Урок "Употребление частиц НЕ и НИ" (6 класс)
Пояснительная записка 1. ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна 2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы 3. Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ» 4. Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни. Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты. 5. Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты. Тема урока:Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс). Цель:обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ; формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ; совершенствование навыков орфографической зоркости; развитие речи и грамотности; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к здоровому образу жизни. Оборудование:карточки для самостоятельной работы, тексты для работы, Карточки — подсказки, тесты. Ход урока I.Актуализация 1. Орфоэпическая разминка(слова выводятся на экран) Задание В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1) Донизу, включена, лгала 2) Свекла, поручни, взято 3) Деспот, портфель, эксперт 4) Поняли, звонит, отняла В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? 1) Прибрала, алфавит, аноним 2) Апостроф, одолжит, ожила 3) Прислала, ломота, лечо 4) Повторит, диалог, диспансер 2. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный. (Слова выводятся на экран и проверяются учащимися). 3. Фронтальный опрос — Для чего служит частица НЕ? Частица НИ? — Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи. — Когда НИ является отрицательной частицей? -Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ? II. Формирование умений и навыков 1. Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ Светило солнце в вышине Ни бледно и неярко И в результате было мне Ни холодно, ни жарко. К доске я вышел отвечать Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо. — Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо 2. Работа по тексту (Текст выводится на экран) Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость. — Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок. — Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений? 1) день (№2) 2) капюшон (3) 3) труженик (№5) 4) радость (№6) — В каком предложений есть производный предлог? — Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает? Ответ:Ни свет, ни заря – очень рано. -Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста? Ответ:правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных. 3.Самостоятельна работа по карточкам — Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение). Карточка №1для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему. Карточка №2для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку. Карточка №1 1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды? Карточка №2 Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания. Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки. 3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани. — Как наша Республика готовится к встрече спортсменов? -Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день? -Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой? 3. Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске) Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.
I — вариант | II— вариант |
1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … . 3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … . 4.Я уверен что это было (н…) что иное как … | 1.Кто из охотников (н…) волновался перед …. 2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … . 3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … . 4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … . |
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Употребление частиц НЕ и НИ
(Методическая разработка урока русского языка для 6 класса)
Работа
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны
Апастово, 2012г.
Пояснительная записка
-
ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна
-
Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
-
Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ»
-
Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.
Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты.
-
Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты.
Тема урока: Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс).
Цель: обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ;
формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ;
совершенствование навыков орфографической зоркости;
развитие речи и грамотности;
обогащение словарного запаса учащихся;
воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к
здоровому образу жизни.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, тексты для работы,
Карточки - подсказки, тесты.
Ход урока
I. Актуализация
-
Орфоэпическая разминка (слова выводятся на экран)
Задание
В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?
-
Донизу, включена, лгала
-
Свекла, поручни, взято
-
Деспот, портфель, эксперт
-
Поняли, звонит, отняла
В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
-
Прибрала, алфавит, аноним
-
Апостроф, одолжит, ожила
-
Прислала, ломота, лечо
-
Повторит, диалог, диспансер
-
Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика
Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.
(Слова выводятся на экран и проверяются учащимися).
3. Фронтальный опрос
- Для чего служит частица НЕ? Частица НИ?
- Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи.
- Когда НИ является отрицательной частицей?
-Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ?
II. Формирование умений и навыков
-
Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ
Светило солнце в вышине
Ни бледно и неярко
И в результате было мне
Ни холодно, ни жарко.
К доске я вышел отвечать
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
- Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо
-
Работа по тексту (Текст выводится на экран)
Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание
Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?
1) день (№2)
2) капюшон (3)
3) труженик (№5)
4) радость (№6)
- В каком предложений есть производный предлог?
- Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает?
Ответ: Ни свет, ни заря – очень рано.
-Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста?
Ответ: правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных.
3.Самостоятельна работа по карточкам
- Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).
Карточка №1 для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему.
Карточка №2 для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку.
Карточка №1
1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник
н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды?
Карточка №2
Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания.
Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки.
3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани.
- Как наша Республика готовится к встрече спортсменов?
-Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день?
-Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой?
-
Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске)
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.
-
I - вариант
II - вариант
1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … .
3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … .
4.Я уверен что это было (н…) что иное как …
1.Кто из охотников (н…) волновался перед ….
2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … .
3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … .
4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … .
III – Закрепление знаний – выполнение теста по теме: «Разграничение частиц НЕ и НИ».
А1. В каком предложении пишется НЕ?
-
На партах н… царапинки.
-
Мне н… дали ни слова сказать.
-
Не слышно н… звука.
-
Никому он н… жаловался.
А2. В каком предложении пишется НИ
-
Я н… разу не видел этого человека.
-
Честолюбие есть н…что иное, как жажда власти.
-
Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам.
-
Он н… мог этого знать.
А3. В каком предложении пишется НИ
1)Н…что иное воновало брата.
2) Он н… разу не сорвал песню.
3) Ребята н… дают гостю передохнуть.
4)Он опять н… готов к уроку.
А4. В каком предложении пишется НЕ?
-
Спорить н… к чему.
-
Я н…кому не обращался за советом.
-
Там нет н… пропасти, н… леса.
-
Это произошло н… здесь
IV- На дом:
1 вариант: написать мини-сочинение о народных обычаях, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.
2 вариант: написать мини-сочинение о любимом празднике, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.
Список использованной литературы
-
Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998.
-
Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Казань: РИЦ «Школа», 2007.
-
Скигайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2011.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»