Иван III – государь всея Руси
МОУ «Хвастовичская СОШ»
Иван III – государь всея Руси
Разработка урока по истории России 6 класс
Выполнила: Сычева Л.В.
учитель истории и обществознания
МОУ «Хвастовичская СОШ»
Цель:
-
Создать условия для усвоения учащимися понимания исторической роли Ивана III в процессе складывания РЦГ
Задачи:
1. Обучающие.
-
Обеспечить в ходе урока усвоение роли личности в истории.
-
Сформировать умения работы с текстом на основе предложенного алгоритма.
-
Продолжить формирование общеучебных навыков – составление таблицы, написание характеристики, делать вывод.
2. Воспитательные.
-
Воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешность коллективной деятельности
-
Продолжать формирование гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
3. Развивающие.
-
Развивать умения выделять главное в изучаемом материале; обобщать полученные сведения из исторических источников; логически излагать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи.
-
Продолжить развитие творческих способностей учащихся при воссоздании исторической эпохи.
-
Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, иллюстрации.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: карта «Образование и расширение Российского государства в XIV - XVI вв»
Основные понятия: централизация, государь, феодальная война
Важнейшие даты: 1471 – битва на р. Шелонь, первый поход на Новгород
1478 – окончательное присоединение Новгорода к Мосве
1480 – стояние на р. Угре, падение ордынского ига
Выдающиеся личности: Иван III Васильевич, Даниил Холмский, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, хан Ахмат
План урока.
-
Русь в конце XV века: общая характеристика
-
Исторический портрет Ивана III.
-
Внешняя политика Ивана III.
-
Внутренняя политика Ивана III.
-
Н.М. Карамзин об Иване III.
Ход урока
Вводная часть.
XV век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии, время начала великих географических открытий, время открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с се остатками Крымским, Казанским, Сибирским, Астраханским ханствами. Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III.
Учитель вместе с учениками формулирует цель и главный вопрос урока:
Какова роль Ивана в III процессе складывания единого русского государства?
Класс поделен на 5 групп по 4 человека. Каждой группе дается задание. На выполнение задания – 15 минут. На ответ каждой группе – 3 - 4 минуты.
-
Задание группе № 1
Русь в конце 15 века: общая характеристика
Прочитать текст учебника на стр. 159 – 163 и ответьте на вопросы:
1. Какие события произошли на Руси в конце 15 века?
2. Что такое феодальная война? Укажите хронологические рамки войны.
3. В чем причины феодальной войны?
4. Каковы результаты и последствия феодальной войны?
Сделайте общий вывод по первому вопросу плана урока.
-
Задание группе № 2
Исторический портрет Ивана III
Прочтите текст учебника на стр. 164 (пункт 1) и дополнительный текст и по памятке-алгоритму составьте исторический портрет Ивана Третьего.
Иван Васильевич (1440–1505) – великий князь московский (с 1462). Родился 22 января 1440 в Москве. Отец – Василий II Темный, мать – Мария Ярославна, боровская княжна. В 1445 после ослепления отца во время борьбы за престолонаследие племянником Дмитрием Шемякой, Иван был отвезен в г.Переяслав-Залесский, затем в г.Углич, а оттуда вместе с матерью и отцом – в Тверь. В 1446 был обручен с тверской княжной Марьей Борисовной. В 1448 «ходил при полках отражать казанцев от владимирских и муромских земель». В 1450 был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В 1452 был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1459 уже со своим войском гнал татар от берегов Оки. В 1460, оказав помощь псковичанам от набегов соседей, был назван князем псковским. В 1462 после смерти отца стал официально московским великим князем, продолжив о объединение русских земель в единодержавное государство. Властолюбивый и рассудительный, осторожный и решительный в нужный момент Иван III вел последовательно и целеустремленно и внешнюю, и внутреннюю политику, направленную на создание сильной монархической власти.
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности
-
Поясните, кто или что повлияло на становление личности, его взглядов.
2. Личные качества Ивана . III
3. Задачи, которые стремится решать исторический деятель.
4. Оцените Ивана III как личность
-
Задание группе № 3
Внутренняя политика Ивана III
Прочтите текст учебника на стр. 164 – 166, определите цель внутренней политики и заполнить таблицу: «Присоединение русских земель к Московскому княжеству»
Дата |
Присоединенные земли |
|
|
Вывод:
-
Задание группе № 4
Внешняя политика Ивана III
Прочитать текст учебника на стр. 166 – 169 и ответьте на вопросы:
-
Определите главную цель внешней политики государства и установите причины «Стояния на р.Угре».
-
Как Москва и Орда готовились к борьбе?
-
Что произошло 8 октября 1480 на р. Угре?
-
Определите причины и историческое значение победы русских на Угре в 1480 году?
Сделайте общий вывод по вопросу плана урока.
-
Задание группе № 5
Н.М. Карамзин об Иване III
Прочтите текст и ответить на вопрос: как историк Н.М. Карамзин оценивает деятельность Ивана III?
ИВАН III
Карамзин Н. М. История государства Российского
Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории.
Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности. Хотя ничто не делается вдруг; хотя усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного. Благотворная хитрость Калиты была хитростью умного слуги ханского. Великодушный Димитрий победил Мамая, но видел пепел столицы и раболепствовал Тохтамышу. Сын Донского еще искал милости в ханах, а внук испил всю чашу стыда на престоле, униженном его слабостью, быв невольником в самой Москве. Орда с Литвою, как две ужасные тени, заслоняли от нас мир и были единственным политическим горизонтом России.
Бракосочетанием с Софиею обратив внимание держав, разодрав завесу между Европой и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть пред собою вельмож и народ. Все сделалось чином или милостыо государевою. Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова, что вельможи трепетали на пирах во дворце, не смели шепнуть слова, когда государь, утомленный шумною беседою, разгоряченный вином, дремал по целым часам за обедом: все сидели в глубоком молчании, ожидая приказа веселить его и веселиться.
Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величий. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехам: медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления.
Итог урока
-
Каково Ваше отношение к личности и деятельности Ивана III?
-
Какие качества Ивана III могут помочь Вам в жизни?
-
Какую роль Иван III сыграл в истории нашего государства?
-
Чему научились на уроке?
-
Что еще Вы бы хотели узнать об эпохе и Иване III?
Контроль и самопроверка знаний
Ответьте «Да» или «Нет»
-
Поводом для борьбы Ивана III с Новгородом стало приглашение на княжение литовского князя.
-
Новгород был республикой, где власть принадлежала простому народу.
-
Новгородская республика добровольно вошла в состав московского княжества, признав Ивана III великим князем.
-
Поводом для хана Ахмата стал отказ Ивана III платить Орде дань.
-
Хан Ахмат долго готовился к сражению, но так и не решился начать битву с русскими войсками.
-
В результате стояния на р. Угре Русь прекратила выплачивать Орде дань, но сохранились зависимость великого князя от ордынского хана.
-
Напишите имя московского князя, первым принявшим титул «Государь всея Руси»
-
Освобождение Руси от ордынского ига произошло в 1480 году.
-
Женой Ивана III была племянница византийского императора Софья Палеолог.
-
Ивана III присоединил к Москве Казанское ханство.
Шкала оценивания
-
Правильные ответы
10
9-8
7-5
4-1
Оценка
5
4
3
2 - 1
Домашнее задание.
Дать характеристику Ивану III как государственному деятелю;
Повторить события и личности по теме: «Возникновение единого Русского государства»
Дополнительно (по желанию учащихся):
- написать синквейн – Иван III или Москва или Новгород
- ответить письменно на вопросы к документу стр. 171
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»