Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".
Орфографическая грамотность — это составная часть языковой культуры. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Поэтому уже со второго полугодия 1 класса следует начинать систематическую работу учащихся над ошибками. Одна из причин, порождающих ошибки: ребёнок не видит орфограммы, либо видит, но ошибочно её определяет. Для эффективной организации работы над ошибками и разработана памятка по русскому языку «Работа над ошибками». Памятка проста и понятна, она помогает организовать работу так, что все ошибки, допущенные учеником, им же исправляются и объясняются. В памятку включены все орфограммы начальной школы. Каждая орфограмма подробно описана, дан алгоритм выполнения работы над ошибками и образец выполнения. Орфограммы имеют нумерацию. Это позволяет проводить дифференцированный подход: «слабым» учащимся при обнаружении учителем ошибки указывается номер орфограммы, что позволяет развивать орфографическую зоркость учеников, «сильные» же дети самостоятельно по памятке находят нужную орфограмму и выполняют работу над ошибками. Памятка «Работа над ошибками».
- Заглавная буква в начале предложения.
В конце предложения ставится. или! или ?
Работа над ошибками:
Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши свое предложение. Подчеркни ошибку.
- Пропуск буквы .
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
- Слог .
Работа над ошибками:
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
- Перенос слова.
Работа над ошибками:
Раздели слово для переноса.
- Заглавная буква в именах собственных .
Работа над ошибками:
Выпиши слово и придумай еще 2 слова на эту орфограмму.
6.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных .
Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков.
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Подчеркни ь и согласную перед ним.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
7.Гласные после шипящих.
Жи-ши пиши с буквой и.
Ча-ща пиши с буквой а.
Чу-щу пиши с буквой у.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.
8.Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, ЧТ.
Сочетаниячк, чн, щн, нщ, чт пишутся без мягкого знака.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запишиещё два слова на эту орфограмму.
9. Ударение.
Работа над ошибками:
Выпиши слова. Поставь в них ударение правильно.
10.Словарное слово.
Слова с непроверяемым написанием надо запомнить.
Работа над ошибками:
Напиши это слово 3 раза, обозначь ударение и безударную гласную. Запомни, как пишется слово.
11.Парные звонкие и глухие согласные
( на конце слова, перед глухим согласным).
Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, подбери и напиши проверочное слово.
Например: холод – холода, холодный.
12.Безударная гласная в слове, проверяемая ударением ( а, о, и, е, я).
Безударный гласный в корне проверяй ударным.
Для этого измени слово или подбери однокоренное.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, поставь ударение, обозначь безударную гласную.
Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение.
Например: волна – волны.
13. Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму.
Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило.
14. Правописание предлогов.
Предлоги пишутся раздельно от слова.
Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
Работа над ошибками:
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Например: у берега, у крутого берега.
15. Двойные согласные в слове ( нн, сс, мм, жж и др.).
При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.
Работа над ошибками:
1) Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
2) Перенеси слово правильно. Вспомни правило переноса.
16. Ошибка при выполнении задания.
Работа над ошибками:
Выпиши и выполни задание правильно.
17. Непроизносимые согласные в корне слова.
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся.
Эти слова нужно проверять.
Работа над ошибками:
Выпиши слово, подбери к нему проверочное,
подчеркни непроизносимый согласный.
Например: честь – честный, солнышко – солнце.
Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится,
писать его не нужно.
Например: чудесен – чудесный, прекрасен – прекрасный.
18. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е, ё, ю, я.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
19. Правописание праставки со словом.
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно.
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Выдели приставку.
Образуй от этого слова два однокоренных с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
20. Гласные и согласные в приставках.
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
21. Не с глаголом.
Не с глаголом пишется раздельно.
Работа над ошибками:
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: женский род – ь мужской род ---
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
23. Однородные члены предложения.
Работа над ошибками:
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. –ы,-и Т.п. –ом,-ем Р.п., Д.п., П.п. –и
Д.п и П.п. –е П.п. –е Т.п. –ю
Работа над ошибками:
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание, проверь его по таблице или словом-помощником.
25. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Работа над ошибками:
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Например: к лесу (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч., Д.п.
26. Предлог с местоимением.
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
Работа над ошибками:
Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой
27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч. наст. вр.
Работа над ошибками:
Выпиши глагол правильно и ещё 2 глагола на эту орфограмму
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение.
1спр. -е, -ут, -ют 2спр. –и, -ат, -ят
Кудрявцева Татьяна Владимировна
МОУ Коткишевская ООШ
муниципального района
город Нея и Нейский район
Костромской области
учитель начальных классов
Предмет: русский язык
УМК: любой
Класс: 1-4
Пояснительная записка.
Орфографическая грамотность - это составная часть языковой культуры. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Поэтому уже со второго полугодия 1 класса следует начинать систематическую работу учащихся над ошибками. Одна из причин, порождающих ошибки: ребёнок не видит орфограммы, либо видит, но ошибочно её определяет. Для эффективной организации работы над ошибками и разработана памятка по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка проста и понятна, она помогает организовать работу так, что все ошибки, допущенные учеником, им же исправляются и объясняются.
В памятку включены все орфограммы начальной школы. Каждая орфограмма подробно описана, дан алгоритм выполнения работы над ошибками и образец выполнения. Орфограммы имеют нумерацию. Это позволяет проводить дифференцированный подход: «слабым» учащимся при обнаружении учителем ошибки указывается номер орфограммы, что позволяет развивать орфографическую зоркость учеников, «сильные» же дети самостоятельно по памятке находят нужную орфограмму и выполняют работу над ошибками.
Памятка «Работа над ошибками».
-
Заглавная буква в начале предложения.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
В конце предложения ставится . или ! или ?
Работа над ошибками:
Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши свое предложение. Подчеркни ошибку.
-
Пропуск буквы .
Когда пишешь, проговаривай!
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
-
Слог .
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Работа над ошибками:
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
-
Перенос слова.
Слова переносим по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку.
Работа над ошибками:
Раздели слово для переноса.
-
Заглавная буква в именах собственных .
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Работа над ошибками:
Выпиши слово и придумай еще 2 слова на эту орфограмму.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных .
Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков.
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Подчеркни ь и согласную перед ним.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
7. Гласные после шипящих.
Жи-ши пиши с буквой и.
Ча-ща пиши с буквой а.
Чу-щу пиши с буквой у.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.
8. Сочетания ЧК , ЧН , НЩ , ЩН , ЧТ.
Сочетания чк, чн, щн, нщ, чт пишутся без мягкого знака.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
9. Ударение.
Работа над ошибками:
Выпиши слова. Поставь в них ударение правильно.
10. Словарное слово.
Слова с непроверяемым написанием надо запомнить.
Работа над ошибками:
Напиши это слово 3 раза, обозначь ударение и безударную гласную. Запомни, как пишется слово.
11. Парные звонкие и глухие согласные
( на конце слова, перед глухим согласным).
Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, подбери и напиши проверочное слово.
Например: холод – холода, холодный.
12. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением ( а, о, и, е, я).
Безударный гласный в корне проверяй ударным.
Для этого измени слово или подбери однокоренное.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, поставь ударение, обозначь безударную гласную.
Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение.
Например: волна – волны.
13. Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму.
Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило.
14. Правописание предлогов.
Предлоги пишутся раздельно от слова.
Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
Работа над ошибками:
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Например: у берега, у крутого берега.
15. Двойные согласные в слове ( нн, сс, мм, жж и др.).
При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.
Работа над ошибками:
-
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
-
Перенеси слово правильно. Вспомни правило переноса.
16. Ошибка при выполнении задания.
Работа над ошибками:
Выпиши и выполни задание правильно.
17. Непроизносимые согласные в корне слова.
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся.
Эти слова нужно проверять.
Работа над ошибками:
Выпиши слово, подбери к нему проверочное,
подчеркни непроизносимый согласный.
Например: честь – честный, солнышко – солнце.
Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится,
писать его не нужно.
Например: чудесен – чудесный, прекрасен – прекрасный.
18. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е,ё,ю,я.
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
19. Правописание праставки со словом.
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно.
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Выдели приставку.
Образуй от этого слова два однокоренных с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
20. Гласные и согласные в приставках.
Работа над ошибками:
Выпиши слово. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
21. Не с глаголом.
Не с глаголом пишется раздельно.
Работа над ошибками:
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: женский род – ь мужской род ---
Работа над ошибками:
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
23. Однородные члены предложения.
Работа над ошибками:
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. –ы,-и Т.п. –ом,-ем Р.п. ,Д.п., П.п. –и
Д.п и П.п. –е П.п. –е Т.п. –ю
Работа над ошибками:
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание, проверь его по таблице или словом-помощником.
25. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Работа над ошибками:
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Например: к лесу (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч., Д.п.
26. Предлог с местоимением.
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
Работа над ошибками:
Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой
27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч. наст. вр.
Работа над ошибками:
Выпиши глагол правильно и ещё 2 глагола на эту орфограмму
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение.
1спр. -е, -ут, -ют 2спр. –и, -ат, -ят
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре