ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Краткое описание
Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Описание
МБОУ Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Коррекционный 4 класс с 8 видом обучения. Составила: Попова Туяра Юриевна учитель коррекционного класса с. Крест-Хальджай Республика Саха (Якутия) 2012г ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 4 класса на 2012 – 2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Данная программа составлена по программе В.В.Воронковой, использован региональный компонент. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности. Задачи программы обучения:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление об окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас учащихся;
научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Активно участвовать в беседе;
Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила дорожного движения;
Учащиеся должны знать:
Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 1 четверть (32 ч)
2 четверть (28 ч)
3 четверть (40 ч)
4 четверть (32 ч)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Данная программа составлена по программе В.В.Воронковой, использован региональный компонент. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности. Задачи программы обучения:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление об окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас учащихся;
научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Активно участвовать в беседе;
Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила дорожного движения;
Учащиеся должны знать:
Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 1 четверть (32 ч)
№ | Тема | Содержание урока | К/ч | По плану | Фактически |
1-5 | Времена года. Как я провел лето. | Признаки лета Называние времен года и летних месяцев. Заканчивание предложений. Экскурсия Рисование по итогам экскурсии |
5 | ||
6-10 | Летние работы в селе | Заканчивание предложений. Работа с текстом Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах. Классификация сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых. | 4 | ||
11- 14 | Овощи, фрукты, ягоды. |
Сравнение овощей, фруктов между собой. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии. | 4 | ||
15-19 | Признаки осени. | Название времен года, осенних месяцев. Сравнение признаков лета и осени. Составление рассказов по плану, по картине. Составление рассказов по плану, по картине. Картинки осени. Экскурсия. | 4 | ||
20-23 | Полевые растения | Понятие о полевых растениях. Выделение сходства и различия. Составление описательных рассказов по схеме. Зерновые культуры. Составление сухих букетов. | 3 | ||
24 -25 | Грибы | Понятие об ядовитых и съедобных грибах. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. | 2 | ||
26-29 | Распознание деревьев. | Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя). Называние и указывание деревьев. Понятие о делении деревьев на хвойные и лиственные. Классификация. Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу. Загадки. Картинки хвойных и лиственных деревьев. | 4 | ||
30-31 | Комнатные растения | Практические работы по выращиванию цветов, выделению их частей, названию. Составление описательных рассказов. Практичес-кая работа. | |||
32 | Повторение. | Проверка знании и умений за 1 четверть |
2 четверть (28 ч)
№ | Тема | Содержание урока | К-во часов | По плану | Фактически |
1-3 | Город, село. | Рассказ по картине и вопросам. Экскурсия в музей Рисование по итогам экскурсии |
3 | ||
4-8 | Транспорт. | Виды транспорта (название, распознание). Правила дорожного движения. Составление описательных рассказов. Правила дорожного движения. Загадки.Игра «Светофор». | 5 | ||
9-11 | Животные готовятся к зиме. | Загадки, приспособленность к зиме. Пересказ ранее прочитанных текстов | 3 | ||
12-16 | Признаки зимы | Название зимних месяцев. Слова-праздники. Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям. | 5 | ||
17-18 | Растения зимой. | Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. | 2 | ||
19-21 | Животные и птицы в зимнее время. | Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Картинки животных и птиц. | 3 | ||
22- 24 | Зимние праздники. | Меры времени. Названия месяцев. Меры осторожности. Экстремальные ситуации | 3 | ||
25-27 | Отдых и труд дома, в школе. | Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. | |||
28 | Обобщающий урок. |
№ | Тема | Содержание урока | К-во часов | По плану | Фактически |
1-3 | Труд людей зимой. | Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне. Использование рассказов из книги для чтения Рассказы по личным впечатлениям. |
3 | ||
4-8 | Домашние животные. | Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям. Высказывание по плану. Распространение текста. Сравнение козы и коровы. Сравнение козы и овцы, барана и овцы. | 5 | ||
9-11 | Лошадь | Сравнение лошади коровы. Польза лошади в жизни человека Составление рассказа по картинке | 3 | ||
12-14 | Мебель (для столовой, кухни, школы). | Название и приспособление мебелей. Уход за мебелью. Картинки, предметы мебели Практичес-кая работа. | 3 | ||
15-18 | Посуда (чайная, столовая, кухонная). | Название посуд и их назначения Сервировка стола. Уход за посудой. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке. | 4 | ||
19-21 | Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). | Название одежды. Классификация. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой Употребление глагола одеть-надеть. | 3 | ||
22-24 | Обувь. |
Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. Уход за обувью. | 3 | ||
25-27 | Дикие животные | Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Составление рассказа по картинкам. | 3 | ||
28-30 | Медведь, заяц, лиса, волк | Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам. Рассказы по личным впечатлениям | 3 | ||
31-33 | Дикие и домашние животные (обобщающий урок). | Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных. Картинки диких животных, загадки. Составление рассказа по картинкам. | 3 | ||
34-36 | Признаки весны | Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее. Распространение и пересказ текста. Картинки весны Рассказ по личным впечатлениям | 3 | ||
37-39 | Птицы перелетные и зимующие. | Время прилета и отлета птиц. Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста. Картинки птицы перелетные и зимующие | 3 | ||
40 | Обобщающий урок | 1 |
4 четверть (32 ч)
№ | Тема | Содержание урока | К-во часов | По плану | Фактически |
1-3 | Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян | Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян. |
3 | ||
4-6 | Домашние птицы | Гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки. Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам. Польза, приносимая людям домашними птицами. | 3 | ||
7 — 10 | Дикие птицы. | Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища. Гусь, лебедь, журавль Что такое Красная книга. | 4 | ||
11-14 | Выращивание цветковых растений из семян. | Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях. Выращивание рассад на лето | 4 | ||
15-17 | Признаки весны | Высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц. Труд людей в садах и огородах. | 3 | ||
18-20 | Насекомые: вредные и полезные. | Майский жук, бабочка, пчела, муравей. Понятие о вредных и полезных насекомых. Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде. | 3 | ||
21-23 | Рыбы пресноводные | Рассмотрение внешнего вида рыб. Чем покрыто их тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб. Сравнение их по внешнему виду. | 3 | ||
24-27 | Раннецветущие растения, набухание почек | Их различение. Сравнение некоторых раннецветущих растений. Картинки раннецветущих растений. Экскурсия | 4 | ||
28-31 | Обобщающий урок | Экскурсия | 4 |
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Развитие речи
4 класс
14 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся в начальных классах
- Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО