Урок математики
Урок математики
Действия с величинами
Класс: 4
Предмет: математика.
Учитель: Репина Т.В.
Учебник: И. И. Аргинская Учебник: «Математика для 4 класса», 2012
Урок систематизации и обобщения изученного материала.
Тема: Действия с величинами.
Цели: 1) Обобщить знания учащихся о решении действий с величинами, проконтролировать их глубину, осознанность и прочность.
2) Развивать логическое мышление через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания.
3) Воспитывать интерес к познанию родного края, чувство гордости за свою Родину.
Основные понятия, термины: величина, единица измерения, натуральные числа,
именованные числа.
Оснащение урока: таблицы мер длины, веса, времени, презентация к уроку.
План урока.
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап обобщения и систематизации изученного.
4. Проверка домашнего задания.
5. Этап информации о домашнем задании.
У: - Здравствуйте. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Игра на внимание «Запрещенное движение».
У: Сегодня на уроке математики мы с вами будем краеведами. – Кто такой краевед?
Д: Краевед – это человек, который занимается изучением своего края.
У: В каком краю Российской Федерации мы с вами живем?
Д: Мы живем на Южном Урале.
У: Каждый краевед должен отгадать зашифрованное слово.
Устный счет
У: Разгадай код и расшифруй слово.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1) 2500:100 6) 10000:1000
2) 3700м-3694м 7) 75кг:5кг
3) 78т:6т 8) 114:6
4) 14ч+19ч 9)120мм:10
5)20000:10000
Таня: Если брать только получившиеся числа при выполнении действий и подставлять в соответствии порядкового номера буквы алфавита, то получится слово Челябинск.
Определение темы урока. Проблемная ситуация
У: На какие группы можно разделить данные выражения?
Миша: Можно разделить эти выражения на две группы. В первую группу войдут действия с величинами, а во вторую действия только с числами.
У: Догадайтесь, какая у нас сегодня тема урока?
Саша: Мы будем выполнять действия с величинами.
У: Запишите число, в котором 1 тысяча, 7 сотен, 3 десятка, 6 единиц. Дайте характеристику этому числу.
Нана: 1736 – это четырехзначное число, четное, предшествующее число-1735, последующее-1737.
У: Каким образом это число связано с историей нашего города?
Катя: В 1736 году произошло основание Челябинской крепости.
Повторение таблицы мер времени.
У: Продолжите закономерность. Век, год…
Антон: Месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
Дети в парах повторяют таблицу мер времени.
1мин = 60с 1нед .= 7сут.
1ч=60мин = 3600с 1мес .= 28,29,30 или 31сут.
1сут.=24ч = 1560мин = 93600с 1год = 12мес = 365 или 366сут.
1век = 100лет
У: Составьте выражение, в котором значение разности будет равно юбилею нашего города 270 лет.
Антон: 2006г. - 1736г. =270лет
Работа с учебником стр.128 №307.
У: Чем похожи данные числа?
5м 7дм 3см, 3т 8ц 49кг, 5ч 38мин 29с, 1нед.3сут.17ч
Сережа: Здесь записаны числа, в которых используются несколько единиц измерения величины.
У: Как выразить величину, используя только одну единицу измерения?
Саша: Чтобы выразить величину при помощи только одной единицы, нужно перевести крупные измерения в наименьшие, которые присутствуют в записи данного числа.
Самостоятельная работа (с послед. проверкой)
У: Чтобы решить следующее задание мы должны повторить таблицу мер длины.
Работаем в группах. Рассказываем таблицу своему соседу по парте.
1см = 10мм 1м = 10дм = 100см = 1000мм
1дм =10см = 100мм 1км 1000м
У: Наша область имеет форму креста, так как заселение происходило по склонам гор с севера на юг, где развивалась горнорудная промышленность, и по руслам рек, самые крупные из которых тянутся с запада на восток.
Решив данные выражение, вы узнаете протяженность Челябинской области с севера на юг. 235км 756м + 254 244м
У: Как можно найти данную сумму?
Миша: В данном выражении присутствуют разные измерения величины. Надо выразить километры в метры и решить выражение. Получится 489000м. Переводим в километры. Протяженность Челябинской области с севера на юг 490 километров.
У: А теперь узнаем протяженность с запада на восток.
856300м – 456км 300м
Взаимопроверка.
Саша: Переводим более крупные величины в мелкие. Решаем и получим 400 километров протяженность нашей области с запада на восток.
Физкультминутка.
«Речка»
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
У: Как называется река, на которой расположен наш населенный пункт? (Миасс)
Прочитайте текст. Это задача?
Длина реки Миасс равна 658 километров. Протяженность её в пределах Челябинской области на 110километров больше, чем за её пределами.
Поставьте вопрос к тексту, так чтобы получилась задача.
Дима:Чему равна длина реки Миасс по нашей области?
У: Решите задачу любым способом
Дети решают задачу алгебраическим или арифметическим способом.
Проверка.
Саша: Пусть х – длина реки за пределами Челябинской области, а (х+110) – длина реки по Челябинской области. Получаем уравнение х + (х + 110) =658. Решаем его.
Саша: длина реки за пределами Челябинской области 274 км,
Тогда 274 + 110 = 384 километров протяжённость реки по Челябинской области.
Проверка домашнего задания. (Стр. 115, №278).
У: В каких единицах измеряется объём? Повторим таблицу мер объёма.
Челябинская область богата выходами родников. Родник есть и у нас в городе. Как правило, его воды отличаются хорошим качеством. Какой мерой мы можем измерить жидкость?
Света: Жидкость измеряют литрами.
У: Сколько воды даёт родник за минуту?
Света: Если за 4 секунды наполняется двухлитровая банка, то за 1 секунду наполняется всего лишь пол-литра. За 60 секунд (1минуту) родник даёт 30 литров.
У: Сколько воды даёт родник в час?
Костя: Так как в 1 часе 60 минут, то 60х30=1800 литров.
У: Сколько воды вытекает из родника в сутки?
Нана: В сутках 24 часа, значит 24х1800=43200 литров.
У: Для решения следующего задания повторим таблицу измерения массы.
Взаимопроверка в игре «Поймай мяч, если верно».
1кг = 1000г
1ц = 100кг = 100000г
1т = 1-ц = 1000кг = 1000000г
У: Урал богат полезными ископаемыми. Река Миасс славится своей золотоносностью. В её долине был найден самородок золота. Его вес примерно 36кг200г. Дано выражение, в котором исчезло 2 слагаемое.
У: - Найдите второе слагаемое, чтобы получилось верное равенство.
17кг252г + Х = 36кг200г
Взаимопроверка правильности выполнения.
У: Драгоценными металлами, камнями самоцветами славится наш край. В народе говорят, что вода дороже золота. Южный Урал – край озер.
Самое глубокое и большое озеро – Увильды. Его глубина 3828см.
Самое красивое озеро – Тургояк.. Его глубина 33м 94см.
У: Это задача? Поставьте вопрос к условию, чтобы получилась задача.
Работа в группах.
Дима: На сколько озеро Увильды глубже озера Тургояк?
У: Как узнать, на сколько озеро Увильды глубже озера Тургояк?
Миша: Чтобы узнать, на сколько Увильды глубже Тургояка надо 3828сантиметров отнять 33метра 28сантиметра. Величину с метрами переводим в сантиметры.
3828см - 3394см = 434см = 4м34см
Самостоятельная работа.
У: Самая глубокая пещера – Комсомольская, которая находится в 6 км от поселка Виляй Ашинского района. Её глубина 78 метров от земной поверхности. Сравни суммы. Найди выражение, в котором в значении суммы получается глубина пещеры.
34км 86м 34м 86см
+43км 14м +43м 14см
________ _________
Проверка. У: Чем похожи суммы? Чем они отличаются?
Нана: В данных выражениях присутствуют одинаковые числа, но разные измерения длины.
У: Почему получились разные записи в решениях?
Катя: 100 метров не является 1 километром, а 100 сантиметров равно 1 метру.
У: В каком выражении при нахождении суммы получилась глубина пещеры Комсомольская?
Света: Во втором примере.
Проверочная работа.
У: Проверьте себя, знаете ли вы правильно таблицу измерений и их величин. На положительный ответ ставьте «+», а на отрицательный «-».
1. 1дм = 100см 5. 500000г = 50кг
2. 3мин = 180 с 6. 8сут. =192ч
3. 500кг = 5 ц 7. 53дм = 3500мм
4. 25км = 250м 8. 48ч = 2 сут.
Взаимопроверка.
Миша: Правильные ответы 1)-, 2)+, 3)+, 4)-, 5)-, 6)+, 7)-, 8)+.
Домашнее задание по выбору.
1) Прочитайте литературу об Урале. Составьте задачу, используя на нахождение мер длины или веса. Решите ее алгебраическим способом.
2) Учебник математики. Стр. 116, № 279.
У: Прочитайте задание. Какие меры величин должны знать для решения данного упражнения? Надо ли переводить крупные единицы в более мелкие?
У: Вот и закончилось наше путешествие. Чем же сегодня удивил вас наш Урал?.
Итог урока.
У: Что нового узнали? Над чем работали? Какие задания вызвали у вас трудность?
Любите и охраняйте нашу малую Родину.
«Урал – это значит земля золотая.
Урал – это рек полноводных простор.
Это – леса, что как волчьи стаи
Концом окружили подножия гор…»
Спасибо за работу!
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
Новизна разработки урока состоит в том, что автор в интегрированной форме решает важные математические и краеведческие задачи.
Представленная разработка урока соответствует заявленной теме. В ходе урока прослеживаются все характеристики методики развивающего обучения: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность. Таким образом, разработка урока применима по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.