«Повторение по разделу «Состав слова. Орфограммы, изученные в начальных классах»
Предварительно приготовить карточки с баллами 1, 2, 3. (для удобства, можно сделать одинаковые карточки и за правильные ответы давать нужно количество карточек) На доске 3 категории: 1. Состав слова 2. Орфограммы/ правописание 3. Морфология (части речи) В каждой категории 10 вопросов. Игра начинается с 1 категории. Учащиеся по очереди выбирают номер вопроса (под каждым номером указано количество баллов за данный вопрос). 1 категория «Состав слова» 1. Значимые части, из которых состоят слова (морфемы) – 3б. прим. — После каждого вопроса, появляется правильный ответ. 2. Как называются слова с одним и тем же корнем (однокоренные) – 1б. 3. Выделите суффикс в слове ЛЕСНОЙ (-н-) – 1б. 4. Разберите слово ЯГОДКА по составу (ягод –корень, к- суффикс, а – окончание) – 2б. 5. Разберите слово ЗАСНЕЖЕННЫЙ по составу (за –приставка, снеж – корень, енн- суффикс, ый – окончание) – 3б. 6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка) – 1б. 7. Выберите однокоренные слова: НОСОРОГ, УТКОНОС, ПОДНОС, НОСИК (носорог, утконос, носик) – 3б. 8. Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено его лексическое значение? (корень) – 2б. 9. Разобрать слово МЕСТЕЧКО по составу. (мест- корень, ечк – суффикс, о- окончание) – 2б. 10. Укажите лишнее слово в ряду: ДОРОЖКА, ДОРОЖИТЬ, ПОДОРОЖНИК (дорожить) – 2б. 2 категория «Орфограммы/правописание» 1. Что такое орфограмма? (Написания в словах по орфографическим правилам) – 3б. 2. Правила написания безударной гласной в корне? (нужно изменить слово или подобрать однокоренные слова, чтобы гласная была под ударением) — 3б. 3. Вставить пропущенную букву: ОСМ… ТРЕТЬ (о) – 1б. 4. Вставить пропущенные буквы: ВЕЛ… С… ПЕД (о, и) – 2б. 5. Какие существуют два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова? (изменения слова и подбор однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р) – 3б. 6. Вставьте пропущенную букву: МОЛ… ЬБА (т) -1б. 7. Вставьте пропущенные буквы: Б… СКЕ… БОЛ (а, т) – 2б. 8. Вставьте пропущенные буквы: ЧУДЕ…НЫЙ (сн) – 1б. 9. Вставьте пропущенную букву: ПАРАШ… Т (ю) – 1б. 10. Вставьте пропущенную букву: ПОД… ЕЗД (ъ) – 1б. 3 категория «Морфология/части речи» 1. Определить часть речь слова СЕМНАДЦАТЬ (числительное) – 1б. 2. Как изменяются глаголы? (по временам, лицам, в пр.вр. — по родам)-2б. 3. Назовите вопросы, на которые отвечают: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (ИС: кто? что?; ИП: какой? чей?; Гл.: что делать? что сделать?) – 3б. 4. ТСЯ или ТЬСЯ? Где останови…… паучок? (тся) – 1б. 5. Слитно или раздельно? Почему? (не)учишься (раздельно, НЕ с глаголами всегда пишется раздельно) – 1б. 6. Перечислите падежи имен существительных и падежные вопросы. (именительный – кто? Что?; родительный – кого? чего?; дательный – кому? чему?; винительный – кого? что?; творительный – кем? чем?; предложный – о ком? О чем?) – 3б. 7. Морфологический разбор имени существительного: В УТРЕННЕМ ЛЕСУ – 3б. 1. В лесу – сущ. 2. Н.ф.- лес, нариц., неодуш., м.р., IIскл., п.п., ед.ч. 3. (в чем?) в лесу 8. Морфологический разбор имени существительного: ПОД ЗИМНИМИ СНЕГАМИ -3б. 1. Под снегами– сущ. 2. Н.ф.- снег, нариц., неодуш., м.р., IIскл., тв.п., мн.ч. 3. (под чем?) под снегами 9. Морфологический разбор глагола: ПОСАДИЛА КАКТУС – 3б. 1. Посадила– глаг. 2. Н.ф.- посадить, сов. вид., IIспр., ед.ч., пр.вр., ж.р., 3 л. 3. (что сделала?) посадила 10. Какие существуют лица у местоимений? (1-е: я, мы; 2-е: ты, вы; 3-е: он, она, оно, они) – 2б.
Урок-игра
«Повторение по разделу «Состав слова. Орфограммы, изученные в начальных классах»
(русский язык, 5 класс. Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.)
Урок рассчитан на 45 минут, предполагается использование интерактивной доски)
Купцова Екатерина Васильевна,
д. Лебединка, Омская обл., Седельниковский р-н.
МКОУ «Лебединская ООШ»
Повторение материала по разделу «Состав слова. Орфограммы, изученные в начальных классах».
Урок-игра, с использованием интерактивной доски.
Цель: повторение и закрепление знаний.
Предварительно приготовить карточки с баллами 1, 2, 3. (для удобства, можно сделать одинаковые карточки и за правильные ответы давать нужно количество карточек)
На доске 3 категории:
-
Состав слова
-
Орфограммы/ правописание
-
Морфология (части речи)
В каждой категории 10 вопросов. Игра начинается с 1 категории. Учащиеся по очереди выбирают номер вопроса (под каждым номером указано количество баллов за данный вопрос).
1 категория «Состав слова»
-
Значимые части, из которых состоят слова (морфемы) – 3б.
прим. - После каждого вопроса, появляется правильный ответ.
-
Как называются слова с одним и тем же корнем (однокоренные) – 1б.
-
Выделите суффикс в слове ЛЕСНОЙ (-н-) – 1б.
-
Разберите слово ЯГОДКА по составу (ягод –корень, к- суффикс, а – окончание) – 2б.
-
Разберите слово ЗАСНЕЖЕННЫЙ по составу (за –приставка, снеж – корень, енн- суффикс, ый – окончание) – 3б.
-
Часть слова, стоящая перед корнем (приставка) – 1б.
-
Выберите однокоренные слова: НОСОРОГ, УТКОНОС, ПОДНОС, НОСИК (носорог, утконос, носик) – 3б.
-
Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено его лексическое значение? (корень) – 2б.
-
Разобрать слово МЕСТЕЧКО по составу. (мест- корень, ечк – суффикс, о- окончание) – 2б.
-
Укажите лишнее слово в ряду: ДОРОЖКА, ДОРОЖИТЬ, ПОДОРОЖНИК (дорожить) – 2б.
2 категория «Орфограммы/правописание»
-
Что такое орфограмма? (Написания в словах по орфографическим правилам) – 3б.
-
Правила написания безударной гласной в корне? (нужно изменить слово или подобрать однокоренные слова, чтобы гласная была под ударением) - 3б.
-
Вставить пропущенную букву: ОСМ..ТРЕТЬ (о) – 1б.
-
Вставить пропущенные буквы: ВЕЛ..С..ПЕД (о, и) – 2б.
-
Какие существуют два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова? (изменения слова и подбор однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р) – 3б.
-
Вставьте пропущенную букву: МОЛ..ЬБА (т) -1б.
-
Вставьте пропущенные буквы: Б..СКЕ..БОЛ (а, т) – 2б.
-
Вставьте пропущенные буквы: ЧУДЕ…НЫЙ (сн) – 1б.
-
Вставьте пропущенную букву: ПАРАШ..Т (ю) – 1б.
-
Вставьте пропущенную букву: ПОД..ЕЗД (ъ) – 1б.
3 категория «Морфология/части речи»
-
Определить часть речь слова СЕМНАДЦАТЬ (числительное) – 1б.
-
Как изменяются глаголы? (по временам, лицам, в пр.вр. - по родам)- 2б.
-
Назовите вопросы, на которые отвечают: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (ИС: кто? что?;ИП: какой? чей?; Гл.: что делать? что сделать?) – 3б.
-
ТСЯ или ТЬСЯ? Где останови…… паучок? (тся) – 1б.
-
Слитно или раздельно? Почему? (не)учишься (раздельно, НЕ с глаголами всегда пишется раздельно) – 1б.
-
Перечислите падежи имен существительных и падежные вопросы. (именительный – кто? Что?; родительный – кого? чего?; дательный – кому? чему?; винительный – кого? что?; творительный – кем? чем?; предложный – о ком? О чем?) – 3б.
-
Морфологический разбор имени существительного: В УТРЕННЕМ ЛЕСУ – 3б.
-
В лесу – сущ.
-
Н.ф.- лес, нариц., неодуш., м.р., II скл., п.п., ед.ч.
-
(в чем?) в лесу
-
Морфологический разбор имени существительного: ПОД ЗИМНИМИ СНЕГАМИ -3б.
-
Под снегами– сущ.
-
Н.ф.- снег, нариц., неодуш., м.р., II скл., тв.п., мн.ч.
-
(под чем?) под снегами
-
Морфологический разбор глагола: ПОСАДИЛА КАКТУС – 3б.
1. Посадила– глаг.
2. Н.ф.- посадить, сов. вид., II спр., ед.ч., пр.вр., ж.р., 3 л.
3. (что сделала?) посадила
-
Какие существуют лица у местоимений? (1-е: я, мы; 2-е: ты, вы; 3-е: он, она, оно, они) – 2б.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»