Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка
Краткое описание
выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Описание
Внутрисемейныеотношенияи эмоциональное самочувствие ребёнка.
Оптимистический настрой как доминанта жизни семьи. А.Макаренко Время проведения: по плану
Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.
Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи:
— оказать родителям методическую помощь в вопросах определения выбора взаимоотношений с детьми,
— обсудить вопрос влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное самочувствие ребёнка, создание доброжелательной атмосферы в семье,
-познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Участники:заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, родители воспитанников.
Место проведения:актовый зал.
План проведения встречи
1.Вступительный этап:
· упражнение «Детство».
2. Основная часть:
Педагогический всеобуч «Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка»
· анализ ситуаций;
· моделирование ситуаций;
· обсуждение роли родителей в сохранении положительного эмоционального состояния ребенка;
· анализ семейных ситуаций.
3.Подведение итогов собрания:
рефлексия.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
Ø Ознакомление родителей с программой собрания-встречи.
2. Организационный этап Ø Оформление помещения, подготовка оборудования и материалов (листы, ручки, барабан с правилами, мольберт, ноутбук, проектор, презентация по теме собрания)
3. Вступительный этап Приветствие родителей, объявление темы и цели родительского собрания. Упражнение «Детство». Детство — самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, беззаботное, радостное…Продолжите этот ряд определений. (Родители продолжают.) Но для некоторых детей детство бывает трудным, прежде всего, по вине окружающих взрослых. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Чувства играют исключительную роль в его жизни. Они окрашивают его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребёнка к окружающему миру. Очень важно, чтобы у ребёнка в дошкольный период развивался положительный образ «я» — чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Задача семьи — поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе. Это возможно в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают в них расти, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к новым победам.
— Как вы считаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
(По ходу высказываний родителей, старший воспитатель фиксирует мысли на мольберте-доске.)
ü Психологический климат семьи;
ü Оценка и самооценка ребёнка;
ü Успешность социальных контактов со взрослыми;
ü Успешность в деятельности;
ü Взаимоотношения со сверстниками.
4. Основная часть
«Педагогический всеобуч» Вопросы для обсуждения 1.Что включает в себя понятие «семейные отношения»?
Игровое упражнение «Инопланетяне». Представьте, что вы встретили инопланетян, которым не неизвестно такое понятие, как семейные отношения. Объясните им, что это такое. Объяснение должно быть лаконичным, понятным, легко запоминающимся и вызывающим положительные эмоции.
В педагогической литературе мы встречаем несколько определений этого понятия. Я сейчас озвучу наиболее распространенные из них. А вас попрошу выбрать то, которое близко вам, и обосновать свой выбор.
Семейные отношения — это:
А) характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;
Б) эмоциональные проявления членов семьи;
В) принятые в семье нормы поведения всех её членов и др.
(родители высказывают своё мнение, приводят примеры из опыта семейного воспитания)
2.В чём заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей? 3.Как вы понимаете термин «психологическая родительская поддержка»? Педагог записывает на доске версии родителей. Идёт обсуждение. Делается вывод. Родительская поддержка — это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребёнка с целью укрепления его самооценки. Родители должны помочь ребёнку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации Но для этого родители сами должны почувствовать уверенность; должны научиться понимать себя и достигнуть самоуважения. Ребёнок может утратить уверенность в собственных силах, если: Завышенные требования родителей; · Соперничество братьев и сестёр (ситуация, когда родители сравнивают детей друг с другом); · Родители не обращают внимание на чрезмерные амбиции ребёнка (что то не получается и ребёнок уже не соглашается играть в другую игру) Помощь родителей – подчёркивать способности и возможности детей. Сделаем вывод: поддержка ребёнку крайне необходима. Она является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребёнком и родителями. 4.Почему родители часто позволяют себе высказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынужден(а) исправлять, доделывать всё за тебя»? Причины могут быть следующие: Родители разговаривают с ребёнком так же, как разговаривали с ними в дошкольном возрасте; Сами взрослые изначально не верят в удачу ребёнка; Сделаем вывод: Одна из главных задач родителей — сформировать позитивное отношение к жизни, привычка не ожидать неудачи и разочарования. Важно поощрять и поддерживать ребёнка в его самостоятельных начинаниях. Вопросы для обсуждения -Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребёнка могут иметь неприятные ситуации в семье, ссоры между родителями? -Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий? Выводы: В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого две причины: заболевание и распущенность. -Как вы думаете, какой процент составляет каждая из причин? Родители высказывают свои предположения. 1% — заболевание, 99% — распущенность. Это выявил психолог И. Плотниекс, написавший для родителей книгу «Психология в семье». Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей. -Согласны ли вы с подобным мнением? Родители высказывают свои мнения. Анализ ситуации А сейчас предлагаю вам проанализировать жизненную ситуацию. После выходного дня воспитатель спрашивает, как отдохнули дети. Один мальчик с радостью отвечает: -У меня было хорошее воскресенье. -Что же было?- поинтересовался педагог. -А у папы было очень хорошее настроение! — Согласны ли вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение? Моделирование ситуаций Родители по желанию принимают участие в инсценировании ситуаций: ребёнок, играя, разбил вазу. Задание 1.Покажите свою реакцию на ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение. — Что бы вы сказали ему? Каким тоном? Задание 2.Покажите свою реакцию на ту же ситуацию, если у вас в тот момент было мрачное расположение духа, вы были подавлены. Сделаем выводы о том, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребёнка в семье. Обмен мнениями Великий педагог Антон Семёнович Макаренко писал: «Оптимистичный настрой как доминанта жизни семьи». -Каково ваше мнение, реально ли руководствоваться в повседневной жизни этим девизом? (Обсуждение.) -Что должны делать родители, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребёнка? Главные задачи родителей: · создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребёнка; · удовлетворять его естественные потребности; · обеспечивать безопасность; · обеспечивать адаптацию к жизни; · воспитывать своего ребёнка · А.С.Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это для ребёнка имеет большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия… Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка. В этом деле нет мелочей». Подведение итогов встречи Развитие ребёнка – сложный, определяемый многими факторами процесс. Опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности. Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если их взгляды схожи, то тревожность и конфликтность ребёнка снижаются, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, друзьями), он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным. Если вы, общаясь с ребенком, хотите сохранить его эмоциональное благополучие, то эти правила именно для вас. (Родители вынимают из барабана правило и зачитывают его вслух.) Прежде чем воспитывать ребёнка… Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем? -Какова цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение ребёнка? -Вам хочется навязчиво поделиться с ним опытом или у вас желание скорее протянуть ребёнку руку? -Вам хочется ещё раз подчеркнуть зависимость ребёнка или вселить в него уверенность и защищенность? -Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая вам повод на нём всё время разряжаться? -Вам хочется, в конце концов, сделать ребёнка для себя удобным и «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать, как бурьян? -Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости ребёнка? -Вы просто почему-то рассержены, у вас потребность критиковать и осуждать? -Вы задумали устроить ребёнку очередную порку? -Вам просто надо скрыть самих себя за ширмой воспитания? Рефлексия Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на встрече? (В качестве решения собрания родителям предлагаются памятки.) Наша встреча «Педагогический всеобуч» подошла к концу Благодарим вас за активное участие в обсуждении проблемы. Желаем успехов и благополучия в ваших семьях.
Оптимистический настрой как доминанта жизни семьи. А.Макаренко Время проведения: по плану
Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.
Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи:
— оказать родителям методическую помощь в вопросах определения выбора взаимоотношений с детьми,
— обсудить вопрос влияния внутрисемейных отношений на эмоциональное самочувствие ребёнка, создание доброжелательной атмосферы в семье,
-познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Участники:заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, родители воспитанников.
Место проведения:актовый зал.
План проведения встречи
1.Вступительный этап:
· упражнение «Детство».
2. Основная часть:
Педагогический всеобуч «Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка»
· анализ ситуаций;
· моделирование ситуаций;
· обсуждение роли родителей в сохранении положительного эмоционального состояния ребенка;
· анализ семейных ситуаций.
3.Подведение итогов собрания:
рефлексия.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
Ø Ознакомление родителей с программой собрания-встречи.
2. Организационный этап Ø Оформление помещения, подготовка оборудования и материалов (листы, ручки, барабан с правилами, мольберт, ноутбук, проектор, презентация по теме собрания)
3. Вступительный этап Приветствие родителей, объявление темы и цели родительского собрания. Упражнение «Детство». Детство — самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, беззаботное, радостное…Продолжите этот ряд определений. (Родители продолжают.) Но для некоторых детей детство бывает трудным, прежде всего, по вине окружающих взрослых. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Чувства играют исключительную роль в его жизни. Они окрашивают его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребёнка к окружающему миру. Очень важно, чтобы у ребёнка в дошкольный период развивался положительный образ «я» — чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Задача семьи — поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе. Это возможно в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают в них расти, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к новым победам.
— Как вы считаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
(По ходу высказываний родителей, старший воспитатель фиксирует мысли на мольберте-доске.)
ü Психологический климат семьи;
ü Оценка и самооценка ребёнка;
ü Успешность социальных контактов со взрослыми;
ü Успешность в деятельности;
ü Взаимоотношения со сверстниками.
4. Основная часть
«Педагогический всеобуч» Вопросы для обсуждения 1.Что включает в себя понятие «семейные отношения»?
Игровое упражнение «Инопланетяне». Представьте, что вы встретили инопланетян, которым не неизвестно такое понятие, как семейные отношения. Объясните им, что это такое. Объяснение должно быть лаконичным, понятным, легко запоминающимся и вызывающим положительные эмоции.
В педагогической литературе мы встречаем несколько определений этого понятия. Я сейчас озвучу наиболее распространенные из них. А вас попрошу выбрать то, которое близко вам, и обосновать свой выбор.
Семейные отношения — это:
А) характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;
Б) эмоциональные проявления членов семьи;
В) принятые в семье нормы поведения всех её членов и др.
(родители высказывают своё мнение, приводят примеры из опыта семейного воспитания)
2.В чём заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей? 3.Как вы понимаете термин «психологическая родительская поддержка»? Педагог записывает на доске версии родителей. Идёт обсуждение. Делается вывод. Родительская поддержка — это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребёнка с целью укрепления его самооценки. Родители должны помочь ребёнку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации Но для этого родители сами должны почувствовать уверенность; должны научиться понимать себя и достигнуть самоуважения. Ребёнок может утратить уверенность в собственных силах, если: Завышенные требования родителей; · Соперничество братьев и сестёр (ситуация, когда родители сравнивают детей друг с другом); · Родители не обращают внимание на чрезмерные амбиции ребёнка (что то не получается и ребёнок уже не соглашается играть в другую игру) Помощь родителей – подчёркивать способности и возможности детей. Сделаем вывод: поддержка ребёнку крайне необходима. Она является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребёнком и родителями. 4.Почему родители часто позволяют себе высказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынужден(а) исправлять, доделывать всё за тебя»? Причины могут быть следующие: Родители разговаривают с ребёнком так же, как разговаривали с ними в дошкольном возрасте; Сами взрослые изначально не верят в удачу ребёнка; Сделаем вывод: Одна из главных задач родителей — сформировать позитивное отношение к жизни, привычка не ожидать неудачи и разочарования. Важно поощрять и поддерживать ребёнка в его самостоятельных начинаниях. Вопросы для обсуждения -Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребёнка могут иметь неприятные ситуации в семье, ссоры между родителями? -Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий? Выводы: В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого две причины: заболевание и распущенность. -Как вы думаете, какой процент составляет каждая из причин? Родители высказывают свои предположения. 1% — заболевание, 99% — распущенность. Это выявил психолог И. Плотниекс, написавший для родителей книгу «Психология в семье». Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей. -Согласны ли вы с подобным мнением? Родители высказывают свои мнения. Анализ ситуации А сейчас предлагаю вам проанализировать жизненную ситуацию. После выходного дня воспитатель спрашивает, как отдохнули дети. Один мальчик с радостью отвечает: -У меня было хорошее воскресенье. -Что же было?- поинтересовался педагог. -А у папы было очень хорошее настроение! — Согласны ли вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение? Моделирование ситуаций Родители по желанию принимают участие в инсценировании ситуаций: ребёнок, играя, разбил вазу. Задание 1.Покажите свою реакцию на ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение. — Что бы вы сказали ему? Каким тоном? Задание 2.Покажите свою реакцию на ту же ситуацию, если у вас в тот момент было мрачное расположение духа, вы были подавлены. Сделаем выводы о том, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребёнка в семье. Обмен мнениями Великий педагог Антон Семёнович Макаренко писал: «Оптимистичный настрой как доминанта жизни семьи». -Каково ваше мнение, реально ли руководствоваться в повседневной жизни этим девизом? (Обсуждение.) -Что должны делать родители, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребёнка? Главные задачи родителей: · создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребёнка; · удовлетворять его естественные потребности; · обеспечивать безопасность; · обеспечивать адаптацию к жизни; · воспитывать своего ребёнка · А.С.Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это для ребёнка имеет большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия… Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка. В этом деле нет мелочей». Подведение итогов встречи Развитие ребёнка – сложный, определяемый многими факторами процесс. Опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности. Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если их взгляды схожи, то тревожность и конфликтность ребёнка снижаются, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, друзьями), он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным. Если вы, общаясь с ребенком, хотите сохранить его эмоциональное благополучие, то эти правила именно для вас. (Родители вынимают из барабана правило и зачитывают его вслух.) Прежде чем воспитывать ребёнка… Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем? -Какова цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение ребёнка? -Вам хочется навязчиво поделиться с ним опытом или у вас желание скорее протянуть ребёнку руку? -Вам хочется ещё раз подчеркнуть зависимость ребёнка или вселить в него уверенность и защищенность? -Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая вам повод на нём всё время разряжаться? -Вам хочется, в конце концов, сделать ребёнка для себя удобным и «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать, как бурьян? -Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости ребёнка? -Вы просто почему-то рассержены, у вас потребность критиковать и осуждать? -Вы задумали устроить ребёнку очередную порку? -Вам просто надо скрыть самих себя за ширмой воспитания? Рефлексия Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на встрече? (В качестве решения собрания родителям предлагаются памятки.) Наша встреча «Педагогический всеобуч» подошла к концу Благодарим вас за активное участие в обсуждении проблемы. Желаем успехов и благополучия в ваших семьях.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Методист
Методики, технологии, формы работы
Подготовительная группа
09 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей