Методическая разработка урока по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Глагол. 2 класс.
Краткое описание
Показать, как в занимательной, игровой форме можно построить урок русского языка во 2 классе по личностно - ориентированной технологии.
Описание
Бачинская Л. И., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ гимназия № 80, г. Челябинск Методическая разработка урока по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Глагол. 2 класс
Задача учителя средствами урока формировать моральные качества личности нравственной, ориентированной на успех, готовой к неожиданностям жизни.
Такие задачи воспитания реализуются через содержание урока русского языка во 2 классе по теме « Глагол (термин, определение)». Для этого используется личностно-ориентированная, проблемно-диалоговая технология. Для грамматических заданий на уроке используются фразеологизмы. Работа над этими единицами дает хороший эффект в воспитании моральных качеств, чувства сопричастности к наследию народа и др.
Тема: Глагол (термин, определение) Цели: Дать понятие глагола как части речи, формировать представление о лексическом и грамматическом значении глагола в русском языке. Расширить знания о фразеологизмах.
Задачи: 1.Развивать личностные УУД:
через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку. 2. Развивать регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий. 3. Формировать познавательные УУД: общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства. логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи. 4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, учиться контролировать действия партнёра. Оборудование: мультимедийный проектор, наглядность на электронном носителе.
Ход урока 1. Организационныймомент
Запись в тетради числа.
У.: Посмотрите, скорее, ребята. Кто сегодня к нам пришел?
2. Активизация знаний учащихся
У.: Что за герой? Что о нём вы можете сказать?
3. Формулирование темы урока
У.: Этот гость — он добрый, славный, а зовут его …
-Составьте из букв его имя а л а г г о
-Запишем имя нашего героя — Глагол.
-Назовите тему нашего урока. Как думаете, чем будем заниматься?
(Мы продолжим знакомство с частями речи и уточним представления о глаголе).
4. Открытие нового знания
У.: Этот дядюшка Глагол ужасный шутник и проказник. Очень любит он петь и играть…
-Что странного в его облике? Почему он так выглядит? (совершает множество действий)
-Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие действия совершает дядюшка Глагол? (Читает, листает, пишет, рисует, забивает, бегает, танцует, катается, скользит, играет,
покупает, носит, отбивает, развлекается).
-А ещё он умеет, ребята, кто, что делает замечать.
-Постарайтесь работать на уроке так, чтобы дядюшка Глагол остался доволен.
-Отступите 1 строчку, в столбик записываем глаголы со строчной буквы (учитель называет имена ребят, а ученики подсказывают глаголы).
-Лиза читает, Ваня играет, Маша рисует, Саша сидит, Настя смеётся, Толик дерётся, ну а Денис на соседку глядит.
У.: Что общего у этих слов? (настоящее время, ед. ч.) На какой вопрос отвечают эти глаголы? Запишем вопрос на первой строке. Что делает?
-Пишем во II столбик. Строку отступаем.
-А чем занимаются наши гости? Разговаривают, слушают, пишут, смотрят, оценивают.
-На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делают?) Запишем вопрос.
-Сравните слова I и II-ого столбика. (Это глаголы. Обозначают действие одного, нескольких предметов).
-Какой вывод можно сделать? (глагол изменяется по числам).
-А какие ещё части речи изменяются по числам? (Имя существительное.)
5. Формирование навыка определения глагола
У.: Дядюшка Глагол такой деятельный, что даже в нашем учебнике оставил для вас задание. Упр.247.
-Как будем выполнять? (Что сделал? Растаял, оставил.)
-А чем отличаются эти глаголы от записанных ранее?
(Сделают сейчас, сделал когда – то, т. е. действия в разное время.) — Это будем изучать позже. Глаголы изменяются и по временам.
-Что ещё заметили? (отличаются вопросы этих глаголов — добавляется буква с.)
6. Физкультминутка
У.: У дядюшки Глагола есть друг — сказочный герой. Этот друг совершает столько разных действий, попадает в такие истории, что за ним не успевают кот Базилио и лиса Алиса.
-Кто этот друг?
-Сейчас посмотрим, вы сможете сделать его любимую зарядку? Будьте внимательны и прислушивайтесь к словам стихотворения.
Буратино встал, потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел,
Что бы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
У.: Какие действия совершил Буратино?
-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что сделал? Что сделать?).
7. Включение нового знания в систему знаний
- Для чего мы изучаем части речи? Что нового сегодня узнали? Кто сделает вывод? ( по алгоритму: что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?)
— Где можно уточнить эту информацию?
-Проверим. Откройте учебник на стр. 113. Прочитайте правило и сведения о языке.
-Мы правильно определили, для чего нужен дядюшка Глагол в речи? Для чего? (Обозначать действие.)
8. Работа с ранее изученным материалом
У.: Дядюшка Глагол еще и ученый. Его друг археолог из далекой сказочной страны.
Кто такие археологи? (Ученые, изучающие быт и культуру древних народов по различным находкам.) Так вот, его друг попросил расшифровать надпись под наскальным рисунком.
Глокая куздря похлобыстала к мюмзикам.
-Спишите это предложение. Только без ошибок. А то эта ошибка может попасть в историю. (Взаимопроверка.)
-Что вы можете сказать про эту запись? Какие части речи можете выделить?
Докажите. – Синтаксический разбор.
-Слово кудря к какой части речи относится? Определите род и число (ж. р., ед. ч.).
-Что помогло определить? (Связь с сущ. и гл.)
— А если был бы муж. род? Мн. ч.?
-Какую расшифровку этого предложения мы предложим дядюшке Глаголу?
(Варианты. Золотая курочка побежала к цыплятам. Лохматая собака побежала к щенкам.) Запишите свой вариант или тот, который понравился.
Какие молодцы! Такое сложное исследование, а вы справились!
9. Физкультминутка
У.: Дядюшка Глагол хочет убедиться, что вы всегда узнаете его любимые слова.
Я читаю, а вы вставляйте глаголы и показывайте действие.
— Я страшное дело какой деловой
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто — пречисто весь двор подметаю,
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Встретилось интересное словосочетание ухожу с головой. А разве можно уходить без головы? Что это значит? (Целиком, полностью.)
-Как называются подобные фразы? (Фразеологизмы.)
-Следующее задание: угадай Ф.Е., объясни значение и замени одним глаголом. (Иллюстрации — прямое значение)
Клевать носом – засыпать
Зарубить на носу – запомнить
Повесить нос – огорчиться
Как корова языком слизала – исчезло
Закрыть рот на замок – замолчать
У.: И последнее задание дядюшки Глагола – учёного исследователя. У нас опять проблема. Исследуйте текст.
Букет цветов. Жизнь цветка в букете коротка. Как жизнь цветам? Рекомендуется листья с нижней части стебля. У роз необходимо и шипы. Конец стебля цветка надо в воде. Воду для цветов желательно комнатной температуры. Можно в неё соль или сахар.
Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать. Задание. 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме урока.
2. Расскажите об орфограмме в корне, которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе?
3. Назовите предложения с неполной грамматической основой. 4. Укажите самый короткий по составу глагол неопределенной формы. 11. Инструктаж домашнего задания
У.: Домашнее задание будет на выбор:
1) Выполнить упражнение № 248, правило.
2) Из художественного текста выписать 10 глаголов по числам.
3) Составить свой текст — инструкцию, используя глаголы.
12.Рефлексия учебной деятельности У.: Чему же мы хотели научиться сегодня на уроке? Справились с задачами? В чём испытывали затруднения? Как оцениваете свою работу?
-Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
Использованная литература 1. Рик Т.Г. Здравствуй, Имя существительное. – М.: РИО «Самовар», 1995.
2. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. – М.: РИО «Самовар», 1995.
3. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол. – М.: РИО «Самовар», 1995.
4. Волина В.В. “Учимся, играя”.- М.: Новая школа,1997 г.
5. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 2-4 класса. – М.: Просвещение, 2006.
6. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: 2002.
7. Полякова А.В. Практикум по русскому языку 3-4 классы: Методический комментарий. Вари анты проверочных и контрольных работ. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
Задача учителя средствами урока формировать моральные качества личности нравственной, ориентированной на успех, готовой к неожиданностям жизни.
Такие задачи воспитания реализуются через содержание урока русского языка во 2 классе по теме « Глагол (термин, определение)». Для этого используется личностно-ориентированная, проблемно-диалоговая технология. Для грамматических заданий на уроке используются фразеологизмы. Работа над этими единицами дает хороший эффект в воспитании моральных качеств, чувства сопричастности к наследию народа и др.
Тема: Глагол (термин, определение) Цели: Дать понятие глагола как части речи, формировать представление о лексическом и грамматическом значении глагола в русском языке. Расширить знания о фразеологизмах.
Задачи: 1.Развивать личностные УУД:
через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку. 2. Развивать регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий. 3. Формировать познавательные УУД: общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства. логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи. 4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, учиться контролировать действия партнёра. Оборудование: мультимедийный проектор, наглядность на электронном носителе.
Ход урока 1. Организационныймомент
Запись в тетради числа.
У.: Посмотрите, скорее, ребята. Кто сегодня к нам пришел?
2. Активизация знаний учащихся
У.: Что за герой? Что о нём вы можете сказать?
3. Формулирование темы урока
У.: Этот гость — он добрый, славный, а зовут его …
-Составьте из букв его имя а л а г г о
-Запишем имя нашего героя — Глагол.
-Назовите тему нашего урока. Как думаете, чем будем заниматься?
(Мы продолжим знакомство с частями речи и уточним представления о глаголе).
4. Открытие нового знания
У.: Этот дядюшка Глагол ужасный шутник и проказник. Очень любит он петь и играть…
-Что странного в его облике? Почему он так выглядит? (совершает множество действий)
-Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие действия совершает дядюшка Глагол? (Читает, листает, пишет, рисует, забивает, бегает, танцует, катается, скользит, играет,
покупает, носит, отбивает, развлекается).
-А ещё он умеет, ребята, кто, что делает замечать.
-Постарайтесь работать на уроке так, чтобы дядюшка Глагол остался доволен.
-Отступите 1 строчку, в столбик записываем глаголы со строчной буквы (учитель называет имена ребят, а ученики подсказывают глаголы).
-Лиза читает, Ваня играет, Маша рисует, Саша сидит, Настя смеётся, Толик дерётся, ну а Денис на соседку глядит.
У.: Что общего у этих слов? (настоящее время, ед. ч.) На какой вопрос отвечают эти глаголы? Запишем вопрос на первой строке. Что делает?
-Пишем во II столбик. Строку отступаем.
-А чем занимаются наши гости? Разговаривают, слушают, пишут, смотрят, оценивают.
-На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делают?) Запишем вопрос.
-Сравните слова I и II-ого столбика. (Это глаголы. Обозначают действие одного, нескольких предметов).
-Какой вывод можно сделать? (глагол изменяется по числам).
-А какие ещё части речи изменяются по числам? (Имя существительное.)
5. Формирование навыка определения глагола
У.: Дядюшка Глагол такой деятельный, что даже в нашем учебнике оставил для вас задание. Упр.247.
-Как будем выполнять? (Что сделал? Растаял, оставил.)
-А чем отличаются эти глаголы от записанных ранее?
(Сделают сейчас, сделал когда – то, т. е. действия в разное время.) — Это будем изучать позже. Глаголы изменяются и по временам.
-Что ещё заметили? (отличаются вопросы этих глаголов — добавляется буква с.)
6. Физкультминутка
У.: У дядюшки Глагола есть друг — сказочный герой. Этот друг совершает столько разных действий, попадает в такие истории, что за ним не успевают кот Базилио и лиса Алиса.
-Кто этот друг?
-Сейчас посмотрим, вы сможете сделать его любимую зарядку? Будьте внимательны и прислушивайтесь к словам стихотворения.
Буратино встал, потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел,
Что бы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
У.: Какие действия совершил Буратино?
-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что сделал? Что сделать?).
7. Включение нового знания в систему знаний
- Для чего мы изучаем части речи? Что нового сегодня узнали? Кто сделает вывод? ( по алгоритму: что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?)
— Где можно уточнить эту информацию?
-Проверим. Откройте учебник на стр. 113. Прочитайте правило и сведения о языке.
-Мы правильно определили, для чего нужен дядюшка Глагол в речи? Для чего? (Обозначать действие.)
8. Работа с ранее изученным материалом
У.: Дядюшка Глагол еще и ученый. Его друг археолог из далекой сказочной страны.
Кто такие археологи? (Ученые, изучающие быт и культуру древних народов по различным находкам.) Так вот, его друг попросил расшифровать надпись под наскальным рисунком.
Глокая куздря похлобыстала к мюмзикам.
-Спишите это предложение. Только без ошибок. А то эта ошибка может попасть в историю. (Взаимопроверка.)
-Что вы можете сказать про эту запись? Какие части речи можете выделить?
Докажите. – Синтаксический разбор.
-Слово кудря к какой части речи относится? Определите род и число (ж. р., ед. ч.).
-Что помогло определить? (Связь с сущ. и гл.)
— А если был бы муж. род? Мн. ч.?
-Какую расшифровку этого предложения мы предложим дядюшке Глаголу?
(Варианты. Золотая курочка побежала к цыплятам. Лохматая собака побежала к щенкам.) Запишите свой вариант или тот, который понравился.
Какие молодцы! Такое сложное исследование, а вы справились!
9. Физкультминутка
У.: Дядюшка Глагол хочет убедиться, что вы всегда узнаете его любимые слова.
Я читаю, а вы вставляйте глаголы и показывайте действие.
— Я страшное дело какой деловой
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто — пречисто весь двор подметаю,
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Встретилось интересное словосочетание ухожу с головой. А разве можно уходить без головы? Что это значит? (Целиком, полностью.)
-Как называются подобные фразы? (Фразеологизмы.)
-Следующее задание: угадай Ф.Е., объясни значение и замени одним глаголом. (Иллюстрации — прямое значение)
Клевать носом – засыпать
Зарубить на носу – запомнить
Повесить нос – огорчиться
Как корова языком слизала – исчезло
Закрыть рот на замок – замолчать
У.: И последнее задание дядюшки Глагола – учёного исследователя. У нас опять проблема. Исследуйте текст.
Букет цветов. Жизнь цветка в букете коротка. Как жизнь цветам? Рекомендуется листья с нижней части стебля. У роз необходимо и шипы. Конец стебля цветка надо в воде. Воду для цветов желательно комнатной температуры. Можно в неё соль или сахар.
Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать. Задание. 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме урока.
2. Расскажите об орфограмме в корне, которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе?
3. Назовите предложения с неполной грамматической основой. 4. Укажите самый короткий по составу глагол неопределенной формы. 11. Инструктаж домашнего задания
У.: Домашнее задание будет на выбор:
1) Выполнить упражнение № 248, правило.
2) Из художественного текста выписать 10 глаголов по числам.
3) Составить свой текст — инструкцию, используя глаголы.
12.Рефлексия учебной деятельности У.: Чему же мы хотели научиться сегодня на уроке? Справились с задачами? В чём испытывали затруднения? Как оцениваете свою работу?
-Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
Использованная литература 1. Рик Т.Г. Здравствуй, Имя существительное. – М.: РИО «Самовар», 1995.
2. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. – М.: РИО «Самовар», 1995.
3. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол. – М.: РИО «Самовар», 1995.
4. Волина В.В. “Учимся, играя”.- М.: Новая школа,1997 г.
5. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 2-4 класса. – М.: Просвещение, 2006.
6. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: 2002.
7. Полякова А.В. Практикум по русскому языку 3-4 классы: Методический комментарий. Вари анты проверочных и контрольных работ. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
2 класс
08 ноября 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО