Приближённое вычисление площади
Задачи:
· познакомить с инструментом для измерения площади — палеткой
· построить алгоритм нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки
· сформировать умение измерять площади фигур неправильной формы с помощью палетки
· развивать умение решать задачи на нахождение площади различных фигур на практике
· содействовать формированию УУД.
— Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
— Познавательные УУД:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ход урока 1.Самоопределение к деятельности
Итак, друзья, внимание-
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем сейчас урок
Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Вы все знакомы с произведением Н.Носова «Приключения Незнайки», его героями — коротышками, которые очень похожи на вас, такие же любознательные, активные, трудолюбивые. И вот решили коротышки украсить свой город.
Учащимся предлагается решить задачу (слайд 2).
Жители Цветочного города решили выложить главную площадь плиткой четырехугольной формы. Сколько плиток необходимо изготовить и уложить малышам, чтобы выложить всю площадь размером 900 кв. см. (смотри образец плитки)
-Что необходимо знать для решения данной задачи? (площадь 1-й плитки)
Образец плитки выдается ученикам. ( Приложение 1)
— Площадь каких фигур вы умеете вычислять?
-Назовите формулы (слайд 3. 4, 5).
— Как же найти площадь данной фигуры? 3.Постановка учебной задачи. — Почему мы испытываем затруднения? (фигура неправильной формы). — Так какую цель мы перед собой поставим на нашем уроке? (Научиться вычислять площади неправильной фигуры) -Тогда как будет звучать тема урока? (вычисление площадей) (слайд 6) 4. «Открытие» детьми нового знания(правило в виде алгоритма).
Практическая работа
Для решения задачи я предлагаю разделиться на группы.
Подумайте и предложите свой способ вычисления площади данной фигуры.
Ученики предлагают свои способы вычисления площади
Возможные способы:
1. Расчерить на квадраты и пересчитать их.
2. Перевести на плоскость листа в клетку и пересчитать клетки, квадраты.
3. Умножить стороны.
Каждая группа выдвигает свои гипотезы после нескольких минут обсуждения.
Возможны расхождения в ответах (фиксация на доске).
Почему разные ответы?
Выбрали разные способы вычисления Найти правильный способ
Выбрали разные единицы измерения Выбрать единую единицу
Нет инструмента для измерения площади Использовать специальный
инструмент
— Значит, для того, чтобы точно вычислить площадь нашей фигуры необходимо:
1. Выбрать одиную единицу измерения-см
2. Использовать специальный инструмент
3. Найти правильный способ
-Чтобы облегчить работу, люди придумали приспособление для определения площади фигур.
Раздать палетки (слайд 7)
Палетка – это калька, разбитая на квадратные сантиметры (кв. дм, кв. мм).
Практическая работа в группе (продолжение)
Используя палетку, вычислите площадь нашей плитки (фиксация результатов и рассуждения детей)
13 кв. см <S< 23 кв. см 14 кв. см < S<24 кв. см
S = (13, …, 24)
-Почему снова разные значения величины?
1. Клетки разные
2. По-разному считали клетки
-Можем ли мы точно определить площадь?
-Но прибиженное значение возможно определить?
-Чей ответ оказался более точным?
-Действительно, рассмотрите квадраты внутри фигуры, из которых складывается площадь плитки
-Какие группы клеток видите? (целые и неполные, в которых фигура занимает большую или меньшую часть клетки)
— Значит, площадь нашей фигуры складывается из …
Попробуйте вывести формулу площади, если
а — число целых клеток
b – число неполных клеток
S– площадь фигуры
S= а+b:2(слайд 8)
-Вычислите площадь, используя палетку и формулу (слайд 9)
S =13+10:2=18(кв.см) S=14+10:2=19(кв.см)
-Мы определили точное значение площади или приближенное? Объясните?
-Значит, можно определить лишь приближенное значение площади. — Как можно записать формулу? S≈а + b: 2 -Это записывают с помощью знака приближенного равенства. S≈18 кв. см. Читают: Площадь приближенно равна 18 квадратным единицам. -Для чего мы узнавали, как найти площадь неправильной фигуры? (решить задачу)
Фронтальная работа
900:18=50(пл.) 900:19=47(ост.7)(пл.)
Практическая работа в группе (продолжение)
— А теперь попробуем вместе составить алгоритм (Рассуждения детей). СОСТАВЛЯЕМ АЛГОРИТМ. (слайд 10)
1. Наложить палетку на фигуру.
2. Сосчитать число а целых клеток внутри фигуры.
3. Сосчитать число b клеток, входящих в фигуру частично.
4. Сосчитать приближенное значение площади.
S ≈ a + b: 2 (если число b нечетное, то увеличить или уменьшить его на 1).
-Сравним наш алгоритм с алгоритмом, который находится на экране
V. Первичное закрепление. Работа в группе. Определите площадь кляксы, используя алгоритм (слайд 11).
VΙ. Применение новых знаний Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Индивидуальная работа стр.54, №1
VII. Итог урока (рефлексия) Какова была цель урока?
Кто узнал способ определения площади?
Как бы вы определили тему урока? (добавить слово приближенное) (слайд 12)
— Давайте проверим, как вы запомнили алгоритм вычисления площади с помощью палетки (Разноуровневые задания выполняются в группах). — У меня конверты с заданиями. Каждая группа выбирает конверт с заданием. Задания разноуровневые (Приложение 2). 1 конверт. В алгоритме нахождения приближенного вычисления площади восстановить последовательность. 2 конверт. Записан алгоритм нахождения приближенного вычисления площади, но некоторые слова пропущены. 3 конверт. Записать алгоритм нахождения приближенного вычисления площади. После того, как вы выполните задание, вы должны распределить между собой роли. — Кто будет говорить 1-ый шаг, 2-ой, 3-ий, 4-ый. — Какова была цель нашего урока? — Как вы думаете, мы достигли её? — Мы сегодня хорошо поработали. Оцените свою работу. — А теперь послушайте мою оценку вашей работы. IX. Домашнее задание на экране (слайд 13). В мире очень много интересного и необычного, например, жилой Дом-кольцо в Центре искусств Индианаполиса, штат Индиана, США.
Вот как он выглядит (Приложение 3).(слайд 14) Попробуйте вычислить площадь фасадной стороны дома, используя полученные на уроке знания.
Придумайте задачу, в которой пригодиться умение находиь площадь неправильной фигуры.
Площадь каких фигур можно вычислить только с помощью палетки. Нарисуйте такую фигуру, вычислите ее площадь
Приложение 1
Приложение 2
Разноуровневые задания
1 задание. В алгоритме нахождения приближенного значения площади восстановить последовательность:
- Сосчитать число b клеток, входящих в фигуру частично
- Наложить палетку на фигуру
- Сосчитать приближенное значение площади: S ≈ a + b : 2 (если число b нечётно, то увеличить или уменьшить его на 1)
- Сосчитать число а целых клеток внутри фигуры
2 задание. Записан алгоритм нахождения приближенного значения площади. но некоторые слова пропущены
- Наложить палетку на …
- Сосчитать число а … клеток внутри фигуры
- Сосчитать число b клеток, входящих в фигуру …
- Сосчитать приближенное значение площади: S ≈ … (если число b нечётно, то увеличить или уменьшить его на 1)
3 задание. Записать алгоритм нахождения приближенного значения площади
Приложение 3
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре