В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Туяра Попова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 6043 комментариев: 1
Краткое описание
Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение  уровня  познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Описание
МБОУ Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Коррекционный 4 класс с 8 видом обучения. Составила: Попова Туяра Юриевна учитель коррекционного класса с. Крест-Хальджай Республика Саха (Якутия) 2012г ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 4 класса на 2012 – 2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Данная программа составлена по программе В.В.Воронковой, использован региональный компонент. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности. Задачи программы обучения:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление об окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас учащихся;
научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Активно участвовать в беседе;
Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила дорожного движения;
Учащиеся должны знать:
Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 1 четверть (32 ч)

Тема
Содержание урока
К
По плану
Фактически
1-5
Времена года.
Как я провел лето.
Признаки лета
Называние времен года и летних месяцев.
Заканчивание предложений.
Экскурсия
Рисование по итогам экскурсии

5



6-10
Летние работы в селе
Заканчивание предложений.
Работа с текстом
Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах.
Классификация сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых.
4


11- 14
Овощи, фрукты, ягоды.
Сравнение овощей, фруктов между собой. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии.
4


15-19
Признаки осени.
Название времен года, осенних месяцев. Сравнение признаков лета и осени. Составление рассказов по плану, по картине.
Составление рассказов по плану, по картине.
Картинки осени.
Экскурсия.
4


20-23
Полевые растения
Понятие о полевых растениях. Выделение сходства и различия.
Составление описательных рассказов по схеме.
Зерновые культуры.
Составление сухих букетов.
3


24 -25
Грибы
Понятие об ядовитых и съедобных грибах. Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов.
2


26-29
Распознание деревьев.
Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя). Называние и указывание деревьев. Понятие о делении деревьев на хвойные и лиственные. Классификация. Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу. Загадки. Картинки хвойных и лиственных деревьев. 4


30-31
Комнатные растения
Практические работы по выращиванию цветов, выделению их частей, названию.
Составление описательных рассказов.
Практичес-кая работа.



32
Повторение.
Проверка знании и умений за 1 четверть




2 четверть (28 ч)

Тема
Содержание урока
К-во часов
По плану
Фактически
1-3
Город, село.
Рассказ по картине и вопросам.
Экскурсия в музей
Рисование по итогам экскурсии

3



4-8
Транспорт.
Виды транспорта (название, распознание). Правила дорожного движения. Составление описательных рассказов.
Правила дорожного движения. Загадки.Игра «Светофор».
5


9-11
Животные готовятся к зиме.
Загадки, приспособленность к зиме. Пересказ ранее прочитанных текстов
3


12-16
Признаки зимы
Название зимних месяцев. Слова-праздники.
Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Антонимы.
Составление рассказа по наблюдениям.
5


17-18
Растения зимой.
Слова-признаки.
Составление пересказа, воспринятого на слух.
2


19-21
Животные и птицы в зимнее время.
Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам.
Пересказ прочитанного на уроках чтения.
Картинки животных и птиц.
3


22- 24
Зимние праздники.
Меры времени. Названия месяцев.
Меры осторожности.
Экстремальные ситуации
3


25-27
Отдых и труд дома, в школе.
Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания.


28
Обобщающий урок.



3 четверть (40 ч)

Тема
Содержание урока
К-во часов
По плану
Фактически
1-3
Труд людей зимой.
Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне.
Использование рассказов из книги для чтения
Рассказы по личным впечатлениям.

3



4-8
Домашние животные.
Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Высказывание по плану. Распространение текста.
Сравнение козы и коровы.
Сравнение козы и овцы, барана и овцы.
5


9-11
Лошадь
Сравнение лошади коровы.
Польза лошади в жизни человека
Составление рассказа по картинке
3


12-14
Мебель (для столовой, кухни, школы).
Название и приспособление мебелей.
Уход за мебелью.
Картинки, предметы мебели
Практичес-кая работа.
3


15-18
Посуда (чайная, столовая, кухонная).
Название посуд и их назначения Сервировка стола. Уход за посудой. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке. 4


19-21
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).
Название одежды. Классификация.
Из чего сшита наша одежда.
Уход за одеждой
Употребление глагола одеть-надеть.
3


22-24
Обувь.
Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. Уход за обувью.
3


25-27
Дикие животные
Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Составление рассказа по картинкам. 3


28-30
Медведь, заяц, лиса, волк
Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам. Рассказы по личным впечатлениям 3


31-33
Дикие и домашние животные (обобщающий урок).
Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных. Картинки диких животных, загадки. Составление рассказа по картинкам. 3


34-36
Признаки весны
Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее. Распространение и пересказ текста. Картинки весны Рассказ по личным впечатлениям 3


37-39
Птицы перелетные и зимующие.

Время прилета и отлета птиц. Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста. Картинки птицы перелетные и зимующие 3


40
Обобщающий урок

1



4 четверть (32 ч)

Тема
Содержание урока
К-во часов
По плану
Фактически
1-3
Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян
Составление плана работы.
Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.

3



4-6
Домашние птицы
Гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки.
Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам.
Польза, приносимая людям домашними птицами.
3


7 — 10
Дикие птицы.
Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.
Гусь, лебедь, журавль
Что такое Красная книга.
4


11-14
Выращивание цветковых растений из семян.
Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях. Выращивание рассад на лето 4


15-17
Признаки весны
Высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц. Труд людей в садах и огородах. 3


18-20
Насекомые: вредные и полезные.
Майский жук, бабочка, пчела, муравей. Понятие о вредных и полезных насекомых. Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде. 3


21-23
Рыбы пресноводные
Рассмотрение внешнего вида рыб.
Чем покрыто их тело.
Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб.
Сравнение их по внешнему виду.
3


24-27
Раннецветущие растения, набухание почек
Их различение.
Сравнение некоторых раннецветущих растений.
Картинки раннецветущих растений.
Экскурсия
4


28-31
Обобщающий урок
Экскурсия
4



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Анжелина Пащенко
9.06.2013 09:57
Замечательная  программа.Спасибо:D
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос