Олимпиадные задания
Рой, мой, закрой, простой, печь.
2. Подбери по одному слову к схеме:
5б., 5зв.__________
5б., 4зв.__________
3. Поставь ударение в словах:
Нулевое решение, воздушная петля, украинская песня, сладкие торты.
I. Пояснительная записка
В данную работу включены советы по подготовке, проведению и оценке заданий школьного тура олимпиад, примерные тексты заданий для разных классов начальной школы по математике, русскому языку и окружающему миру и ответы к ним. Все задания предполагают творческое применение программных знаний, умений и навыков по данным предметам. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к школьному туру олимпиад по предметам, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.
Цели проведения олимпиад.
Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний». Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;
- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.
Учащиеся с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». И здесь нельзя забывать, что наряду с принципом «пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», так как важно просто участие. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них одаренных. Остальные участники соревнований тоже выигрывают. Интерес к вопросам, связанным с задачами, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет ребенку «открыть» себя, дает возможность утвердиться в окружающей среде.
Требования к составлению заданий.
Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам. Все задания делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. При составлении заданий должен выполняться ряд требований:
- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;
- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;
- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;
- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);
- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;
- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.
Организация и проведение олимпиад.
Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.
За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».
Критерии оценивания олимпиад.
При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:
- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов. Безупречный ответ – 2 балла, неточный – 1, неверный – 0;
- творческие задания оцениваются по следующим критериям: содержание, форма выражения, оригинальность (от 0 до 2 баллов за каждый критерий);
После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.
Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.
По результатам проведения школьного тура олимпиад по различным предметам в 4 классах формируются группы для подготовки к участию в городском туре предметных олимпиад.
II. Тренировочные задания
При подготовке к олимпиадам в качестве тренингов можно использовать следующие задания по предметам.
Олимпиадные задания
по русскому языку
в начальной школе
3 класс
Ребята! Выполнять задания следует на том же листе, где и напечатаны задания.
1. Какие слова можно отнести к разным частям речи? ( составь с ними словосочетания, укажи над ними часть речи)
Рой, мой, закрой, простой, печь.
2. Подбери по одному слову к схеме:
5б., 5зв.__________
5б., 4зв.__________
3. Поставь ударение в словах:
Нулевое решение, воздушная петля, украинская песня, сладкие торты.
4. Исправь ошибки в тексте:
Хорошо поседеть осенем или зимним вечиром на мяхком деване. Приятна
взять в руки полестать любимую книгу. На первой страницы текст
скаски о зазатой рыпки.
5.Из слова второклассник составь как можно больше новых слов, используя буквы только заданного слова:
6. Из ниже приведённых слов обведи те, в которых букв больше чем звуков:
объяснить, портрет, серьёзный, учиться.
7. Вставь нужную букву в начале слова:
…гущённое молоко прекрасное … доровье
…дание кинотеатра …дешние жители
…горбленный человек …бербанк
8. Определите какие слова в каждой строчке « родственники», а какие не « родственники» ( лишние слова возьми в скобки)
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
9. Вставьте где нужно, «ь».
Бреш…, рож…, доч…, картеч…, кирпич…, мелоч…, ткач…, товарищ…, тираж…, плащ…, вещ…, плющ…, смерч…, мятеж…, ключ…, полноч…, мыш….
10. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце таблички окончанию
слове- |
|
изве- |
|
вла- |
|
уме- |
|
|
|
редко- |
|
чуде- |
|
у- |
|
по- |
-СТНЫЙ |
согла- |
|
отве- |
|
сно- |
|
гну- |
|
|
11. Прочитай зашифрованные слова:
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на.
12. Зачеркни лишнее слово:
Поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.
13. Под образцами напиши предложения, раскрывая скобки и укажите над словами часть речи:
Лодка (от) плыла (от) берега.
Петя (за) шёл (за) товарищем.
14. Какие буквы обозначают мягкость согласных?( выдели правильный вариант)
А-е.ю,а,ё,у,я.
Б-е,ё,ю,я,и.ь.
В- ч,щ,е,ё,ю,я.
15. «Пошла муха на базар и купила самовар»
Найди подлежащееи подчеркни:
1) Самовар 2) Базар 3) Муха 4) Пошла 5) Купила
Инструкция по выполнению олимпиадных заданий для учащихся:
задание №1 |
5 баллов - если всё выполнено верно 1 балл – если выполнена верно половина задания 0 баллов – если выполнено неверно |
задания №2 |
5 баллов - если всё выполнено верно 2 балла – если выполнена верно половина задания 0 баллов – если выполнено неверно |
задание №3 |
5 баллов - если всё выполнено верно 3 балла – если выполнена верно половина задания 1 балл – если выполнено верно меньше половины задания 0 баллов- задание выполнено неверно |
задание №4 |
5 баллов - если всё выполнено верно 3 балла – если найдено 6 ошибок 0 баллов – если найдено5 ошибок и менее |
задание №5 |
5 баллов - если написано 12 слов и более 3 балла– если написано 6 слов и более 1 балл – если написано5 слов и менее 0 баллов- если вариантов нет |
задание №6 |
5 баллов – если выполнено верно 1 балл – если найдено одно слово о баллов- если выполнено не верно |
задание №7 |
6 баллов – если выполнено верно 3 балла – если выполнено правильно половина задания 0 баллов – если выполнено неверно менее 3 заданий |
задание №8 |
8 баллов – если всё выполнено верно 4 балла – если выполнено правильно 2 задания 0 баллов -если выполнено неверно 2задания и менее |
КОДИФИКАТОР
задание №9 |
8 баллов – если всё выполнено верно 4 балла – если выполнено правильно 10 задания 0 баллов -если выполнено неверно менее 10 заданий |
задание №10 |
8 баллов – если всё выполнено верно 4 балла – если выполнено правильно 6 заданий 0 баллов -если выполнено неверно менее 6 заданий |
задание №11 |
8 баллов – если всё выполнено верно 4 балла – если выполнено правильно 3 ребуса 0 баллов -если выполнено неверно 3 ребуса и меньше |
задание №12 |
8 баллов – если всё выполнено верно 0 баллов – если выполнено неверно
|
задание №13 |
8 баллов – если всё выполнено верно 4 балла – если выполнено правильно 3 написания 0 баллов -если выполнено неверно |
задание №14 |
8 баллов – если всё выполнено верно 0 баллов – если выполнено неверно
|
задание №15 |
8 баллов – если выполнено верно 0 баллов – если выполнено неверно |
ИТОГО: 100 баллов- выполнено правильно 15 заданий
Олимпиадные задания
по русскому языку
в начальной школе
3 класс
Ребята! Выполнять задания следует на том же листе, где и напечатаны задания.
1. Какими частями речи являются выделенные слова?( указать над подчеркнутыми словами)
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
2. Замени устойчивые сочетания одним словом: ( слова написать рядом с выражениями)
Кот наплакал-______________
Бить баклуши-______________
Спустя рукава-______________
Зарубить на носу-____________
3. Составь слово, если в нём: ( слово написать на пустой строке)
Корень- из слова «моряк».
Окончание- из слова « зимний»
Приставка- из слова « прилететь»
Суффикс- из слова « русский»
___________________________
4. Расставь ударение в словах:
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.
5. Какие слова можно отнести к разным частям речи? ( составь с ними словосочетания, укажи над ними часть речи)
Рой, мой, закрой, простой, печь.
6. Подбери по одному слову к схеме:
5б., 5зв.__________________________________
5б., 4зв.__________________________________
7. Составь правильно слова:
ждьод- __________ ,
ржаа- ____________ ,
апкаш___________ .
8. Исправь ошибки: ( ошибки исправлять ручкой, буквы писать чётко)
Мальчик полоскал сабаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в
сторону. Все спустились с горы вместе, а Витя слизал один. Мама отварила
дверь.
9. Из ниже приведённых слов обведи те, в которых букв больше чем звуков:
объяснить, портрет, серьёзный, учиться.
10. Вставь нужную букву в начале слова ( буквы пишите чётко)
…гущённое молоко прекрасное … доровье
…дание кинотеатра …дешние жители
…горбленный человек …бербанк
11 Зачеркни лишнее слово: ( объясните почему оно лишнее)
Поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.
12. Определите какие слова в каждой строчке « родственники», а какие не « родственники» ( лишние слова возьми в скобки)
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
13. Вставьте где нужно, «ь».
Бреш…, рож…, доч…, картеч…, кирпич…, мелоч…, ткач…, товарищ…, тираж…, плащ…, вещ…, плющ…, смерч…, мятеж…, ключ…, полноч…, мыш….
14. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце таблички окончанию
слове- |
|
изве- |
|
вла- |
|
уме- |
|
|
|
редко- |
|
чуде- |
|
у- |
|
по- |
-СТНЫЙ |
согла- |
|
отве- |
|
сно- |
|
гну- |
|
|
15. Прочитай зашифрованные слова:(напишите их на стоке)
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на.
_____________________________________________________________
16. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи:
(По)садила мама (в)печь пироги (с)капустой печь.
________________________________________________________________
17. Какие буквы обозначают мягкость согласных? Выбери правильный ответ
и объведи его кружком:
1 ответ.- е ю а ё у я
2 ответ.- е ё ю я и ь
3 ответ.- ч щ е ё ю я
18. найди подлежащее в каждом предложении и подчеркни его:
Яркие краски утомляют глазки.
Глаза утомляют яркие краски.
19. Вставьте подходящие слова ( в каждой клетке можно вставить только одну букву)
|
о |
|
о |
|
|
о |
|
о |
|
|
о |
|
о |
|
|
о |
|
о |
|
20. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных:
1.-
2.-
3.-
4.-
5.-
6.-
7.-
8.-
9.-
10.-
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО