявлена проблема, определена тема будущего проекта, обозначена цель проекта и поставлены задачи. Был проведён анализ имеющейся методической и специальной литературы по вопросам гражданского воспитания на темы «Малая Родина», «Родной город», «Родная страна», определены сроки проведения проекта, разработаны мероприятия, проведён вводный мониторинг (наблюдение, беседы с детьми, анкетирование родителей).
Второй этап. Основной (Реализация проекта)
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию со всеми его участниками - детьми, коллегами, родителями.
-
Проведение ОД «Тепло домашнего очага»;
-
Оформление фотогалереи «Бессмертный полк»;
-
Проведение праздника, посвящённого 75-летней победы под Сталинградом с приглашением ветеранов войны;
-
Проведение занятия-экскурсии «Тепло домашнего очага»;
-
Проведение игр- квестов «Широка страна моя Россия», «Мы помним, мы гордимся!», «Путешествие по родному городу»;
-
Мультимедийные презентации и видеоматериалы «Достопримечательности и памятники города», «История города», «Герои войны».
Третий этап. Заключительный
-
Продуктивная деятельность «Букет для родного города»;
-
Конкурс рисунков «Город, что сердцу мил»;
-
Оформление семейныхфотоальбомов «Прогулки по родному городу»;
-
Творческая работа «Пусть всегда будет мир!»;
-
Создание дидактической игры «Ордена и медали»;
-
Оформление Книги памяти;
-
Участие в акции «Бессмертный полк»;
-
Посещение семьями достопримечательностей и памятных мест Волгограда;
-
Оформление тематических альбомов «Мой родной город»;
-
Создание дидактической игры «Дом будущего»;
-
Оформление портфолио проекта.
Предполагаемые результаты:
-
Дети имеют представления о семье, малой Родине – дворе, улице, на которой живут;
-
Дети проявляют интерес к фактам истории родного города и страны.
-
Дети проявляют чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
-
Дети знают о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), интересуются семейными реликвиями (боевыми наградами);
-
Дети проявляют активный интерес к произведениям времен ВОВ, посещают музеи, панорамы, места воинской Славы, с удовольствием, просматривают семейные реликвии, рассказывают о них сверстникам;
-
Дети имеют довольно связную речь, обширный словарный запас, который используют при составлении рассказов, при участии в праздниках и в общении друг с другом;
-
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
-
Родители активно участвуют в организации и проведении выставок, праздниках;
-
Детско-родительские отношения обогатились опытом совместной творческой деятельности.
Педагогические принципы проекта:
-
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
-
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
-
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края, страны.
-
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
-
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
-
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Этапы работы над проектом |
Формы |
Содержание |
Ответственные |
Продукты |
Подготовительный Организационный этап Январь (3-4 неделя) |
Круглый стол с участием педагогов, участвующих в проекте |
Составление плана взаимодействия по проекту |
Воспитатели |
План работы над проектом |
Анкетирование родителей |
Анкета «Воспитываем юного гражданина» |
Воспитатели |
Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей |
|
Анкетирование воспитателей |
Анкета «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» |
Старший воспитатель |
Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей |
|
Сбор и систематизация информации «Исторические страницы. Сталинград – Волгоград» (методический материал для педагогов и родителей |
Предварительные беседы о городе, стране; чтение художественной литературы; рассматривание репродукций по теме; заучивание стихотворений, пословиц о доме, семье, городе, стране |
Воспитатели |
Мультимедийные презентации и видеоматериалы «Достопримечательности и памятники города», «История города», «Герои войны». |
|
Творческая лаборатория |
Редактирование притчи о братьях |
Воспитатели |
Адаптированная притча о братьях |
|
Творческая лаборатория |
Редактирование произведения К. Д. Ушинского «Наше Отечество» |
Воспитатели |
Адаптированный рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» |
|
Творческая лаборатория |
Разработка эскизов мнемотаблиц и мнемодорожек к рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество», к рассказу Л. Кассиля «Сестра», к пословицам о Родине |
Воспитатели |
Мнемодорожкии мнемотаблицы |
|
Создание условий, совместная и самостоятельная деятельность. |
1.Разработка дидактического материала по теме проекта 2. Разработка сценариев мероприятий, конспектов ОД. |
Воспитатели Музыкальный руководитель |
1.Картотека дидактических игр по теме проекта. 2. Конспект ОД «Тепло домашнего очага» 3. Сценарий квест-игры «Путешествие по родному городу». 4. Сценарий квест-игры «Широка страна моя Россия!». 5. Сценарий квест-игры «Мы помним, мы гордимся!» 6. Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы |
|
Консультирование родителей |
1.Подборка материала для родителей «Как рассказать ребенку о войне?», 2.Подборка материала о героическом прошлом города и бойцов в годы войны. 3. Подборка текстового материала о Родине, войне (стихи, пословицы, рассказы) |
Воспитатели |
1. Буклет «Исторические страницы. Сталинград – Волгоград». 2. Папка-передвижка «Как рассказать ребенку о войне?». 3.Папка с подборкой произведений. |
|
Основной этап Реализация проекта Февраль- май |
ОД: 1. «Тепло домашнего очага» |
-Слушание и обсуждение притчи о братьях; -Пересказ притчи с помощью мнемотаблицы; -Создание творческих работ по содержанию пословицы о домашнем очаге. |
Воспитатели |
1.Конспект непосредственно образовательной деятельности «Тепло домашнего очага» 2. Дидактический материал |
2. Квест-игра «Путешествие по родному городу». |
-Образно-игровое упражнение «Путешествие» -Игра с мячом «Адреса» -Игра «Мне скорее помогай, на вопросы отвечай» -Игра «Ты на схему посмотри и пословицу о Родине скажи» -Рассказ воспитателя с показом слайдов об истории возникновения города -Пальчиковая гимнастика «Мой город» -Игра «Знаем-называем» (достопримечательности и памятники города) -Продуктивная деятельность «Букет для любимого города». |
Воспитатель |
Сценарий квест- игры «Путешествие по родному городу». |
|
3. Квест-игра «Мы помним, мы гордимся!» |
-Слушание записи голоса Ю. Б. Левитана с объявлением о начале войны -Игра с геометрическими формами «Военный конструктор» -Рассказ воспитателя с показом слайдов о капитане Гастелло -Продуктивная деятельность «Боевые машины» -Упражнение «Шифровка» (пословицы о дружбе, товариществе) -Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» с опорой на мнемотаблицу -Игра на классификацию «Ордена и медали» -Рассказ воспитателя о георгиевской ленточке |
Воспитатели |
«Сценарий квест- игры «Мы помним, мы гордимся!» |
|
4. Квест-игра «Широка страна моя Россия!» |
-Психогимнастика «Доброе утро» -Игра «Закончи предложение» -Игра «Один-много» -Пальчиковая гимнастика «Российская семья» -Игра «слова-друзья» -Игра «Какой, какая, какое» -Рассказ воспитателя с показом слайдов об истории возникновения Российского флага -Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» -Продуктивная деятельность «Путешествие по городу». |
Воспитатели |
Сценарий квест- игры «Широка страна моя Россия!» |
|
|
«Домашнее задание» (работа с семьёй). |
1.Оформление тематических альбомов «Прогулки по родному городу»; 2.Оформление семейных страничек к Книге Памяти 3. Семейные творческие работы «Город, что сердцу мил» |
Воспитатели, родители |
1.Выставка тематических альбомов «Прогулки по родному городу» 2. Конкурс рисунков «Город, что сердцу мил» |
Создание условий, совместная и самостоятельная деятельность |
1.В развивающей среде пооперационные карты изготовления самолётов, цветов, различный изобразительный и бросовый материал. 2.В развивающей среде фотографии с изображением достопримечательностей и памятных мест Волгограда; 3.В развивающей среде фотографии «Мой дом, моя улица, мой город, моя страна»; 4. В развивающей среде тематический альбом «Они защищали Родину»; «Дети на защите Родины» 5. В развивающей среде мнемотаблицы и мнемодорожки к изучаемым произведениям в рамках темы проекта. 6.В развивающей среде репродукции художников по теме проекта. |
Воспитатели |
1.Оформление выставки «Боевые машины» 2. Настольные игры «Назови-не ошибись», «Исправь ошибку» (Достопримечательности и памятные места Волгограда) 3. Рисование «Мой дом, моя улица, мой город, моя страна»; 4.Составление детьми рассказов о героях войны 5. Пересказ детьми произведений с опорой на дидактический материал 6.Выставка рисунков «Город, что сердцу мил», «Пусть всегда будет мир!» |
|
Заключительный этап (Рефлексия) Июнь (1-2 неделя) |
Оформление творческих продуктов проекта |
1.Оформление семейных страничек в Книгу Памяти 2.Оформление семейных тематических альбомов «Мой родной город»; 3. Праздник, посвящённый Дню Победы. 4. Фоторепортаж по результатам участия в акции «Бессмертный полк»; |
Воспитатели |
1.Оформление Книги Памяти. 2. Оформление фотогалереи, 3. Выставка детских рисунков по пословице «Дом создаётся руками, а очаг сердцами»; 4.Демонстрация фотоотчёта о проведении праздника с участием ветеранов ВОВ на сайте детского сада; 5.Презентация PowerPoint; фотоотчёт материалов о реализации проекта «Что мы Родиной зовём?» для сайта детского сада. |
Оформление портфолио проекта |
Систематизация и доработка материалов проекта |
Воспитатели |
Портфолио с материалами проекта |
Заключение
Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, еще не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога - отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.). Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом и страной во многом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город и страну.
Чтобы слова « Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Но это возможно лишь при условии, когда сам педагог увлечён, он может передать знания в яркой, образной форме.
Литература:
1.
Беседы с родителями о нравственном
воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя
дет.сада.-М.:Просвещение.1987
2.
Горячев А.В. Проектная деятельность в
образовательной системе «Школа 2100» //
Журнал «Начальная школа. Плюс: до и
после», 2004, № 5.
3. Дмитриева, В.Г.
Патриотическое воспитание дошкольников
// Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3.
4. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6.
5. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
6. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 1.
8. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
9.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое
воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс,
2003
10. Образовательные проекты в
детском саду. Пособие для воспитателей
Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.
Год выпуска: 2008. Издательство:
АЙРИС-пресс
11. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва,
Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова.
М.: АРКТИ, 2005.
12. Интернет – ресурс: Википедия.
13.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
14.Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
15.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
16.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
17.Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
18.Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
19.Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для родителей
«Воспитываем юного гражданина»
Уважаемые родители!
Мы рады, что Ваш ребенок посещает наш детский сад. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для более успешной работы воспитателей в рамках патриотического воспитания дошкольников.
-
Ф.И.О. ребенка______________________________________________
-
Ведете ли Вы беседы с ребенком на нравственно-патриотические темы?______________________________________________________
-
Читаете ли Вы с ним художественные произведения о войне?_______
-
Смотрите ли фильмы военно-патриотической тематики?___________
-
Слушаете ли песни и музыкальные произведения этой тематики?____
-
Есть ли в Вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?___
-
Есть ли у Вас возможность принять участие в оформлении группы центра патриотического воспитания и презентовать его?
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для воспитателей
«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию»
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет выстроить работу по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию
• Национальное самосознание, гордость за семью и свой народ;
• Непримиримость к представителям других народов;
• Интернационализм;
• Духовность – удел ограниченных людей;
• Бескорыстная любовь и уважение к Родине;
• Любовь к родной станице, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
• Стремление трудиться для процветания Родины.
2. Почему вы участвуете в работе нравственно - патриотического воспитания?
• Интересно общаться с коллегами;
• Волнует будущее страны;
• Больше нечем заняться.
3. На сколько баллов вы оцениваете свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию (до 5 баллов) __________________________
4. Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание…
• Необходимо молодым людям для общего развития
• Для становления их личности
• Нужно Родине
• Не нужно никому
5. Я живу в России и не уезжаю за границу потому, что… .
• Люблю свою Родину
• Не могу материально
• Не люблю перемены
• Время не пришло
Спасибо за сотрудничество!
Образовательная деятельность
«Тепло домашнего очага»
Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры.
Образовательные задачи:
-
Актуализировать представления о различных видах жилищ древних времён и современности;
-
Формировать представления о домашнем очаге, его значении для жизни человека в прошлом и настоящем;
-
Расширить представления о музее – месте образования людей, интересном и содержательном времяпровождении;
-
Совершенствовать навыки монологической речи;
-
Формировать умение размышлять над содержанием притчи, совершенствовать навыки связной речи при её пересказе, используя мнемотаблицу;
-
Формировать умение пользоваться изобразительными средствами при создании изображения по содержанию пословицы;
Развивающие задачи:
-
Развивать творчество, воображение;
-
Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать интерес к прошлому людей и желание узнавать новое;
-
Воспитывать понимание, что тёплые, заботливые отношения между близкими людьми – главная ценность в жизни человека;
-
Воспитывать чувство ответственности к порученному делу;
-
Воспитывать чувство признательности к тем сверстникам, кто желает поделиться своими знаниями с товарищами:
Активизация словаря: Жилище, пещера, шалаш, землянка, домашний очаг, экскурсовод.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: речевая, продуктивная, познавательная.
Предварительная работа: Беседа о музеях, презентация «Как люди раньше жили», игра «Правильно- неправильно» на уточнение правил поведения в общественных местах, рассматривание репродукций художников с изображением избы, очага, семьи.
«Домашние задания» для детей и родителей:
-
1. подборка информации о различных видах жилища человека;
-
2. подготовка «помощниками» экскурсовода мини-рассказов о разных видах жилищ (см. далее по тексту)
Материалы: мнемотаблица к пересказу притчи о братьях, иллюстрации с изображением пещеры, шалаша, землянки, избы, каменного дома, многоэтажных домов, изобразительные материалы, указка.
Ход ОД:
1. Ребята, я рада видеть всех вас, садитесь поудобнее и приготовьте свои ладошки. Потрите их, вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на нашей встрече вам будет также тепло и уютно. (Создание благоприятного морально-психологического климата, настрой на совместную работу в процессе познавательной деятельности).
2. Ребята, сегодня у нас состоится экскурсия по музею прошлого. Здесь оформлена очень интересная выставка. По-другому, более современным языком, можно сказать «экспозиция». А вот о чём будет экспозиция, вы догадаетесь, когда послушаете стихотворение.
Как построить дом надежный,
Человек еще не знал.
В первобытном мире сложном
Он жилье себе искал.
Он страдал от зимней стужи,
Хищный зверь ему грозил.
Человеку дом был нужен,
Где бы он спокойно жил,
Где бы он готовил пищу,
Ел и мирно отдыхал.
Он хотел иметь жилище,
Где б бояться перестал.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашей встрече? Правильно, о домах, о жилищах. А точнее о том, какими они были в разные времена. Вы были когда-нибудь в музеях? Конечно же вы знаете, что экскурсию по выставке проводит человек определённой профессии? Как называют человека этой профессии? (Экскурсовод). На нашей выставке экскурсоводом буду я. У меня будут помощники. Ими сегодня будут те из вас, кто подготовил домашнее задание – рассказ об экспонатах музея.
Предлагаю вспомнить правила, которые люди должны соблюдать в музеях (экспонаты руками не трогать, говорить шёпотом, передвигаться не спеша, задавать вопросы только после рассказа экскурсовода и его помощников).
3. Итак, мы начинаем экскурсию. Где указка? Она сегодня поможет и мне, и моим помощникам.
В давние времена нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.
Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ (изображение пещеры).
Помощник №1: Пещера – это пустое пространство в горе. Человек принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных. Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников. Но пещеры были не везде.
И человек придумал ШАЛАШ (изображение шалаша).
Помощник №2: Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и укрывали ветками. Но шалаши были недолговечны. От ветра и урагана они рассыпались.
Экскурсовод: Там, где было много камней, человек пытался строить из них дома. Но каменные сооружения тут же разваливались. Почему? (ответы детей, практическая деятельность с камнями – сооружение каменной стены без растворов). Но человек стал использовать камни при строительстве ЗЕМЛЯНКИ (изображение землянки).
Помощник №3: В местах, где рос лес, древний человек выкапывал яму, укреплял стены землянки бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Но жить под землей было сыро и неуютно.
Экскурсовод: Проходили столетия, и человек научился использовать толстые стволы деревьев для строительства деревянных срубов. Появился деревянный дом – ИЗБА (изображение деревянного дома).
Помощник №4: Двери сначала не было, её заменяло входное отверстие, которое закрывалось грубой тканью. В глубине избы выкладывалось из камней место для огня. Полов тоже не было. Земля просто поливалась водой и подметалась, становилась гладкой и твёрдой. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — у входа. Также при входе размещались домашние животные, например, свинья с маленькими поросятами. Через несколько столетий появились окна для выхода дыма, потом появилась печь, потом труба на крыше для выхода дыма.
Экскурсовод: Когда человек открыл свойства глины, стали появляться каменные дома (картинка). После изобретения кирпича стали расти кирпичные дома (картинка). Сейчас мы живем в современных многоэтажных домах (картинка).
Спасибо помощникам за содержательные рассказы. Вам пришлось много готовиться, читать вместе с родителями энциклопедии, смотреть познавательные фильмы. Мы узнали много нового и интересного. Поэтому мы вас благодарим аплодисментами. Но негромко аплодируем, помним, что мы в музее.
Экскурсовод продолжает: В разных жилищах и домах в разные времена люди обязательно пользовались огнём. Сотни тысяч лет назад очаг разводился в пещере. Кто знает, что означает слово «Очаг»? Предлагаю заглянуть в энциклопедический словарь. Очаг – это место или устройство для разведения и поддержания огня.
Очаг сплачивал людей вместе, они по очереди следили за огнем, чтобы он не погас, это для людей было очень важно. Много изменилось с тех пор и понятие «Домашний очаг» приобрело несколько другое значение. Сейчас у каждого в доме есть электричество, но мы часто слышим, выражение «Тепло домашнего очага».
Ребята, как вы понимаете это выражение? (ответы детей). Правильно, это когда в семье живет любовь, мир и взаимопонимание, где все заботятся друг о друге.
4. Послушайте старую притчу о названных братьях. Есть братья по рождению. А есть братья названные. Это те, между кем есть крепкая дружба.
Жили в далёкой арабской стране два названных брата. Каждый вечер собирались они у очага и беседовали, шутили, мечтали о хорошей жизни, поддерживали друг друга в житейских ситуациях. Случилось так, что один из них стал шейхом. Переселился он в каменный дворец и сидел теперь на высоком троне из перламутра. Множество людей приходило поклониться новому властителю.
Пришел и его названный брат и был счастлив поздравить его, но гордый шейх не захотел сразу впустить его и заставил дожидаться у ворот в течение многих дней. Наконец, шейх приказал, чтобы брата впустили. Брат скромно вошел, а шейх еще больше развалился на своем роскошном перламутровом троне. Все понял его брат, и нарочно стал оглядываться, как бы ища глазами шейха. Тогда шейх сердито спросил его: «Что ты ищешь?»
— Тебя ищу, человече, где ты? — ответил ему брат и добавил печально: — Пока сидел ты на малом стуле возле нашего очага, был ты добрым и отзывчивым, весёлым и доброжелательным. А теперь, хоть ты и сидишь на красивом троне, смотри, чего-то в твоей жизни явно не хватает. Может быть, потухло в твоём сердце тепло домашнего очага и поселилась там гордыня, надменность и чёрствость? Забыл ты, что дороже всего в жизни домашний очаг, настоящие друзья и тёплые отношения между людьми?
Хочу найти тебя. Человече, где ты? (по Николаю Сербскому)
Ребята, о чём эта притча? Можно ли считать настоящим другом того, кто забывает о настоящих жизненных ценностях? Могут ли между людьми быть хорошие отношения, если кто-то из них становится надменным, жадным, равнодушным?
5. Предлагаю вам рассказать притчу, пользуясь схемой (мнемотаблицей).
(Выполнение задания: 3-4 человека).
Послушайте пословицу: «Дом создаётся руками, а очаг сердцами».
Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей). Как вы думаете, а можно ли изобразить то, о чём говорится в народной пословице с помощью рисунков?
6. Ребята, сейчас в нашей стране и в нашем городе есть музеи, где посетители не только осматривают экспонаты. Есть современные интерактивные музеи, где посетители могут стать активными участниками выставочной экспозиции, могут сами участвовать в создании выставочных экспонатов. Предлагаю пройти за столы, взять изобразительные материалы и нарисовать то, как вы понимаете эту пословицу: «Дом создаётся руками, а очаг сердцами».
Вашими работами мы пополним экспозицию музея и пригласим на экскурсию родителей и всех, кто пожелает прийти в наш музей. Согласны? Наша встреча закончена.
Виртуальная квест -игра «Путешествие по родному городу»
(подготовительная группа)
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о родном городе.
Образовательные задачи:
-
Актуализировать и активизировать словарь по теме «Родной город»;
-
Формировать представления об исторических фактах, связанных с происхождением названий города;
-
Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение.
-
Закрепить в речи названия улиц (адреса) города и названия достопримечательностей и памятных мест Волгограда;
-
Упражнять в образовании однокоренных слов; в воспроизведении пословиц о Родине с помощью мнемодорожек; в умении отвечать на вопросы по содержанию услышанного и подборе слов-признаков.
Развивающие задачи:
-
Развивать речевую активность, быстроту мышления, познавательный интерес, память, внимание;
-
Развивать тонкую и общую моторику;
-
Развивать выразительность движений;
-
Развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее;
-
Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа: Создание карты для путешествия, чтение стихов о Волгограде, знакомство с пословицами о Родине, разучивание пальчиковой гимнастики «Мой город», образно-игрового упражнения «Путешествие»,
Материалы: мяч, мнемодорожки с пословицами о Родине, силуэты цветов разного цвета для создания букета, слайды «Парк отдыха», маршрутный лист, презентация по теме «История города».
Ход:
Дети играют. Воспитатель подходит к детям.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (Да).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Давайте встанем в круг и представим, что мы гуляем по городу.
(Образно-игровое упражнение «Путешествие»)
В путешествие скорей /Ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди/
Приглашаем всех друзей. /Махи ладонями к себе и от себя/
Головою покрутите, /Круговые движения головой/
Влево, вправо посмотрите. /Повороты туловища/
Мы поедем очень быстро /Круговые движения руками, имитация езды на поезде/
И увидим город чистый. /Наклоняются вниз, имитация сбора мусора/
Город снизу вверх растет /тянутся вверх, поднимая руки/
И под солнышком цветет.
Воспитатель: Ребята, начнем экскурсию по нашему родному городу. Экскурсия наша будет не простой, а виртуальной. Мы все останемся в своей группе, путешествовать будем с помощью компьютера, экрана. Такая экскурсия называется виртуальной.
В конце путешествия нас ждёт сюрприз. Если с правитесь со всеми заданиями, сюрприз – ваш!
Для того, чтобы нам не заблудиться, у нас с вами будет маршрутный лист. Итак, какое задание нас ждёт в первом пункте маршрута? У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос. Это ваш двор, ваша улица.
Остановка 1. «Игра с мячом». Становитесь в круг. Я бросаю каждому из вас мяч, а вы называете свои адреса.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Слушайте задание, которое приготовлено на второй остановке нашего маршрута. Необходимо чётко и быстро отвечать на мои вопросы.
Остановка 2. «Мне скорее помогай, на вопросы отвечай».
Как называется город, в котором мы живём? (Волгоград).
Как называют жителей Волгограда? (Волгоградцы).
Как называется девочка, которая живёт в Волгограде? (Волгоградка).
Как называется мальчик, который живёт в Волгограде? (Волгоградец).
Воспитатель: Что же приготовили для нас в третьем пункте нашего путешествия? Недавно мы с вами на занятиях знакомились с пословицами, поговорками о родной земле, о Родине. Давайте назовем их, используя схемы. (На экране появляются схематические рисунки).
Остановка 3. «На схему посмотри и пословицу о Родине скажи».
Чужбина – калина, Родина – малина.
Человек без родины, что соловей без песни.
В своей стране и трава в постель сгодится.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
В своём доме и стены помогают.
Воспитатель: Молодцы. Мы всё ближе к нашему сюрпризу. Стараемся дальше.
Следующая остановка 4. «Историческая». Я расскажу вам об истории возникновения нашего города.
Несколько веков назад Волгоград именовался Царицын, потому что располагался на берегу реки Царица и был построен, как оградительная, сторожевая крепость от нашествия вражеских татарских войск, но через некоторое время был полностью разрушен. А восстановлен город был почти через 100 лет после своего падения.
В начале прошлого века Царицын получил другое название – Сталинград, в честь человека, который в те годы руководил страной – И. Сталин. В те времена в городе строилось много зданий, парков. Город был очень красивым.
Самые трагические времена наш город пережил в период Великой Отечественной Войны. Ровно 200 дней на берегах Волги шли ожесточённые бои с немецко-фашистскими захватчиками, которые рвались к Волге. Символом героической обороны Сталинграда стал дом Павлова – обычная четырёхэтажка.
В этот период город погрузился в руины, не осталось ничего. Для восстановления города были задействованы силы всей страны.
Уже после войны, наш город стал называться Волгоградом. Он построен на берегу Волги и является одним из самых протяжённых, длинных городов России.
(Рассказ воспитателя сопровождается слайдами).
Воспитатель: Вы послушали мой рассказ. Кто же самый внимательный? Сейчас проверим, что же вы запомнили из истории города?
Какие названия были у нашего города раньше? (Царицын, Сталинград).
На берегу какой реки располагался наш город много лет назад? (Царица).
Почему в давние времена город строился как сторожевая, оборонительная крепость? (На город нападали враги, его надо было сторожить и защищать).
Как назывался наш город в годы Великой Отечественной войны? (Сталинград).
Почему город получил название «Волгоград»? (Расположен на берегу реки Волги).
Воспитатель: Вы много слушали, отвечали на вопросы. А сейчас проведём пальчиковую гимнастику «Мой город».
Город – это улицы, проспекты и дома, |
(Ладонь
правой руки лежит на столе; производить
поочередные постукивания пальцами
по столу). |
Площади, музеи, парков тишина, |
(Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу). |
Блеск огромных стекол, Праздничных витрин |
(Разводить пальцы в стороны и соединять). |
Быстрое движенье |
(Круговые движения руками, согнутыми в локтях). |
Прохожих и машин. |
(Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак). |
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие и следующая остановка 5. «Достопримечательности и памятники города». Давайте проверим, достаточно ли хорошо вы знаете свой город.
(Воспитатель показывает слайды с памятными местами города, дети смотрят и называют:
«Мамаев Курган»;
«Дом Павлова»;
«Музей-панорама «Сталинградская битва»;
«Железнодорожный вокзал»;
«Площадь павших борцов»;
«Волгоградский планетарий»;
«Детский театр кукол»;
«Фонтан «Дружба народов»;
«Волго-Донской канал»).
Воспитатель: В городе много памятных мест, которые знают во всём мире. Одно из них – Мамаев Курган. Здесь в пантеоне Славы сооружён Мемориал «Вечный огонь». На мраморных плитах высечены фамилии бойцов, не вернувшихся с полей войны. К подножию памятника возлагаются венки и цветы — как символ нашей памяти.
(Показ слайда).
Воспитатель: Двигаемся дальше. Следующая остановка 6. «Парк отдыха». Как вы думаете, для чего нужны парки, скверы, аллеи нашему городу и горожанам? (Чтобы они украшали наш город, чтобы люди могли там отдохнуть, дети поиграть, пообщаться друг с другом).
Правильно, ребята. В нашем городе много парков. Парк — это место отдыха горожан. В парках растет большое количество деревьев. Много разнообразных цветников. Парки украшают наш город. Наш город очень красив.
(Показ слайдов).
Давайте поиграем в игру и соберем букет красивых слов, подарив его нашему прекрасному городу. На каждое слово на плакат будем наклеивать цветок. Чем больше слов, тем красивее будет букет для нашего города.
(Дети выполняют задание: красивый, молодой, чистый, уютный, зеленый, большой, известный, героический и т. д.)
Воспитатель: Букет получился большим, красочным. А мы можем сделать наш город еще лучше и красивее? Как нам это сделать? Предлагаю еще одну игру с мячом «Что делать?». Вы ловите мяч и говорите, что бы вы сделали, чтобы наш город оставался красивым и год от года становился ещё лучше.
Приглашаю вас встать в круг.
(Ответы детей: сажать деревья, сажать цветы, не мусорить, не топтать газоны, не ломать фонтаны, любить город, не шуметь в общественных местах).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Наше путешествие по городу закончилось. А вот и сюрприз – магнитики с изображением памятных мест Волгограда для каждого из вас. Дома вы сможете любоваться ими и рассказать родителям много нового и интересного о том, что вы сегодня узнали!
Квест - игра «Широка страна моя Россия»
(подготовительная группа)
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о нашей Родине - России.
Образовательные задачи:
-
Актуализировать и активизировать словарь по теме «День России»;
-
Формировать представления о происхождении Российского флага, закрепить представления о символическом значении цветов Российского флага;
-
Упражнять в подборе слов – синонимов, в умении образовывать прилагательные от существительных; в образовании существительных единственного и множественного числа; заканчивать начатое педагогом предложение.
-
Упражнять в пересказе известного произведения с помощью мнемотаблицы.
-
Закрепить представления о символах страны.
Развивающие задачи:
-
Развивать речевую активность, восприятие, быстроту мышления;
-
Развивать тонкую и общую моторику;
-
Развивать эмоциональную сферу через передачу эмоционального состояния при помощи интонации, мимики, жестов.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать чувство гордости за свою страну;
-
Воспитывать доброжелательность, инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа:Создание карты для прохождения квеста, презентация по теме «Моя Родина-Россия», изучение государственных символов России, чтение стихов, разучивание песен, рассматривание энциклопедий о России.
Материалы: карта России, буквы к слову «РОДИНА», мяч, сюжетные картинки, мнемотаблица к рассказу Д. К. Ушинского «Наше Отечество», полоски разного цвета.
Ход:
1. Психогимнастика «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!"-солнцу и птицам.
"Доброе утро!"-улыбчивым лицам.
Крепко за руки давайте возьмёмся
И друг другу мы улыбнёмся.
Мы пожелали друг другу доброго утра, а теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране.
Посмотрите на карту России. На карте вы видите буквы. Наша задача - двигаться по стрелочкам, выполнять задания и собирать буквы, из которых в конце путешествия соберём слово.
Вы готовы? Мы начинаем…
Воспитатель:
Много
чудесных стран на Земле, везде живут
люди, но Россия – единственная,
необыкновенная страна, потому что она
наша Родина.
Как вы думаете, что такое
Родина? (ответы
детей: здесь мы родились, здесь живут
наши родные).
Родина –
значит родная, как мать и отец. Родина
– место, где мы родились, страна, в
которой мы живем.
А теперь давайте
вспомним, что вы уже знаете о России.
2. Игра
«Закончи предложение».
Воспитатель:
Я буду говорить начало предложения,
бросать мяч, а вы должны его поймать и
закончить предложение.
Наша страна
называется… Россия.
Граждане России
называются… россияне.
На
каком языке разговаривают россияне?...на
русском.
Столица России – город…
Москва.
Кто является президентом
России… Владимир Владимирович
Путин.
Какие государственные символы
вы знаете? (Герб, флаг, гимн).
Справились с заданием. Получите первую букву – букву «Р».
Взгляните на карту, как велика наша страна. Россия - самое большое государство в мире. Часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. В ней много городов, поселков, деревень, рек…
3. Д/и. «Один - много».
Город – города - много городов;
Поселок – посёлки – много посёлков;
Деревня – деревни - много деревень;
Поле – поля - много полей;
Река – реки – много рек;
Гора – горы – много гор;
Озеро – озёра – много озёр;
Лес –леса много – лесов.
Молодцы, всё знаете. Вот следующая буква – буква «О».
Воспитатель: Давайте немного разомнёмся, вспомним пальчиковую гимнастику.
4. Пальчиковая гимнастика «Российская семья».
Живут в России разные Энергично сжимать и разжимать кулачки
Народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву, соединить большой и указательный пальцыправой руки
Другим – родной простор. соединить большой и средний
У каждого народа соединить большой и безымянный
язык свой и наряд соединить большой и мизинец
Один черкеску носит, соединить большой и указательный пальцылевой руки
Другой надел халат. соединить большой и средний
Одни – рыбак с рожденья, соединить большой и безымянный
Другой – оленевод соединить большой и мизинец
Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна, Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.
Замечательно. Движемся дальше. Какая буква у нас на пути? (Буква «Д»). Правильно. Чтобы её получить, надо выполнить следующее задание.
5. Игра «Cлова - друзья».
Воспитатель: К заданному слову необходимо подобрать близкие по смыслу слова.
Воин - солдат, защитник, боец.
Родина - отчизна, отечество.
Смелый -храбрый, отважный.
И с этим заданием справились. Получите следующую букву – букву «Д».
Продолжаем путешествие по нашей стране. Чтобы получить следующую букву, необходимо выполнить ещё одно сложное задание.
6. Игра «Какой, какая, какое?» (Проводится по сюжетным картинкам)
Город в России — российский город.
Деревня в России – российская деревня.
Паспорт гражданина России — российский паспорт.
Столица России – российская столица.
Народ, который живет в России – российский народ.
Памятники России – российские памятники.
Реки России – российские реки.
Забирайте ещё одну букву – букву «И».
Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам о том, как появился Российский флаг. Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому шесту стягивались войска, и поэтому такие флаги стали называть стягами. Позже стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре 1 появился трёхцветный флаг.
Ребята, пришла очередь выполнить следующее задание и в случае, если вы его правильно выполните, получите очередную букву.
На столах лежат полоски разного цвета, необходимо выбрать нужные по цвету полоски. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? (предположения детей).
Правильно, нам надо собрать Флаг России, приступаем. (дети выполняют задание каждый на своём месте).
Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)
Вспомните, что обозначают цвета на флаге? (Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.)
Получите букву «Н».
Воспитатель: И последнее задание в конце путешествия по нашей стране. Посмотрите на мнемотаблицу. Мы с вами уже рассматривали схематические изображения к произведению Д. К. Ушинского «Наше Отечество», расшифровывали эти изображения. Сейчас с помощью мнемотаблицы нужно пересказать этот рассказ.
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, а матерью - потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
(Дети выполняют задание)
Молодцы, справились и с этим заданием. Получите последнюю букву – букву «А». Какое слово у нас получилось? (РОДИНА).
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и встанем в один большой круг.
Я рада, что наше путешествие состоялось. Мы сегодня много говорили о нашей Родине. Я думаю, вам понравилась наше виртуальное приключение. После занятия мы с вами зарисуем впечатления о нашем путешествии, и родители вечером из ваших рисунков узнают, где мы сегодня побывали.
Квест – игра ко Дню Победы «Помним, гордимся!»
Цель: Закрепить представления о празднике 9 Мая на основе конкретных исторических фактов, доступных детям, уточнить представления об историческом прошлом нашей страны - Великой Отечественной войне.
Образовательные
задачи:
-
Закрепить умение пересказывать известное произведение о войне с помощью мнемотаблицы;
-
Расширить словарь детей за счёт существительных и глаголов (лётчик-герой, георгиевская ленточка, диктор, капитан Гастелло, ветеран, орден, медаль; продвигаться, одерживать, маршировать, возлагать);
-
Закрепить умение ориентироваться в карте маршрута.
Развивающие задачи:
-
Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
-
Развивать умение классифицировать предметы по определённому признаку;
-
Развивать умение отгадывать загадки, чувство рифмы.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать уважение к защитникам Родины;
-
Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; чувство гордости за воинов, народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность всего народа, за мужество и отвагу.
Материал: запись голоса Ю. Б. Левитана, карта маршрута, буквы к слову «ПОБЕДА», мнемотаблица к рассказу «Сестра» Л. Кассиля, картинки с изображением Ордена Победы, Ордена славы, Ордена ВОВ; медалей «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда»), наборы геометрических фигурок по количеству детей, демонстрационные тексты пословиц о дружбе, изобразительные материалы.
Ход:
Воспитатель:
Майский праздник
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят!
(Тимофей Белозёров)
Я предлагаю вам принять участие в квест-игре, посвящённой Дню Победы. Этот праздник каждый год 9 мая отмечает вся наша огромная страна.
Сегодня вас ждут трудные испытания. Посмотрите на карту. Видите, на ней отмечен тайник. Вот он то нам и нужен. По стрелочкам мы будем продвигаться в направлении тайника. За каждое испытание вы получите букву. Из полученных букв вы составите слово. Именно это слово – ключ к открытию тайника.
Вы готовы? Мы начинаем…
(Звучит запись, сделанная в 1941 году советским диктором Ю. Б. Левитаном, с объявлением о начале войны).
Воспитатель: Запись, которую вы сейчас услышали, сделана очень давно – 77 лет назад. Именно этот голос – голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана, - услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война. Война началась в мирное воскресное утро, когда все люди ещё беззаботно спали…
Война долгая, война страшная, война голодная и холодная, война, которая принесла много горя и страданий нашему народу. Война, которая унесла 20 миллионов жизней. На этой войне под взрывами снарядов погибали не только взрослые, но и дети.
Начинаем движение. Стрелочка показывает направление – «Военная техника».
Задание 1. «Военный конструктор»
Воспитатель: Подойдите к своим столам. С помощью геометрических фигур вам нужно собрать военную технику – самолёт, танк, автомат, корабль и др. Постарайтесь не повторяться. Чтобы одержать победу, рабочие военных заводов должны были сделать разные виды боевой техники. Только так можно было выиграть сражения в воздухе, на суше и на море.
(Дети выполняют задание и получают первую букву «П»).
Воспитатель: День победы – праздник радостный и грустный, одновременно. В этот день встречаются те, кто вместе воевал. Они вспоминают о былых сражениях, о своих фронтовых друзьях, возлагают цветы к памятникам солдат, погибших на войне.
Защищая Родину, погибло много людей. Всех героев Великой отечественной войны не перечесть.
Сегодня я расскажу вам о капитане Гастелло. Это лётчик-герой. 3 июля 1941 года капитан Гастелло сражался в воздухе. На земле шёл бой. Фашисты наступали. Они везли большие баки с бензином. Вражеский снаряд попал в бак самолёта капитана Гастелло. Самолёт загорелся.
Тогда капитан Гастелло направил горящий самолёт на группу машин и баков врага с горючим. Раздался страшный взрыв. Десятки баков, машин, танков врага погубил капитан Гастелло. Он погиб героем и навечно останется в наших сердцах.
Давайте посмотрим на карту. Стрелка указывает на самолёт. Необходимо согласно предложенной схеме собрать из бумаги самолёт и нарисовать на нём звезду. Проходите в мастерскую.
Задание 2. «Боевые машины»
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Наша эскадрилья пополнилась новыми самолётами. Задание выполнено. Вот ещё одна буква - буква «О».
Следуем по карте дальше. Стрелка указывает на остановку «Привал». На привале солдаты могли отдохнуть, почитать письма, а мы отгадаем загадки о боевой технике.
Задание 3. «Загадки»
Моряком
ты можешь стать,
Страну нашу охранять.
И
служить не на земле,
На военном
…
(Корабле)
Имя
девичье носила,
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная
...
(«Катюша»)
Гусеницы
две ползут
Башню с пушкою везут.
Гудит грозно так
Наш большой и мощный …
(Танк)
Злодейка
буйная и злая,
Называется «Ручная».
Но
только вот не виновата
Что
взрывается…
(Граната)
Птица
по небу летит,
Слышно, как она
гудит.
Отправляется в полёт
Наш
военный ...
(Самолёт)
Воспитатель: Загадки отгадали. Получите ещё одну букву - букву «Б».
Каждый год в День великой победы на Красной площади, в Москве, проходит парад: маршируют солдаты, идёт боевая техника - наша страна показывает всему миру свою мощь и силу. И теперь ни одна страна мира не нападёт на Россию, потому что мы стали ещё сильнее.
Физкультминутка.
Раз, два, дружно в ногу
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг!
(Дети маршируют).
Что показывает стрелка дальше? Здесь знак вопроса. Я думаю, здесь что-то зашифровано. Необходимо расшифровать.
Задание 4 «Шифровка».
Воспитатель: Прочитайте пословицы о дружбе, добавляя недостающие слова.
-
Сам пропадай, а товарища выручай.
-
Старый друг, лучше новых двух.
Получите очередную букву – букву «Е».
Воспитатель: Выполняем очередное задание 5. Стрелка указывает на медицинскую сумку. Что бы это могло значить? Здесь конверт со схемой к рассказу Л. Кассиля «Сестра». Необходимо пересказать рассказ по очереди, опираясь на мнемотаблицу.
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно – пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, – медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану – осторожно, чтобы не больно.
Спрашивает:
– Умру?
– Будете жить, товарищ. Я
вас сейчас перевяжу.
– Спасибо,
сестрица! – говорит Иван Котлов. – Как
вас зовут.
– Надя зовут, – отвечает,
– Надя Балашова.
Перевязала
она раненого, взяла его винтовку,
обхватила Ивана Котлова рукой и потащила
в безопасное место. Фашисты по ней
стреляют, а она знай себе ползёт и
раненого тащит. Маленькая, а сильная.
Храбрая девушка Надя Балашова!
Воспитатель: В дни войны медицинские сёстры спасли жизнь многим бойцам. Может быть среди них были ваши деды и прадеды.
Молодцы, справились с заданием. Получите ещё одну букву – букву «Д».
Ребята, как называют людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны).
Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, в форме, с наградами).
Задание 6 «Ордена и медали».
Воспитатель: Нам нужно выбрать два человека. Из предложенных картинок необходимо найти и разложить отдельно ордена и медали, дать им правильные названия. Вспомните, как различить ордена и медали? (Медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы, например, в виде звезды).
(Дети выполняют задание: раскладывают картинки с изображением орденов и медалей:
-
Орден Победы, орден славы, орден ВОВ;
-
Медаль «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда»).
Задание выполнено. Получите последнюю букву «А». Из букв нужно выложить слово. Это слово и будет ключом к секретному тайнику.
Дети выкладывают слово «ПОБЕДА». Открывают тайник с георгиевскими ленточками.
Воспитатель: В последнее время, незадолго до 9 мая, на улицах городов встречаются люди, у которых на груди – георгиевские ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?
Двухцветная ленточка называется георгиевской. Она относится к Ордену Святого Георгия, который являлся военной наградой Россией. Цвета ленты – чёрный и оранжевый – означают «дым» и «пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Георгиевскую ленточку в наше время носят на груди в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой Отечественной войны.
(Детям предлагается пристегнуть георгиевские ленточки к груди).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать всем живущим на нашей планете, чтобы больше никогда не было войны? (Дружить друг с другом, не ссориться; много заниматься спортом, чтобы быть сильными; помнить о войне).
Детям предлагается выполнить творческие работы на тему «Пусть всегда будет мир!»
Литература:
-
Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. «Наша Родина». Москва: «Просвещение», 1984 г.
-
В.В. Кузьминов. Тематические загадки в детском саду, Воронеж 2010.
-
Лев Малышев, Елена Малышева «Развивающие игры и загадочные истории», Харьков «ФОЛИО» 1996.
-
Веб-квест как педагогическая технология : http://32ruo56.blogspot.ru/2012/05/blog-post_26.html
-
Квест для дошкольников http://orangefrog.ru/kvest-dlya-doshkolnikov/
-
Музыкальное оформление: «Росиночка-Россия», И. Шевчук,
Е. Зарицкая.
«Гимн Российской Федерации», С. Михалков, А. Александров
Книга памяти
Методический материал
Центр по патриотическому воспитанию
Выставка рисунков
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»